Sveriges Radio (Швеция): пропагандистский туризм живет и процветает - «Общество»

  • 08:00, 07-фев-2020
  • Статистика / Законы / Новости дня / Команды / Большой Кавказ / Мир / Мероприятия / Шоу-бизнес / Общество
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, В. Яковлев | Перейти в фотобанк«Только взгляните, какие толстые тетки! Голодать им явно не приходится», — воскликнул один турист в Ленинграде в 1935 году. Шведский литературовед рассуждает об истории и значении пропагандистского туризма, приводя примеры из СССР, Третьего рейха и современных ОАЭ.

Когда туристическая группа Калле Сёдера (Kalle S?der) прогуливалась по Ленинграду летом 1935 года, один из туристов внезапно воскликнул: «Только взгляните, какие толстые тетки! Голодать им явно не приходится». Эта реплика была прямым ответом на заявления шведских антикоммунистов, которые утверждали, что народ в Советском Союзе голодает. Шведы продолжили гулять по городу, удивляясь оживленным улицам. Люди вокруг были радостные, доброжелательные и хорошо одетые. Город Ленина предлагал первоклассные развлечения. В кинотеатре Калле Сёдер констатировал, что даже фильмы и актеры там лучше, чем дома. В Советском Союзе все было отлично.


Эффективная пропаганда не выглядит как пропаганда. Умелые пропагандисты предпочитают вести свою деятельность незаметно, стараясь заставить других говорить то, что нужно. Тогда это будет более правдоподобно. Сегодня таких посредников называют инфлюенсерами.


Российские большевики долгое время были самыми изобретательными и продвинутыми пропагандистами в мире. Они рано поняли ценность так называемого простого народа для пропаганды. Огромная организация, где работали пролетарские корреспонденты, которые, например, писали письма и рассказы в газеты для рабочего класса, долгое время отлично справлялась с задачами коммунистической партии. Обычно такие корреспонденты расписывали, как в их регионе все хорошо — благодаря коммунизму, конечно.


Чтобы распространить эту картину и за рубежом, советское государство прибегало к традиционному инструменту, на который, однако, слишком редко обращают внимание, — туризму. В 1929 году была основана организация «Интурист». Очень быстро она открыла представительства, например, в Берлине, Лондоне и Нью-Йорке. С помощью газет, брошюр и рекламы на разных языках ее сотрудники пытались привлечь западных туристов в Советский Союз.


Если вы почитаете коммунистические издания тех времен, то быстро поймете, что туристическая журналистика — материалы, которые журналисты писали по результатам поездок, — работала как очень эффективная пропаганда. Описанные Калле Сёдером впечатления от города Ленина — лишь один из многих примеров. Его статья вышла в Stormklockan в июле 1935 года.


Примерно в то же время, когда радостная компания туристов изучала Ленинград, в нацистском Нюрнберге шла лихорадочная подготовка к партийному конгрессу. Конечно, было много организационной работы. Особенно потому, что именно в этом году должны были принять Нюрнбергские законы, а конгресс партии к тому времени стал популярным туристическим мероприятием. Настолько популярным, что, помимо политических собраний, людям во время него начали предлагать и развлечения. Так что гражданство у немецких евреев отняли под радостную возню туристов. И так же на законодательном уровне запретили браки и сексуальные отношения между евреями и неевреями.



Туризм с самого начала был осознанной стратегией нацистского режима. В июне 1933 года Адольф Гитлер в рамках министерства пропаганды создал государственный комитет по туризму. Кристин Семменс (Kristin Semmens) в книге «Знакомясь с гитлеровской Германией: туризм в Третьем рейхе» (Seeing Hitler's Germany: Tourism in the Third Reich) пишет, что отечественный туризм развивали, например, с помощью организации «Сила через радость» (Kraft durch Freude), которая занималась досугом граждан. Таким образом государство надеялось сформировать сплоченную расово чистую и лояльную национальную общность. Международный же туризм использовали, чтобы попытаться успокоить окружающий мир, донеся до него, что Третий рейх — очень мирное и дружелюбное государство, и в нацистской Германии все хорошо.


