Doing Business по-украински: когда в страну придут миллиардные инвестиции (Апостроф, Украина) - «Экономика»

  • 16:09, 29-окт-2019
  • Экономика
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанкУкраина поднялась в рейтинге Doing Business на 7 пунктов. Власти уже заявили, что это — позитивный сигнал для иностранных инвесторов. Однако пока вкладывать в нашу страну не спешат. «Апостроф» выяснял, когда в Украину придут по-настоящему большие инвестиции.

Украина улучшила позицию в мировом рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business-2020, заняв в нем 64-е место. В 2019 году наша страна занимала 71-ю строчку рейтинга.


Наиболее заметный успех Украина продемонстрировала в «защите миноритарных акционеров», что было достигнуто благодаря появившемуся требованию об открытии информации о конечных бенефициарах компаний.


По словам премьер-министра Алексея Гончарука, повышение рейтинга Украины в Doing Business-2020 сразу на 7 позиций — это результат, который говорит сам за себя. «Это — позитивный сигнал для украинских предпринимателей и «зеленый свет» для иностранных инвесторов», — написал он на своей странице в Facebook.


Действительно, рейтинг, который ежегодно составляет Всемирный банк, является одним из ключевых факторов, которые влияют на решения международного бизнеса об инвестировании в конкретную страну.


Следует отметить, что заслуги нынешнего правительства в улучшении позиций нашей страны в рейтинге нет никакой, так как в нем оценивались изменения, произошедшие в бизнес-среде с мая 2018 года по май 2019 года. Однако нынешняя власть не собирается останавливаться да достигнутом: «Мы продолжаем работу в этом направлении: три дня назад заработал Кодекс о банкротстве, несколько недель назад — закон о стимулировании инвестиционной деятельности, активизируем процессы дерегуляции», — заявил Алексей Гончарук.


Хуже всех… почти


Сам факт улучшения рейтинга Украины является позитивным моментом, считают эксперты, опрошенные «Апострофом», другое дело, что все, как говорится, познается в сравнении. Украина по Doing Business занимает одно из самых низких мест из всех стран бывшего СССР, отметил в разговоре с изданием глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак (еще ниже места у Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана). Так, например, впечатляет 7-е место в рейтинге Грузии, которая, как известно, с середины нулевых проводила радикальные экономические реформы. Литва, Эстония и Латвия также входят в топ-20 рейтинга. Но куда обиднее 25-e место Казахстана, 28-е — России и даже 49-е — Белоруссии! «Поэтому хвалиться таким прогрессом, мне кажется, преждевременно», — отметил Новак.


Финансовый эксперт Алексей Кущ, в свою очередь, обратил внимание на то, что в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ), данные которого также были опубликованы в октябре, Украина, наоборот, за год потеряла несколько позиций (опустилась с 83-го на 85 место). «У нас получается одна нога — вверх, другая — вниз», — сказал он в комментарии «Апострофу».


Вместе с тем специалист считает, что для украинских властей мировые рейтинги превратились в некую навязчивую идею, при том, что повышение позиций часто происходит «чисто механических способом». В качестве примера Кущ привел строительную сферу: «В последние несколько лет был принят пакет законодательных изменений — вроде бы как упростили получение разрешений (на строительство), но стало ли от этого легче строить в Киеве? Могут ли прийти иностранные компании и начать здесь строить?— Нет. Поэтому все эти нормы искусственные», — резюмировал эксперт.


Однако другой крайностью являются утверждения, что на рейтинги вообще не нужно обращать внимание. «Золотая середина — это когда место в рейтинге является производной от эффективной экономической среды в стране. И тогда рейтинг воспринимается не как главная цель, а как дополнительный бонус», — пояснил Кущ. По его мнению, красноречивым примером этого является Грузия: «Она не стала восточно-черноморским Сингапуром, она не стала выпускать электромобили и смартфоны, а продолжает делать „Боржоми" и вино, что было и до реформ, а люди продолжают уезжать из страны в поисках работы».


Также нужно понимать, что страны, находящиеся ниже топ-50, это — «инвестиционные лузеры». «Если страна находится в топ-50, инвестору абсолютно все равно, какой у нее конкретный рейтинг. А то, что мы находимся за пределами топ-50, это — «звонок» для инвестора, это для него повод задуматься», — говорит Алексей Кущ.


