Китайский премьер Ли Кэцян провел в пятницу в Хорватии встречу с лидерами Центральной и Восточной Европы. ЕС, в свою очередь, с недоверием смотрит на эту группу «17+1».
На улице шел проливной дождь, и Ли Кэцян увидел в этом знак. «Надеюсь, что Пелешацкий мост станет высококачественным проектом, который выстоит под любым дождем и ветром», — заявил 11 апреля китайский премьер. Мост протяженностью в 2,4 километра должен быть закончен в январе 2021 года, а работы уже начались. Меньше, чем через два года Хорватия перестанет быть разделенным надвое государством. Сегодня попасть с севера страны в исторический город Дубровник по суше можно только через территорию Боснии и Герцеговины.
Китайская компания по строительству дорог и мостов понимает, что этот проект стал для нее поворотным моментом: гигантское китайское госпредприятие впервые получает заказ, который на 85% финансируется Европейским союзом. Китай хочет сделать его примером для всех своих инициатив на Балканах. «Порты, железные дороги и автомагистрали в первую очередь привлекают к себе внимание китайских предприятий, как, наверное, и аэропорты», — отмечает Йосип Скорич (Josip Skoric), генеральный директор занимающейся проектом компании Hrvatske Ceste.
Пекину на руку и положительное отношение хорватской общественности к проекту, который она считает символом национального объединения. «Иногда уходит час, чтобы перебраться через границу, и столько же на обратный путь. Китайские рабочие начали прибывать прошлым летом и быстро продвигаются вперед. Они позволят исправить этот исторический абсурд», — говорит Ивана Яркович (Ivana Yarkovich) кассир из магазина в селе Комарна, где начинает путь мост стоимостью в 420 миллионов евро, и разместились китайские инженеры.
Раздражение ЕС
Европейский союз, в свою очередь, не пытается скрывать раздражения при виде того, как новые члены распахивают двери перед Китаем, в то время как Брюссель повышает тон в диалоге с Пекином, называет его «системным соперником» и обвиняет в непредоставлении симметричного доступа на свои рынки. «Участвовавшим в тендере компаниям пришлось не по душе то, что китайские цены были намного ниже, но у китайцев явно есть опыт, если судить по нынешним темпам строительства», — не согласен Йосип Скорич. Так, китайцы запросили на 20% меньше австрийских конкурентов.
«Если у Западной Европы есть какие-то проекты с Китаем, то все хорошо, но если тут инвестируют китайцы и все обходится без нее, у нее сразу возникают возражения», — иронизирует Синиса Малус (Sinisa Malus) из Китайской ассоциации бизнеса Юго-Восточной Европы, которая занимается продвижением китайского присутствия в регионе. Он с удовольствием отмечает массовое прибытие китайских туристов, хотя и признает, что для привлечения большего числа людей потребовались бы прямые рейсы и магазины премиум-класса, как в Милане и Париже.
Китай без колебаний играет на разногласиях между экономически развитой Западной Европой (ей не по душе, что она не может активнее продвигать свой экспорт в Поднебесную) и Центральной, Восточной и Южной Европой, которая нуждается в инфраструктуре и инвестициях (и зачастую не слишком разборчива в их источниках).
Китайская долговая «ловушка»
Пекин запустил в 2012 году ежегодный форум с главами правительств второй группы: «16+1». На встрече в Дубровнике 12 апреля он превратился в «17+1» в связи с подключением Греции. Афины уже стали дверью в Европу для Пекина: порт Пирея полностью находится в руках Китая с 2017 года. Теперь он нацелен на формирование регионального инфраструктурного коридора для сбыта своей продукции и укрепления стратегических дружеских связей.
Как бы то ни было, упреки в адрес Пекина звучат и в этой группе. В Черногории китайские рабочие строят участок магистрали в 41 километр (власти хотели бы продлить ее до 165 километров) от побережья до сербской границы через столицу Подгорицу. Полученный от Китая кредит увеличил долг страны до 80% ВВП, а объемы движения по магистрали не могут сделать инвестицию рентабельной. При этом у государства нет средств для строительства дальнейших участков. Критики указывают на перспективу того, что европейская страна впервые может попасть в «долговую ловушку» Пекина, как это уже видели на примере Шри-Ланки. «Китайцы пользуются форматом „16+1", потому что он не представляет собой единую группу. В результате они могут навязать свои условия и рабочих маленьким странам. Результат выглядит спорным», — подчеркивает один словенский бизнесмен.
