© РИА Новости, Оксана Джадан | Перейти в фотобанкШведская газета «Дагенс нюхетер» выяснила, что целых 15 человек в стране получают так называемые гитлеровские пенсии — компенсацию, которую Германия выплачивает людям, пострадавшим в боях на стороне нацистов. Споры о гитлеровских пенсиях ведутся в разных странах уже давно. Людей возмущает, что нацистские палачи получают ежемесячную ренту наравне с жертвами.
Так называемые «гитлеровские пенсии», компенсация, которую Германия выплачивает людям, пострадавшим в войне на стороне нацистов, вызывают споры во многих европейских странах. «Дагенс нюхетер» выяснила, что среди получателей этих пенсий есть и шведы.
В Швеции пятнадцать человек ежемесячно получают «военную пенсию» из Германии, среди них три вдовы.
Примерно 200 шведских добровольцев присоединились к немецким вооруженным силам во время Второй мировой войны. Они поклялись в верности Адольфу Гитлеру, и им была обещана пожизненная пенсия на тех же условиях, что и немецким гражданам.
И по сей день — спустя почти 75 лет после окончания Второй мировой войны — Германия выплачивает компенсацию людям за границей, которые пострадали, например, сражаясь за нацистскую Германию.
Эти вызывающие много споров выплаты делаются в рамках немецкого Федерального закона о помощи жертвам войны (Bundesversorgungsgesetz) от 1950 года. В числе получателей — солдаты, воевавшие в вооруженных силах нацистской Германии, а также гражданские, которые получили ранения в обстрелах и бомбежках.
У «Дагенс нюхетер» есть информация, что 15 человек, живущих в Швеции, ежемесячно получают такие «военные пенсии». Об этом сообщает министерство социальных дел земли Шлезвиг-Гольштейн, расположенной на севере Германии. Оно отвечает за выплаты в Швецию.
«Как мы можем видеть по актам, шестеро имеют шведское гражданство», — рассказал представитель пресс-службы министерства Кристиан Коль (Christian Kohl) «Дагенс нюхетер».
Возраст шведских получателей пенсии составляет от 82 до 101 года. Они получают от 1 500 до 10 000 крон (примерно от 10 500 до 70 000 рублей — прим. перев.) ежемесячно. Среди них есть три женщины, унаследовавшие пенсию — технически нечто вроде пожизненной ренты — после смерти мужей. На каких основаниях шведы получают эти ежемесячные компенсации, немецкие власти ответить отказались.
Во многих других европейских странах эти «гитлеровские пенсии», как называют выплаты в немецких и международных СМИ, стали причиной ожесточенных политических дебатов. Много критики вызывает то, что Германия хранит в тайне информацию об этих выплатах и скрывает личные данные получателей. В Бельгии, где минимум 18 человек получают «военные пенсии» из соседней страны, парламентский комитет по иностранным делам на прошлой неделе проголосовал за то, чтобы потребовать от Германии прекратить выплаты и сообщить имена получателей, неизвестные бельгийским властям.
Соседняя страна возмущена прежде всего потому, что среди получателей пенсий могут быть лица, добровольно присоединившиеся к нацистской боевой группе «Ваффен-СС».
«Выплаты пенсий лицам, которые сотрудничали с одним из самых жестоких и смертоносных режимов в истории, противоречит европейской работе по сохранению исторической памяти и мира», — написала группа бельгийских парламентариев в привлекшем много внимания заявлении.
В Великобритании, Австрии и Швейцарии поток денег из Германии также вызвал дебаты.
«Я поражен и шокирован тем, что мы в 2019 году по-прежнему вынуждены говорить о пенсиях, которые выплачиваются людям, воевавшим на стороне нацистов или даже участвовавшим в бойнях», — говорит Иоганн Гурфинкель (Johanne Gurfinkiel), генеральный секретарь швейцарской организации CICAD, которая борется с антисемитизмом.
