© AP Photo, Darko VojinovicСША и Европа вновь форсируют решение косовского вопроса. Сербы, похоже, все еще не утратили иллюзий, что Запад вдруг возьмет, да и начнет учитывать и их интересы тоже, а не только албанцев. Но новые заявления и встреча Александра Вучича с Майком Помпео поставили все на свои места. Запад учитывать интересы Сербии не намерен, он только требует. А вот Россия от поддержки Сербии не отказывается.
Чуть более двух месяцев назад, седьмого июня, заместитель директора по делам Европы и России в американском Совете национальной безопасности Джон Эрат дал интервью албанскому варианту «Голоса Америки». Он вполне понятными терминами описал позицию своей страны по отношению к нам и к Косово и Метохии, которые, по словам Эрата, США предпочли бы видеть вне наших границ. «Думаю, что позитивная роль диалога (между Белградом и Приштиной) очевидна. Так ситуация нормализовалась бы. Косово вступило бы в Организацию Объединенных Наций и другие международные объединения».
С тех пор не произошло никаких поворотных событий (они вообще случаются крайне редко, и еще реже играют нам на руку). Поэтому мы можем, исходя из этих слов, а также некоторых других заявлений Эрата в том интервью, попробовать осознать весь смысл сообщения, которое страны Квинты (США, Великобритания, Германия, Франция и Италия) сделали на прошлой неделе, а также понять значение неожиданной, заранее не заявленной, встречи президента Сербии Александра Вучича и главы американской дипломатии Майка Помпео (она состоялась ровно через неделю после сообщения — в минувший вторник в Нью-Йорке во время рабочего обеда).
Сообщение Квинты
© РИА Новости, Марко Кужавич | Перейти в фотобанкАкция против действий Приштины в КосовоНапомним, что сейчас общественность ожидает официального подтверждения, станет ли Того пятнадцатой страной, которая официально отказалась от своего признания ложной косовской независимости. Кстати, на такой же шаг могут пойти Гана, Танзания и Сомали. Свое заявление Дачич продолжил уже более серьезным тоном, сказав, что он, как министр иностранных дел, и его коллега Небойша Стефанович, министр внутренних дел, готовятся к голосованию о вступлении нашего южного региона в Интерпол в октябре этого года: «Мы должны подготовиться, чтобы они не вошли в эту международную организацию».
Встреча с Помпео
В упомянутом интервью «Голосу Америки», которое, как мы поняли, можно считать предтечей недавнего обращения Квинты, Джон Эрат на вопрос, «можно ли ожидать, что Вашингтон будет играть более значительную роль», ответил утвердительно: «Да, мы будем играть более значительную роль. Мы включимся настолько, насколько это необходимо».
Количество времени, которое Майк Помпео уделил в этот вторник Александру Вучичу и нашему региону, говорит о том, как на практике реализуется заявление Эрата. Почти не остается сомнений, что Америка действительно занимается нашим вопросом более серьезно, чем еще месяц назад. Что ж, посмотрим, насколько активно будут действовать США.
После встречи Помпео написал в «Твиттере», приложив соответствующую совместную фотографию, что провел «продуктивный обед с президентом Сербии Александром Вучичем и побеседовал о диалоге Косово и Сербии, а также вступлении Сербии в Европейский Союз. Нормализация отношений с Косово укрепила бы стабильность и способствовала бы процветанию Сербии, Западных Балкан и трансатлантического сообщества».
Вучич, в свою очередь, сообщил в «Инстаграме»: «Мы долго беседовали обо всем. Он хотел услышать, что Сербия думает, прежде всего, о решении косовской проблемы. Я, как мне кажется, максимально коротко и просто обозначил позицию Сербии. Я попросил американскую администрацию попытаться, что она делала и прежде, еще больше повлиять на албанцев Косово и Метохии, чтобы они отменили пошлины, навязанные нам год назад. В этом вопросе, несомненно, мы пользуемся американской поддержкой, так как США, как и мы, считают, что важно продолжать диалог между Белградом и Приштиной».
Довольно много слов сказано с обеих сторон, но что на самом деле американская администрация сказала сербскому президенту? Варианта два.
Первый оптимистичный. Вучичу сделали предложение, которое мы могли бы принять. Скажем, США с б?льшим пониманием готовы отнестись к позиции Сербии и согласиться на вариант разграничения, то есть раздела Косово и Метохии, который обсуждается нашей общественностью.
