В Праге развернулась борьба за памятник маршалу Коневу - «Политика»

  • 16:13, 16-сен-2019
  • Политика
  • Edgarpo
  • 0

© REUTERS, David W CernyМюнхенский сговор 1938 года, оккупация Чехословакии и зверства, совершенные нацистами во время войны, бомбежка англо-американцами Праги в 1945 году никак не фигурируют в списке «горячих тем» чешской либеральной элиты. При этом скандал вокруг памятника советскому маршалу может вызвать жесткую реакцию Москвы и сорвать двустороннее соглашение о воинских захоронениях.

Решение руководства пражского района Бубенец о переносе памятника маршалу Коневу вызвало в Чехии невиданный всплеск эмоций. Популярное чешское издание «Днес» (Mlada frоnta Dnes) отмечает, что сегодня, много лет спустя после войны, чешское общественное мнение оказалось предельно расколото из-за попыток перенести памятник советскому маршалу Коневу. Скандал вокруг памятника возник не на пустом месте: он вписывается в попытки «ревизионистов» многих стран Европы переписать историю Второй мировой войны и принизить роль Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии. Теперь официальная версия чешских властей сводится к тому, что Прагу освободили власовцы, вернее, Первая дивизия РОА под командованием генерала Буняченко. Именно власовцы, по их словам, на первом этапе поддержали пражское восстание и не позволили гитлеровцам подавить его в крови. Однако, признают все историки, у власовцев не было сил, чтобы довести дело до конца: окончательно освободили Прагу бойцы Красной армии под руководством маршала Конева.


Памятник Коневу, которого принято называть освободителем Праги, был установлен в пражском районе Бубенец в мае 1980 года и приурочен к 35-й годовщине освобождения Чехословакии. Авторы памятника — чешские скульпторы Зденек Крыбусь и Вратислав Ружичка. Кампания против памятника началась много позже — в 2015 году: его мазали красной краской, писали оскорбительные надписи. Постепенно под эти акции была подведена идеологическая база: Конев якобы принес в Чехословакию «коммунистический тоталитаризм», участвовал в подавлении венгерского восстания 1956 года, был активным участником Берлинского кризиса 1961 года, а затем помогал планировать вторжение в Чехословакию в августе 1968 года. Около памятника была установлена табличка, «разъясняющая» негативную роль Конева в послевоенной истории Центральной Европы. Еще в 2018 году опрос показал, что за перенос памятника выступает лишь 0,15% жителей района Бубенец (Прага-6). Тем не менее акции вандалов продолжались. Их поддержал староста Праги-6 Ондржей Коларж и его сторонники в районной управе. Без проведения референдума они приняли решение о переносе памятника Коневу и установлении на его месте монумента «освобождения Чехословакии».


Что еще ставят в вину Коневу «ревизионисты»? В частности, бомбежки ряда городов тогдашней Чехословакии, о чем было запрещено говорить вплоть до падения коммунистического режима в 1989 году. Современные чешские историки пишут, что советская военная авиация подвергла 9 мая 1945 года бомбардировке Младу Болеслав, Мельник, Литомержице и другие чешские города, в результате чего погибли сотни человек. При этом они не упоминают, что шла война и советская авиация бомбила немецкие стратегические объекты, а также отступающие части вермахта и власовской армии. Конев торопился попасть в Прагу, поскольку с юга наступали американцы, которые успели взять Пльзень. Это было абсолютно необходимо, поскольку вот-вот должен был быть подписан акт о капитуляции Германии. Гораздо меньше чешские историки пишут о том, что англо-американские ВВС подвергли мирную Прагу сильнейшей бомбардировке 14 февраля 1945 года. Как утверждается, Прагу «ошибочно» перепутали с Дрезденом. Тогда погибло 700 человек, 1 200 были ранены, разрушены сотни домов в центральных кварталах города. Еще одна бомбежка Праги американцами имела место 25 марта 1945 года.


Действительно, с приходом Красной армии в Чехию связан ряд негативных моментов. Силы СМЕРШ провели массовые аресты, жертвами которых стали представители старой белой эмиграции, казаки и, конечно, власовцы. Тысячи человек были сосланы в сибирские лагеря, многие расстреляны без суда и следствия. Показательные чистки имели место и в самой компартии Чехословакии, в 1952 году были расстреляны 10 руководителей КПЧ во главе с генсеком Рудольфом Сланским. Однако в целом чехи, в отличие от венгров и поляков, в послевоенный период относились чрезвычайно дружелюбно к Советскому Союзу, русских называли «братушками». Чехословакия стала практически единственной страной Восточной Европы, где в 1948 году коммунисты пришли к власти демократическим путем и длительное время оставалась «образцовой» страной соцлагеря.


Все изменил август 1968 года, когда попытка либерализации коммунистического режима, подготовленная «группой Дубчека», закончилась вводом войск Варшавского договора, после чего страна погрузилась в «спячку» на 20 с лишним лет. В результате «бархатной революции» 1989 года рухнул коммунистический режим, Чехия вступила в ЕС и НАТО, а в стране сформировалась активная прозападная элита во главе с президентом Вацлавом Гавелом, которая безоговорочно приняла концепцию «евроатлантизма». Представители этой элиты постоянно раздували миф о советской, а затем и российской угрозе, напоминали о 68-м годе. Был покрашен в розовый цвет, а затем и вовсе убран из района Смихов советский танк Т-34, первым ворвавшийся в Прагу весной 45-го, стены домов регулярно раскрашивались антироссийскими надписями и граффити.


