© РИА Новости, Григорий Сысоев | Перейти в фотобанкКонституционные изменения, предложенные Путиным, вероятно, позволят ему остаться у власти после окончания президентского мандата, делает прогноз автор. Но считает, что президент еще не решил, какой пост займет после 2024 года. В целом же изменения и дополнения к Конституции призваны удовлетворить общественный запрос на перемены.
В своем ежегодном выступлении перед Федеральным Собранием (двумя палатами российского парламента) 15 января Путин объявил о конституционных изменениях и расширении социальной помощи гражданам. Вскоре после послания премьер-министр Дмитрий Медведев подал в отставку, и новым главой правительства стал Михаил Мишустин. Было решено спросить мнения российских граждан о конституционных изменениях на общегосударственном голосовании (не на референдуме), назначенном на апрель. Конституционные и кадровые изменения стоит рассматривать как базу для новой модели власти, которая появится в России после истечения последнего президентского мандата Путина в 2024 году.
В основном предложения Путина касаются отношений между законодательной, исполнительной и судебной властью. Предполагается усилить контроль центральной государственной власти над местными властями, а это означает дальнейшую централизацию государства. Предлагается включить Государственный совет в систему конституционной власти. В Государственный совет входит председатель (им автоматически становится президент), главы обеих палат парламента, высокопоставленные чиновники, губернаторы и лидеры партий. До сих пор его роль была консультативной, но теперь, по замыслу, Государственный совет должен будет обеспечивать «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». В Конституции также закрепят принцип главенства основного закона над решениями международных органов, таких как Европейский суд по правам человека. Полномочия Совета Федерации (верхняя палата парламента) будут расширены. Он сможет консультироваться с президентом по поводу назначения глав служб безопасности, увольнять судей Конституционного и Верховного суда по требованию президента. Это усилит контроль власти над судебной системой. Все эти изменения не повлияют на ключевую позицию президента в системе власти, поскольку Дума (нижняя палата) по просьбе президента и впредь будет утверждать премьеров. Глава государства будет по-прежнему ставить приоритетные задачи перед правительством, членов которого сможет отправлять в отставку.
Изменения Конституции сопряжены с дополнительными ограничениями для государственных служащих. Президентом сможет стать гражданин России, который проживает на ее территории не менее 25 лет (сейчас это десять лет) и у которого нет гражданства другой страны или права на проживание за рубежом. Из Конституции уберут правило, согласно которому президент может избираться два раза подряд. Запрет на двойное гражданство и право проживания в другой стране также распространяется на членов правительства, всех парламентариев и представителей местных властей. Строгие правила о двойном гражданстве — это ответ на ожидания российского общества, ведь государственных чиновников не раз критиковали за то, что они владеют имуществом за рубежом и отправляют детей учиться за границу. Путин предполагает, что вступление в силу измененной Конституции зависит от ее успеха на предстоящем голосовании. Российские власти выбрали новый механизм общегосударственного голосования, опасаясь низкой явки. Чтобы голосование признали состоявшимся, необходима явка минимум 50 % граждан, обладающих избирательным правом.
Для российской политической элиты новые предложения означают, что Путин останется гарантом нынешнего баланса политических и бизнес-сил. Вместе с тем цель предложенных изменений — избежать повторения ситуации в 2008 — 2012 годах, когда Путин и Медведев поменялись политическими позициями, что привело к критике и массовым демонстрациям в России. Поэтому Путин объявил, что его конституционные изменения должно поддержать общество на голосовании. Согласно опросу общественного мнения, опубликованному девятого декабря 2019 года, 68% россиян поддержали бы изменение основного закона, а 17% — нет. Одной из целей Путина является повышение популярности правящей партии «Единая Россия» (в 2019 году партию поддерживали всего 32,2% россиян, а это минимум с 2006 года) и кандидатов в Госдуму накануне выборов, намеченных на 2021 год. Предложения Путина должны стать новой формой общественного договора, в рамках которого власть проводит нужные ей политические изменения в обмен на обещание создать эффективное социальное государство.
Вместе с конституционными изменениями было объявлено о новых социальных дотациях. Задача Мишустина — провести амбициозные экономические реформы, в том числе обеспечив большую финансовую поддержку семьям с детьми (это должно остановить естественную убыль населения). Опыт Мишустина во главе Федеральной налоговой службы пригодится для эффективного распределения социальных дотаций для семей и инвестиционных льгот для российских предпринимателей. Правительство, как народный орган власти, должно улучшить имидж российской власти в глазах общества. Так власть отвечает на критику оппозиции об экономической стагнации России, а также стремится избежать социальных волнений. По данным «Левада Центра», около 20 — 25% граждан готовы участвовать в протестах, и среди основных причин недовольства называют низкие зарплаты и социальные пособия, закрытие медицинских учреждений и бюджетные сокращения.
