© Кинокомпания Мосфильм / Второе творческое объединениеЗа свою карьеру Андрей Тарковский снял всего семь полнометражных картин, и все они представляют безоговорочную ценность. Они - явление само по себе и вызывают совершенно вневременные эмоции. Описать его фильмы непросто. Сказать, что они «не для всех», было бы претенциозно. Они могут быть «для каждого», если их научиться смотреть.
Прославленный Ингмар Бергман однажды сказал: «Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять?»
Сегодня, 29 декабря 1986 года, в Париже умер поистине один из величайших русских кинорежиссеров Андрей Тарковский. Хотя за свою карьеру он снял всего семь полнометражных картин, они представляют безоговорочную ценность. Они —явление само по себе.
Первые пять фильмов Тарковский снял в Советском Союзе: «Иваново детство» (1962 год), «Андрей Рублев» (1966 год), «Солярис» (1972 год), «Зеркало» (1975 год) и «Сталкер» (1979 год).
© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкРежиссер Андрей ТарковскийСвои чувства он сам лучше всего выразил как раз в фильме «Ностальгия», первом, снятом за пределами Советского Союза. Русский писатель, который приезжает в Италию, — это, конечно, он сам (героя даже зовут Андрей). Но Италии, которую мы могли бы ожидать: красочной и яркой, полной энергии и жизни, в этом фильме нет. Перед нами Италия, в которую «вмешалась» Россия, привнесла свою атмосферу, туман, который распространяется по улицам, как по приволжским лугам.
Герой фильма ищет смысл, и одновременно перед ним встают живые картины (буквально), такие как неожиданное появление его собаки из детства. Блуждая по итальянским городам, он понимает, что тут ему никогда не найти своей России, да и его Россия уже не та, которой была когда-то. Сцены из детства, семья, мать, дача туманным утром — все это давно утраченные картины. В конце фильма (не хочу портить впечатление тем, кто еще не смотрел его) мы видим одну поразительную сцену примирения с судьбой, с пониманием, что отныне Италия и Россия будут жить в душе героя и вокруг него, так как другого выбора нет.
Фильм практически лишен красок и изобилует фантастическими играми света и тени. Кадры тщательно выбраны, и предстающая гармония объясняет, почему Тарковского считали гениальным. Вся лента — это на самом деле «выставка» прекрасных картин, каждая из которых вызывает эмоциональный отклик. Особенно впечатляет одна из последних сцен (хотя она «изматывает» многих зрителей). В ней герой Андрей в отчаянной попытке найти смысл всего пытается, узнав об идее одного местного сумасшедшего итальянца, пройти от одного края бассейна с зажженной свечой до другого. Несколько абсурдная сцена, которая длится целых 12 минут.
«Мучает» ли Тарковский свою публику? Или он хочет погрузить зрителей в некое медитативное состояние, чтобы они забыли о месте и времени, в которых пребывают? На кого-то этот подход подействует, а на кого-то нет, но если «поддаться» ему, он может оказаться очень эффективным! Во многих фильмах Тарковского есть подобные продолжительные сцены, требующие терпения, смирения, преданности… Такие как, например, сцена в фильме «Солярис», когда мы наблюдаем, как автомобиль едет по одному из азиатских мегаполисов. По ощущениям трудно сказать, сколько длится эта сцена. Согласно доступной информации, она продолжается всего 4 минуты 47 секунд, но кажется вечностью…
© РИА Новости | Перейти в фотобанкТарковская в фильме "Андрей Рублев"В этой связи можно кое-что сказать о спешке, характерной для современного человека, и желании быстро «потребить» любой контент. Способны ли мы еще спокойно усидеть на месте и посмотреть фильм Андрея Тарковского от начала до конца? Возможно, это будет хороший «тест» для самопроверки!
Он умер в этот день. Ему было всего 54 года. В 90-е годы после распада СССР пошли слухи о том, что его убил КГБ. Дело в том, что один из его врачей заявил, что не верит, что рак, от которого умер Тарковский, мог развиться естественным образом. В пользу этой теории, конечно, свидетельствует тот факт, что его супруга, Лариса Тарковская, и актер, с которым он часто работал, Анатолий Солоницын, также умерли от рака легких. Владимир Шарун, член съемочной группы «Сталкера», фильма 1979 года, полагает, что все трое заработали рак на съемках на химическом заводе под Таллином.
Тарковский оставил после себя семь кинолент, но каждая из них представляет большую ценность. Он оставил больше, чем фильмы — он оставил особый взгляд на искусство. Тарковский был одним из тех художников, кто на первое место ставил творчество, идущее от сердца, а не набор заученных приемов. Он был одним из тех, кто утверждал, что чем больше мы «знаем», тем менее способны войти в контакт с тем, что мы на самом деле ощущаем. Тарковский как-то сказал, что все искусство, разумеется, интеллектуально, но для него все искусство, а в особенности кинематограф, должно, прежде всего, выражать искренние эмоции.
Его фильмы вызывают совершенно вневременные эмоции. Так, «Солярис» 1972 года по-прежнему актуален даже сегодня, на пороге 2020 года (а может, даже более актуален, чем прежде), этот меланхоличный взгляд на Землю сквозь мечты унестись все дальше в небо. Его «Ностальгия», поиски «смысла», также, вероятно, сегодня более актуальна, чем тогда, 36 лет назад. И это говорит нам о том, что Тарковский, покинувший наш мир в этот день в 1986 году, все еще жив!
