The Telegraph (Великобритания): что вы найдете в литературном лабиринте Санкт-Петербурга Достоевского - «Культура»

  • 00:00, 09-авг-2021
  • Культура
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Алексей Даничев | Перейти в фотобанкАвтор, посетив северную столицу России, обращается к творчеству Достоевского и сравнивает описанные им город с тем, что она увидела сегодня. По ее мнению, образ Санкт-Петербурга в романах Достоевского более грубый, обшарпанный и, возможно, более заманчивый, чем его парадный имперский фасад. А к сожалению, именно на фасаде и заканчивается в большинстве случаев осмотр Санкт-Петербурга средним туристом.

В огромных монстрах, которыми являются главные романы Достоевского, Санкт-Петербург — это не декорация, а персонаж. Страницы с описанием короткого лета несут читателям ощущение прохлады города в соленом балтийском ветре, дующем за пределами Петропавловской крепости, где был заключен автор. Сегодня бледнокожие русские раскинулись вокруг построенной в форме звезды цитадели Трезини, слушая низкие слоновьи стоны гудков кораблей, проходящих между Троицким и Биржевым мостами.


В 1703 году Петр Великий, ростом под два метра, стоя на топких берегах Невы, сотворил из воздуха город, чтобы «прорубить окно в Европу». И он действительно впустил этот свет. Однако Петербург может оказаться самым русским из всех городов страны.


Федор Михайлович Достоевский родился в Москве во время правления Александра I и переехал в Петербург, который тогда был столицей России, в возрасте 15 лет. Город оставался его отправной точкой в периоды изгнания и ссылки. Достоевский в основном жил в бедности, а его творчество рисует мрачную сторону города: промозглые переулки, темные лестницы, раскинувшиеся между Екатерининским каналом (позже каналом Грибоедова) и Мойкой низкие бары с невыносимым смрадом, Сенная площадь и Коломна, убогий обшарпанный район, где писатель, уже будучи взрослым, редактировал литературные журналы, склонившись над работой при свете масляной лампы.


Достоевский рисует «обитаемый город», а не его имперское лицо. Но всего в нескольких дюймах от серости и мрачности страны Достоевского Петербург предлагает божественное барокко Франческо Растрелли, архитектора Екатерины Великой. Здесь идущий от Финского залива свет придает мятно-зеленому фасаду Зимнего дворца перламутровый блеск.


Внутри дворца с тысячью комнат Иорданская лестница сметает всё, что вы могли увидеть раньше, и предстает шедевром петербургского барокко. Внутри дворца сохранилось не так много элементов работы Растрелли. Лестница украшена позолоченной лепниной, резным орнаментом, спрятанными в нишах гипсовыми статуями и более поздними гранитными колоннами. Свое название лестница получила в честь реки Иордан, ведь каждый год на Крещение царь спускался по этой лестнице, чтобы благословить воды Невы.


Достоевский умер в Петербурге в первые холодные недели 1881 года незадолго до того, как Александр II подорвался на бомбе террористов, а вместе с ним и старый порядок. Мыслитель с тонкой бородкой и измученный гений до самого конца, Достоевский пробирался через зыбкие пески интеллектуальной среды России XIX века и закончил свою жизнь в статусе духовного лидера, человека, который вышел за идеологические рамки. Как сказал Джеймс Джойс (James Joyce), именно Достоевский «создал современную литературу».


«Они вышли наконец на Литейную, — писал он в "Идиоте". — Всё еще продолжалась оттепель; унылый, теплый, гнилой ветер свистал по улицам, экипажи шлепали в грязи, рысаки и клячи звонко доставали мостовую подковами, пешеходы унылою и мокрою толпой скитались по тротуарам. Попадались пьяные».


В свой недавний визит я исследовала Литейный проспект, который теперь стал шестиполосным, а затем мрачный внутренний двор, где Раскольников, незабываемый герой Достоевского из «Преступления и наказания», убивает старуху-процентщицу топором. Раскольников избавляется от своего оружия в расположенном неподалеку канале, который остался таким же мутным, как и в 1866 году. Здание полиции на Садовой, где Раскольников признавался в своих деяниях, превратилось в Apple Store.


Неоднозначное отношение Достоевского к Западу живет и в современной России. Федор Михайлович чувствовал единство со своими соотечественниками и с Богом, то была неразрывная трехсторонняя духовная связь, и это глубокое чувство повлияло на его преклонение перед народной культурой.


Это явление сохраняется и в зловонной поляризации разрушенной и завораживающей страны образца XXI века: когда ты разговариваешь с русским, он всегда стремиться упомянуть какую-то сказку или чудесное восстановление иконы после погружения её в глубокую покрытую пеной реку, каким бы широким сегодня не было это окно в Европу. Главные персонажи Достоевского всегда выражали что-то, что считается исключительно русским, вне зависимости от того, до какой степени западными красками написан их эмоциональный облик.


В интернете можно найти множество пешеходных экскурсий по Петербургу Достоевского: некоторые из них готовы возобновиться после пандемии, так что выбирайте. Тем временем, лучший вариант — пройтись самому. Моя прогулка заняла три с половиной часа неспешным шагом, это немного, ведь Мемориальный музей в Кузнечном переулке, где писатель жил в течение двух отдельных периодов, до сих пор закрыт.


Санкт-Петербург — отличная отправная точка, чтобы исследовать север России к западу от Урала. Одно из моих лучших путешествий началось в ночном поезде, который отправился с Ладожского вокзала. Берез, людей и машин становилось всё меньше по мере того, как выравнивался ландшафт, а поезд двигался на север. Это было время белых ночей, и вечернее небо мерцало. Качели на повороте перед Сегежей, остроконечные строения на берегу Выгозера и, наконец, порт Кемь на Белом море.