А затем шаг за шагом из всех туристических брошюр, со всех карт и из экскурсий убрали достопримечательности, имеющие отношение к евреям, пролетарскому движению и демократической Веймарской республике. Их заменили тем, что можно было связать с нацистским движением. Создавались музеи, выставки и фестивали, посвященные нацистской идеологии и новому пониманию истории. Параллельно с этим уже существующие фестивали тоже начали проводить под знаком свастики, например, Вагнеровский фестиваль в Байройте и Октоберфест в Мюнхене. Кроме того, как уже было сказано, все больше затачивали под туристов дни партийного конгресса в Нюрнберге, — мероприятие превратилось в настоящее шоу и рекламу нацизма.


«До Нюрнберга еще очень далеко, но уже начинаешь понимать, каким красочным и нарядным будет город всю эту неделю. Все дворы и деревни вдоль железной дороги украшены флагами и гирляндами. Флаги развеваются повсюду». Так начинается пылкий репортаж неизвестного журналиста, побывавшего в 1938 году на конгрессе в Нюрнберге, в издании «Шведский национал-социалист» (Den svenske nationalsocialisten). Он продолжает в том же духе, используя выражения вроде «море свастик» и «водовороты цветов и людей» и радостно рассказывая об открытых автомобилях, в которых высокопоставленные партийные функционеры разъезжают по городу. Описание очень живое, если не сказать восторженное. Когда мимо проезжают Адольф Гитлер и Герман Геринг, «из сотен тысяч глоток вылетает громогласное „хайль"». Это шоу, игра. Хорошо срежиссированный развращающий спектакль.


Когда мы сегодня читаем репортажи такого рода, пропаганда в них настолько заметна, что это просто смешно. С пропагандой других эпох всегда так. Когда мы ее видим, мы снисходительно улыбаемся и задаемся вопросом, как люди вообще могли в это поверить. Пропаганду других стран тоже до смешного легко разоблачить. Например, многие слушают какого-нибудь местного гида, скажем, в заброшенной части Фамагуста на Кипре, и думают, что в другой части города прямо сейчас рассказывают совсем другую историю. В таких случаях мы тоже снисходительно улыбаемся. Возможно, даже задаем какой-нибудь критический вопрос, чтобы дать гиду понять, что уж нас-то не проведешь.


И конечно мы все понимаем, что инфлюенсеры, которых приглашают, например, в Дубай, не рассказывают нам всей правды об Эмиратах, и что ужасающие факты о нарушениях прав человека и неравноправии плохо подходят к роскошным картинкам в Инстаграме или других социальных сетях. Все это мы знаем. В то же время мы не можем удержаться, чтобы немного не помечтать о месте, где, кажется, царит полный порядок, где шоппинг прекрасный и пляжи очень красивы. О месте, где можно успокоиться и немного отдохнуть. Кому от этого будет плохо? Ведь, несмотря ни на что, мы все равно остаемся критически мыслящими людьми, которые понимают ценность прав человека и ставят их гораздо выше роскошного отдыха.


Ну а как быть с вещами, которые нам действительно нравятся и которые распространяют заслужившие наше доверие люди? Бесплатный проездной Interrail для 18-летних — это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. Однако в 2018 году ЕС действительно запустил такой проект. Во времена, когда все чаще становится очевидно, что европейская идентичность ослабла и общность раскалывается. Спонсирование европейского туризма — это попытка воспрепятствовать этому. И когда я читаю, что участники этого проекта, которых выбрали в качестве корреспондентов, получат возможность рассказывать о своих поездках в социальных сетях, я снова улыбаюсь. На этот раз не мудро и снисходительно, а по-настоящему. Затем мои мысли уносятся к одному 18-летнему приятелю, которому совершенно необходимо прямо сейчас сообщить, что такую возможность упускать нельзя.


