© CC BY-SA 4.0, Пресс-служба Офиса президента Украины | Перейти в фотобанкАвтор пытается проанализировать итоги переговоров Эрдогана и Зеленского по поводу открытия между странами зоны свободной торговли. Анкара до сих пор действовала таким образом, чтобы получить одностороннюю выгоду. Поэтому, пишет автор, возникли опасения: не будет ли достигнуто согласие за счет существенных уступок со стороны Украины.
Президенты двух стран поручили подписать соглашение уже в следующем году, но будет ли это победой? Скорее всего можно будет договориться, но только, если сдать национальные интересы. Однако, не станет ли это платой за турбо-договор о зоне свободной торговли? Эти вопросы в очередной раз возникают после украинско-турецких встреч на высшем уровне.
О зоне свободной торговли (ЗСТ) с Анкарой Киев договаривается уже около десяти лет, поставив абсолютный рекорд таких переговоров (договоренность об их старте датирована 2010 годом, хотя формальный запуск переговоров состоялся в 2011-м году). На каждой из таких встреч неизменный турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган публично договаривается с очередным президентом Украины об «ускорении работы». Сначала он говорил об этом вместе с Януковичем, потом с Порошенко, теперь с Зеленским. Поэтому, на первый взгляд, ничего нового. Но сейчас появилось существенное отличие.
Впервые за десятилетние переговоры Украина и Турция подписали дополнительный документ — меморандум о взаимопонимании по поводу переговоров по соглашению о зоне свободной торговли. И это уже значительно серьезнее, чем просто слова.
Поэтому стоит объяснить, в каком состоянии сейчас находятся переговоры, чем рискует Украина и зачем президентам понадобился специальный меморандум.
Зона как можно быстрее
«У нас есть очень амбициозная цель — повысить объем двусторонней торговли до 10 миллиардов долларов. Мы договорились дать толчок нашим представителям, работающим над текстом соглашения о свободной торговле», — заявил Владимир Зеленский после встречи с турецким коллегой.
Можно лишь согласиться, что планка в десять миллиардов — очень амбициозная. Сейчас объем торговли между странами превышает 4 миллиарда долларов (экспорт украинских товаров — 2,3 миллиарда долларов, турецкий импорт — 2 миллиарда долларов). Следовательно, речь идет о росте объемов двусторонней торговли более чем вдвое!
Оптимистичные оценки звучали и раньше. Обычно на них акцентирует внимание турецкая сторона, призывая Украину как можно быстрее завершить переговоры о либерализации, а Киев традиционно отвечает, что и сам не против этого.
Например, два года назад Эрдоган и Порошенко договорились завершить переговоры о ЗСТ до конца 2018 года. Тогда источники в украинском правительстве объясняли, что согласие украинской стороны на ускорение стало знаком «признательности» за политическую позицию Анкары.
Так почему же эти переговоры так и не завершились, если Киев заинтересован в росте объемов? Дело в том, что влияние сделки на Украину может оказаться далеко не таким оптимистичным.
С начала переговоров Анкара настаивала, что нужно либерализовать торговлю только промышленной продукцией (которую продает Турция), не распространяя ее на продовольственный сектор (который интересует Украину).
Впоследствии, по данным источников «Европейской правды», турки якобы пошли на уступки и согласились расширить режим свободной торговли, но… предложили около 500 (!) исключений, которые полностью убивали смысл либерализации. Еще одно предложение Анкары — открыть рынок для определенной квоты украинских товаров, взяв 1/27 аналогичной квоты Соглашения об ассоциации с ЕС.
Ни одна из этих идей, конечно, не устраивала Киев. Поэтому последние восемь лет переговоры с Турцией фактически не продвигались. Впрочем, в последние месяцы начали поступать сигналы о каком-то оживлении — встречи, договоренности, обещания. И поэтому возникли опасения: не будет ли достигнуто согласие за счет существенных уступок со стороны Украины.
Меморандум вместо измены
Накануне визита Эрдогана несколько источников «Европейской правды» сообщили, что из офиса президента поступила «рекомендация» завершить переговоры с Турцией как можно скорее. В Минэкономразвития опровергают такие указания.
«Вы могли бы обратить внимание на то, что о необходимости быстрого создания ЗСТ говорит именно турецкая сторона — с украинской стороны таких заявлений нет. Конечно, мы поддерживаем желание запустить ЗСТ как можно скорее, однако у всех есть понимание, что соглашение должно работать только на приемлемых для нас условиях», — прокомментировал «Европейской правде» после завершения встречи торговый представитель Украины Тарас Качка.
В конце концов, если ранее Эрдоган призывал завершить переговоры в этом году, то в подписанном меморандуме задекларирована цель окончания переговоров в 2021 году. То есть, скорое завершение переговоров с Турцией является реальным? В правительстве считают, что да. Причем без сдачи интересов Украины. Мол, подписанный в Киеве меморандум свидетельствует о готовности Анкары изменить позицию на приемлемую для обеих сторон.