Но в разговоре с «Дагенс нюхетер» немецкие власти подчеркнули, что среди получателей нет ни бывших членов «Ваффен-СС», ни лиц, осужденных за преступления против человечества.
«Это компенсация людям, которые пострадали в результате боевых действий, а не выплаты за то, что они воевали в рядах вермахта (вооруженные силы нацистской Германии — прим. ред.) или „Ваффен-СС"», — написал официальный представитель министерства социальных дел и труда Германии в письме «Дагенс нюхетер».
В Бельгии и Великобритании возмущение вызывали не только сами выплаты коллаборационистам нацистов, но и информация о том, что эти деньги не облагаются налогом. На вопрос «Дагенс нюхетер», где шведские получатели пенсий платят налог, в Швеции или в Германии, немецкие власти ответили, что не знают. Немецкое посольство в Стокгольме также ничего не знает о выплатах, а ссылается на министерство в Берлине.
После окончания войны вопрос о компенсациях жертвам нацистов — и преступникам — обсуждался неоднократно. И не в первый раз эти спорные выплаты становятся темой статей в СМИ. Уже в год подписания закона (1950) вдовы многих выдающихся нацистов подали заявку на пожизненную ренту после смерти мужей. Одной из них была Маргарета Гиммлер — вдова гитлеровского министра внутренних дел и ужасного начальника СС Генриха Гиммлера, который покончил жизнь самоубийством, когда Германия капитулировала. Претендовала на компенсацию и вдова Рейнхарда Гейдриха (Reinhard Heydrich), знаменитого эсэсовца и одного из организаторов Холокоста. Через пару лет эти женщины получили отказ с формулировкой, что их мужья были не солдатами, а государственными служащими.
В конце 1990-х годов, после громких дебатов, закон о компенсациях лицам, пострадавшим во время войны, переписали. Это произошло после того, как в немецкой телепрограмме рассказали, что 128 латышских наемников, добровольно присоединившихся к «Ваффен-СС», годами получали от Германии щедрые суммы. Некоторые из этих латышей принимали участие в массовых казнях. Это разоблачение запустило спор, который бушевал несколько лет и привел к тому, что в 1998 году закон изменили. С того момента отказали в выплатах людям, которые во имя нацизма совершали преступления против прав человека.
Компенсаций лишились 99 человек, рассказало министерство социальных дел и труда Германии «Дагенс нюхетер». О людях каких национальностей идет речь, неизвестно.
«Но у нас нет никакой информации о том, были ли среди них шведы», — говорит Кристиан Коль из министерства социальных дел Шлезвиг-Гольштейна.
В феврале по этому закону компенсации получили 2033 человека, живущие примерно в 50 странах мира, сообщило министерство в письме «Дагенс нюхетер». Сколько из них воевали за нацистскую Германию или сотрудничали с ней, неизвестно. Сумма выплат за февраль соответствует примерно 8 миллионам крон (около 65 миллионов рублей — прим. перев.).
200 шведам, которые добровольно присоединились к вооруженным силам нацистской Германии, обещали деньги и влияние. Из них около сотни участвовали в боях. Поскольку в Швеции не было никаких рекрутинговых отделений, шведам приходилось нелегально отправляться в Норвегию или Данию, чтобы записаться в ряды немецких вооруженных сил.
«Большинство были из рабочего класса и жили в небольших населенных пунктах в сельской местности. Они были молоды, считали, что в Швеции скучно, и ими двигали идеологические убеждения», — говорит Матс Деланд (Mats Deland), преподающий историю в Средне-Шведском университете, который исследовал тему шведов, воевавших на стороне Гитлера.
«Но среди присоединившихся к Германии были и люди благородного происхождения, высокопоставленные чиновники и офицеры», — говорит он, ссылаясь на историков Боссе Шёна (Bosse Sch?n) и Леннарта Вестберга (Lennart Westberg), которые тоже выясняли, какие шведы воевали за нацистскую Германию.
Когда Германия проиграла войну, большинство шведов вернулись домой. Некоторые предстали перед судом, других завербовали шведские вооруженные силы.
