© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанкДля Украины наступают не лучшие времена. Стоит ли сейчас власти объявлять дефолт по своему долгу? По мнению экспертов, это приведет к длительным крайне негативным последствиям как в политической, так и экономической сферах.
Мировая экономика входит в рецессию. Это не лучшие времена для таких государств, как Украина: экспорт уменьшается, национальная валюта дешевеет, растет стоимость заимствований, усложняется доступ к международным кредитам.
Стоит ли сейчас украинской власти объявлять дефолт по своему долгу? Короткий ответ — нет.
Конечно, дефолт — это комплексное событие. Его оценка может отличаться в разные времена и для разных стран, но имеющиеся данные демонстрируют некоторые четкие закономерности.
Экономисты МВФ Боренштейн и Паницца подчеркивают несколько базовых экономических последствий дефолта: падение ВВП и торговли, почти полное исключение из рынков капитала, повышение стоимости заимствований и увеличение вероятности банковского кризиса.
Исследование экономистов из университета в Бонне позволяет оценить, насколько значительным будет падение: после дефолта ВВП снижается на 5% и остается ослабленным в течение многих лет, а Украине необходим экономический рост.
Круцес и Требеш дают свежие оценки того, на какое время страна, объявившая дефолт, остается исключенной из мирового рынка капитала. Они утверждают, чем больше размер дефолта, тем длиннее период исключения. Среднее время исключения — около пяти лет. Сможет ли Украина вернуть доступ к мировому рынку капитала быстрее — вопрос открытый. Впрочем, вряд ли при условии серьезного дефолта (а незначительные дефолты не имеют смысла) этот процесс займет меньше двух лет.
Боренштейн и Паницца также оценивают политическую стоимость дефолта, а это: снижение поддержки правящей партии на первых выборах после дефолта на 16%, 50-процентное увеличение вероятности смены руководителя правительства, 33-процентное увеличение вероятности смены министра финансов или главы центрального банка. Другими словами, дефолт может означать окончание политической карьеры тех, кто его объявит.
Однако это средние показатели, а в украинском контексте последствия дефолта могут оказаться гораздо неприятнее.
Во-первых, большая часть долгов Украины перед другими правительствами (например, правительством США) или международными организациями (Международным валютным фондом, Всемирным банком). Как Украина может рассчитывать на получение от партнеров помощи, включая военную технику, если откажется выполнять свои обязательства перед ними?
Во-вторых, из-за коронавирусного кризиса Украина переживает большой экономический спад. Из-за падения налоговых поступлений правительству придется занимать, чтобы поддерживать текущий уровень расходов, включая расходы на оборону и здравоохранение.
Конечно, правительство может сократить расходы, чтобы сбалансировать бюджет, но Великая депрессия и пример Греции гласят, что делать это в условиях слабой экономики — самоубийство. Следовательно, правительство должно иметь доступ к рынкам капитала, чтобы занимать деньги и покрывать краткосрочные потери. Объявление дефолта перекроет доступ к этим средствам.
Дефолт не спасет, а добьет украинскую экономику
В-третьих, Украина должна платить за войну с Россией. Очень мало стран объявляли дефолт во время войны. Войны стоят дорого, а для сохранения экономики правительству приходится брать займы для обеспечения военных и покупки оружия. Как Украина сможет это сделать, если у нее не будет доступа к мировым рынкам капитала?
В-четвертых, значительную часть государственного долга удерживают украинские банки. По данным НБУ, они удерживают 41% государственных облигаций, большая часть из которых — у государственных банков. Следовательно, дефолт по ним не имеет смысла, поскольку их придется докапитализировать из бюджета.
Кризис государственных долгов в еврозоне показывает, что перспективы безрадостные. Дефолт подрывает финансовую систему, следовательно, углубляет кризис.
Это может создать дьявольски замкнутый круг. Дефолт уничтожает банковский капитал, приводя к банковскому кризису, который негативно влияет на экономику. Падение экономики приводит к снижению налоговых поступлений, увеличивает вероятность дефолтов и сокращение бюджета. Это делает финансовую систему еще более уязвимой, и цикл продолжается.
Кризис 2014-2015 годов на Украине позволяет представить, что произойдет после дефолта: дикая утечка из банков гривны и почти неизбежно существенный рост инфляции.
Дефолт будет стоить Украине очень дорого. Существуют ли лучшие альтернативы? Да есть, программа с МВФ. Она не только поможет правительству удержаться на плаву, но и откроет доступ к другим источникам финансирования. Следовательно, страна сможет пережить эту непогоду с гораздо меньшими потерями.
