Срыв «Северного пути»: почему «Новатэк» не хочет плавать на российских судах - «Новости Дня»

  • 21:00, 13-дек-2018
  • Военные действия
  • Болеслав
  • 0

Срыв «Северного пути»: почему «Новатэк» не хочет плавать на российских судах - «Новости Дня»

Правительство обсуждает законопроект, согласно которому перевозить Северным морским путем российские углеводороды можно только на отечественных же судах. Логично, учитывая стремление страны к возрождению собственного судостроения. Однако у Комиссии по импортозамещению есть право предоставлять отсрочку по таким решениям – протяженностью вплоть до 20 лет. И этой лазейкой пытаются воспользоваться некоторые перевозчики.


При этом ничего нового в российской инициативе нет. Так, перевозить углеводороды с американских месторождений на Аляске можно только на американских танкерах. Япония поддерживает свое судостроение, хотя в соседней Южной Корее оно ощутимо дешевле. Но не просто так дешевле, а благодаря государственным дотациям, отпускаемым в обход нормам Всемирной торговой организации. То есть судостроение – это не частная лавочка, а государственные проекты, служащие для укрепления суверенитета.


Согласно опросам, 88% населения России считает, что российские торговые пути должны обслуживаться именно российскими судами, построенными на российских верфях. Однако мнение народа мало что значит для коммерции.


Политолог Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации, рассказывает:


«Компания «Новатэк» реализует первый в России масштабный СПГ-проект («Ямал-СПГ») и нуждается в мощных газовозах для транспортировки сжиженного природного газа по Северному морскому пути. Компания очень хорошо считает деньги и, что характерно, до настоящего времени фактически вкладывалась в экономику Южной Кореи, предоставив ей возможность зарабатывать на строительстве современных судов. Понятно – бизнес есть бизнес. Только вот к импортозамещению в экстремальных санкционных условиях, на чем настаивает президент РФ, это не имеет никакого отношения.»


«Новатэк» действительно, похоже, не заинтересован в развитии российского судоходства. Он ведет переговоры с крупнейшей российской дальневосточной судоверфью «Звезда», но ставит ей весьма оригинальные условия: так, газовозы «Звезда» должна спускать на воду за два года вместо обычных 5-7 лет (китайцы, например, строили свой первый газовоз 11 лет – и это при их «традициях» промышленного шпионажа!).


Что получается? За последние шесть лет «Новатэк» заплатил корейцам не менее 6 миллиардов долларов за постройку разнообразных судов, в том числе ледовых газовозов (15 экземпляров), но сотрудничать с российскими судостроителями на никак не менее выгодных условиях он не желает.


«Корейские верфи, которые реализуют сейчас заказы «Новатэка», находились в предбанкротном состоянии, и заказ российской компании фактически спас их. Совершенно непонятно, почему «Новатэк» предпочитает спасать зарубежные верфи, когда российская экономика переживает сложный период санкционного воздействия, а в большинстве уважающих себя государств компании закупают продукцию, произведенную на национальных верфях, даже если цена на нее на порядок выше рынка», — сказал Мухин.


Кроме того, «Новатэк» живет «под санкциями» и на основании этого пользуется преференциями российского правительства. Но идти ему навстречу в деле импортозамещения отказывается.


Такое вот оригинальное частно-государственное партнерство получается.


Одной рукой «Новатэк» требует и получает нулевую экспортную пошлину со своего месторождения «Ямал-СПГ», обеспечивает себе отсрочку начисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), получает 150 миллиардов рублей на финансирование «Ямал-СПГ» из Фонда национального благосостояния, 71 миллиард рублей на строительство грузового порта Сабетта, другой – вкладывает сэкономленные средства в зарубежное производство при наличии отечественной альтернативы.


По данным ряда источников в правительственных ведомствах, уже готовится распоряжение правительства РФ о возможности использования 28 судов под иностранным флагом для перевозки сжиженного природного газа в рамках проектов «Новатэка» «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2». Таким образом, устанавливаются исключения из норм Кодекса торгового мореплавания, вступающих в силу 30 декабря 2018 года.


