© AP Photo, Jockel FinckРовно 10 лет назад большинство швейцарских избирателей и все кантоны одобрили народную законодательную инициативу о запрете строительства в Швейцарии новых минаретов вдобавок к четырем, уже существующим. Редакция Swissinfo решила проанализировать, что привело тогда к этому решению, как проходили дебаты, и что изменилось с тех пор.
Народная инициатива о запрете строительства в Швейцарии новых минаретов была принята большинством в 57,5% голосов швейцарских избирателей, и это несмотря на то, что отвергали ее большинство депутатов и политиков, а также все церковные функционеры и исламские организации как в самой Швейцарии, так и за ее пределами. Поддержку инициативе оказали только правоконсервативная Швейцарская народная партия (SVP) и христианский национально-консервативный «Федеральный демократический союз» (EDU). По их мнению, минарет символизирует притязания ислама на религиозную и политическую власть.
Тот факт, что народ поддержал инициативу, стал настоящей политической сенсацией, о Швейцарии вдруг заговорили по всему миру, еще бы: в стране, в которой «ничего не происходит», вдруг случилось сразу вот такое! Сегодня, десять лет спустя после одобрения народом этой инициативы, число мусульман в Швейцарии продолжает расти, в нескольких кантонах продолжается строительство мечетей, но теперь, естественно, без минаретов.
Ислам в Швейцарии
Ислам является второй по величине после христианства религиозной конфессией в Швейцарии. Мусульманское сообщество насчитывает по разным оценкам от 380 до 450 тысяч верующих, оно весьма неоднородно, если иметь в виду происхождение и отношение к религии. Большинство приверженцев ислама в Швейцарии — это выходцы из стран бывшей Югославии, а примерно каждый пятый мусульманин имеет турецкое происхождение.
В настоящее время мусульманское население составляет около 4,5% от общей численности населения страны (8,5 миллиона человек), что в два раза больше, чем в 1990 году. Интересы данной религиозной общины представляют примерно 350 объединений и общественных организацией, молитвы и проповеди проходят в 300 молитвенных домах, минареты имеются у четырех из них. В Швейцарии ислам не признан официальной религией, в двух из 26 кантонов (субъектов федерации) законодательно запрещено ношение паранджи и других религиозных видов одежды, скрывающих лицо.
Дискуссии о том, надо ли вводить этот запрет на федеральном уровне, то есть для всех кантонов в настоящее время в стране продолжаются — хотя и куда менее интенсивно. Эксперты считают, что на данном этапе соответствующая законодательная инициатива, которая все еще находится на рассмотрении парламента, вообще может не пройти «депутатский фильтр» (парламент имеет право объявить народную законодательную инициативу противоречащей национальному и международному законодательству и не допустить ее до голосования).
Религиозно-политическая ситуация в Швейцарии вполне спокойная и стабильная. Многие опасения того времени — как сторонников, так и противников «минаретной инициативы» — оказались напрасными: ни наличие минаретов, ни их запрет «лодку» не раскачали. За последние десять лет дебаты на религиозные темы в стране стали более дифференцированными и сдержанными, хотя без казусов не обходится (см. материал о «скандале с рукопожатием»). Так какими же аргументами пользовались в 2009 году сторонники и противники запрета?
Сторонники: «предотвращение исламизации»
По их мнению, запрет «поставит заслон на пути исламизации страны, тем более, что минареты не имеют религиозной функции, а в Коране нет упоминания о минаретах». Во всем мире стоят тысячи мечетей без минаретов. Запрет не препятствует отправлению мусульманских религиозных обрядов.
Противники: «отсутствие гарантий мирного сосуществования»
Члены «Федерации исламских объединений и организаций Швейцарии» (F?deration Islamischer Dachorganisationen in der Schweiz — FIDS) и «Координационного совета исламских организаций Швейцарии» (Koordination Islamischer Organisationen Schweiz — KIOS) заявили, что решительно отказываются становиться «живым щитом» в войне, которую «ведут против них правые экстремисты».
Христианские организации Швейцарии поддержали такую позицию, указав, что запрет строительства новых минаретов подорвет предпринимаемые в обществе усилия по укреплению религиозного мира и взаимной толерантности в рамках диалога в духе всеобщего уважения. Федеральный совет, правительство Швейцарии, также пришел к выводу о том, что в этой инициативе нет ровным счетом никакой необходимости, тем более что действовавшие в то время строительные нормы и правила уже частично по факту гарантировали достижение целей инициативы.
