Неудачное слияние, огромные долги и интернет-революция поставили некогда почтенную фирму на грань выживания.
Почему турагентство «Томас Кук» (Thomas Cook) разорилось после 178 лет работы? Если вкратце, то компания не смогла заручиться спасительным кредитом в 200 миллионов фунтов стерлингов — отказал даже государственный Банк Шотландии.
Но на самом деле проблемы у компании возникли давно. Дела пошатнулась после катастрофического слияния в 2007 году, а добили ее растущие как на дрожжах долги и интернет-революция в бронировании отпусков. Учитывая нависшую из-за Брексита неопределенность, крах одного из гигантов индустрии превратился в вопрос времени.
В мае этого года компания сообщила о потерях в 1,5 миллиарда фунтов стерлингов из-за слияния в 2007 году с «МайТрэвел» (MyTravel), более известной своими брендами Airtours и Going Places.
Ожидалось, что из слияния выйдет европейский гигант, ежегодная экономия в 75 миллионов фунтов и плацдарм для борьбы с новыми интернет-конкурентами. На самом же деле сделка аукнулась огромными долгами: новый партнер «Томаса Кука» за последние шесть лет получил прибыль лишь единожды.
Надо сказать, «Томас Кук» разорился не из-за того, что британцы перестали отдыхать за границей. Отнюдь нет. В 2018 году отпуск вне страны провели 60% британцев (годом ранее их доля составила 57%). Изменилось то, как и где мы проводим отпуска — на смену пляжному отдыху пришли туры выходного дня.
Больше всех выиграли «Райанэйр» (Ryanair), «Изиджет» (easyJet) и (Airbnb) — все их клиенты бронируют путешествия онлайн. Проиграли же компании комплексных туров, привязанные к офисам в фешенебельных местах. У одного «Томаса Кука» таких представительств целых 560.
По данным Британской ассоциации туроператоров, услугами турагенств пользуется лишь каждый седьмой британец. Как правило, это клиенты старше 65 лет и представители социально-экономических низов, рассчитывающих сэкономить.
Те же беды обрушились и на крупнейшего соперника «Томаса Кука» — англо-немецкую группу «Туи» (Tui). В 2019 году компания выпустила ряд предупреждений о снижении прибыли. Однако долгов у нее гораздо меньше, она напрямую владеет рядом отелей и круизных судов и, возможно, еще сможет оправиться, переманив часть бывших клиентов «Томаса Кука».
Не могло не сказаться и глобальное потепление. Аномальная жара, накрывшая Европу в мае 2018 года, больно ударила по туристической индустрии, поскольку многие клиенты попросту решили остаться дома. В 2019 году «Томас Кук» объяснил низкий спрос на летние туры обострением неопределенности вокруг Брексита и падением покупательной способности фунта за рубежом.
Одну «клиническую смерть» компания уже пережила в 2011 году. Тогда ее суммарный долг вырос до 1,1 миллиарда фунтов, и она осталась на плаву только благодаря экстренному вливанию, которое лишь увеличило задолженность.
С 2011 года одних процентов «Томас Кук» выплатил 1,2 миллиарда фунтов. Получается, что более четверти сборов с 11 миллионов отдыхающих осело в карманах кредиторов.
Какое-то время (по крайней мере, пару лет) у компании был корпоративный спаситель — китайская группа «Фосунь Интернешнл» (Fosun International). Ею руководит миллиардер Го Гуанчан, которого называют китайским Уорреном Баффетом (Warren Buffett).
Свой первый пакет акций «Томаса Кука» «Фосунь» приобрела в 2015 году в рамках плана по созданию глобального конгломерата для отдыха и развлечений. В него уже вошли французский туроператор «Клуб Мед» (Club Med) и канадский «Сирк дю Солей» (Cirque du Soleil).
В августе «Томас Кук» опубликовал подробности планируемой реструктуризации — предполагались вливания в 450 миллионов фунтов от «Фосунь» в обмен на контрольный пакет акций, а также списание долгов на 1,7 миллиарда фунтов. Других акционеров у компании не оставалось.
На этих выходных сделка рухнула. Неудивительно, что занавес пал в конце сентября. Как и большинство туроператоров, основную часть доходов «Томас Кук» получает в первой половине года, когда бронируется большинство туров на летние каникулы. Осенью и зимой компанию, напротив, ждут расходы — необходимо оплачивать авиаперелеты и проживание в гостиницах.