© Кинокомпания Мосфильм / Второе творческое объединениеЗа свою карьеру Андрей Тарковский снял всего семь полнометражных картин, и все они представляют безоговорочную ценность. Они - явление само по себе и вызывают совершенно вневременные эмоции. Описать его фильмы непросто. Сказать, что они «не для всех», было бы претенциозно. Они могут быть «для каждого», если их научиться смотреть.Прославленный Ингмар Бергман однажды сказал: «Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять?» Сегодня, 29 декабря 1986 года, в Париже умер поистине один из величайших русских кинорежиссеров Андрей Тарковский. Хотя за свою карьеру он снял всего семь полнометражных картин, они представляют безоговорочную ценность. Они —явление само по себе. Первые пять фильмов Тарковский снял в Советском Союзе: «Иваново детство» (1962 год), «Андрей Рублев» (1966 год), «Солярис» (1972 год), «Зеркало» (1975 год) и «Сталкер» (1979 год).© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкРежиссер Андрей ТарковскийСвои чувства он сам лучше всего выразил как раз в фильме «Ностальгия», первом, снятом за пределами Советского Союза. Русский писатель, который приезжает в Италию, — это, конечно, он сам (героя даже зовут Андрей). Но Италии, которую мы могли бы ожидать: красочной и яркой, полной энергии и жизни, в этом фильме нет. Перед нами Италия, в которую «вмешалась» Россия, привнесла свою атмосферу, туман, который распространяется по улицам, как по приволжским лугам. Герой фильма ищет смысл, и одновременно перед ним встают живые картины (буквально), такие как неожиданное появление его собаки из детства. Блуждая по итальянским городам, он понимает, что тут ему никогда не найти своей России, да и его Россия уже не та, которой была когда-то. Сцены из детства, семья, мать, дача туманным утром — все это давно утраченные картины. В конце фильма (не хочу портить впечатление тем, кто еще не смотрел его) мы видим одну поразительную сцену примирения с судьбой, с пониманием, что отныне Италия и Россия будут жить в душе героя и вокруг него, так как другого выбора нет. Фильм практически лишен красок и изобилует фантастическими играми света и тени. Кадры тщательно выбраны, и предстающая гармония объясняет, почему Тарковского считали гениальным. Вся лента — это на самом деле «выставка» прекрасных картин, каждая из которых вызывает эмоциональный отклик. Особенно впечатляет одна из последних сцен (хотя она «изматывает» многих зрителей). В ней герой Андрей в отчаянной попытке найти смысл всего пытается, узнав об идее одного местного сумасшедшего итальянца, пройти от одного края бассейна с зажженной свечой до другого. Несколько абсурдная сцена, которая длится целых 12 минут. «Мучает» ли Тарковский свою публику? Или он хочет погрузить зрителей в некое медитативное состояние, чтобы они забыли о месте и времени, в которых пребывают? На кого-то этот подход подействует, а на кого-то нет, но если «поддаться» ему, он может оказаться очень эффективным! Во многих фильмах Тарковского есть подобные продолжительные сцены, требующие терпения, смирения, преданности… Такие как, например, сцена в фильме «Солярис», когда мы наблюдаем, как автомобиль едет по одному из азиатских мегаполисов. По ощущениям трудно сказать, сколько длится эта сцена. Согласно доступной информации, она продолжается всего 4 минуты 47 секунд, но кажется вечностью… © РИА Новости | Перейти в фотобанкТарковская в фильме "Андрей Рублев"В этой связи можно кое-что сказать о спешке, характерной для современного человека, и желании быстро «потребить» любой контент. Способны ли мы еще спокойно усидеть на месте и посмотреть фильм Андрея Тарковского от начала до конца? Возможно, это будет хороший «тест» для самопроверки! Он умер в этот день. Ему было всего 54 года. В 90-е годы после распада СССР пошли слухи о том, что его убил КГБ. Дело в том, что один из его врачей заявил, что не верит, что рак, от которого умер Тарковский, мог развиться естественным образом. В пользу этой теории, конечно, свидетельствует тот факт, что его супруга, Лариса Тарковская, и актер, с которым он часто работал, Анатолий Солоницын, также умерли от рака легких. Владимир Шарун, член съемочной группы «Сталкера», фильма 1979 года, полагает, что все трое заработали рак на съемках на химическом заводе под Таллином. Тарковский оставил после себя семь кинолент, но каждая из них представляет большую ценность. Он оставил больше, чем фильмы — он оставил особый взгляд на искусство. Тарковский был одним из тех художников, кто на первое место ставил творчество, идущее от сердца, а не набор заученных приемов. Он был одним из тех, кто утверждал, что чем больше мы «знаем», тем менее способны войти в контакт с тем, что мы на самом деле ощущаем. Тарковский как-то сказал, что все искусство, разумеется, интеллектуально, но для него все искусство, а в особенности кинематограф, должно, прежде всего, выражать искренние эмоции. Его фильмы вызывают совершенно вневременные эмоции. Так, «Солярис» 1972 года по-прежнему актуален даже сегодня, на пороге 2020 года (а может, даже более актуален, чем прежде), этот меланхоличный взгляд на Землю сквозь мечты унестись все дальше в небо. Его «Ностальгия», поиски «смысла», также, вероятно, сегодня более актуальна, чем тогда, 36 лет назад. И это говорит нам о том, что Тарковский, покинувший наш мир в этот день в 1986 году, все еще жив!
Комментарии (0)