Поляки в Казахстане: жизнь в степи (Polskie Radio, Польша) - «История»

  • 20:01, 22-фев-2020
  • Новости дня / ДНР и ЛНР / Законы / Технологии / Общество / Спорт / Мнения / Большой Кавказ / Нижний Новгород
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкТысячи поляков против собственной воли оказались в казахской степи. Постановление об этом подписал Сталин в апреле 1936 года. Сегодня в Казахстане проживает 35 тысяч поляков. О том, как теперь живут потомки депортированных поляков, и их желании вернуться в Польшу рассказало Polskie Radio.

В 1936 году Иосиф Сталин одним росчерком пера изменил судьбы нескольких поколений поляков. 28 апреля 1936 года было принято постановление, согласно которому, поляков, проживающих на нынешних территориях Украины, депортировали в Казахстан. НКВД окружило польские деревни, людей вынудили покинуть их жилища. Поляков отправили в казахскую степь, где они были вынуждены строить землянки и жить в ужасных условиях.


На сегодняшний день в Казахстане проживает около 35 тысяч поляков. Условия жизни улучшились, но даже сейчас назвать их хорошими очень сложно. Чтобы узнать лучше, как сегодня живется потомкам депортированных поляков в Казахстане, я обратилась за комментарием к журналисту, международному аналитику, председателю Фонда Иоахима Лелевеля Пётру Косьциньскому.


Прежде всего, расскажите, пожалуйста, подробнее, как тысячи поляков против собственной воли оказались на территории Казахстана:


— Волна массовой депортации происходила в 1936 году. В 1935 году были ликвидированы разнообразные польские учреждения в СССР. Были закрыты все газеты, которые издавались на польском языке. В Киеве была закрыта газета Sierp («Серп»), в Минске — Orka («Пахота»), в Москве — Trybuna Radziecka («Советская Трибуна»). В 1936-37 годах были проведены депортации, прежде всего, с территории современной Центральной Украины. В межвоенный период это был значительный приграничный участок. Сегодня это территории Житомирской, Винницкой, Хмельницкой областей. Людей сажали в вагоны. У них было несколько дней на то, чтобы собрать свои вещи. Их везли в Казахстан. Они доезжали до какого-то места, до какого-то пункта, к примеру, до Тайынша на севере Казахстана. Затем их везли в степь. Им приказывали построить там село. Обычно все происходило именно так. Такие села называли точка или пункт. Таких пунктов было множество, они были пронумерованы. На севере Казахстана, но также в окрестностях Нур-Султана, который ранее назывался Астаной, до сих пор можно натолкнуться на польские села. Там проживает как минимум 35 тысяч поляков.



Много ли поляков вернулось на те земли, где они проживали до депортации, в послевоенное время?


— Конечно, часть вернулась в Украину. Не все смогли вернуться в свои дома. Я общался с человеком, которому удалось сбежать из Казахстана в Украину. Конечно, после 1936 года, в 1940-41 годах, были следующие волны депортаций с восточных территорий Второй Речи Посполитой в Казахстан. Те люди были гражданами Польши. Если они выжили, то могли вернуться на современную территорию Польши. В этом году мы отмечаем круглую годовщину депортации поляков, которая происходила в 1940 году. Однако те люди, которые были вывезены в 1936 году, были советскими гражданами, у них не было возможности вернуться в Польшу. Конечно, какая-то часть этих людей в рамках так называемой репатриации приехала в страну.


В каких условиях живут сегодня поляки в Казахстане?


— Сегодняшние условия поляков в Казахстане приближены к тем, в которых живет большинство граждан этой страны. Если они проживают в городах, то, конечно, условия их жизни гораздо лучше, чем у жителей сел. В селах все еще сложно жить. Конечно, в 1936 году этим людям приходилось рыть землянки. Они копали подвалы, а над ними возводили саманные стены, это что-то наподобие кирпича из глины вперемешку с навозом. Только потом уже они строили нормальные дома. Я четыре раза посещал Казахстан, бывал в разнообразных польских деревнях, как на севере страны, в Озёрное, в Келлеровке — это польско-немецкое село, откуда уже выехали все немцы, так и в окрестностях Астаны, например, в Первомайке. На западе от Астаны расположилось несколько польских сел. Там все еще очень суровые зимы. Хотя, возможно, из-за глобального потепления зимой столбик термометра редко опускается ниже 35 градусов. Однако —25 градусов мороза зимой — это нормальная температура для этой местности. Лето очень короткое. Там суровый климат. Я думаю, что условия жизни поляков, как и всех жителей Казахстана, постепенно улучшаются.


Поляки, которые сейчас проживают на территории Казахстана, говорят на польском или украинском языках, или преимущественно на русском?