© РИА Новости, В. Яковлев | Перейти в фотобанк«Только взгляните, какие толстые тетки! Голодать им явно не приходится», — воскликнул один турист в Ленинграде в 1935 году. Шведский литературовед рассуждает об истории и значении пропагандистского туризма, приводя примеры из СССР, Третьего рейха и современных ОАЭ.Когда туристическая группа Калле Сёдера (Kalle S?der) прогуливалась по Ленинграду летом 1935 года, один из туристов внезапно воскликнул: «Только взгляните, какие толстые тетки! Голодать им явно не приходится». Эта реплика была прямым ответом на заявления шведских антикоммунистов, которые утверждали, что народ в Советском Союзе голодает. Шведы продолжили гулять по городу, удивляясь оживленным улицам. Люди вокруг были радостные, доброжелательные и хорошо одетые. Город Ленина предлагал первоклассные развлечения. В кинотеатре Калле Сёдер констатировал, что даже фильмы и актеры там лучше, чем дома. В Советском Союзе все было отлично. Эффективная пропаганда не выглядит как пропаганда. Умелые пропагандисты предпочитают вести свою деятельность незаметно, стараясь заставить других говорить то, что нужно. Тогда это будет более правдоподобно. Сегодня таких посредников называют инфлюенсерами. Российские большевики долгое время были самыми изобретательными и продвинутыми пропагандистами в мире. Они рано поняли ценность так называемого простого народа для пропаганды. Огромная организация, где работали пролетарские корреспонденты, которые, например, писали письма и рассказы в газеты для рабочего класса, долгое время отлично справлялась с задачами коммунистической партии. Обычно такие корреспонденты расписывали, как в их регионе все хорошо — благодаря коммунизму, конечно. Чтобы распространить эту картину и за рубежом, советское государство прибегало к традиционному инструменту, на который, однако, слишком редко обращают внимание, — туризму. В 1929 году была основана организация «Интурист». Очень быстро она открыла представительства, например, в Берлине, Лондоне и Нью-Йорке. С помощью газет, брошюр и рекламы на разных языках ее сотрудники пытались привлечь западных туристов в Советский Союз. Если вы почитаете коммунистические издания тех времен, то быстро поймете, что туристическая журналистика — материалы, которые журналисты писали по результатам поездок, — работала как очень эффективная пропаганда. Описанные Калле Сёдером впечатления от города Ленина — лишь один из многих примеров. Его статья вышла в Stormklockan в июле 1935 года. Примерно в то же время, когда радостная компания туристов изучала Ленинград, в нацистском Нюрнберге шла лихорадочная подготовка к партийному конгрессу. Конечно, было много организационной работы. Особенно потому, что именно в этом году должны были принять Нюрнбергские законы, а конгресс партии к тому времени стал популярным туристическим мероприятием. Настолько популярным, что, помимо политических собраний, людям во время него начали предлагать и развлечения. Так что гражданство у немецких евреев отняли под радостную возню туристов. И так же на законодательном уровне запретили браки и сексуальные отношения между евреями и неевреями. Туризм с самого начала был осознанной стратегией нацистского режима. В июне 1933 года Адольф Гитлер в рамках министерства пропаганды создал государственный комитет по туризму. Кристин Семменс (Kristin Semmens) в книге «Знакомясь с гитлеровской Германией: туризм в Третьем рейхе» (Seeing Hitler's Germany: Tourism in the Third Reich) пишет, что отечественный туризм развивали, например, с помощью организации «Сила через радость» (Kraft durch Freude), которая занималась досугом граждан. Таким образом государство надеялось сформировать сплоченную расово чистую и лояльную национальную общность. Международный же туризм использовали, чтобы попытаться успокоить окружающий мир, донеся до него, что Третий рейх — очень мирное и