Польша — Россия: нормализация отношений с помощью культуры (Rzeczpospolita, Польша) - «Культура»

  • 00:00, 17-ноя-2019
  • Культура
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Алексей Витвицкий | Перейти в фотобанкНесмотря на продолжающуюся вот уже несколько лет холодную войну и заморозку контактов на политическом уровне польско-российское культурное сотрудничество продолжается, пишет Rzeczpospolita. И рассказывает о выставке «Азбука польского дизайна» и других мероприятиях, проходящих в Санкт-Петербурге.

Детская игрушка в виде вавельского дракона, произведенная в 1918 году «Краковскими мастерскими», резиновое кольцо для игры в ринго, культовые конфеты «Птичье молоко», знак Сражающейся Польши, логотип «Солидарности», кресло модели 366 Юзефа Херовского (J?zef Chierowski), пакет из магазина «Предприятие по внутреннему экспорту», жидкость для мытья посуды «Людвик» и последний экспонат — футболка с надписью «отстой». «Я собрала для экспозиции множество предметов, которые поляки часто уже считают мусором и выбрасывают. При помощи этих вещей мы хотели рассказать историю 100-летия независимой Польши», — объясняет «Жечпосполита» куратор выставки «Азбука польского дизайна» Эва Солаж (Ewa Solarz) из Института Адама Мицкевича, занимающегося продвижением польской культуры за границей. Выставка уже побывала в Вене, Будапеште, Берлине и даже Сеуле, а сейчас прибыла в российскую Северную столицу.


В среду ее открыли в Петропавловской крепости: знаменитой царской тюрьме, которая занимает свое место в польской истории. Одним из самых известных ее узников был Тадеуш Костюшко.


Несмотря ни на что


«Когда я вошел в это зал, я подумал, как прекрасно изменился мир: поляки уже не боятся находиться в Петропавловской крепости. В польско-российских отношениях обычно любят выискивать разные драматические моменты, но на самом деле в нашей общей истории было много прекрасных, положительных вещей», — говорил на открытии выставки специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. «Деятели культуры лучше понимают друг друга, чем политики», — подчеркивал он.


В слова одного из ближайших соратников Путина внимательно вслушивались присутствовавшие на мероприятии польские дипломаты и не только они: из Варшавы на открытие выставки приехали представители польского министерства культуры и руководители нескольких государственных организаций. Многих из них, казалось, удивило присутствие высокопоставленного кремлевского чиновника, поэтому, выступая, они очень осторожно выбирали слова. За кулисами они говорили о «наведении культурных мостов» и как огня избегали тем, даже косвенно относящихся к политике. «Я рад, что несмотря ни на что вы приехали и находитесь сейчас здесь», — встречал с распростертыми объятиями польских коллег заместитель директора музея Петропавловская крепость Сергей Калюжин.


«Призраки» в Эрмитаже


После отмененного из-за российских действий на Украине в 2014 году Года Польши в России и России в Польше (его планировалось провести в 2015), казалось, что культурное сотрудничество между двумя странами полностью разрушено, как и двусторонние отношения во всех других сферах.



«Вы ошибаетесь, — заверил меня один из представителей польской стороны. — В Петербурге каждый день проходит какое-нибудь польское культурное мероприятие. Вне зависимости от политических взаимоотношений сотрудничество между театрами, музеями, деятелями кино развивается». Директор Польского института в Санкт-Петербурге Эва Зюлковска (Ewa Zi?lkowska) говорит, что выставка — это капля в море польских культурных событий в российской Северной столице.


«В этом году, объявленном польскими Сеймом и Сенатом годом Станислава Монюшко, мы представили в Эрмитажном театре кантату „Призрак" на стихи Адама Мицкевича. В декабре пройдет концерт, завершающий год польского композитора. Одновременно отмечался год Густава Херлинга-Грудзинского (Gustaw Herling-Grudzinski), поэтому проходило множество литературных мероприятий. В конце июня в Петербурге состоялась большая конференция, на которую приехала, в частности, дочь писателя и представители парижского журнала „Культура"», — рассказывает «Жечпосполита» Зюлковска.


Польских мероприятий, по ее словам, проходит так много, что их можно перечислять бесконечно. «Польский институт — это самая активная культурная организация в Петербурге», — шутят прислушивающиеся к нашему разговору гости выставки. Ни один из моих собеседников не смог, однако, прямо ответить мне на вопрос, наблюдаем ли мы сейчас оттепель в культурной сфере.


Не только политика


«Сейчас нет политических условий, которые бы позволяли сказать, что через год или два можно будет провести Год Польши в России и России в Польше. При этом польско-российские инициативы в культурной и даже образовательной сфере продолжают развиваться, — отмечает Швыдкой. — Жизнь продолжается, а политика — это не единственный и не самый важный элемент нашего существования».


Сложно, однако, представить себе Год России в Польше в условиях холодной войны, которая фактически идет уже не первый год. «В России есть такое выражение „никогда не говори никогда"», — парирует представитель российского президента. В четверг он открывал в Петербурге Международный культурный форум, на котором будет преобладать китайская культура. В рамках этого мероприятия Польша организовала только экспозицию в Петропавловской крепости, но министерство культуры направило в Россию свою делегацию.