Изменения, предложенные Путиным, не дают окончательного ответа на вопрос, какая модель власти будет функционировать в России после 2024 года. Президент предлагает расширить круг тех, кто принимает решения, и благодаря этому вся реальная власть достанется ему, а не каким-то органам. Скорее всего, Путин официально закрепит свое влияние через Государственный совет, чья роль повысится, и станет постоянным председателем этого нового Государственного совета. Таким образом, власть продублируется, что мы уже наблюдали недавно в среднеазиатских государствах. Другой вариант: Путин займет должность постоянного председателя реформированного Совета безопасности. Как и в случае Государственного совета, сейчас президент возглавляет руководство Совета безопасности по должности, но в будущем, возможно, эта роль перейдет к независимому председателю. Сделать это было бы не так уж трудно, ведь, например, для Медведева Путин создал место зампреда Совета безопасности. Правда, оба варианта сопряжены с риском: может случиться так, что Путин утратит лидирующую позицию в стране и контроль над будущим президентом. Третий вариант предполагает, что Путин займет должность премьер-министра, что позволило бы ему заниматься текущими вопросами государства. Однако в таком случае повторился бы сценарий 2008 — 2012 года, а это могло бы спровоцировать протестные демонстрации. Кроме того, нет гарантий, что будущая Госдума будет на его стороне.
Скорее всего, Путин все еще не решил, какой из возможных вариантов наиболее выгоден для него и для политической элиты. Его выбор будет зависеть от того, какой из сценариев обеспечит максимальную стабильность системы. Возможно, Путин останется в кресле президента, тем самым избавив себя от риска, связанного с недовольством внутри элит и нелояльной позицией будущего президента или премьера. По сложившейся в России традиции сильное лидерство и желание сохранить президентскую систему могут заставить представителей элиты вступить в конкуренцию за место лидера после Путина. Во время внедрения новой модели власти в России можно ожидать от президента более активных шагов на внешнеполитической арене. Это позволит Путину консолидировать общество вокруг власти против внешнего врага. Таким образом он постарается обеспечить нужный власти результат на выборах в Госдуму в 2021 году. В то же время Путин попытается сблизиться с западноевропейскими странами, чтобы подтолкнуть Европейский Союз к отмене санкций, которые ухудшают экономическое состояние России.
© РИА Новости, Григорий Сысоев | Перейти в фотобанкКонституционные изменения, предложенные Путиным, вероятно, позволят ему остаться у власти после окончания президентского мандата, делает прогноз автор. Но считает, что президент еще не решил, какой пост займет после 2024 года. В целом же изменения и дополнения к Конституции призваны удовлетворить общественный запрос на перемены. В своем ежегодном выступлении перед Федеральным Собранием (двумя палатами российского парламента) 15 января Путин объявил о конституционных изменениях и расширении социальной помощи гражданам. Вскоре после послания премьер-министр Дмитрий Медведев подал в отставку, и новым главой правительства стал Михаил Мишустин. Было решено спросить мнения российских граждан о конституционных изменениях на общегосударственном голосовании (не на референдуме), назначенном на апрель. Конституционные и кадровые изменения стоит рассматривать как базу для новой модели власти, которая появится в России после истечения последнего президентского мандата Путина в 2024 году. В основном предложения Путина касаются отношений между законодательной, исполнительной и судебной властью. Предполагается усилить контроль центральной государственной власти над местными властями, а это означает дальнейшую централизацию государства. Предлагается включить Государственный совет в систему конституционной власти. В Государственный совет входит председатель (им автоматически становится президент), главы обеих палат парламента, высокопоставленные чиновники, губернаторы и лидеры партий. До сих пор его роль была консультативной, но теперь, по замыслу, Государственный совет должен будет обеспечивать «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». В Конституции также закрепят принцип главенства основного закона над решениями международных органов, таких как Европейский суд по правам человека. Полномочия Совета Федерации (верхняя палата парламента) будут расширены. Он сможет консультироваться с президентом по поводу назначения глав служб безопасности, увольнять судей Конституционного и Верховного суда по требованию президента. Это усилит контроль власти над судебной системой. Все эти изменения не повлияют на ключевую позицию президента в системе власти, поскольку Дума (нижняя палата) по просьбе президента и впредь будет утверждать премьеров. Глава государства будет по-прежнему ставить приоритетные задачи перед правительством, членов которого сможет отправлять в отставку. Изменения Конституции сопряжены с дополнительными ограничениями для государственных служащих. Президентом сможет стать гражданин России, который проживает на ее территории не менее 25 лет (сейчас это десять лет) и у которого нет гражданства другой страны или права на проживание за рубежом. Из