дружелюбное государство, и в нацистской Германии все хорошо. А затем шаг за шагом из всех туристических брошюр, со всех карт и из экскурсий убрали достопримечательности, имеющие отношение к евреям, пролетарскому движению и демократической Веймарской республике. Их заменили тем, что можно было связать с нацистским движением. Создавались музеи, выставки и фестивали, посвященные нацистской идеологии и новому пониманию истории. Параллельно с этим уже существующие фестивали тоже начали проводить под знаком свастики, например, Вагнеровский фестиваль в Байройте и Октоберфест в Мюнхене. Кроме того, как уже было сказано, все больше затачивали под туристов дни партийного конгресса в Нюрнберге, — мероприятие превратилось в настоящее шоу и рекламу нацизма. «До Нюрнберга еще очень далеко, но уже начинаешь понимать, каким красочным и нарядным будет город всю эту неделю. Все дворы и деревни вдоль железной дороги украшены флагами и гирляндами. Флаги развеваются повсюду». Так начинается пылкий репортаж неизвестного журналиста, побывавшего в 1938 году на конгрессе в Нюрнберге, в издании «Шведский национал-социалист» (Den svenske nationalsocialisten). Он продолжает в том же духе, используя выражения вроде «море свастик» и «водовороты цветов и людей» и радостно рассказывая об открытых автомобилях, в которых высокопоставленные партийные функционеры разъезжают по городу. Описание очень живое, если не сказать восторженное. Когда мимо проезжают Адольф Гитлер и Герман Геринг, «из сотен тысяч глоток вылетает громогласное „хайль"». Это шоу, игра. Хорошо срежиссированный развращающий спектакль. Когда мы сегодня читаем репортажи такого рода, пропаганда в них настолько заметна, что это просто смешно. С пропагандой других эпох всегда так. Когда мы ее видим, мы снисходительно улыбаемся и задаемся вопросом, как люди вообще могли в это поверить. Пропаганду других стран тоже до смешного легко разоблачить. Например, многие слушают какого-нибудь местного гида, скажем, в заброшенной части Фамагуста на Кипре, и думают, что в другой части города прямо сейчас рассказывают совсем другую историю. В таких случаях мы тоже снисходительно улыбаемся. Возможно, даже задаем какой-нибудь критический вопрос, чтобы дать гиду понять, что уж нас-то не проведешь. И конечно мы все понимаем, что инфлюенсеры, которых приглашают, например, в Дубай, не рассказывают нам всей правды об Эмиратах, и что ужасающие факты о нарушениях прав человека и неравноправии плохо подходят к роскошным картинкам в Инстаграме или других социальных сетях. Все это мы знаем. В то же время мы не можем удержаться, чтобы немного не помечтать о месте, где, кажется, царит полный порядок, где шоппинг прекрасный и пляжи очень красивы. О месте, где можно успокоиться и немного отдохнуть. Кому от этого будет плохо? Ведь, несмотря ни на что, мы все равно остаемся критически мыслящими людьми, которые понимают ценность прав человека и ставят их гораздо выше роскошного отдыха. Ну а как быть с вещами, которые нам действительно нравятся и которые распространяют заслужившие наше доверие люди? Бесплатный проездной Interrail для 18-летних — это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. Однако в 2018 году ЕС действительно запустил такой проект. Во времена, когда все чаще становится очевидно, что европейская идентичность ослабла и общность раскалывается. Спонсирование европейского туризма — это попытка воспрепятствовать этому. И когда я читаю, что участники этого проекта, которых выбрали в качестве корреспондентов, получат возможность рассказывать о своих поездках в социальных сетях, я снова улыбаюсь. На этот раз не мудро и снисходительно, а по-настоящему. Затем мои мысли уносятся к одному 18-летнему приятелю, которому совершенно необходимо прямо сейчас сообщить, что такую возможность упускать нельзя.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!