«Выставка в Петербурге показывает, что межведомственное культурное сотрудничество с РФ продолжается. Мы рады, что оно развивается, поскольку речь идет о продвижении польской культуры за границей, в том числе в России, — отмечает в беседе с „Жечпосполита" руководительница отдела международного сотрудничества министерства культуры и национального наследия Уршула Слёнзак. — После отмены Польского года взаимодействие в этой сфере было ограничено, не появлялось также совместных польско-российских инициатив на министерском уровне. Это все имело серьезные политические основания, которые до сих пор остаются актуальными».


Петербургские поляки


Базилика святой Екатерины на Невском проспекте в самом сердце Петербурга — это одно из самых популярных среди наших соплеменников мест в городе. Дело не только в том, что настоятель храма — поляк. «В воскресенье и важные праздники собор заполняется до отказа, приходит масса людей. У нас здесь много католиков, которые только на смертном одре вспоминают, что их крестили в католичестве. В Петербурге также живет много поляков», — говорит служащая в базилике монахиня.


Дом Польский в петербургском Саперном переулке открывали лично Людмила Путина и Мария Качиньская (Maria Kaczynska) при участии губернатора Валентины Матвиенко (сейчас она занимает пост председателя Совета Федерации). Помещение находится в собственности ассоциации «Польское общество», а купили его на деньги польских налогоплательщиков. Многие годы Дом служил центром культурной жизни польской диаспоры в российской Северной столице.


Весной 2015 года по решению местных властей его закрыли, объясняя решение техническими причинами. Символично, что это произошло в тот год, который был должен стать Годом Польши в России.


«Война с российскими чиновниками продолжается уже четыре года. Все вдруг оказалось неправильным: коридоры слишком узкие, выходы недостаточной ширины… Мы обмениваемся очередными письмами, это заколдованный круг. Ситуация у нас очень тяжелая», — рассказывает Лилия Шишко — руководительница «Конгресса поляков в Санкт-Петербурге». Это одна из самых крупных польских организаций в городе, насчитывающая более 180 членов. Своего помещения у нее нет, зарегистрирована она в частной квартире Шишко.


«Год назад к нам приезжали представители Варшавы, но проблему они решить не смогли. Мы уже даже говорим о том, что готовы продать помещение Дома польского. В таком случае деньги вернутся Сенату, но захочет ли он купить новое здание в Петербурге?» — размышляет Лилия Шишко.