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанкДля Украины наступают не лучшие времена. Стоит ли сейчас власти объявлять дефолт по своему долгу? По мнению экспертов, это приведет к длительным крайне негативным последствиям как в политической, так и экономической сферах.Мировая экономика входит в рецессию. Это не лучшие времена для таких государств, как Украина: экспорт уменьшается, национальная валюта дешевеет, растет стоимость заимствований, усложняется доступ к международным кредитам. Стоит ли сейчас украинской власти объявлять дефолт по своему долгу? Короткий ответ — нет. Конечно, дефолт — это комплексное событие. Его оценка может отличаться в разные времена и для разных стран, но имеющиеся данные демонстрируют некоторые четкие закономерности. Экономисты МВФ Боренштейн и Паницца подчеркивают несколько базовых экономических последствий дефолта: падение ВВП и торговли, почти полное исключение из рынков капитала, повышение стоимости заимствований и увеличение вероятности банковского кризиса. Исследование экономистов из университета в Бонне позволяет оценить, насколько значительным будет падение: после дефолта ВВП снижается на 5% и остается ослабленным в течение многих лет, а Украине необходим экономический рост. Круцес и Требеш дают свежие оценки того, на какое время страна, объявившая дефолт, остается исключенной из мирового рынка капитала. Они утверждают, чем больше размер дефолта, тем длиннее период исключения. Среднее время исключения — около пяти лет. Сможет ли Украина вернуть доступ к мировому рынку капитала быстрее — вопрос открытый. Впрочем, вряд ли при условии серьезного дефолта (а незначительные дефолты не имеют смысла) этот процесс займет меньше двух лет. Боренштейн и Паницца также оценивают политическую стоимость дефолта, а это: снижение поддержки правящей партии на первых выборах после дефолта на 16%, 50-процентное увеличение вероятности смены руководителя правительства, 33-процентное увеличение вероятности смены министра финансов или главы центрального банка. Другими словами, дефолт может означать окончание политической карьеры тех, кто его объявит. Однако это средние показатели, а в украинском контексте последствия дефолта могут оказаться гораздо неприятнее. Во-первых, большая часть долгов Украины перед другими правительствами (например, правительством США) или международными организациями (Международным валютным фондом, Всемирным банком). Как Украина может рассчитывать на получение от партнеров помощи, включая военную технику, если откажется выполнять свои обязательства перед ними? Во-вторых, из-за коронавирусного кризиса Украина переживает большой экономический спад. Из-за падения налоговых поступлений правительству придется занимать, чтобы поддерживать текущий уровень расходов, включая расходы на оборону и здравоохранение. Конечно, правительство может сократить расходы, чтобы сбалансировать бюджет, но Великая депрессия и пример Греции гласят, что делать это в условиях слабой экономики — самоубийство. Следовательно, правительство должно иметь доступ к рынкам капитала, чтобы занимать деньги и покрывать краткосрочные потери. Объявление дефолта перекроет доступ к этим средствам. Дефолт не спасет, а добьет украинскую экономику В-третьих, Украина должна платить за войну с Россией. Очень мало стран объявляли дефолт во время войны. Войны стоят дорого, а для сохранения экономики правительству приходится брать займы для обеспечения военных и покупки оружия. Как Украина сможет это сделать, если у нее не будет доступа к мировым рынкам капитала? В-четвертых, значительную часть государственного долга удерживают украинские банки. По данным НБУ, они удерживают 41% государственных облигаций, большая часть из которых — у государственных банков. Следовательно, дефолт по ним не имеет смысла, поскольку их придется докапитализировать из бюджета. Кризис государственных долгов в еврозоне показывает, что перспективы безрадостные. Дефолт подрывает финансовую систему, следовательно, углубляет кризис. Это может создать дьявольски замкнутый круг. Дефолт уничтожает банковский капитал, приводя к банковскому кризису, который негативно влияет на экономику. Падение экономики приводит к снижению налоговых поступлений, увеличивает вероятность дефолтов и сокращение бюджета. Это делает финансовую систему еще более уязвимой, и цикл продолжается. Кризис 2014-2015 годов на Украине позволяет представить, что произойдет после дефолта: дикая утечка из банков гривны и почти неизбежно существенный рост инфляции. Дефолт будет стоить Украине очень дорого. Существуют ли лучшие альтернативы? Да есть, программа с МВФ. Она не только поможет правительству удержаться на плаву, но и откроет доступ к другим источникам финансирования. Следовательно, страна сможет пережить эту непогоду с гораздо меньшими потерями.
Комментарии (0)