В ноябре 1935 года, за полгода до начала масштабных чисток, Иосиф Сталин сформулировал тезис «жить стало лучше, жить стало веселее». Двое художников, Александр Дейнека и Александр Самохвалов, искусно выразили эти слова в своих живописных полотнах, а взамен красный диктатор усыпал их наградами. Благодаря тому, что оба живописца обладали не только пропагандистским чутьем, но и несомненным талантом, их работы стали шедеврами массовой пропаганды коммунизма. Сейчас, спустя почти 30 лет после распада Советского Союза, Дейнека и Самохвалов вновь оказались в центре внимания. Их старательно отобранные картины представили на большой выставке в санкт-петербургском Центральном выставочном зале «Манеж» — серьезном выставочном пространстве, где демонстрируют только самые престижные проекты и произведения лучших творцов. Экспозиция картин Дейнека и Самохвалов была организована при поддержке министерства культуры России, которое помогло собрать в одном месте около 300 полотен из 32 музеев (в том числе из Третьяковской галереи и Русского музея), а также частных коллекций.
Гостей выставки встречает перед входом текст куратора Семена Михайловского. «Мы недолго рассуждали о том, как структурировать выставку. Двух художников, работавших в Москве и Ленинграде, городах, противостоящих друг другу в разных сферах, в искусстве и в спорте, занимали вполне определенные темы. Эти темы были единственно актуальными, демонстрировали вовлеченность в процесс социальных преобразований. Война со всеобщей мобилизацией и исключительным самопожертвованием; стройка, где активистами становились как мужчины, так и женщины; соревнование с участием могучих маскулинных тел; воспитание нового поколения на примерах героизма убежденных людей», — пишет он. Для поколения, помнящего советскую пропаганду, эти слова звучат очень знакомо.
В оформлении выставки, однако, тема тоски по сталинской эпохе не педалируется, акцент делается, скорее, на культе молодости, пропаганде спорта, создании трудовым народом нового уклада. Над входом на выставку поместили не серп и молот, а рельеф Дейнеки «Футболисты» 1948 года. Большие экраны погружают зрителя в атмосферу выставки при помощи кадров из фильмов 1930-х годов, показывающих спортивные состязания и парады комсомольцев на Красной площади. Фигура Сталина, вокруг которого тогда вращался весь советский мир, отсутствовала.
Показанные в Петербурге картины двух художников на тему войны весьма неоднородны. Сильное впечатление производит полотно Дейнеки 1943 года «Сбитый ас», на котором пилот люфтваффе запечатлен падающим на противотанковые ежи. В свою очередь, «Сталинградцы» Самохвалова (1947 год) — это классический соцреализм без каких-либо признаков новаторства. Работая над самыми важными темами, этот художник предпочитал не отходить от стилистической традиции.
О Сталине мы не говорим
Организаторы выставки старательно избегают разговора об эпохе, в которую создавались представленные на ней пышущие советской бодростью картины. Конечно, в биографических справках мелким шрифтом упоминаются происходившие при жизни художников драматические события, однако, сами произведения не сопровождены комментарием, который бы пояснял историко-пропагандистский контекст.
Человек, не знакомый с историей СССР, не поймет, что изображает, например, графическая работа Дейнеки «Кулак» 1925 года, на которой мы видим искривленное лицо деревенского «врага народа». Также от него ускользнет контекст полотна Самохвалова «Военизированный комсомол» 1932 года, показывающего, как молодые активисты обоих полов упражняются в стрельбе. Понять, почему пропаганда нуждалась в таких образах, можно заглянув в книги о планах Сталина по созданию огромной армии, которая в подходящий момент двинется покорять Европу. Тот же подтекст имеет картина Дейнеки «Будущие летчики», на которой трое мальчиков с восторгом следят за летящим высоко в небе гидропланом. Тем более сложно неискушенному зрителю расшифровать такие названия картин, как «Осоавиахимовка» (на ней изображена девушка с автоматом и противогазом). Речь идет об Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству, которое в 1927-1948 годах массово готовило молодежь к военной службе.
В каталоге выставки можно, однако, найти отдельные намеки на мрачное прошлое. Например, рисунок Дейнеки «Постановили единогласно» (работники фабрики послушно поднимают руки) сопровождается там фотографией 1938 года, на которой солдаты в казармах Красной армии голосуют за петицию с требованием покарать смертью осужденных участников «право-троцкистского заговора». Однако это лишь небольшой акцент.
Между тем открывается каталог цитатами из эмоциональных высказываний самих художников. Александр Дейнека задается вопросами: «Кого не захватят наши дни? Кто останется к ним равнодушен? Яркие порывы, титанические размахи пролетариата солнцекрасочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту борьбу пролетарских масс». «История совершалась у нас на глазах. И образы новых людей формировались также на глазах. Они были монументальны сами по себе, потому что порождались великими событиями», — писал Самохвалов.
Ни единого слова о человеческих трагедиях, которыми пришлось расплачиваться за успехи в строительстве коммунизма. На фоне смеющихся стахановцев, амбициозных комсомолок и счастливых спортсменок голодающие жители Украины или доживающие свои дни в нищете дореволюционные интеллигенты, наверное, выглядели печально и серо, а кому хочется смотреть на бедность и страдания? В этом смысле художники выдержали испытание временем, ведь в их картинах мы видим яркие краски, молодость, сексуальную привлекательность.
