«Герань-3.0» против F-16. Будущее уже здесь? - «Новости»
- 13:30, 04-июл-2025
- Новости дня / Политика / ДНР и ЛНР / Бизнес / ЖКХ / Технологии / Европа / Чемпионат / Происшествия и криминал / Статистика / Большой Кавказ / Интернет / Мир / Видео / Общество / Здоровье / Военные действия / Спорт
- Любава
- 0

То, о чем пойдет речь в сегодняшнем материале, – все сделано по итогам «Двенадцатидневной войны» между Ираном и Израилем и СВО. И пусть обе стороны ближневосточной войны считают себя победителями, суть совершенно не в этом.
Мы же поговорим о роли БПЛА на современном театре военных действий.

Сегодня беспилотный летательный аппарат – это в первую очередь средство доставки разнообразных средств поражения до цели. Наземной, надводной – не важно. БПЛА-камикадзе стали массовым оружием, не уступающим (а даже и превосходящим) крылатым или баллистическим ракетам.
Да, 500 кг взрывчатки в баллистической ракете – это не то, что 5-20 кг в беспилотнике, но получилось так, что БПЛА стал реальным конкурентом ракетам. В основном – благодаря своей стоимости и несложной схеме, не требующей таких трудозатрат, как крылатая ракета.
Получается, что 3М-14 «Калибр», который стоит 700 000 долларов, надо собирать и отлаживать, а «Герань», цена которой от 30 до 50 000 долларов, можно штамповать из подручных материалов, как пластиковые пакеты.

Конечно, крылатая или баллистическая ракета с боеголовкой в 500 кг – это намного серьезнее, чем беспилотник, но ракету можно сбить – и на этом всё. БПЛА тоже можно сбить, но они значительно хуже обнаруживаются, да и размеры такие, что не всякое оружие подойдет для этого.
«Двенадцатидневная война» между Ираном и Израилем показала самое интересное, то, чего не было в СВО: массовое применение дронов в связке с ракетами «в ассортименте» и противодействие им ПВО, причем ПВО на уровне лучших в мире.

И там было на что посмотреть, от организации комбинированных атак до борьбы с ними всеми доступными способами.
Если верить израильской стороне, то из более чем 800 дронов-камикадзе всех типов («Шахед», «Абабиль», «Араш») до цели долетел максимум десяток. То есть роль БПЛА оказалась ничтожной, лучшая задача, которая была решена при помощи БПЛА, – это перегруз израильской системы ПВО раз, и финансовой структуры – два, поскольку самолеты израильской авиации, которые сражались с беспилотниками, сожгли просто ошеломительное количество топлива и израсходовали вагоны боеприпасов.
Впрочем, в Израиле считают, что оно того стоило.

Ролики, которые можно посмотреть в израильском интернет-пространстве в отношении действий их авиации, интересны. Это можно назвать видео пособием по уничтожению беспилотников. БПЛА сбивали из авиапушек, уничтожали старыми «Сайдвиндерами» и новыми малогабаритными AGR-20 APKWS-II, сбивали с курса реактивной струёй (все поняли, у кого подсмотрели).
Можно было бы сказать «как в тире», но мишени летали и взрывались, что могло бы привести к повреждению осколками или даже уничтожению самолетов Израиля.
В своих предыдущих материалах по этой теме я не раз говорил о том, что оператор, смотрящий через камеры беспилотника, не идет ни в какое сравнение с пилотом истребителя. Иной обзор, иная задержка реакции на события. Это второй большой минус БПЛА. А первый – это то, что даже управляемый оператором, а не летящий по координатам, беспилотник абсолютно беззащитен перед пилотом истребителя, вооруженного пушкой и ракетами.
Да что там, учебный двухместный поршневой самолетик, способный летать чуть быстрее БПЛА, да во второй кабине с человеком, у которого в руках автоматический дробовик, — это очень опасный враг для беспилотника.
Методика применения БПЛА сегодня плюс-минус одинаковая: они собираются в стаи и затем идут в район цели, затем разделяются и атакуют. Не очень приятно для ПВО противника, но, как было отмечено выше, аппараты совершенно беззащитны перед авиацией.

Но возьмем и представим, что в недрах стаи из 20 беспилотников буквально 1-2 аппарата несут ракеты «воздух-воздух». Да, так, как было с украинским безэкипажным катером, который наш Су-30 хотел потопить огнем из пушки. Для самолета все закончилось печально, потому что на БЭКе были «Стингеры».
Если украинцы смогли установить ракеты «земля-воздух» на безэкипажный катер, то что может помешать аналогичным образом разместить ракеты под брюхом у беспилотника?
И мы не станем вести речь о ненаучной фантастике в лице современных ракет, зачем? Есть более интересный вариант, которого, по некоторым данным, на складах еще очень много.
Речь идет о «советском «Сайдвиндере» — ракете Р-60М.