Второй вариант пессимистичный. Вместо приемлемого для Белграда предложения, поступило другое, от которого, будь оно даже антиконституционным и противоречащим Резолюции 1244 Совета безопасности ООН, Сербия тем не менее не могла бы отказаться. Возможно, от нас потребовали прекратить впредь оспаривать самопровозглашенную косовскую независимость на международной арене. Ведь Помпео пригласил Вучича не для того, чтобы надавить на Приштину и заставить ее отказаться от пошлин, а для того, чтобы потребовать от Вучича того же, что потребовала Квинта в своем сообщении.
Красная черта
В интервью агентству «Танюг» премьер-министр Сербии Ана Брнабич весьма откровенно признала, что первый вариант ей в принципе не претит. При этом Брнабич отметила, что «признание Косово в нынешних границах — это красная черта, которую Сербия не переступит». Хотя стоит отметить, что в игре по-прежнему два противоположных варианта. Возможно, власть действительно готова признать некую (б?льшую) часть Косово и Метохии, чтобы взамен получить нечто, что она могла бы преподнести как компромисс. Также возможно, что мы имеем дело всего лишь с переговорной тактикой, в рамках которой Сербия предлагает то, что заведомо не может быть принято. То есть на самом деле мы не предлагаем ничего, но при этом остаемся за столом переговоров и избегаем обвинений в неготовности к компромиссу. Кстати, уже ближайшее будущее покажет, какой из двух вариантов выбран.
Сегодня ситуация, по словам премьер-министра Брнабич, «очень далека от какого-либо решения», так как «Сербия потеряет все, а Приштина все выиграет. Это неприемлемое и нечестное решение».
© AP Photo, Darko VojinovicАкция протеста против 10-й годовщины независимости КосовоВернемся к Джону Эрату из Совета национальной безопасности США, так как на то есть основания. Судя по всему, мы далеки от решения проблемы еще и потому, что США весьма далеки от того, на что могла бы согласиться сербская власть. Эрат заявил: «Раздел Косово невозможен. Этот вариант фигурировал еще в 2007 году во время процесса Ахтисаари. Тогда некоторые так называемые специалисты уже предлагали раздел. Но и тогда, и сейчас это глупость. Теперь ее просто повторяют… Я не знаю, как стороны могут согласиться на некий реальный территориальный обмен. А это важнейший момент. Соединенные Штаты поддерживают принципы ОБСЕ, включая территориальную целостность». Правда, кроме случаев, когда речь идет о Сербии. Что ж, мы к этому уже привыкли.
Российский фактор
В сербских СМИ распространяется необоснованный оптимизм и надежда на перемены в позиции США. Однако многое говорит о том, что американская позиция все-таки останется неизменной. Более того, возможно, США будут наставать на своем даже более жестко, чем прежде.
Это не значит, что наша битва заранее проиграна. Кстати, она не была проиграна даже 12 лет назад во время переговоров, которые координировал упомянутый Мартти Ахтисаари. Тогда международная ситуация складывалась для нас более неблагоприятно, чем сегодня.
Сейчас это особенно важно для нас еще и потому, что самопровозглашенную косовскую независимость, на которой настаивают государства Квинты, просто невозможно легализовать без отмены или замены Резолюции 1244, что, в свою очередь, невозможно без согласия всех членов Совета безопасности, обладающих правом вето.
В связи с этим посол России Боцан-Харченко, выступая на церемонии передачи верительных грамот в Белграде в конце прошлого месяца, отметил: «Сербия может рассчитывать на существенную поддержку со стороны России в деле сохранения территориальной целостности и суверенитета при соблюдении Резолюции 1244 и международного права». Впоследствии в интервью «Танюгу» Харченко заявил, что договор возможен, «если обе стороны ищут компромисс и готовы учитывать интересы друг друга и если международное сообщество выступает в качестве доброжелательного посредника и оказывает помощь, исходя из международного права и Резолюции 1244».
Интересно, что американское радио «Свободная Европа», занявшись расследованием «российского следа в отказе от признания Косово», выяснило, что по крайней мере шесть из 15 стран, которые отказались от признания Косово, пошли на этот просербский шаг, так или иначе договорившись с Россией…
Возможно, это только случайность, но мораль ясна и не вызывает сомнений. Сотрудничая с Россией, мы не сделаем свою страну меньше, чем она есть сегодня. А вот что касается Запада, то, как и прежде, в отношениях с ним надежд мало, поскольку Запад не транслирует нам ничего нового… Он только продолжать давить на нас. Но мы давно уже к этому привыкли.