Но далеко не все чешское общество поддержало эту политику. Остались силы, с симпатией относящие к России, помнящие дружбу с СССР. Среди них — президенты Вацлав Клаус и Милош Земан, а также чешские коммунисты, которые остаются влиятельной силой и представлены в парламенте. О том, как думает и чувствует Чехия, нельзя судить по акциям местной либеральной «тусовки», к которой относится и староста Праги-6 Коларж.


Примечательно, что мюнхенское соглашение, оккупация Чехословакии и зверства, совершенные нацистами во время войны, никак не фигурируют в списке «горячих тем» чешской либеральной элиты. Напротив, 68-й год постоянно становится поводом для различного рода антироссийских акций. Видимо, зависимость сегодняшней Чехии от Германии и Евросоюза слишком велика, чтобы напоминать о больных моментах совместной истории. В целом, скандал вокруг памятника Коневу вписывается в некую глобальную тенденцию по пересмотру истории и сносу «идеологически неправильных» монументов. Не только посткоммунистичекие страны Восточной Европы (Польша, Украина, Прибалтика) занялись уничтожением памятников, но и в самих Соединенных Штатах начиная с 2015 года идет активный снос памятников генералам, воевавшим на стороне Юга в ходе Гражданской войны 1861-1865 годов. В Сан-Франциско планируют уничтожить фрески русского художника-эмигранта Виктора Арнаутова, поскольку они представляют колониальную историю Америки в «неправильном виде».


Скандал вокруг памятника Коневу может вызвать жесткую реакцию Москвы и сорвать двустороннее соглашение о воинских захоронениях. Согласно этому межправительственному соглашению, Чехия обязана заботиться о российских захоронениях, а Россия — о чешских, вернее, чехословацких. Речь идет о памятниках чехословацким легионерам, которые в 1918-1921 годах активно воевали в Поволжье и Сибири на стороне белогвардейцев. Решение об установке десятков памятников «белочехам» подвергалось острой критике в российских регионах и стало вынужденным компромиссом в целях укрепления российско-чешских дружественных отношений. Теперь судьба памятников легионерам вновь оказывается под вопросом. Вместе с тем все признают, что Чешская республика содержит русские воинские захоронения и в первую очередь могилы павших бойцов Красной армии в образцовом состоянии.