Психиатры называют подобное поведение шизофренией, раздвоением личности, но вряд ли можно заподозрить в таком диагнозе высокопрофессиональных бенефициаров и топ-менеджеров «Новатэка». Скорее речь идет об «эффективном менеджменте», выражающемся в получении средств на родине и выводе их в более милые сердцу юрисдикции. Ведь без экспортных пошлин и НДПИ российский бюджет фактически не получает с «Ямала» ни копейки – остальные налоги по своим масштабам не идут ни в какое сравнение с двумя упомянутыми сборами. Радует, что глава «Новатэка», один из богатейших людей России, уверен, что и в будущем такая поддержка государства «не обсуждается».


Действительно, в действующих долгосрочных проектах бюджета заложено более 100 миллиардов рублей на поддержку другого проекта «Новатэка» – «Арктик СПГ-2». Мы вообще очень добрые, когда речь идет о конкуренции с американской экспансией на рынке сжиженного природного газа. Позволяем строить завод силами зарубежных компаний, заказывать за границей ледовые суда для доставки продукта. Вся-то просьба от государства – ребята, впредь, пожалуйста, заказывайте корабли у своих же производителей. И вам экономия, и государству прибыль.


«Но, может, в России строить негде? — вопрошает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. — В том-то и дело, что есть. Одна только современная судоверфь «Звезда» чего стоит».


В сентябре 2016 года на «Звезде» была введена в эксплуатацию первая очередь комплекса, год спустя начал функционировать открытый тяжелый достроечный стапель, опережающими темпами ведутся работы на площадке крупнейшего в России сухого дока. Потенциальный объем законтрактованных заказов в период до 2035 года составляет 178 единиц судов и морской техники. Пока же в производстве находятся целых 25 судов. Причем специализация «Звезды» — строительство морской техники для освоения углеводородных месторождений.


Но не хотят. Не для того Леонид Викторович Михельсон пробивался в топ-5 российского Forbes, чтобы иметь дело с российскими подрядчиками.


«Конечно, строить газовозы на заграничном Дальнем Востоке, да и в сытой Европе, в той же Финляндии, легко и приятно: тут и наработанные технологии, и квалифицированная рабочая сила, ничего нельзя сбрасывать со счетов. Остается невыясненным один вопрос: нам-то, России, какая выгода от таких проектов?» — подытожил Кричевский.