© РИА Новости, Алексей Витвицкий | Перейти в фотобанкНесмотря на продолжающуюся вот уже несколько лет холодную войну и заморозку контактов на политическом уровне польско-российское культурное сотрудничество продолжается, пишет Rzeczpospolita. И рассказывает о выставке «Азбука польского дизайна» и других мероприятиях, проходящих в Санкт-Петербурге.Детская игрушка в виде вавельского дракона, произведенная в 1918 году «Краковскими мастерскими», резиновое кольцо для игры в ринго, культовые конфеты «Птичье молоко», знак Сражающейся Польши, логотип «Солидарности», кресло модели 366 Юзефа Херовского (J?zef Chierowski), пакет из магазина «Предприятие по внутреннему экспорту», жидкость для мытья посуды «Людвик» и последний экспонат — футболка с надписью «отстой». «Я собрала для экспозиции множество предметов, которые поляки часто уже считают мусором и выбрасывают. При помощи этих вещей мы хотели рассказать историю 100-летия независимой Польши», — объясняет «Жечпосполита» куратор выставки «Азбука польского дизайна» Эва Солаж (Ewa Solarz) из Института Адама Мицкевича, занимающегося продвижением польской культуры за границей. Выставка уже побывала в Вене, Будапеште, Берлине и даже Сеуле, а сейчас прибыла в российскую Северную столицу. В среду ее открыли в Петропавловской крепости: знаменитой царской тюрьме, которая занимает свое место в польской истории. Одним из самых известных ее узников был Тадеуш Костюшко. Несмотря ни на что «Когда я вошел в это зал, я подумал, как прекрасно изменился мир: поляки уже не боятся находиться в Петропавловской крепости. В польско-российских отношениях обычно любят выискивать разные драматические моменты, но на самом деле в нашей общей истории было много прекрасных, положительных вещей», — говорил на открытии выставки специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. «Деятели культуры лучше понимают друг друга, чем политики», — подчеркивал он. В слова одного из ближайших соратников Путина внимательно вслушивались присутствовавшие на мероприятии польские дипломаты и не только они: из Варшавы на открытие выставки приехали представители польского министерства культуры и руководители нескольких государственных организаций. Многих из них, казалось, удивило присутствие высокопоставленного кремлевского чиновника, поэтому, выступая, они очень осторожно выбирали слова. За кулисами они говорили о «наведении культурных мостов» и как огня избегали тем, даже косвенно относящихся к политике. «Я рад, что несмотря ни на что вы приехали и находитесь сейчас здесь», — встречал с распростертыми объятиями польских коллег заместитель директора музея Петропавловская крепость Сергей Калюжин. «Призраки» в Эрмитаже После отмененного из-за российских действий на Украине в 2014 году Года Польши в России и России в Польше (его планировалось провести в 2015), казалось, что культурное сотрудничество между двумя странами полностью разрушено, как и двусторонние отношения во всех других сферах. «Вы ошибаетесь, — заверил меня один из представителей польской стороны. — В Петербурге каждый день проходит какое-нибудь польское культурное мероприятие. Вне зависимости от политических взаимоотношений сотрудничество между театрами, музеями, деятелями кино развивается». Директор Польского института в Санкт-Петербурге Эва Зюлковска (Ewa Zi?lkowska) говорит, что выставка — это капля в море польских культурных событий в российской Северной столице. «В этом году, объявленном польскими Сеймом и Сенатом годом Станислава Монюшко, мы представили в Эрмитажном театре кантату „Призрак" на стихи Адама Мицкевича. В декабре пройдет концерт, завершающий год польского композитора. Одновременно отмечался год Густава Херлинга-Грудзинского (Gustaw Herling-Grudzinski), поэтому проходило множество литературных мероприятий. В конце июня в Петербурге состоялась большая конференция, на которую приехала, в частности, дочь писателя и представители парижского журнала „Культура"», — рассказывает «Жечпосполита» Зюлковска. Польских мероприятий, по ее словам, проходит так много, что их можно перечислять бесконечно. «Польский институт — это самая активная культурная организация в Петербурге», — шутят прислушивающиеся к нашему разговору гости выставки. Ни один из моих собеседников не смог, однако, прямо ответить мне на вопрос, наблюдаем ли мы сейчас оттепель в культурной сфере. Не только политика «Сейчас нет политических условий, которые бы позволяли сказать, что через год или два можно будет провести Год Польши в России и России в Польше. При этом польско-российские инициативы в культурной и даже образовательной сфере продолжают развиваться, — отмечает Швыдкой. — Жизнь продолжается, а политика — это не единственный и не самый важный элемент нашего существования». Сложно, однако, представить себе Год России в Польше в условиях холодной войны, которая фактически идет уже не первый год. «В России есть такое выражение „никогда не говори никогда"», — парирует представитель российского президента. В четверг он открывал в Петербурге Международный культурный форум, на котором будет преобладать китайская культура. В рамках этого мероприятия Польша организовала только экспозицию в Петропавловской крепости, но министерство культуры направило в Россию свою делегацию. «Выставка в Петербурге показывает, что межведомственное культурное сотрудничество с РФ продолжается. Мы рады, что оно развивается, поскольку речь идет о продвижении польской культуры за границей, в том числе в России, — отмечает в беседе с „Жечпосполита" руководительница отдела международного сотрудничества министерства культуры и национального наследия Уршула Слёнзак. — После отмены Польского года взаимодействие в этой сфере было ограничено, не появлялось также совместных польско-российских инициатив на министерском уровне. Это все имело серьезные политические основания, которые до сих пор остаются актуальными». Петербургские поляки Базилика святой Екатерины на Невском проспекте в самом сердце Петербурга — это одно из самых популярных среди наших соплеменников мест в городе. Дело не только в том, что настоятель храма — поляк. «В воскресенье и важные праздники собор заполняется до отказа, приходит масса людей. У нас здесь много католиков, которые только на смертном одре вспоминают, что их крестили в католичестве. В Петербурге также живет много поляков», — говорит служащая в базилике монахиня. Дом Польский в петербургском Саперном переулке открывали лично Людмила Путина и Мария Качиньская (Maria Kaczynska) при участии губернатора Валентины Матвиенко (сейчас она занимает пост председателя Совета Федерации). Помещение находится в собственности ассоциации «Польское общество», а купили его на деньги польских налогоплательщиков. Многие годы Дом служил центром культурной жизни польской диаспоры в российской Северной столице. Весной 2015 года по решению местных властей его закрыли, объясняя решение техническими причинами. Символично, что это произошло в тот год, который был должен стать Годом Польши в России. «Война с российскими чиновниками продолжается уже четыре года. Все вдруг оказалось неправильным: коридоры слишком узкие, выходы недостаточной ширины… Мы обмениваемся очередными письмами, это заколдованный круг. Ситуация у нас очень тяжелая», — рассказывает Лилия Шишко — руководительница «Конгресса поляков в Санкт-Петербурге». Это одна из самых крупных польских организаций в городе, насчитывающая более 180 членов. Своего помещения у нее нет, зарегистрирована она в частной квартире Шишко. «Год назад к нам приезжали представители Варшавы, но проблему они решить не смогли. Мы уже даже говорим о том, что готовы продать помещение Дома польского. В таком случае деньги вернутся Сенату, но захочет ли он купить новое здание в Петербурге?» — размышляет Лилия Шишко.


Рекомендуем


Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle



Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!