© AP Photo, Darko VojinovicСША и Европа вновь форсируют решение косовского вопроса. Сербы, похоже, все еще не утратили иллюзий, что Запад вдруг возьмет, да и начнет учитывать и их интересы тоже, а не только албанцев. Но новые заявления и встреча Александра Вучича с Майком Помпео поставили все на свои места. Запад учитывать интересы Сербии не намерен, он только требует. А вот Россия от поддержки Сербии не отказывается.Чуть более двух месяцев назад, седьмого июня, заместитель директора по делам Европы и России в американском Совете национальной безопасности Джон Эрат дал интервью албанскому варианту «Голоса Америки». Он вполне понятными терминами описал позицию своей страны по отношению к нам и к Косово и Метохии, которые, по словам Эрата, США предпочли бы видеть вне наших границ. «Думаю, что позитивная роль диалога (между Белградом и Приштиной) очевидна. Так ситуация нормализовалась бы. Косово вступило бы в Организацию Объединенных Наций и другие международные объединения». С тех пор не произошло никаких поворотных событий (они вообще случаются крайне редко, и еще реже играют нам на руку). Поэтому мы можем, исходя из этих слов, а также некоторых других заявлений Эрата в том интервью, попробовать осознать весь смысл сообщения, которое страны Квинты (США, Великобритания, Германия, Франция и Италия) сделали на прошлой неделе, а также понять значение неожиданной, заранее не заявленной, встречи президента Сербии Александра Вучича и главы американской дипломатии Майка Помпео (она состоялась ровно через неделю после сообщения — в минувший вторник в Нью-Йорке во время рабочего обеда). Сообщение Квинты © РИА Новости, Марко Кужавич | Перейти в фотобанкАкция против действий Приштины в КосовоНапомним, что сейчас общественность ожидает официального подтверждения, станет ли Того пятнадцатой страной, которая официально отказалась от своего признания ложной косовской независимости. Кстати, на такой же шаг могут пойти Гана, Танзания и Сомали. Свое заявление Дачич продолжил уже более серьезным тоном, сказав, что он, как министр иностранных дел, и его коллега Небойша Стефанович, министр внутренних дел, готовятся к голосованию о вступлении нашего южного региона в Интерпол в октябре этого года: «Мы должны подготовиться, чтобы они не вошли в эту международную организацию». Встреча с Помпео В упомянутом интервью «Голосу Америки», которое, как мы поняли, можно считать предтечей недавнего обращения Квинты, Джон Эрат на вопрос, «можно ли ожидать, что Вашингтон будет играть более значительную роль», ответил утвердительно: «Да, мы будем играть более значительную роль. Мы включимся настолько, насколько это необходимо». Количество времени, которое Майк Помпео уделил в этот вторник Александру Вучичу и нашему региону, говорит о том, как на практике реализуется заявление Эрата. Почти не остается сомнений, что Америка действительно занимается нашим вопросом более серьезно, чем еще месяц назад. Что ж, посмотрим, насколько активно будут действовать США. После встречи Помпео написал в «Твиттере», приложив соответствующую совместную фотографию, что провел «продуктивный обед с президентом Сербии Александром Вучичем и побеседовал о диалоге Косово и Сербии, а также вступлении Сербии в Европейский Союз. Нормализация отношений с Косово укрепила бы стабильность и способствовала бы процветанию Сербии, Западных Балкан и трансатлантического сообщества». Вучич, в свою очередь, сообщил в «Инстаграме»: «Мы долго беседовали обо всем. Он хотел услышать, что Сербия думает, прежде всего, о решении косовской проблемы. Я, как мне кажется, максимально коротко и просто обозначил позицию Сербии. Я попросил американскую администрацию попытаться, что она делала и прежде, еще больше повлиять на албанцев Косово и Метохии, чтобы они отменили пошлины, навязанные нам год назад. В этом вопросе, несомненно, мы пользуемся американской поддержкой, так как США, как и мы, считают, что важно продолжать диалог между Белградом и Приштиной». Довольно много слов сказано с обеих сторон, но что на самом деле американская администрация сказала сербскому президенту? Варианта два. Первый оптимистичный. Вучичу сделали предложение, которое мы могли бы принять. Скажем, США с б?