Да, она, мягко говоря, не новая: 1977 год принятия на вооружение. В основном применялась на самолетах МиГ (вплоть до 29-го) как ракета для ближнего маневренного боя. Сегодня напрочь устарела по причине откровенно небольшой дальности действия: 10-12 км, но для наших задач это вполне нормальная дистанция.
Ракета, кстати, вполне себе боевая: на счету ее не один самолет, причем даже такие, как F-14, израильский «Кфир», МиГ-29, подбиты F-15D и F-111. Естественно, всё это происходило на Ближнем Востоке.
И этих ракет было выпущено очень много, более 30 тысяч, так что вполне могло несколько тысяч запросто оказаться на складах.
Ракета небольшого радиуса действия, зато и размеры (2 метра длины) с весом (44 кг), вполне подходящие для современных БПЛА, нагрузка которых как раз и составляет примерно 50 кг. ГСН «Комар» — инфракрасная, с охлаждаемым фотоприемником, с неконтактным взрывателем «Колибри» (дистанция 5 метров) и вольфрамовыми стержнями в качестве поражающих элементов.
В общем, ничего такого, просто старая ракета, которую, по идее, несложно сбить с толку современными ИК-ловушками.
Однако, если речь идет о «стрельбе в упор», то есть дистанции 1-3 км, то тут возможны варианты. Вообще для стрельбы из пушки летчики вынуждены подходить еще ближе, что оказалось смертельным делом для украинских пилотов F-16, так что пуск такой ракеты в переднюю полусферу приближающегося истребителя может оказаться для него фатальным. Просто не успеют среагировать ни пилот, ни автоматика. Да, как это произошло с нашим Су-30, экипаж которого не ожидал именно такого пуска в упор.
Сейчас, когда на вооружение уже поступили «Герани-3» с телеуправлением, способные через камеры давать картинку операторам, стало возможно применять ракеты «воздух-воздух». Конечно, при наличии радарных данных о приближающемся противнике, но это не так сложно, как кажется.
И наличие таких беспилотных истребителей в каждой группе «Гераней» может сильно повлиять на долетаемость БПЛА до цели. Особенно там, где авиация противника чувствует себя в безопасности.
Да, бесспорно, сбить современный самолет такой «хлопушкой» — вероятность невелика, но исключать ее не стоит. Смогли же украинцы с катера, болтающегося на волнах, осуществить пуск в наш самолет? Смогут и наши операторы отправить ракету, взявшую на прицел вражеский самолет. И при определенном счастливом стечении обстоятельств эта ракета может потыкать своими вольфрамовыми стерженьками в тушку того же F-16.
Хорошо, даже сам пуск ракеты из толпы «Гераней», идущих к цели, — уже неплохое психологическое воздействие на противника. Ни для кого не секрет, что ракета, идущая в самолет, — она, помимо всего прочего, очень сильно воздействует на нервы пилота. А что там идет — это для летчика будет «большой-большой секрет», он будет видеть только идущую в него ракету, запущенную с очень короткой дистанции, а потому весьма неудобную в нейтрализации.
Украинские военные летчики уже привыкли к тому, что «Герани» летают группами по 15–25 машин. И в основном там аппараты, которые летят по координатам, без телеуправления, а значит, можно, выбрав безопасный для ВВС ВСУ отрезок маршрута, где не работает ни российская авиация, ни ЗРК, атаковать группу и пытаться уничтожить ее всеми доступными способами.
Сказать, что у украинцев огромные запасы ракет, наверное, нельзя. Если бы это было так, они бы не устраивали атак на коротких дистанциях с пушечной стрельбой. Это все-таки очень сложный вид поражения противника (наверное, самый сложный из имеющихся), но самый дешевый: снарядов у них точно хватает, «Завод точной механики» в городе Каменец-Подольский, насколько я знаю, еще не «посетили».
Но даже когда такая группа будет обнаружена, очень большим вопросом станет идентификация «охотника за самолетами», поскольку обнаружить БПЛА с подвешенной снизу ракетой будет очень непросто. Радарная картинка данных не даст, а визуально — это будет как раз дистанция пушечной атаки. Но после нескольких пусков «в сторону» истребителей ВСУ ракет Р-60М или Р-60МК станет ясно, что подлетать на расстояние уверенного открытия огня из пушки смертельно опасно для самолета.
То есть вокруг группы «Гераней» образуется «круг безопасности» диаметром 5-7 км. Уже неплохо. А чтобы выполнить задачу, летчики ВСУ должны будут использовать по беспилотникам полноценные ракеты «воздух-воздух», хоть те же «Сайдвиндеры». Хорошо, если европейские друзья подкинут Киеву что-то из старых запасов, хотя думается, что ракет первых моделей сейчас на рынке не найти.
В незапамятные времена (50 лет назад) «Сайдвиндер» первых моделей AIM-9A/B стоил в районе 15 тысяч долларов. Современный AIM-9X Block II FY15 – 600 тысяч долларов. Эта идея вообще хороша тем, что Киев очередной раз неплохо так попадёт на огромные суммы. Ему их, конечно, дадут, возможно, дадут и ракет, если они, повторюсь, остались в Европе.
Но и без того, присутствие в группе из 20 «Гераней», идущих на цель, хотя бы двух, которые вместо привычной боеголовки понесут по одной ракете «воздух-воздух», может положительно сказаться на долете БПЛА до цели.
В конце концов, запасы самолетов и летчиков у Киева не бесконечны. И потеря даже одного F-16 – это очень неприятно. А уж если цена этого будет копеечная – так и тем более.
Комментарии (0)