«Некоторых использовали как агентов, другие стали ключевыми фигурами того, что называют „диверсионно-разведывательными" частями, тайной армии штаба вооруженных сил. Тогда мало у кого из шведов был боевой опыт, да еще и опыт участия в боях против Советского Союза», — говорит он.
Получает ли кто-нибудь из них сегодня «военные пенсии» от Германии, неизвестно.
«Гитлеровские пенсии»
Немецкий Федеральный закон о помощи жертвам войны регламентирует компенсации лицам, которые пострадали во Вторую мировую войну. Закон подписали в 1950 году в тогдашней Федеративной республике Германии, и с того времени в него несколько раз вносили изменения.
Государственная компенсация выплачивается бывшим солдатам, которые пострадали в боях или в плену, а в некоторых случаях и их наследникам. Компенсацию могут получить и гражданские лица, которые, например, были ранены во время бомбежек или обстрелов в ходе войны.
Ответственность за это несет министерство социальных дел и труда в Берлине, тогда как самими выплатами занимаются немецкие федеральные земли. Например, министерство социальных дел Шлезвиг-Гольштейна администрирует выплаты в Швецию, Данию, Норвегию, Финляндию и Исландию.
Неясная ситуация с налогами в Швеции
В Швеции лица, которые получают компенсацию от Германии в связи с нацистскими преследованиями, освобождены от выплат налогов с этих денег. Но как обстоят дела со шведами, которые пострадали, воюя за нацистскую Германию, неясно. Налоговое управление Швеции не стало комментировать вопрос, облагаются ли налогом лица, живущие в Швеции и получающие «военные пенсии» от Германии.
Но юрист управления Бритт-Мари Халльберг Эрикссон (Britt-Marie Hallberg Eriksson) говорит, что в общем и целом это возможно.
«Если у получателя пенсии только шведское гражданство, то Швеция должна облагать его налогом. Если же гражданство двойное или только немецкое, то налоги должна взимать Германия».
© РИА Новости, Оксана Джадан | Перейти в фотобанкШведская газета «Дагенс нюхетер» выяснила, что целых 15 человек в стране получают так называемые гитлеровские пенсии — компенсацию, которую Германия выплачивает людям, пострадавшим в боях на стороне нацистов. Споры о гитлеровских пенсиях ведутся в разных странах уже давно. Людей возмущает, что нацистские палачи получают ежемесячную ренту наравне с жертвами.Так называемые «гитлеровские пенсии», компенсация, которую Германия выплачивает людям, пострадавшим в войне на стороне нацистов, вызывают споры во многих европейских странах. «Дагенс нюхетер» выяснила, что среди получателей этих пенсий есть и шведы. В Швеции пятнадцать человек ежемесячно получают «военную пенсию» из Германии, среди них три вдовы. Примерно 200 шведских добровольцев присоединились к немецким вооруженным силам во время Второй мировой войны. Они поклялись в верности Адольфу Гитлеру, и им была обещана пожизненная пенсия на тех же условиях, что и немецким гражданам. И по сей день — спустя почти 75 лет после окончания Второй мировой войны — Германия выплачивает компенсацию людям за границей, которые пострадали, например, сражаясь за нацистскую Германию. Эти вызывающие много споров выплаты делаются в рамках немецкого Федерального закона о помощи жертвам войны (Bundesversorgungsgesetz) от 1950 года. В числе получателей — солдаты, воевавшие в вооруженных силах нацистской Германии, а также гражданские, которые получили ранения в обстрелах и бомбежках. У «Дагенс нюхетер» есть информация, что 15 человек, живущих в Швеции, ежемесячно получают такие «военные пенсии». Об этом сообщает министерство социальных дел земли Шлезвиг-Гольштейн, расположенной на севере Германии. Оно отвечает за выплаты в Швецию. «Как мы можем видеть по актам, шестеро имеют шведское гражданство», — рассказал представитель пресс-службы министерства Кристиан Коль (Christian Kohl) «Дагенс нюхетер». Возраст шведских