льшим пониманием готовы отнестись к позиции Сербии и согласиться на вариант разграничения, то есть раздела Косово и Метохии, который обсуждается нашей общественностью. Второй вариант пессимистичный. Вместо приемлемого для Белграда предложения, поступило другое, от которого, будь оно даже антиконституционным и противоречащим Резолюции 1244 Совета безопасности ООН, Сербия тем не менее не могла бы отказаться. Возможно, от нас потребовали прекратить впредь оспаривать самопровозглашенную косовскую независимость на международной арене. Ведь Помпео пригласил Вучича не для того, чтобы надавить на Приштину и заставить ее отказаться от пошлин, а для того, чтобы потребовать от Вучича того же, что потребовала Квинта в своем сообщении. Красная черта В интервью агентству «Танюг» премьер-министр Сербии Ана Брнабич весьма откровенно признала, что первый вариант ей в принципе не претит. При этом Брнабич отметила, что «признание Косово в нынешних границах — это красная черта, которую Сербия не переступит». Хотя стоит отметить, что в игре по-прежнему два противоположных варианта. Возможно, власть действительно готова признать некую (б?льшую) часть Косово и Метохии, чтобы взамен получить нечто, что она могла бы преподнести как компромисс. Также возможно, что мы имеем дело всего лишь с переговорной тактикой, в рамках которой Сербия предлагает то, что заведомо не может быть принято. То есть на самом деле мы не предлагаем ничего, но при этом остаемся за столом переговоров и избегаем обвинений в неготовности к компромиссу. Кстати, уже ближайшее будущее покажет, какой из двух вариантов выбран. Сегодня ситуация, по словам премьер-министра Брнабич, «очень далека от какого-либо решения», так как «Сербия потеряет все, а Приштина все выиграет. Это неприемлемое и нечестное решение». © AP Photo, Darko VojinovicАкция протеста против 10-й годовщины независимости КосовоВернемся к Джону Эрату из Совета национальной безопасности США, так как на то есть основания. Судя по всему, мы далеки от решения проблемы еще и потому, что США весьма далеки от того, на что могла бы согласиться сербская власть. Эрат заявил: «Раздел Косово невозможен. Этот вариант фигурировал еще в 2007 году во время процесса Ахтисаари. Тогда некоторые так называемые специалисты уже предлагали раздел. Но и тогда, и сейчас это глупость. Теперь ее просто повторяют… Я не знаю, как стороны могут согласиться на некий реальный территориальный обмен. А это важнейший момент. Соединенные Штаты поддерживают принципы ОБСЕ, включая территориальную целостность». Правда, кроме случаев, когда речь идет о Сербии. Что ж, мы к этому уже привыкли. Российский фактор В сербских СМИ распространяется необоснованный оптимизм и надежда на перемены в позиции США. Однако многое говорит о том, что американская позиция все-таки останется неизменной. Более того, возможно, США будут наставать на своем даже более жестко, чем прежде. Это не значит, что наша битва заранее проиграна. Кстати, она не была проиграна даже 12 лет назад во время переговоров, которые координировал упомянутый Мартти Ахтисаари. Тогда международная ситуация складывалась для нас более неблагоприятно, чем сегодня. Сейчас это особенно важно для нас еще и потому, что самопровозглашенную косовскую независимость, на которой настаивают государства Квинты, просто невозможно легализовать без отмены или замены Резолюции 1244, что, в свою очередь, невозможно без согласия всех членов Совета безопасности, обладающих правом вето. В связи с этим посол России Боцан-Харченко, выступая на церемонии передачи верительных грамот в Белграде в конце прошлого месяца, отметил: «Сербия может рассчитывать на существенную поддержку со стороны России в деле сохранения территориальной целостности и суверенитета при соблюдении Резолюции 1244 и международного права». Впоследствии в интервью «Танюгу» Харченко заявил, что договор возможен, «если обе стороны ищут компромисс и готовы учитывать интересы друг друга и если международное сообщество выступает в качестве доброжелательного посредника и оказывает помощь, исходя из международного права и Резолюции 1244». Интересно, что американское радио «Свободная Европа», занявшись расследованием «российского следа в отказе от признания Косово», выяснило, что по крайней мере шесть из 15 стран, которые отказались от признания Косово, пошли на этот просербский шаг, так или иначе договорившись с Россией… Возможно, это только случайность, но мораль ясна и не вызывает сомнений. Сотрудничая с Россией, мы не сделаем свою страну меньше, чем она есть сегодня. А вот что касается Запада, то, как и прежде, в отношениях с ним надежд мало, поскольку Запад не транслирует нам ничего нового… Он только продолжать давить на нас. Но мы давно уже к этому привыкли.
Комментарии (0)