© AP Photo, Jockel FinckРовно 10 лет назад большинство швейцарских избирателей и все кантоны одобрили народную законодательную инициативу о запрете строительства в Швейцарии новых минаретов вдобавок к четырем, уже существующим. Редакция Swissinfo решила проанализировать, что привело тогда к этому решению, как проходили дебаты, и что изменилось с тех пор.Народная инициатива о запрете строительства в Швейцарии новых минаретов была принята большинством в 57,5% голосов швейцарских избирателей, и это несмотря на то, что отвергали ее большинство депутатов и политиков, а также все церковные функционеры и исламские организации как в самой Швейцарии, так и за ее пределами. Поддержку инициативе оказали только правоконсервативная Швейцарская народная партия (SVP) и христианский национально-консервативный «Федеральный демократический союз» (EDU). По их мнению, минарет символизирует притязания ислама на религиозную и политическую власть. Тот факт, что народ поддержал инициативу, стал настоящей политической сенсацией, о Швейцарии вдруг заговорили по всему миру, еще бы: в стране, в которой «ничего не происходит», вдруг случилось сразу вот такое! Сегодня, десять лет спустя после одобрения народом этой инициативы, число мусульман в Швейцарии продолжает расти, в нескольких кантонах продолжается строительство мечетей, но теперь, естественно, без минаретов. Ислам в Швейцарии Ислам является второй по величине после христианства религиозной конфессией в Швейцарии. Мусульманское сообщество насчитывает по разным оценкам от 380 до 450 тысяч верующих, оно весьма неоднородно, если иметь в виду происхождение и отношение к религии. Большинство приверженцев ислама в Швейцарии — это выходцы из стран бывшей Югославии, а примерно каждый пятый мусульманин имеет турецкое происхождение. В настоящее время мусульманское население составляет около 4,5% от общей численности населения страны (8,5 миллиона человек), что в два раза больше, чем в 1990 году. Интересы данной религиозной общины представляют примерно 350 объединений и общественных организацией, молитвы и проповеди проходят в 300 молитвенных домах, минареты имеются у четырех из них. В Швейцарии ислам не признан официальной религией, в двух из 26 кантонов (субъектов федерации) законодательно запрещено ношение паранджи и других религиозных видов одежды, скрывающих лицо. Дискуссии о том, надо ли вводить этот запрет на федеральном уровне, то есть для всех кантонов в настоящее время в стране продолжаются — хотя и куда менее интенсивно. Эксперты считают, что на данном этапе соответствующая законодательная инициатива, которая все еще находится на рассмотрении парламента, вообще может не пройти «депутатский фильтр» (парламент имеет право объявить народную законодательную инициативу противоречащей национальному и международному законодательству и не допустить ее до голосования). Религиозно-политическая ситуация в Швейцарии вполне спокойная и стабильная. Многие опасения того времени — как сторонников, так и противников «минаретной инициативы» — оказались напрасными: ни наличие минаретов, ни их запрет «лодку» не раскачали. За последние десять лет дебаты на религиозные темы в стране стали более дифференцированными и сдержанными, хотя без казусов не обходится (см. материал о «скандале с рукопожатием»). Так какими же аргументами пользовались в 2009 году сторонники и противники запрета? Сторонники: «предотвращение исламизации» По их мнению, запрет «поставит заслон на пути исламизации страны, тем более, что минареты не имеют религиозной функции, а в Коране нет упоминания о минаретах». Во всем мире стоят тысячи мечетей без минаретов. Запрет не препятствует отправлению мусульманских религиозных обрядов. Противники: «отсутствие гарантий мирного сосуществования» Члены «Федерации исламских объединений и организаций Швейцарии» (F?deration Islamischer Dachorganisationen in der Schweiz — FIDS) и «Координационного совета исламских организаций Швейцарии» (Koordination Islamischer Organisationen Schweiz — KIOS) заявили, что решительно отказываются становиться «живым щитом» в войне, которую «ведут против них правые экстремисты». Христианские организации Швейцарии поддержали такую позицию, указав, что запрет строительства новых минаретов подорвет предпринимаемые в обществе усилия по укреплению религиозного мира и взаимной толерантности в рамках диалога в духе всеобщего уважения. Федеральный совет, правительство Швейцарии, также пришел к выводу о том, что в этой инициативе нет ровным счетом никакой необходимости, тем более что действовавшие в то время строительные нормы и правила уже частично по факту гарантировали достижение целей инициативы.
Комментарии (0)