Конституции уберут правило, согласно которому президент может избираться два раза подряд. Запрет на двойное гражданство и право проживания в другой стране также распространяется на членов правительства, всех парламентариев и представителей местных властей. Строгие правила о двойном гражданстве — это ответ на ожидания российского общества, ведь государственных чиновников не раз критиковали за то, что они владеют имуществом за рубежом и отправляют детей учиться за границу. Путин предполагает, что вступление в силу измененной Конституции зависит от ее успеха на предстоящем голосовании. Российские власти выбрали новый механизм общегосударственного голосования, опасаясь низкой явки. Чтобы голосование признали состоявшимся, необходима явка минимум 50 % граждан, обладающих избирательным правом. Для российской политической элиты новые предложения означают, что Путин останется гарантом нынешнего баланса политических и бизнес-сил. Вместе с тем цель предложенных изменений — избежать повторения ситуации в 2008 — 2012 годах, когда Путин и Медведев поменялись политическими позициями, что привело к критике и массовым демонстрациям в России. Поэтому Путин объявил, что его конституционные изменения должно поддержать общество на голосовании. Согласно опросу общественного мнения, опубликованному девятого декабря 2019 года, 68% россиян поддержали бы изменение основного закона, а 17% — нет. Одной из целей Путина является повышение популярности правящей партии «Единая Россия» (в 2019 году партию поддерживали всего 32,2% россиян, а это минимум с 2006 года) и кандидатов в Госдуму накануне выборов, намеченных на 2021 год. Предложения Путина должны стать новой формой общественного договора, в рамках которого власть проводит нужные ей политические изменения в обмен на обещание создать эффективное социальное государство. Вместе с конституционными изменениями было объявлено о новых социальных дотациях. Задача Мишустина — провести амбициозные экономические реформы, в том числе обеспечив большую финансовую поддержку семьям с детьми (это должно остановить естественную убыль населения). Опыт Мишустина во главе Федеральной налоговой службы пригодится для эффективного распределения социальных дотаций для семей и инвестиционных льгот для российских предпринимателей. Правительство, как народный орган власти, должно улучшить имидж российской власти в глазах общества. Так власть отвечает на критику оппозиции об экономической стагнации России, а также стремится избежать социальных волнений. По данным «Левада Центра», около 20 — 25% граждан готовы участвовать в протестах, и среди основных причин недовольства называют низкие зарплаты и социальные пособия, закрытие медицинских учреждений и бюджетные сокращения. Изменения, предложенные Путиным, не дают окончательного ответа на вопрос, какая модель власти будет функционировать в России после 2024 года. Президент предлагает расширить круг тех, кто принимает решения, и благодаря этому вся реальная власть достанется ему, а не каким-то органам. Скорее всего, Путин официально закрепит свое влияние через Государственный совет, чья роль повысится, и станет постоянным председателем этого нового Государственного совета. Таким образом, власть продублируется, что мы уже наблюдали недавно в среднеазиатских государствах. Другой вариант: Путин займет должность постоянного председателя реформированного Совета безопасности. Как и в случае Государственного совета, сейчас президент возглавляет руководство Совета безопасности по должности, но в будущем, возможно, эта роль перейдет к независимому председателю. Сделать это было бы не так уж трудно, ведь, например, для Медведева Путин создал место зампреда Совета безопасности. Правда, оба варианта сопряжены с риском: может случиться так, что Путин утратит лидирующую позицию в стране и контроль над будущим президентом. Третий вариант предполагает, что Путин займет должность премьер-министра, что позволило бы ему заниматься текущими вопросами государства. Однако в таком случае повторился бы сценарий 2008 — 2012 года, а это могло бы спровоцировать протестные демонстрации. Кроме того, нет гарантий, что будущая Госдума будет на его стороне. Скорее всего, Путин все еще не решил, какой из возможных вариантов наиболее выгоден для него и для политической элиты. Его выбор будет зависеть от того, какой из сценариев обеспечит максимальную стабильность системы. Возможно, Путин останется в кресле президента, тем самым избавив себя от риска, связанного с недовольством внутри элит и нелояльной позицией будущего президента или премьера. По сложившейся в России традиции сильное лидерство и желание сохранить президентскую систему могут заставить представителей элиты вступить в конкуренцию за место лидера после Путина. Во время внедрения новой модели власти в России можно ожидать от президента более активных шагов на внешнеполитической арене. Это позволит Путину консолидировать общество вокруг власти против внешнего врага. Таким образом он постарается обеспечить нужный власти результат на выборах в Госдуму в 2021 году. В то же время Путин попытается сблизиться с западноевропейскими странами, чтобы подтолкнуть Европейский Союз к отмене санкций, которые ухудшают экономическое состояние России.
Комментарии (0)