Олигархам здесь не место


Задуматься нужно и украинским чиновникам: почему в страну не идут инвестиции? Напомним, в 2018 году прямые иностранные инвестиции в украинскую экономику составили менее 2,4 миллиарда долларов (для сравнения — в 2008 году они немного не дотянули до 11 миллиардов долларов). При этом примерно 1,5 миллиарда долларов — это, по сути, «возвращение» средств отечественного бизнеса из офшоров, а потому можно говорить о фактическом отсутствии иностранных инвестиций как таковых, подчеркивает Андрей Новак. По словам эксперта, чтобы инвестиции возобновились, Украине нужны настоящие глубокие реформы, а не «виртуальное косметическое шоу».


Также есть моменты, которые напрямую не отображаются в Doing Business. «Ключевая проблема — отсутствие верховенства права и силовики (которые «кошмарят» бизнес, — «Апостроф»), — сказал в комментарии изданию специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса. — Поэтому, решив эти вопросы, мы смогли бы совершить прорыв (в привлечении инвестиций)». Кроме того, по его словам, важно то, как пройдет земельная реформа, — сможет ли она привлечь инвесторов.


Но есть ли шанс, что в Украине повторится инвестиционный бум нулевых — ведь именно тогда в страну заходили миллиарды долларов от иностранных инвесторов? «Это был период интенсивного роста всех сырьевых рынков, и наша экономика, которая базировалась в основном на сырье и полуфабрикатах, тогда хорошо «впряглась» в эту общемировую тенденцию роста», — говорит Алексей Кущ. Также он добавил, что в начале столетия украинская экономика начала превращаться из закрытой структуры в открытую, и сюда стал активно заходить международный капитал. «Такой эффект бывает в жизни только один раз», — подчеркнул эксперт.


Впрочем, инвестиции можно привлекать и в нынешних условиях. По словам Куща, Эфиопия получает примерно по 1 миллиарду долларов инвестиций под каждый индустриальный парк, а таких парков в этой стране больше десятка. Еще один пример — Казахстан, ставший финансовым хабом на стыке Европы, Азии, стран СНГ — эта страна суммарно имеет 18 миллиардов долларов инвестиций в год, в том числе благодаря своему финансовому центру. «Рецепты известны — нужно переходить к созданию кластерных точек роста, стимулировать инновации, применять те механизмы, которые уже апробированы в других странах. Почему у нас это не работает?— Потому, что, если мы начнем переходить к кластерному подходу, мы должны будем отдавать самые лакомые куски международным системным инвесторам, а из-за этого придется потесниться нашим олигархам», — резюмировал эксперт.


© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанкУкраина поднялась в рейтинге Doing Business на 7 пунктов. Власти уже заявили, что это — позитивный сигнал для иностранных инвесторов. Однако пока вкладывать в нашу страну не спешат. «Апостроф» выяснял, когда в Украину придут по-настоящему большие инвестиции.Украина улучшила позицию в мировом рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business-2020, заняв в нем 64-е место. В 2019 году наша страна занимала 71-ю строчку рейтинга. Наиболее заметный успех Украина продемонстрировала в «защите миноритарных акционеров», что было достигнуто благодаря появившемуся требованию об открытии информации о конечных бенефициарах компаний. По словам премьер-министра Алексея Гончарука, повышение рейтинга Украины в Doing Business-2020 сразу на 7 позиций — это результат, который говорит сам за себя. «Это — позитивный сигнал для украинских предпринимателей и «зеленый свет» для иностранных инвесторов», — написал он на своей странице в Facebook. Действительно, рейтинг, который ежегодно составляет Всемирный банк, является одним из ключевых факторов, которые влияют на решения международного бизнеса об инвестировании в конкретную страну. Следует отметить, что заслуги нынешнего правительства в улучшении позиций нашей страны в рейтинге нет никакой, так как в нем оценивались изменения, произошедшие в бизнес-среде с мая 2018 года по май 2019 года. Однако нынешняя власть не собирается останавливаться да достигнутом: «Мы продолжаем работу в этом направлении: три дня назад заработал Кодекс о банкротстве, несколько недель назад — закон о стимулировании инвестиционной деятельности, активизируем процессы дерегуляции», — заявил Алексей Гончарук. Хуже всех… почти Сам факт улучшения рейтинга Украины является позитивным моментом, считают эксперты, опрошенные «Апострофом», другое дело, что все, как говорится, познается в сравнении. Украина по Doing Business занимает одно из самых низких мест из всех стран бывшего СССР, отметил в разговоре с изданием глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак (еще ниже места у Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана). Так, например, впечатляет 7-е место в рейтинге Грузии, которая, как известно, с середины нулевых проводила радикальные экономические реформы. Литва, Эстония и Латвия также входят в топ-20 рейтинга. Но куда обиднее 25-e место Казахстана, 28-е — России и даже 49-е — Белоруссии! «Поэтому хвалиться таким прогрессом, мне кажется, преждевременно», — отметил Новак. Финансовый эксперт Алексей Кущ, в свою очередь, обратил внимание на то, что в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ), данные которого также были опубликованы в октябре, Украина, наоборот, за год потеряла несколько позиций (опустилась с 83-го на 85 место). «У нас получается одна нога — вверх, другая — вниз», — сказал он в комментарии «Апострофу». Вместе с тем специалист считает, что для украинских властей мировые рейтинги превратились в некую навязчивую идею, при том, что повышение позиций часто происходит «чисто механических способом». В качестве примера Кущ привел строительную сферу: «В последние несколько лет был принят пакет законодательных изменений — вроде бы как упростили получение разрешений (на строительство), но стало ли от этого легче строить в Киеве? Могут ли прийти иностранные компании и начать здесь строить?— Нет. Поэтому все эти нормы искусственные», — резюмировал эксперт. Однако другой крайностью являются утверждения, что на рейтинги вообще не нужно обращать внимание. «Золотая середина — это когда место в рейтинге является производной от эффективной экономической среды в стране. И тогда рейтинг воспринимается не как главная цель, а как дополнительный бонус», — пояснил Кущ. По его мнению, красноречивым примером этого является Грузия: «Она не стала восточно-черноморским Сингапуром, она не стала выпускать электромобили и смартфоны, а продолжает делать „Боржоми" и вино, что было и до реформ, а люди продолжают уезжать из страны в поисках работы». Также нужно понимать, что страны, находящиеся ниже топ-50, это — «инвестиционные лузеры». «Если страна находится в топ-50, инвестору абсолютно все равно, какой у нее конкретный рейтинг. А то, что мы находимся за пределами топ-50, это — «звонок» для инвестора, это для него повод задуматься», — говорит Алексей Кущ. Олигархам здесь не место Задуматься нужно и украинским чиновникам: почему в страну не идут инвестиции? Напомним, в 2018 году прямые иностранные инвестиции в украинскую экономику составили менее 2,4 миллиарда долларов (для сравнения — в 2008 году они немного не дотянули до 11 миллиардов долларов). При этом примерно 1,5 миллиарда долларов — это, по сути, «возвращение» средств отечественного бизнеса из офшоров, а потому можно говорить о фактическом отсутствии иностранных инвестиций как таковых, подчеркивает Андрей Новак. По словам эксперта, чтобы инвестиции возобновились, Украине нужны настоящие глубокие реформы, а не «виртуальное косметическое шоу». Также есть моменты, которые напрямую не отображаются в Doing Business. «Ключевая проблема — отсутствие верховенства права и силовики (которые «кошмарят» бизнес, — «Апостроф»), — сказал в комментарии изданию специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса. — Поэтому, решив эти вопросы, мы смогли бы совершить прорыв (в привлечении инвестиций)». Кроме того, по его словам, важно то, как пройдет земельная реформа, — сможет ли она привлечь инвесторов. Но есть ли шанс, что в Украине повторится инвестиционный бум нулевых — ведь именно тогда в страну заходили миллиарды долларов от иностранных инвесторов? «Это был период интенсивного роста всех сырьевых рынков, и наша экономика, которая базировалась в основном на сырье и полуфабрикатах, тогда хорошо «впряглась» в эту общемировую тенденцию роста», — говорит Алексей Кущ. Также он добавил, что в начале столетия украинская экономика начала превращаться из закрытой структуры в открытую, и сюда стал активно заходить международный капитал. «Такой эффект бывает в жизни только один раз», — подчеркнул эксперт. Впрочем, инвестиции можно привлекать и в нынешних условиях. По словам Куща, Эфиопия получает примерно по 1 миллиарду долларов инвестиций под каждый индустриальный парк, а таких парков в этой стране больше десятка. Еще один пример — Казахстан, ставший финансовым хабом на стыке Европы, Азии, стран СНГ — эта страна суммарно имеет 18 миллиардов долларов инвестиций в год, в том числе благодаря своему финансовому центру. «Рецепты известны — нужно переходить к созданию кластерных точек роста, стимулировать инновации, применять те механизмы, которые уже апробированы в других странах. Почему у нас это не работает?— Потому, что, если мы начнем переходить к кластерному подходу, мы должны будем отдавать самые лакомые куски международным системным инвесторам, а из-за этого придется потесниться нашим олигархам», — резюмировал эксперт.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!