© РИА Новости, Алексей Даничев | Перейти в фотобанкАвтор, посетив северную столицу России, обращается к творчеству Достоевского и сравнивает описанные им город с тем, что она увидела сегодня. По ее мнению, образ Санкт-Петербурга в романах Достоевского более грубый, обшарпанный и, возможно, более заманчивый, чем его парадный имперский фасад. А к сожалению, именно на фасаде и заканчивается в большинстве случаев осмотр Санкт-Петербурга средним туристом. В огромных монстрах, которыми являются главные романы Достоевского, Санкт-Петербург — это не декорация, а персонаж. Страницы с описанием короткого лета несут читателям ощущение прохлады города в соленом балтийском ветре, дующем за пределами Петропавловской крепости, где был заключен автор. Сегодня бледнокожие русские раскинулись вокруг построенной в форме звезды цитадели Трезини, слушая низкие слоновьи стоны гудков кораблей, проходящих между Троицким и Биржевым мостами. В 1703 году Петр Великий, ростом под два метра, стоя на топких берегах Невы, сотворил из воздуха город, чтобы «прорубить окно в Европу». И он действительно впустил этот свет. Однако Петербург может оказаться самым русским из всех городов страны. Федор Михайлович Достоевский родился в Москве во время правления Александра I и переехал в Петербург, который тогда был столицей России, в возрасте 15 лет. Город оставался его отправной точкой в периоды изгнания и ссылки. Достоевский в основном жил в бедности, а его творчество рисует мрачную сторону города: промозглые переулки, темные лестницы, раскинувшиеся между Екатерининским каналом (позже каналом Грибоедова) и Мойкой низкие бары с невыносимым смрадом, Сенная площадь и Коломна, убогий обшарпанный район, где писатель, уже будучи взрослым, редактировал литературные журналы, склонившись над работой при свете масляной лампы. Достоевский рисует «обитаемый город», а не его имперское лицо. Но всего в нескольких дюймах от серости и мрачности страны Достоевского Петербург предлагает божественное барокко Франческо Растрелли, архитектора Екатерины Великой. Здесь идущий от Финского залива свет придает мятно-зеленому фасаду Зимнего дворца перламутровый блеск. Внутри дворца с тысячью комнат Иорданская лестница сметает всё, что вы могли увидеть раньше, и предстает шедевром петербургского барокко. Внутри дворца сохранилось не так много элементов работы Растрелли. Лестница украшена позолоченной лепниной, резным орнаментом, спрятанными в нишах гипсовыми статуями и более поздними гранитными колоннами. Свое название лестница получила в честь реки Иордан, ведь каждый год на Крещение царь спускался по этой лестнице, чтобы благословить воды Невы. Достоевский умер в Петербурге в первые холодные недели 1881 года незадолго до того, как Александр II подорвался на бомбе террористов, а вместе с ним и старый порядок. Мыслитель с тонкой бородкой и измученный гений до самого конца, Достоевский пробирался через зыбкие пески интеллектуальной среды России XIX века и закончил свою жизнь в статусе духовного лидера, человека, который вышел за идеологические рамки. Как сказал Джеймс Джойс (James Joyce), именно Достоевский «создал современную литературу». «Они вышли наконец на Литейную, — писал он в "Идиоте". — Всё еще продолжалась оттепель; унылый, теплый, гнилой ветер свистал по улицам, экипажи шлепали в грязи, рысаки и клячи звонко доставали мостовую подковами, пешеходы унылою и мокрою толпой скитались по тротуарам. Попадались пьяные». В свой недавний визит я исследовала Литейный проспект, который теперь стал шестиполосным, а затем мрачный внутренний двор, где Раскольников, незабываемый герой Достоевского из «Преступления и наказания», убивает старуху-процентщицу топором. Раскольников избавляется от своего оружия в расположенном неподалеку канале, который остался таким же мутным, как и в 1866 году. Здание полиции на Садовой, где Раскольников признавался в своих деяниях, превратилось в Apple Store. Неоднозначное отношение Достоевского к Западу живет и в современной России. Федор Михайлович чувствовал единство со своими соотечественниками и с Богом, то была неразрывная трехсторонняя духовная связь, и это глубокое чувство повлияло на его преклонение перед народной культурой. Это явление сохраняется и в зловонной поляризации разрушенной и завораживающей страны образца XXI века: когда ты разговариваешь с русским, он всегда стремиться упомянуть какую-то сказку или чудесное восстановление иконы после погружения её в глубокую покрытую пеной реку, каким бы широким сегодня не было это окно в Европу. Главные персонажи Достоевского всегда выражали что-то, что считается исключительно русским, вне зависимости от того, до какой степени западными красками написан их эмоциональный облик. В интернете можно найти множество пешеходных экскурсий по Петербургу Достоевского: некоторые из них готовы возобновиться после пандемии, так что выбирайте. Тем временем, лучший вариант — пройтись самому. Моя прогулка заняла три с половиной часа неспешным шагом, это немного, ведь Мемориальный музей в Кузнечном переулке, где писатель жил в течение двух отдельных периодов, до сих пор закрыт. Санкт-Петербург — отличная отправная точка, чтобы исследовать север России к западу от Урала. Одно из моих лучших путешествий началось в ночном поезде, который отправился с Ладожского вокзала. Берез, людей и машин становилось всё меньше по мере того, как выравнивался ландшафт, а поезд двигался на север. Это было время белых ночей, и вечернее небо мерцало. Качели на повороте перед Сегежей, остроконечные строения на берегу Выгозера и, наконец, порт Кемь на Белом море.


Рекомендуем


Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle



Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!