получателей пенсии составляет от 82 до 101 года. Они получают от 1 500 до 10 000 крон (примерно от 10 500 до 70 000 рублей — прим. перев.) ежемесячно. Среди них есть три женщины, унаследовавшие пенсию — технически нечто вроде пожизненной ренты — после смерти мужей. На каких основаниях шведы получают эти ежемесячные компенсации, немецкие власти ответить отказались. Во многих других европейских странах эти «гитлеровские пенсии», как называют выплаты в немецких и международных СМИ, стали причиной ожесточенных политических дебатов. Много критики вызывает то, что Германия хранит в тайне информацию об этих выплатах и скрывает личные данные получателей. В Бельгии, где минимум 18 человек получают «военные пенсии» из соседней страны, парламентский комитет по иностранным делам на прошлой неделе проголосовал за то, чтобы потребовать от Германии прекратить выплаты и сообщить имена получателей, неизвестные бельгийским властям. Соседняя страна возмущена прежде всего потому, что среди получателей пенсий могут быть лица, добровольно присоединившиеся к нацистской боевой группе «Ваффен-СС». «Выплаты пенсий лицам, которые сотрудничали с одним из самых жестоких и смертоносных режимов в истории, противоречит европейской работе по сохранению исторической памяти и мира», — написала группа бельгийских парламентариев в привлекшем много внимания заявлении. В Великобритании, Австрии и Швейцарии поток денег из Германии также вызвал дебаты. «Я поражен и шокирован тем, что мы в 2019 году по-прежнему вынуждены говорить о пенсиях, которые выплачиваются людям, воевавшим на стороне нацистов или даже участвовавшим в бойнях», — говорит Иоганн Гурфинкель (Johanne Gurfinkiel), генеральный секретарь швейцарской организации CICAD, которая борется с антисемитизмом. Но в разговоре с «Дагенс нюхетер» немецкие власти подчеркнули, что среди получателей нет ни бывших членов «Ваффен-СС», ни лиц, осужденных за преступления против человечества. «Это компенсация людям, которые пострадали в результате боевых действий, а не выплаты за то, что они воевали в рядах вермахта (вооруженные силы нацистской Германии — прим. ред.) или „Ваффен-СС"», — написал официальный представитель министерства социальных дел и труда Германии в письме «Дагенс нюхетер». В Бельгии и Великобритании возмущение вызывали не только сами выплаты коллаборационистам нацистов, но и информация о том, что эти деньги не облагаются налогом. На вопрос «Дагенс нюхетер», где шведские получатели пенсий платят налог, в Швеции или в Германии, немецкие власти ответили, что не знают. Немецкое посольство в Стокгольме также ничего не знает о выплатах, а ссылается на министерство в Берлине. После окончания войны вопрос о компенсациях жертвам нацистов — и преступникам — обсуждался неоднократно. И не в первый раз эти спорные выплаты становятся темой статей в СМИ. Уже в год подписания закона (1950) вдовы многих выдающихся нацистов подали заявку на пожизненную ренту после смерти мужей. Одной из них была Маргарета Гиммлер — вдова гитлеровского министра внутренних дел и ужасного начальника СС Генриха Гиммлера, который покончил жизнь самоубийством, когда Германия капитулировала. Претендовала на компенсацию и вдова Рейнхарда Гейдриха (Reinhard Heydrich), знаменитого эсэсовца и одного из организаторов Холокоста. Через пару лет эти женщины получили отказ с формулировкой, что их мужья были не солдатами, а государственными служащими. В конце 1990-х годов, после громких дебатов, закон о компенсациях лицам, пострадавшим во время войны, переписали. Это произошло после того, как в немецкой телепрограмме рассказали, что 128 латышских наемников, добровольно присоединившихся к «Ваффен-СС», годами получали от Германии щедрые суммы. Некоторые из этих латышей принимали участие в массовых казнях. Это разоблачение запустило спор, который бушевал несколько