Некоторые надеются на национализацию. Критики же утверждают, что затраты на спасательные полеты и компенсации могут значительно превысить те 200 миллионов фунтов, которые нужны компании, чтобы выкарабкаться. Однако правительство решило не вмешиваться, заявив, что это вопрос сугубо коммерческий — как и крах авиакомпании «Монарх» (Monarch) — и что клиенты могут рассчитывать на страховку и помощь от Службы управления гражданской авиации.
Еще 70 лет назад все было по-другому. «Томас Кук» считался настолько неотъемлемой частью британской жизни, что после банкротства в годы Второй мировой войны компанию тут же национализировали. В руках государства компания оставалась до 1972 года, будучи частью Британских железных дорог. Теперь же компанию убили Интернет и постоянно меняющаяся мода. А попытки выплатить неподъемный долг лишь ускорили ее гибель.
Сливы файлов Эпштейна с многочисленными фотографиями как будто скандальные, но с другой стороны — как будто и нет. Они...
20-дек-2025
Новости дня / Политика / Здоровье / Технологии / ЖКХ / Транспорт / Фото репортаж / Чемпионат / Власть / Спорт / Большой Кавказ / Мир / Происшествия и криминал / Футбол / Ростов-на-Дону / Скандалы / Военные действия
Страны Евросоюза будут каждый год платить три миллиарда евро по займу для Киева, сообщило Politico."Налогоплательщикам...
20-дек-2025
Европа / Политика / Новости дня / ЖКХ / Транспорт / Технологии / Видео / Общество / Украина / Спорт / Здоровье / Бизнес / ДНР и ЛНР / Екатеринбург / Военные действия
Новости дня / США / Россия / Политика / Украина / Экономика / Технологии / Здоровье / Видео / Бизнес / Европа / ЖКХ / Мир / Происшествия и криминал / Белоруссия / Мнения / Латинская Америка / Выборы / Большой Кавказ / Чемпионат / ДНР и ЛНР
Новости дня / Политика / Украина / США / Россия / Бизнес / Происшествия и криминал / Технологии / Чемпионат / Власть / Европа / Видео / Военные действия / Аналитика / Судьи / ДНР и ЛНР / Шоу-бизнес / Мнения / ЖКХ / Общество / Здоровье / Мир / Мобильные технологии / Латинская Америка / Статистика / Мероприятия
Новости дня / Мир / ЖКХ / Технологии / Россия / Видео / Большой Кавказ / Чемпионат / Политика / Латинская Америка / США / Украина / Аналитика / Бизнес / Крым / Энергетика / Здоровье / Армения / Спорт / Экономика / Происшествия и криминал / ДНР и ЛНР / Военные действия
Новости дня / Политика / Здоровье / Технологии / ЖКХ / Транспорт / Фото репортаж / Чемпионат / Власть / Спорт / Большой Кавказ / Мир / Происшествия и криминал / Футбол / Ростов-на-Дону / Скандалы / Военные действия
Евгений
0
Сливы файлов Эпштейна с многочисленными фотографиями как будто скандальные, но с другой стороны — как будто и нет. Они показывают нам то, что мы, может, не видели своими...
Европа / Политика / Новости дня / ЖКХ / Транспорт / Технологии / Видео / Общество / Украина / Спорт / Здоровье / Бизнес / ДНР и ЛНР / Екатеринбург / Военные действия
Надежда
0
Страны Евросоюза будут каждый год платить три миллиарда евро по займу для Киева, сообщило Politico."Налогоплательщикам ЕС придется ежегодно выплачивать три миллиарда...
Новости дня / Здоровье / Большой Кавказ / ДНР и ЛНР / Недвижимость / Политика / СТАТЬИ / Видео
Walkman
0
В тихой Чувашии вскрылась схема, больше похожая на мрачный анекдот о социальных лифтах: алкоголиков «поднимали» сразу до мужа и участника СВО, а все дивиденды забирали...
Чемпионат / Здоровье / Новости дня / Мир / Технологии / Большой Кавказ / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Политика
Егор
0
Феномен ускорения времени с возрастом перестал быть просто ощущением и получил строгое научное обоснование. Исследователи из журнала Communications Biology и Института...
Комментарии (0)