© REUTERS, David W CernyМюнхенский сговор 1938 года, оккупация Чехословакии и зверства, совершенные нацистами во время войны, бомбежка англо-американцами Праги в 1945 году никак не фигурируют в списке «горячих тем» чешской либеральной элиты. При этом скандал вокруг памятника советскому маршалу может вызвать жесткую реакцию Москвы и сорвать двустороннее соглашение о воинских захоронениях.Решение руководства пражского района Бубенец о переносе памятника маршалу Коневу вызвало в Чехии невиданный всплеск эмоций. Популярное чешское издание «Днес» (Mlada frоnta Dnes) отмечает, что сегодня, много лет спустя после войны, чешское общественное мнение оказалось предельно расколото из-за попыток перенести памятник советскому маршалу Коневу. Скандал вокруг памятника возник не на пустом месте: он вписывается в попытки «ревизионистов» многих стран Европы переписать историю Второй мировой войны и принизить роль Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии. Теперь официальная версия чешских властей сводится к тому, что Прагу освободили власовцы, вернее, Первая дивизия РОА под командованием генерала Буняченко. Именно власовцы, по их словам, на первом этапе поддержали пражское восстание и не позволили гитлеровцам подавить его в крови. Однако, признают все историки, у власовцев не было сил, чтобы довести дело до конца: окончательно освободили Прагу бойцы Красной армии под руководством маршала Конева. Памятник Коневу, которого принято называть освободителем Праги, был установлен в пражском районе Бубенец в мае 1980 года и приурочен к 35-й годовщине освобождения Чехословакии. Авторы памятника — чешские скульпторы Зденек Крыбусь и Вратислав Ружичка. Кампания против памятника началась много позже — в 2015 году: его мазали красной краской, писали оскорбительные надписи. Постепенно под эти акции была подведена идеологическая база: Конев якобы принес в Чехословакию «коммунистический тоталитаризм», участвовал в подавлении венгерского восстания 1956 года, был активным участником Берлинского кризиса 1961 года, а затем помогал планировать вторжение в Чехословакию в августе 1968 года. Около памятника была установлена табличка, «разъясняющая» негативную роль Конева в послевоенной истории Центральной Европы. Еще в 2018 году опрос показал, что за перенос памятника выступает лишь 0,15% жителей района Бубенец (Прага-6). Тем не менее акции вандалов продолжались. Их поддержал староста Праги-6 Ондржей Коларж и его сторонники в районной управе. Без проведения референдума они приняли решение о переносе памятника Коневу и установлении на его месте монумента «освобождения Чехословакии». Что еще ставят в вину Коневу «ревизионисты»? В частности, бомбежки ряда городов тогдашней Чехословакии, о чем было запрещено говорить вплоть до падения коммунистического режима в 1989 году. Современные чешские историки пишут, что советская военная авиация подвергла 9 мая 1945 года бомбардировке Младу Болеслав, Мельник, Литомержице и другие чешские города, в результате чего погибли сотни человек. При этом они не упоминают, что шла война и советская авиация бомбила немецкие стратегические объекты, а также отступающие части вермахта и власовской армии. Конев торопился попасть в Прагу, поскольку с юга наступали американцы, которые успели взять Пльзень. Это было абсолютно необходимо, поскольку вот-вот должен был быть подписан акт о капитуляции Германии. Гораздо меньше чешские историки пишут о том, что англо-американские ВВС подвергли мирную Прагу сильнейшей бомбардировке 14 февраля 1945 года. Как утверждается, Прагу «ошибочно» перепутали с Дрезденом. Тогда погибло 700 человек, 1 200 были ранены, разрушены сотни домов в центральных кварталах города. Еще одна бомбежка Праги американцами имела место 25 марта 1945 года. Действительно, с приходом Красной армии в Чехию связан ряд негативных моментов. Силы СМЕРШ провели массовые аресты, жертвами которых стали представители старой белой эмиграции, казаки и, конечно, власовцы. Тысячи человек были сосланы в сибирские лагеря, многие расстреляны без суда и следствия. Показательные чистки имели место и в самой компартии Чехословакии, в 1952 году были расстреляны 10 руководителей КПЧ во главе с генсеком Рудольфом Сланским. Однако в целом чехи, в отличие от венгров и поляков, в послевоенный период относились чрезвычайно дружелюбно к Советскому Союзу, русских называли «братушками». Чехословакия стала практически единственной страной Восточной Европы, где в 1948 году коммунисты пришли к власти демократическим путем и длительное время оставалась «образцовой» страной соцлагеря. Все изменил август 1968 года, когда попытка либерализации коммунистического режима, подготовленная «группой Дубчека», закончилась вводом войск Варшавского договора, после чего страна погрузилась в «спячку» на 20 с лишним лет. В результате «бархатной революции» 1989 года рухнул коммунистический режим, Чехия вступила в ЕС и НАТО, а в стране сформировалась активная прозападная элита во главе с президентом Вацлавом Гавелом, которая безоговорочно приняла концепцию «евроатлантизма». Представители этой элиты постоянно раздували миф о советской, а затем и российской угрозе, напоминали о 68-м годе. Был покрашен в розовый цвет, а затем и вовсе убран из района Смихов советский танк Т-34, первым ворвавшийся в Прагу весной 45-го, стены домов регулярно раскрашивались антироссийскими надписями и граффити. Но далеко не все чешское общество поддержало эту политику. Остались силы, с симпатией относящие к России, помнящие дружбу с СССР. Среди них — президенты Вацлав Клаус и Милош Земан, а также чешские коммунисты, которые остаются влиятельной силой и представлены в парламенте. О том, как думает и чувствует Чехия, нельзя судить по акциям местной либеральной «тусовки», к которой относится и староста Праги-6 Коларж. Примечательно, что мюнхенское соглашение, оккупация Чехословакии и зверства, совершенные нацистами во время войны, никак не фигурируют в списке «горячих тем» чешской либеральной элиты. Напротив, 68-й год постоянно становится поводом для различного рода антироссийских акций. Видимо, зависимость сегодняшней Чехии от Германии и Евросоюза слишком велика, чтобы напоминать о больных моментах совместной истории. В целом, скандал вокруг памятника Коневу вписывается в некую глобальную тенденцию по пересмотру истории и сносу «идеологически неправильных» монументов. Не только посткоммунистичекие страны Восточной Европы (Польша, Украина, Прибалтика) занялись уничтожением памятников, но и в самих Соединенных Штатах начиная с 2015 года идет активный снос памятников генералам, воевавшим на стороне Юга в ходе Гражданской войны 1861-1865 годов. В Сан-Франциско планируют уничтожить фрески русского художника-эмигранта Виктора Арнаутова, поскольку они представляют колониальную историю Америки в «неправильном виде». Скандал вокруг памятника Коневу может вызвать жесткую реакцию Москвы и сорвать двустороннее соглашение о воинских захоронениях. Согласно этому межправительственному соглашению, Чехия обязана заботиться о российских захоронениях, а Россия — о чешских, вернее, чехословацких. Речь идет о памятниках чехословацким легионерам, которые в 1918-1921 годах активно воевали в Поволжье и Сибири на стороне белогвардейцев. Решение об установке десятков памятников «белочехам» подвергалось острой критике в российских регионах и стало вынужденным компромиссом в целях укрепления российско-чешских дружественных отношений. Теперь судьба памятников легионерам вновь оказывается под вопросом. Вместе с тем все признают, что Чешская республика содержит русские воинские захоронения и в первую очередь могилы павших бойцов Красной армии в образцовом состоянии.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!