Правительство обсуждает законопроект, согласно которому перевозить Северным морским путем российские углеводороды можно только на отечественных же судах. Логично, учитывая стремление страны к возрождению собственного судостроения. Однако у Комиссии по импортозамещению есть право предоставлять отсрочку по таким решениям – протяженностью вплоть до 20 лет. И этой лазейкой пытаются воспользоваться некоторые перевозчики. При этом ничего нового в российской инициативе нет. Так, перевозить углеводороды с американских месторождений на Аляске можно только на американских танкерах. Япония поддерживает свое судостроение, хотя в соседней Южной Корее оно ощутимо дешевле. Но не просто так дешевле, а благодаря государственным дотациям, отпускаемым в обход нормам Всемирной торговой организации. То есть судостроение – это не частная лавочка, а государственные проекты, служащие для укрепления суверенитета. Согласно опросам, 88% населения России считает, что российские торговые пути должны обслуживаться именно российскими судами, построенными на российских верфях. Однако мнение народа мало что значит для коммерции. Политолог Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации, рассказывает: «Компания «Новатэк» реализует первый в России масштабный СПГ-проект («Ямал-СПГ») и нуждается в мощных газовозах для транспортировки сжиженного природного газа по Северному морскому пути. Компания очень хорошо считает деньги и, что характерно, до настоящего времени фактически вкладывалась в экономику Южной Кореи, предоставив ей возможность зарабатывать на строительстве современных судов. Понятно – бизнес есть бизнес. Только вот к импортозамещению в экстремальных санкционных условиях, на чем настаивает президент РФ, это не имеет никакого отношения.» «Новатэк» действительно, похоже, не заинтересован в развитии российского судоходства. Он ведет переговоры с крупнейшей российской дальневосточной судоверфью «Звезда», но ставит ей весьма оригинальные условия: так, газовозы «Звезда» должна спускать на воду за два года вместо обычных 5-7 лет (китайцы, например, строили свой первый газовоз 11 лет – и это при их «традициях» промышленного шпионажа!). Что получается? За последние шесть лет «Новатэк» заплатил корейцам не менее 6 миллиардов долларов за постройку разнообразных судов, в том числе ледовых газовозов (15 экземпляров), но сотрудничать с российскими судостроителями на никак не менее выгодных условиях он не желает. «Корейские верфи, которые реализуют сейчас заказы «Новатэка», находились в предбанкротном состоянии, и заказ российской компании фактически спас их. Совершенно непонятно, почему «Новатэк» предпочитает спасать зарубежные верфи, когда российская экономика переживает сложный период санкционного воздействия, а в большинстве уважающих себя государств компании закупают продукцию, произведенную на национальных верфях, даже если цена на нее на порядок выше рынка», — сказал Мухин. Кроме того, «Новатэк» живет «под санкциями» и на основании этого пользуется преференциями российского правительства. Но идти ему навстречу в деле импортозамещения отказывается. Такое вот оригинальное частно-государственное партнерство получается. Одной рукой «Новатэк» требует и получает нулевую экспортную пошлину со своего месторождения «Ямал-СПГ», обеспечивает себе отсрочку начисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), получает 150 миллиардов рублей на финансирование «Ямал-СПГ» из Фонда национального благосостояния, 71 миллиард рублей на строительство грузового порта Сабетта, другой – вкладывает сэкономленные средства в зарубежное производство при наличии отечественной альтернативы. По данным ряда источников в правительственных ведомствах, уже готовится распоряжение правительства РФ о возможности использования 28 судов под иностранным флагом для перевозки сжиженного природного газа в рамках проектов «Новатэка» «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2». Таким образом, устанавливаются исключения из норм Кодекса торгового мореплавания, вступающих в силу 30 декабря 2018 года. Психиатры называют подобное поведение шизофренией, раздвоением личности, но вряд ли можно заподозрить в таком диагнозе высокопрофессиональных бенефициаров и топ-менеджеров «Новатэка». Скорее речь идет об «эффективном менеджменте», выражающемся в получении средств на родине и выводе их в более милые сердцу юрисдикции. Ведь без экспортных пошлин и НДПИ российский бюджет фактически не получает с «Ямала» ни копейки – остальные налоги по своим масштабам не идут ни в какое сравнение с двумя упомянутыми сборами. Радует, что глава «Новатэка», один из богатейших людей России, уверен, что и в будущем такая поддержка государства «не обсуждается». Действительно, в действующих долгосрочных проектах бюджета заложено более 100 миллиардов рублей на поддержку другого проекта «Новатэка» – «Арктик СПГ-2». Мы вообще очень добрые, когда речь идет о конкуренции с американской экспансией на рынке сжиженного природного газа. Позволяем строить завод силами зарубежных компаний, заказывать за границей ледовые суда для доставки продукта. Вся-то просьба от государства – ребята, впредь, пожалуйста, заказывайте корабли у своих же производителей. И вам экономия, и государству прибыль. «Но, может, в России строить негде? — вопрошает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. — В том-то и дело, что есть. Одна только современная судоверфь «Звезда» чего стоит». В сентябре 2016 года на «Звезде» была введена в эксплуатацию первая очередь комплекса, год спустя начал функционировать открытый тяжелый достроечный стапель, опережающими темпами ведутся работы на площадке крупнейшего в России сухого дока. Потенциальный объем законтрактованных заказов в период до 2035 года составляет 178 единиц судов и морской техники. Пока же в производстве находятся целых 25 судов. Причем специализация «Звезды» — строительство морской техники для освоения углеводородных месторождений. Но не хотят. Не для того Леонид Викторович Михельсон пробивался в топ-5 российского Forbes, чтобы иметь дело с российскими подрядчиками. «Конечно, строить газовозы на заграничном Дальнем Востоке, да и в сытой Европе, в той же Финляндии, легко и приятно: тут и наработанные технологии, и квалифицированная рабочая сила, ничего нельзя сбрасывать со счетов. Остается невыясненным один вопрос: нам-то, России, какая выгода от таких проектов?» — подытожил Кричевский.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!