Но уверенности нет и у наших собеседников. «На основании этого меморандума мы ждем предложений турецкой стороны. И если эти предложения будут приемлемыми, тогда мы можем осторожно прогнозировать, что переговоры действительно вышли на финальную прямую», — поделился с «Европейской правдой» чиновник, знающий о ходе переговоров.
Конечно, без исключений в свободной торговле не обойтись: компромисс требует уступок от обеих сторон. Однако меморандум, по данным источников, фиксирует обязательства сторон впоследствии вернуться к либерализации торговли теми товарами, которые будут исключены из соглашения.
Можно предположить, что именно по такому сценарию пойдет торговля продукцией металлургии, ведь сейчас и Украина, и Турция заинтересованы в защите этих отраслей, но в перспективе они готовы к диалогу о дальнейшей либерализации.
Впрочем, в переговорах с Турцией существует еще один потенциальный фактор риска.
Сейчас сальдо торговли между двумя странами является позитивным для Украины (по данным Укрстата, по итогам 11 месяцев прошлого года оно составило почти 300 миллионов долларов, однако общие тенденции неутешительны — темпы роста турецкого импорта на Украину существенно превышают аналогичные темпы роста экспорта украинских товаров в Турцию (34,9% против 6,3%).
Следовательно, уже в этом году баланс торговли может измениться не в нашу пользу.
В связи с этим беспокоит то, что в украинском правительстве нет расчетов возможного эффекта от либерализации торговли с Анкарой: по данным «Европейской правды», сейчас такое исследование только проводится.
Существуют ли такие расчеты у турецкой стороны — нам не известно, но Киев дал согласие на «турборежим», даже не имея таких цифр.
И ссылаться на старые расчеты здесь не получится, ведь предыдущее исследование, проведенное еще в начале переговоров с Анкарой, оказалось достаточно тревожным — при условии полной либерализации экономический эффект для Украины будет отрицательным.
Конечно, это еще не «измена». Неизвестно, будут ли исключения из ЗСТ, в чью пользу, в каком объеме и т. д. — именно, эти детали имеют значение. А учитывая опыт переговоров с Турцией, стоит быть готовыми к скрытым опасностям.
Ведь поспешное согласие может дорого стоить всей стране.
© CC BY-SA 4.0, Пресс-служба Офиса президента Украины | Перейти в фотобанкАвтор пытается проанализировать итоги переговоров Эрдогана и Зеленского по поводу открытия между странами зоны свободной торговли. Анкара до сих пор действовала таким образом, чтобы получить одностороннюю выгоду. Поэтому, пишет автор, возникли опасения: не будет ли достигнуто согласие за счет существенных уступок со стороны Украины.Президенты двух стран поручили подписать соглашение уже в следующем году, но будет ли это победой? Скорее всего можно будет договориться, но только, если сдать национальные интересы. Однако, не станет ли это платой за турбо-договор о зоне свободной торговли? Эти вопросы в очередной раз возникают после украинско-турецких встреч на высшем уровне. О зоне свободной торговли (ЗСТ) с Анкарой Киев договаривается уже около десяти лет, поставив абсолютный рекорд таких переговоров (договоренность об их старте датирована 2010 годом, хотя формальный запуск переговоров состоялся в 2011-м году). На каждой из таких встреч неизменный турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган публично договаривается с очередным президентом Украины об «ускорении работы». Сначала он говорил об этом вместе с Януковичем, потом с Порошенко, теперь с Зеленским. Поэтому, на первый взгляд, ничего нового. Но сейчас появилось существенное отличие. Впервые за десятилетние переговоры Украина и Турция подписали дополнительный документ — меморандум о взаимопонимании по поводу переговоров по соглашению о зоне свободной торговли. И это уже значительно серьезнее, чем просто слова. Поэтому стоит объяснить, в каком состоянии сейчас находятся переговоры, чем рискует Украина и зачем президентам понадобился специальный меморандум. Зона как можно быстрее «У нас есть очень амбициозная цель — повысить объем двусторонней торговли до 10 миллиардов долларов. Мы договорились дать толчок нашим представителям, работающим над текстом соглашения о свободной торговле», — заявил Владимир Зеленский после встречи с турецким коллегой. Можно лишь согласиться, что планка в десять миллиардов — очень амбициозная. Сейчас объем торговли между странами превышает 4 миллиарда долларов (экспорт украинских товаров — 2,3 миллиарда долларов, турецкий импорт — 2 миллиарда долларов). Следовательно, речь идет о росте объемов двусторонней торговли более чем вдвое! Оптимистичные оценки звучали и раньше. Обычно на них акцентирует внимание турецкая сторона, призывая Украину как можно быстрее завершить переговоры о либерализации, а Киев традиционно