© AP Photo, Sergei Chuzavkov, FileПрезидент России Владимир Путин заявил, что Россия готова подписать контракт на транзит газа по европейским правилам, если Украина введет эти правила. О каких европейских правилах идет речь? И чего Россия хочет от Украины? Разбирается автор украинского издания.
О каких европейских правилах идет речь?
Если основываться на трехсторонних (Украина, ЕС, РФ) консультациях на техническом уровне, которые проводились в Брюсселе в течение почти года, то речь идет о европейских сетевых кодексах (балансировка, распределение мощностей, тарифы и т.д.), которые должны быть внедрены НКРЭКП (регулятором) в его нормативные акты (Кодекс газотранспортной системы, методология расчета тарифов на транспортирование и т.п.); а также о соответствии отделения оператора ГТС и самого регулятора европейским правилам.
Есть такая версия, что российская сторона начала заявлять о том, что она готова на европейские правила только тогда, когда решила, что Украина не успеет эти правила внедрить до конца текущего транзитного контракта (то есть до конца года).
Именно поэтому Путин и говорит, что если Украина не успеет, то Россия может просто продлить действие текущего контракта.
Но… Есть даже несколько «но».
Во-первых, украинское правительство и регулятор говорят, что Украина успеет внедрить европейские правила до конца года.
Во-вторых, важно не забывать еще о третьем варианте — так называемые операции «своп». Этот вариант лучше продления текущего контракта и позволяет уже даже сейчас применить европейские правила относительно этих операций.
В-третьих, остается вопрос абсолютно неприемлемого требования российской стороны, как предпосылки переговоров по транзиту, чтобы «Нафтогаз» отказался от своей победы в Стокгольмском арбитраже.
Напомню, Стокгольмский арбитраж решил, что из-за невыполнения условий текущего транзитного договора «Газпром» должен «Нафтогазу» выплатить компенсацию.
Какой тогда смысл в контрактах, если одна из сторон может нарушать его условия и не нести за это никакой ответственности?
Ну и, в-четвертых, на последней встрече российская сторона подняла вопрос поставок газа на Украину и настояла, что этот вопрос должен быть первостепенным по отношению к транзиту.
Как будет этот вопрос решаться? Особенно учитывая то, что «Газпром» сейчас не выполняет свои контракте обязательства по поставкам газа «Нафтогазу», а также то, что «Нафтогаз» обоснованно требует, чтобы «Газпром» разблокировал возможность получать на границе Украина-РФ газ из Туркменистана, газ независимых добытчиков в России, а также газ для европейских контрагентов «Газпрома».
© AP Photo, Sergei Chuzavkov, FileПрезидент России Владимир Путин заявил, что Россия готова подписать контракт на транзит газа по европейским правилам, если Украина введет эти правила. О каких европейских правилах идет речь? И чего Россия хочет от Украины? Разбирается автор украинского издания.О каких европейских правилах идет речь? Если основываться на трехсторонних (Украина, ЕС, РФ) консультациях на техническом уровне, которые проводились в Брюсселе в течение почти года, то речь идет о европейских сетевых кодексах (балансировка, распределение мощностей, тарифы и т.д.), которые должны быть внедрены НКРЭКП (регулятором) в его нормативные акты (Кодекс газотранспортной системы, методология расчета тарифов на транспортирование и т.п.); а также о соответствии отделения оператора ГТС и самого регулятора европейским правилам. Есть такая версия, что российская сторона начала заявлять о том, что она готова на европейские правила только тогда, когда решила, что Украина не успеет эти правила внедрить до конца текущего транзитного контракта (то есть до конца года). Именно поэтому Путин и говорит, что если Украина не успеет, то Россия может просто продлить действие текущего контракта. Но… Есть даже несколько «но». Во-первых, украинское правительство и регулятор говорят, что Украина успеет внедрить европейские правила до конца года. Во-вторых, важно не забывать еще о третьем варианте — так называемые операции «своп». Этот вариант лучше продления текущего контракта и позволяет уже даже сейчас применить европейские правила относительно этих операций. В-третьих, остается вопрос абсолютно неприемлемого требования российской стороны, как предпосылки переговоров по транзиту, чтобы «Нафтогаз» отказался от своей победы в Стокгольмском арбитраже. Напомню, Стокгольмский арбитраж решил, что из-за невыполнения условий текущего транзитного договора «Газпром» должен «Нафтогазу» выплатить компенсацию. Какой тогда смысл в контрактах, если одна из сторон может нарушать его условия и не нести за это никакой ответственности? Ну и, в-четвертых, на последней встрече российская сторона подняла вопрос поставок газа на Украину и настояла, что этот вопрос должен быть первостепенным по отношению к транзиту. Как будет этот вопрос решаться? Особенно учитывая то, что «Газпром» сейчас не выполняет свои контракте обязательства по поставкам газа «Нафтогазу», а также то, что «Нафтогаз» обоснованно требует, чтобы «Газпром» разблокировал возможность получать на границе Украина-РФ газ из Туркменистана, газ независимых добытчиков в России, а также газ для европейских контрагентов «Газпрома».
Комментарии (0)