Мне вспомнились сцены из фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», в которых комдив Котов устраивает себе на подмосковной даче нечто вроде безопасного уголка из чеховских рассказов, а когда сотрудники НКВД приезжают его арестовать, то первым делом разбивают ему лицо, будто бы говоря, что с этого момента он становится советским недочеловеком. Как выглядел бы уверенный в себе Дейнека с портрета после часовой «обработки» на Лубянке? Этого мы не узнаем. Он управлял своей жизнью так, чтобы оставаться на стороне тех, кто бьет, а не тех, кого бьют.
На Парнасе
После хрущевской оттепели оба художника не сдали своих позиций и остались звездами советской живописи. Они вернулись к оставленному в начале 1930-х годов модернизму и вновь угадали вкусы идеологических кураторов. В 1961 году Дейнека получил престижный заказ на проектирование мозаики для московского Дворца съездов, а в 1969 удостоился звания Героя Социалистического Труда. В 1967 Самохвалова наградили Орденом Ленина. Прежде чем умереть среди номенклатурной роскоши, они оба успели воспитать массу учеников, которые во все менее оригинальном стиле украшали сотни спортивных залов и кинотеатров мозаиками и панно, прославляющими спортсменов и комсомольцев.
Сейчас обоих чествуют вновь. В этом нет ничего удивительного. Согласно путинской версии истории, советский период был не катастрофой, а триумфом. Картины Дейнеки и Самохвалова могут убедить новые поколения в том, что тогда было вовсе не страшно. Империи никогда не раскаиваются ни в каких грехах.
В начале апреля произошло довольно примечательное событие – Арбитражный суд Москвы наложил арест на деньги и имущество...
14-апр-2025
Новости дня / Политика / Здоровье / ЖКХ / Россия / Латинская Америка / Транспорт / Происшествия и криминал / Чемпионат / ДНР и ЛНР / Технологии / Бизнес / Судьи / Большой Кавказ / Скандалы / Реформы / Велоспорт / Шоу-бизнес / Нижний Новгород / Мир / Власть / США / Видео / Военные действия
«Тарифный шторм» президента Трампа свелся к открытому противостоянию с Китаем, который готов отстаивать принципы...
14-апр-2025
Новости дня / США / Политика / ДНР и ЛНР / Здоровье / Технологии / Судьи / Мир / Матчи / Спорт / Латинская Америка / Бизнес / Видео / Происшествия и криминал / Общество / Выборы / Ростов-на-Дону / Чемпионат / Большой Кавказ / ЖКХ / Европа / Статистика / Недвижимость / Военные действия
Новости дня / США / Бизнес / Технологии / Политика / Здоровье / Чемпионат / ДНР и ЛНР / Украина / Россия / Происшествия и криминал / Спорт / Мнения / Латинская Америка / ЖКХ / Мир / Видео / Общество / Команды / Европа / Большой Кавказ / Экономика / Мобильные технологии / Военные действия
Новости дня / Политика / Здоровье / ЖКХ / Россия / Латинская Америка / Транспорт / Происшествия и криминал / Чемпионат / ДНР и ЛНР / Технологии / Бизнес / Судьи / Большой Кавказ / Скандалы / Реформы / Велоспорт / Шоу-бизнес / Нижний Новгород / Мир / Власть / США / Видео / Военные действия
Новости дня / Латинская Америка / Политика / Судьи / Технологии / ДНР и ЛНР / Недвижимость / Здоровье / Спорт / Европа / Видео / Бизнес / Мир / Транспорт / Происшествия и криминал / ЖКХ / Чемпионат / Общество / Власть / Законы / Интервью звёзд / Выборы / Большой Кавказ / Военные действия
Новости дня / Политика / Здоровье / ЖКХ / Россия / Латинская Америка / Транспорт / Происшествия и криминал / Чемпионат / ДНР и ЛНР / Технологии / Бизнес / Судьи / Большой Кавказ / Скандалы / Реформы / Велоспорт / Шоу-бизнес / Нижний Новгород / Мир / Власть / США / Видео / Военные действия
Розалия
0
В начале апреля произошло довольно примечательное событие – Арбитражный суд Москвы наложил арест на деньги и имущество Анатолия Чубайса и ещё нескольких топ-менеджеров...
Новости дня / США / Политика / ДНР и ЛНР / Здоровье / Технологии / Судьи / Мир / Матчи / Спорт / Латинская Америка / Бизнес / Видео / Происшествия и криминал / Общество / Выборы / Ростов-на-Дону / Чемпионат / Большой Кавказ / ЖКХ / Европа / Статистика / Недвижимость / Военные действия
Аглая
0
«Тарифный шторм» президента Трампа свелся к открытому противостоянию с Китаем, который готов отстаивать принципы свободной торговли без пошлин и протекционизма.После...
Патроны с двумя пулями начали выпускать в Ижевске – серийное производство запустила компания "Техкрим". Поясняется, что они предназначены для стрельбы из любого...
Спорт / Происшествия и криминал / Новости дня / Видео / Политика
Вера
0
Пыточная в ТЦК. Тараса со стомой пристегнули наручниками к гире. Что такое стома? Стома — это искусственное отверстие, созданное хирургическим путём для выведения...
Комментарии (0)