лет и привел к тому, что в 1998 году закон изменили. С того момента отказали в выплатах людям, которые во имя нацизма совершали преступления против прав человека. Компенсаций лишились 99 человек, рассказало министерство социальных дел и труда Германии «Дагенс нюхетер». О людях каких национальностей идет речь, неизвестно. «Но у нас нет никакой информации о том, были ли среди них шведы», — говорит Кристиан Коль из министерства социальных дел Шлезвиг-Гольштейна. В феврале по этому закону компенсации получили 2033 человека, живущие примерно в 50 странах мира, сообщило министерство в письме «Дагенс нюхетер». Сколько из них воевали за нацистскую Германию или сотрудничали с ней, неизвестно. Сумма выплат за февраль соответствует примерно 8 миллионам крон (около 65 миллионов рублей — прим. перев.). 200 шведам, которые добровольно присоединились к вооруженным силам нацистской Германии, обещали деньги и влияние. Из них около сотни участвовали в боях. Поскольку в Швеции не было никаких рекрутинговых отделений, шведам приходилось нелегально отправляться в Норвегию или Данию, чтобы записаться в ряды немецких вооруженных сил. «Большинство были из рабочего класса и жили в небольших населенных пунктах в сельской местности. Они были молоды, считали, что в Швеции скучно, и ими двигали идеологические убеждения», — говорит Матс Деланд (Mats Deland), преподающий историю в Средне-Шведском университете, который исследовал тему шведов, воевавших на стороне Гитлера. «Но среди присоединившихся к Германии были и люди благородного происхождения, высокопоставленные чиновники и офицеры», — говорит он, ссылаясь на историков Боссе Шёна (Bosse Sch?n) и Леннарта Вестберга (Lennart Westberg), которые тоже выясняли, какие шведы воевали за нацистскую Германию. Когда Германия проиграла войну, большинство шведов вернулись домой. Некоторые предстали перед судом, других завербовали шведские вооруженные силы. «Некоторых использовали как агентов, другие стали ключевыми фигурами того, что называют „диверсионно-разведывательными" частями, тайной армии штаба вооруженных сил. Тогда мало у кого из шведов был боевой опыт, да еще и опыт участия в боях против Советского Союза», — говорит он. Получает ли кто-нибудь из них сегодня «военные пенсии» от Германии, неизвестно. «Гитлеровские пенсии» Немецкий Федеральный закон о помощи жертвам войны регламентирует компенсации лицам, которые пострадали во Вторую мировую войну. Закон подписали в 1950 году в тогдашней Федеративной республике Германии, и с того времени в него несколько раз вносили изменения. Государственная компенсация выплачивается бывшим солдатам, которые пострадали в боях или в плену, а в некоторых случаях и их наследникам. Компенсацию могут получить и гражданские лица, которые, например, были ранены во время бомбежек или обстрелов в ходе войны. Ответственность за это несет министерство социальных дел и труда в Берлине, тогда как самими выплатами занимаются немецкие федеральные земли. Например, министерство социальных дел Шлезвиг-Гольштейна администрирует выплаты в Швецию, Данию, Норвегию, Финляндию и Исландию. Неясная ситуация с налогами в Швеции В Швеции лица, которые получают компенсацию от Германии в связи с нацистскими преследованиями, освобождены от выплат налогов с этих денег. Но как обстоят дела со шведами, которые пострадали, воюя за нацистскую Германию, неясно. Налоговое управление Швеции не стало комментировать вопрос, облагаются ли налогом лица, живущие в Швеции и получающие «военные пенсии» от Германии. Но юрист управления Бритт-Мари Халльберг Эрикссон (Britt-Marie Hallberg Eriksson) говорит, что в общем и целом это возможно. «Если у получателя пенсии только шведское гражданство, то Швеция должна облагать его налогом. Если же гражданство двойное или только немецкое, то налоги должна взимать Германия».
Комментарии (0)