В то же время предложенные Китаем возможности кажутся крайне привлекательными другим. «Их инвестиции в инфраструктуру в рамках „нового шелкового пути", представляют собой невиданное явление в мировом масштабе», — говорит мэр Крапинске-Топлице (бальнеологический курорт с населением в 5 400 человек в 45 километров на северо-запад от Загреба) Эрнест Свазич (Ernest Svazic). Он уже вел переговоры с представителем китайской компании Zhongya, которая должна взять на себя реконструкцию главной гостиницы города. «Для китайцев мы, наверное, мелкий поселок, но они относятся к нам с уважением», — улыбается он. Кроме того, Эрнест Свазич отстоял свое мнение по архитектуре гостиницы: китайцы хотели бы возвести высокую башню, но он посчитал, что она выделялась бы на фоне пейзажа. Партнеры согласились пересмотреть проект.
Как говорится, снова-здорово! Стабильность в нашем авиапроме полная: «Полет «импортозамещенного» МС-21 отложен в...
25-окт-2025
Новости дня / ЖКХ / Бизнес / Здоровье / Интервью звёзд / Политика / Видео / Технологии / Происшествия и криминал / Общество / Россия / Ростов-на-Дону / Власть / Большой Кавказ / ДНР и ЛНР / Спорт / Культура / Чемпионат / Транспорт / Забайкальский край / Мир
Новости дня / Политика / Общество / Бизнес / ЖКХ / Культура / Спорт / Чемпионат / Статистика / Велоспорт / Технологии / Космос / Здоровье / Происшествия и криминал / Транспорт / Мир / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / США / Латинская Америка / Видео / Фото репортаж
Новости дня / Политика / ЖКХ / ДНР и ЛНР / Украина / Общество / Латинская Америка / Россия / Европа / Мир / Большой Кавказ / Технологии / Здоровье / Происшествия и криминал / Видео / Военные действия / США / Чемпионат / Аналитика / Спорт / Интернет / Транспорт / Армения / Мобильные технологии / Интервью звёзд
Новости дня / США / Политика / ДНР и ЛНР / Военные действия / Власть / Латинская Америка / Общество / Белоруссия / Здоровье / Технологии / Статистика / Нижний Новгород
Новости дня / Здоровье / Политика / ЖКХ / ДНР и ЛНР / США / Россия / Спорт / Технологии / Мир / Происшествия и криминал / Транспорт / Мобильные технологии / Латинская Америка / Общество / Законы / Белоруссия / Бизнес / Шоу-бизнес / Власть / Большой Кавказ / Экономика / Чемпионат / Армения / Статистика / Видео / Интервью звёзд / Матчи / Интернет / Европа
Новости дня / ЖКХ / Бизнес / Здоровье / Интервью звёзд / Политика / Видео / Технологии / Происшествия и криминал / Общество / Россия / Ростов-на-Дону / Власть / Большой Кавказ / ДНР и ЛНР / Спорт / Культура / Чемпионат / Транспорт / Забайкальский край / Мир
Ferguson
0
Как говорится, снова-здорово! Стабильность в нашем авиапроме полная: «Полет «импортозамещенного» МС-21 отложен в очередной раз. В ноябре 2024 года глава Минпромторга...
Новости дня / Россия / Чемпионат / Энергетика / Мобильные технологии / Мир / ДНР и ЛНР / Судьи / Политика / Технологии
Авдей
0
Идея, которую когда-то отвергли американцы, сегодня обрела новую жизнь в России, которая уверенно опережает весь мир в создании плавучих атомных электростанций (ПАТЭС)....
Новости дня / Мир / Политика / Здоровье / Россия / Европа / Спорт / Технологии / Украина / ЖКХ / ДНР и ЛНР / Видео / Власть / США / Чемпионат
Рада
0
Президент США Дональд Трамп пока что отменил встречу с Президентом России Владимиром Путиным в Будапеште и «подвесил» окончательное решение по ней еще на какое-то время....
Видео / Новости дня / Азия / Политика / Чемпионат / Красноярск / Нижний Новгород / Европа
Pass
0
Когда речь заходит о бабочках, обычно вспоминаются оранжевые или синие окраски. Однако некоторые из самых эффектных видов отличаются зелёным цветом, который позволяет им...
Комментарии (0)