Лондон — «Возможно, пришло время перестать воспринимать Гогена как единое целое?»
Именно такой удивительный вопрос слышат в аудиогиде посетители лондонской Национальной галереи, гуляя по выставке «Портреты Гогена». В центре внимания экспозиции, которая продлится до 26 января, автопортреты Поля Гогена, картины, на которых художник изобразил своих друзей, коллег, а также собственных детей и девушек, с которыми сожительствовал на Таити.
Особое место на выставке занимает картина «Предки Техаманы» (1893). На ней можно видеть юную любовницу Гогена с веером в руке.
Между тем Эшли Ремер (Ashley Remer), американский куратор из Новой Зеландии, которая в 2009 году создала girlmuseum.org, онлайн музей, посвященный репрезентации молодых девушек в истории и культуре, настаивает на том, что в случае Гогена поступки художника были настолько чудовищными, что бросают тень на все его творчество.
«Если говорить прямо, он был заносчивым, переоцененным, высокомерным педофилом», — говорит она. Если бы его картины были фотографиями, они бы носили «гораздо более скандальный характер» и «мы бы их не приняли», добавляет куратор.
Госпожа Ремер ставит под сомнение целесообразность постоянных экспозиций Гогена и австрийского художника Эгона Шиле, также писавшего обнаженных несовершеннолетних моделей, и то, как эти выставки организуются. «Я не говорю: уберите эти картины — я призываю рассказать об этом человеке все, без утайки», — говорит она.
Гоген остается туристической достопримечательностью в Полинезии и южной части Тихого океана. Существует даже роскошная круизная линия, проходящая по местам, названным в его честь. Однако созданные живописцем шаблонные образы экзотических островов с буйной растительностью и темнокожими девами, лишенными голоса и индивидуальности, успели набить оскомину многим местным жителям.
«Гоген, ты меня бесишь» — так начинается стихотворение новозеландского поэта и ученого Селины Туситалы Марш (Selina Tusitala Marsh) «Две обнаженные на таитянском пляже, 1894».
Вы раздеваете меня догола,
разворачиваете меня боком,
суете в руку веер,
пальцами размазывая краску по бокам,
надуваете мне губы под
миндалевидным глазом и выводите мой силуэт
в тлеющей охре.
Еще одной причиной для разочарования является анонимность таитянских портретов Гогена. В 2009 году в серии фотографий «Dee and Dallas Do Gauguin» новозеландская художница с островов Самоа Тайла Веу (Tyla Vaeau) вырезала лица из репродукций Гогена и вставила на их место фотографии своей сестры и подруги.
Искусство Гогена окажется проблемой, «если его как и прежде будут использовать для формирования образа Океании, застывшей в этом вечном, полуразрушенном прошлом, когда на самом деле там так много всего происходит», говорит Кэролайн Верко (Caroline Vercoe), старший преподаватель истории искусств в Университете Окленда, который имеет филиал в Самоа и участвует в программе дискуссий и показов лондонской Национальной галереи. «Это весьма живая и динамичная культура, которая при этом развивается в контексте коренных народов».
Гоген вызывает вопросы даже у своих почитателей. Афро-американский художник Кьянде Уайли (Kehinde Wiley), который в интервью 2017 года причислил Гогена к своим кумирам, хотя и назвал художника «отталкивающим типом» — недавно написал на Таити серию вдохновленных Гогеном картин, на которых изобразил маху, небинарное сообщество, которое считается в Полинезии «третьим полом».
«Мне нравятся его картины, но я нахожу его немного странным, — говорит мистер Уайли в фильме, подготовленном Национальной галереей. — Мы видим черные и коричневые тела из Океании через призму чувственного желания самого художника. Но как изменить этот нарратив? Как изменить образ видения?»
Чтобы увериться в том, что «браки» с несовершеннолетними девочками не опорочат художественного наследия Гогена, эти отношения должны освещаться на выставках, считает Лайн Клаузен Педерсен (Line Clausen Pedersen), датский куратор, которому доводилось организовывать несколько выставок Гогена. С каждой новой выставкой «снимается еще один слой исторической защиты, которой Гоген в некотором роде все это время пользовался», говорит она. «Возможно, пришло время снять новую порцию слоев — больше, чем раньше».
«С нашей точки зрения, все эти грязные подробности должны стать достоянием общественности, — добавляет она. — Без этого рассказ о Гогене будет неполным».
Новости дня / США / Технологии / Бокс / Политика / Статистика / Россия / Здоровье / Аналитика / Мероприятия / ДНР и ЛНР / Европа / Военные действия / Украина / Происшествия и криминал / Видео
Новости дня / Политика / Украина / Здоровье / ЖКХ / Европа / Спорт / США / Латинская Америка / Военные действия / Бизнес / Технологии / Интервью звёзд / Ростов-на-Дону / Мир / Белоруссия / Мероприятия / Мнения / Россия / Происшествия и криминал / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / Судьи
Новости дня / Мир / Политика / Бизнес / Происшествия и криминал / ЖКХ / Технологии / ДНР и ЛНР / Чемпионат / Здоровье / Видео / Общество / Большой Кавказ / Европа / Интернет / Бокс / США / Армения / Латинская Америка / Красноярск / Украина / Транспорт / Россия / Команды / Мобильные технологии / Выборы / Нижний Новгород / Спорт / Военные действия
Новости дня / Политика / Бизнес / Украина / Россия / Чемпионат / Мир / Власть / США / Общество / Мнения / Здоровье / Команды / ДНР и ЛНР / Видео / Латинская Америка / Культура / Технологии / Большой Кавказ / Военные действия / Спорт
Новости дня / Чемпионат / Космос / Политика / Происшествия и криминал / Наука
Захар
0
Осенью 2022 года на дне Балтики случилась утечка метана из газопровода «Северный поток», что привело к беспрецедентному выбросу этого парникового газа. В новом...
Политика / Европа / Новости дня / Видео / Мир / ДНР и ЛНР / Технологии / Ростов-на-Дону / ЖКХ
Владлена
0
Прибрежным городам во всем мире угрожают наводнения, оставаясь серьезным фактором риска для собственности, инфраструктуры и экономики. Недавнее исследование показывает,...
Комментарии (0)