отвечает, что и сам не против этого. Например, два года назад Эрдоган и Порошенко договорились завершить переговоры о ЗСТ до конца 2018 года. Тогда источники в украинском правительстве объясняли, что согласие украинской стороны на ускорение стало знаком «признательности» за политическую позицию Анкары. Так почему же эти переговоры так и не завершились, если Киев заинтересован в росте объемов? Дело в том, что влияние сделки на Украину может оказаться далеко не таким оптимистичным. С начала переговоров Анкара настаивала, что нужно либерализовать торговлю только промышленной продукцией (которую продает Турция), не распространяя ее на продовольственный сектор (который интересует Украину). Впоследствии, по данным источников «Европейской правды», турки якобы пошли на уступки и согласились расширить режим свободной торговли, но… предложили около 500 (!) исключений, которые полностью убивали смысл либерализации. Еще одно предложение Анкары — открыть рынок для определенной квоты украинских товаров, взяв 1/27 аналогичной квоты Соглашения об ассоциации с ЕС. Ни одна из этих идей, конечно, не устраивала Киев. Поэтому последние восемь лет переговоры с Турцией фактически не продвигались. Впрочем, в последние месяцы начали поступать сигналы о каком-то оживлении — встречи, договоренности, обещания. И поэтому возникли опасения: не будет ли достигнуто согласие за счет существенных уступок со стороны Украины. Меморандум вместо измены Накануне визита Эрдогана несколько источников «Европейской правды» сообщили, что из офиса президента поступила «рекомендация» завершить переговоры с Турцией как можно скорее. В Минэкономразвития опровергают такие указания. «Вы могли бы обратить внимание на то, что о необходимости быстрого создания ЗСТ говорит именно турецкая сторона — с украинской стороны таких заявлений нет. Конечно, мы поддерживаем желание запустить ЗСТ как можно скорее, однако у всех есть понимание, что соглашение должно работать только на приемлемых для нас условиях», — прокомментировал «Европейской правде» после завершения встречи торговый представитель Украины Тарас Качка. В конце концов, если ранее Эрдоган призывал завершить переговоры в этом году, то в подписанном меморандуме задекларирована цель окончания переговоров в 2021 году. То есть, скорое завершение переговоров с Турцией является реальным? В правительстве считают, что да. Причем без сдачи интересов Украины. Мол, подписанный в Киеве меморандум свидетельствует о готовности Анкары изменить позицию на приемлемую для обеих сторон. Но уверенности нет и у наших собеседников. «На основании этого меморандума мы ждем предложений турецкой стороны. И если эти предложения будут приемлемыми, тогда мы можем осторожно прогнозировать, что переговоры действительно вышли на финальную прямую», — поделился с «Европейской правдой» чиновник, знающий о ходе переговоров. Конечно, без исключений в свободной торговле не обойтись: компромисс требует уступок от обеих сторон. Однако меморандум, по данным источников, фиксирует обязательства сторон впоследствии вернуться к либерализации торговли теми товарами, которые будут исключены из соглашения. Можно предположить, что именно по такому сценарию пойдет торговля продукцией металлургии, ведь сейчас и Украина, и Турция заинтересованы в защите этих отраслей, но в перспективе они готовы к диалогу о дальнейшей либерализации. Впрочем, в переговорах с Турцией существует еще один потенциальный фактор риска. Сейчас сальдо торговли между двумя странами является позитивным для Украины (по данным Укрстата, по итогам 11 месяцев прошлого года оно составило почти 300 миллионов долларов, однако общие тенденции неутешительны — темпы роста турецкого импорта на Украину существенно превышают аналогичные темпы роста экспорта украинских товаров в Турцию (34,9% против 6,3%). Следовательно, уже в этом году баланс торговли может измениться не в нашу пользу. В связи с этим беспокоит то, что в украинском правительстве нет расчетов возможного эффекта от либерализации торговли с Анкарой: по данным «Европейской правды», сейчас такое исследование только проводится. Существуют ли такие расчеты у турецкой стороны — нам не известно, но Киев дал согласие на «турборежим», даже не имея таких цифр. И ссылаться на старые расчеты здесь не получится, ведь предыдущее исследование, проведенное еще в начале переговоров с Анкарой, оказалось достаточно тревожным — при условии полной либерализации экономический эффект для Украины будет отрицательным. Конечно, это еще не «измена». Неизвестно, будут ли исключения из ЗСТ, в чью пользу, в каком объеме и т. д. — именно, эти детали имеют значение. А учитывая опыт переговоров с Турцией, стоит быть готовыми к скрытым опасностям. Ведь поспешное согласие может дорого стоить всей стране.
Комментарии (0)