Собеседники говорили о сложностях, которые они испытывали при взаимодействии с университетской бюрократией. Многие были шокированы количеством документов, которые им нужно было заполнить, чтобы получить зарплату, а также ограничениями, налагаемыми на время, проводимое вне России — оно официально считалось нерабочим временем. Некоторые респонденты жаловались, как сложно учитывать разделение времени на отпуск, проводимый дома, и различные академические мероприятия — конференции и другие формы академической деятельности. Эта проблема была особенно характерна для ВШЭ. Общее мнение респондентов — засилье бюрократии мешает университетам создавать среду, способствующую процветанию академической свободы и интеллектуальной культуры. Акцент на рейтингах также отрицательно сказывается на создании интеллектуальной культуры российского университетского образования. Мой собеседник, приехавший в Россию из Европы, отметил, что интерес к росту публикаций и изменений в преподавании в российских университетах продиктован стремлением не столько создать новую академическую культуру, сколько продвинуться по шкале рейтинга. Это делает российские университеты скорее «бизнес-ориентированными» структурами. Это отличает их от многих западных университетов с более глубокими традициями интеллектуальной жизни. «Разделенный университет» Неравенство условий работы создает у российских преподавателей ощущение несправедливости и подрывает идею коллегиальности, которая фактически приносится в жертву престижу, связанному с наличием на кафедре иностранных преподавателей. Мои респонденты отмечали напряженность в отношениях с российскими коллегами не только из-за различий в нагрузке и зарплате. Не менее существенными являются различия подходов и философии преподавания. Иностранные преподаватели говорили о сопротивлении принимающих университетов «западной» манере преподавания, которую отличает интерактивный подход и эгалитарные отношения со студентами. Местные преподаватели-ветераны не спешили расставаться с более привычными для них стандартизованными моделями обучения, для которых характерен иерархический подход, догматизм и отсутствие критического анализа информации. Напряженность внутри принимающих университетов усиливалась еще и потому, что они — как участники программы 5-100 — оказались объектом особо пристального внимания со стороны проверяющих инстанций и в рамках общенационального мониторинга качества образования. Наряду с напряженностью в университетской среде некоторые зарубежные ученые упоминали об открытых антизападных настроениях за пределами стен своего университета. Студенты также не везде приветствуют форматы преподавания, используемые иностранными профессорами. По словам одного моего респондента в Санкт-Петербурге, его студенты больше привыкли к формату лекций, а не семинаров. По его мнению, доминирование лекций в преподавании гуманитарных дисциплин сказывается на неспособности большинства студентов грамотно использовать критическую аргументацию в своих работах. Чтобы изменить ситуацию, необходимо «переобучение» студентов в новой образовательной парадигме. При этом преподаватель отметил, что его студенты были открыты к изменениям и хорошо воспринимали новые образовательные подходы. * * * Привлекая иностранных преподавателей, российские университеты получают шанс не только поднять индексы цитирования и увеличить количество публикаций в международных журналах, но и формировать международную академическую культуру и новые подходы к преподаванию. Хотелось бы надеяться, что и после завершения проекта 5-100 университеты не потеряют интерес к этой долгосрочной задаче, без решения которой невозможно кардинально улучшить эффективность российского высшего образования. Виктория Пардини — сотрудник Института Кеннана при Международном центре Вудро Вильсона. Данный материал публикуется Центром независимых социальных исследований на сайте Eurasianet.org в рамках информационного сотрудничества. Представленные в тексте мнения, оценки и выводы могут не совпадать с позицией редакции Eurasianet.org.
Скромное молчание МАГАТЭУчастники прошедшего в Рио-де-Жанейро саммита БРИКС осудили недавние удары по Ирану и выразили...
07-июл-2025
Новости дня / Политика / США / Технологии / Здоровье / Мир / ЖКХ / Латинская Америка / ДНР и ЛНР / Видео / Происшествия и криминал / Спорт / Бизнес / Общество / Военные действия / Мнения
Новости дня / Здоровье / Происшествия и криминал / Россия / Чемпионат / Мир / Экономика / Политика / Аналитика / Спорт / Технологии / Власть / Видео / Мнения / Мобильные технологии / Бизнес / ДНР и ЛНР / Латинская Америка / Большой Кавказ / Европа / США / Мероприятия / Военные действия
Новости дня / Видео / Авто / Политика / Европа / Военные действия
Laird
0
Вчера был очень тяжёлый день. Знакомая чешка спросила:–Почему, во время голодомора, люди с украинскими фамилиями, отбирали еду у других людей с украинскими фамилиями,...
Новости дня / Политика / США / Технологии / Здоровье / Мир / ЖКХ / Латинская Америка / ДНР и ЛНР / Видео / Происшествия и криминал / Спорт / Бизнес / Общество / Военные действия / Мнения
Webster
0
Скромное молчание МАГАТЭУчастники прошедшего в Рио-де-Жанейро саммита БРИКС осудили недавние удары по Ирану и выразили обеспокоенность нападениями на иранские ядерные...
Новости дня / Политика / Здоровье / Азербайджан / Общество / Технологии / Спорт / Видео / Азия / США / Военные действия
Conors
0
Почему Турция опасается, что следующий удар Израиля будет по нейНа фото: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Ирана...
На видео попали две грузовые фуры, стоявшие неподалеку от взрыва. На таких, на Украине, часто перевозят оружие и боеприпасы. Место эпицентра взрыва разбирает...
Комментарии (0)