— Преимущественно они говорят на русско-украинском. Конечно, с течением времени молодые люди больше говорят на русском языке, чем на украинском. Родным языком тех людей, которые были депортированы в 1936 году, является украинский или русский. На польском языке говорит меньшинство. К примеру, я встречал людей, которые могли молиться на польском языке, прочесть весь молитвенник, знали все молитвы, но при этом они говорили на русском. Это понятно, потому что там нет так много возможностей выучить польский. Есть учителя польского, которые были отправлены туда из Польши, но их не так много. В основном люди общаются на русском. Хотя и происходит постепенная казахизация, но русский язык преобладает. Поэтому все же основным языком остается русский с налетом украинского.


Много ли поляков, которые проживают сейчас в Казахстане, хотят переехать в Польшу?


— Точно неизвестно. Исходя из того, что я слышал некоторое время тому назад, в базе Rodak (rodak в переводе означает «соотечественник». Это база данных, в которой регистрируются люди, которые выражают предварительное желание пройти процесс репатриации, — прим. ред.) было зарегистрировано как минимум 10 тысяч человек, которые изъявили желание приехать в Польшу. Это нельзя назвать возвращением, потому что, как я уже говорил, предки этих людей не были депортированы из Польши. Я думаю, что, на самом деле, число таких людей может быть выше. Закон о репатриации, который сейчас действует, предусматривает возврат на родину в течение 10 лет по тысяче человек ежегодно. Это означает, что некоторые из тех, которые ожидают на процедуру репатриации, будут ждать 10 лет. Я не знаю, все ли на это согласятся. Я сталкивался с двумя точками зрения. Одни люди очень хотят поехать в Польшу, потому что для них это какой-то рай, что-то прекрасное. Конечно, мне это очень приятно слышать, но все же я не хочу сказать, что в Польше плохо, просто здесь не так, как они себе это представляют. Однако часть людей, с которыми я общался, говорила мне, что они этого не хотят, потому что у них в Казахстане есть семья, знакомые, друзья, они уже обосновались там. Конечно, они хотят поддерживать контакт с Польшей; могилы их предков находятся на территории этой страны, но они сами хотят остаться в Казахстане. Я не знаю, представлены ли эти точки зрения в обществе пропорционально. Мне кажется, что чем дольше будет длиться репатриация, чем дольше будет ожидание на приезд в Польшу, тем меньшим будет число желающих осуществить поездку на свою родину.


© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкТысячи поляков против собственной воли оказались в казахской степи. Постановление об этом подписал Сталин в апреле 1936 года. Сегодня в Казахстане проживает 35 тысяч поляков. О том, как теперь живут потомки депортированных поляков, и их желании вернуться в Польшу рассказало Polskie Radio.В 1936 году Иосиф Сталин одним росчерком пера изменил судьбы нескольких поколений поляков. 28 апреля 1936 года было принято постановление, согласно которому, поляков, проживающих на нынешних территориях Украины, депортировали в Казахстан. НКВД окружило польские деревни, людей вынудили покинуть их жилища. Поляков отправили в казахскую степь, где они были вынуждены строить землянки и жить в ужасных условиях. На сегодняшний день в Казахстане проживает около 35 тысяч поляков. Условия жизни улучшились, но даже сейчас назвать их хорошими очень сложно. Чтобы узнать лучше, как сегодня живется потомкам депортированных поляков в Казахстане, я обратилась за комментарием к журналисту, международному аналитику, председателю Фонда Иоахима Лелевеля Пётру Косьциньскому. — Прежде всего, расскажите, пожалуйста, подробнее, как тысячи поляков против собственной воли оказались на территории Казахстана: — Волна массовой депортации происходила в 1936 году. В 1935 году были ликвидированы разнообразные польские учреждения в СССР. Были закрыты все газеты, которые издавались на польском языке. В Киеве была закрыта газета Sierp («Серп»), в Минске — Orka («Пахота»), в Москве — Trybuna Radziecka («Советская Трибуна»). В 1936-37 годах были проведены депортации, прежде всего, с территории современной Центральной Украины. В межвоенный период это был значительный приграничный участок. Сегодня это территории Житомирской, Винницкой, Хмельницкой областей. Людей сажали в вагоны. У них было несколько дней на то, чтобы собрать свои вещи. Их везли в Казахстан. Они доезжали до какого-то места, до какого-то пункта, к примеру, до Тайынша на севере Казахстана. Затем их везли в степь. Им приказывали построить там село. Обычно все происходило именно так. Такие села называли точка или пункт. Таких пунктов было множество, они были пронумерованы. На севере Казахстана, но также в окрестностях Нур-Султана, который ранее назывался Астаной, до сих пор можно натолкнуться на польские села. Там проживает как минимум 35 тысяч поляков. — Много ли поляков вернулось на те земли, где они проживали до депортации, в послевоенное время? — Конечно, часть вернулась в Украину. Не все смогли вернуться в свои дома. Я общался с человеком, которому удалось сбежать из Казахстана в Украину. Конечно, после 1936 года, в 1940-41 годах, были следующие волны депортаций с восточных территорий Второй Речи Посполитой в Казахстан. Те люди были гражданами Польши. Если они выжили, то могли вернуться на современную территорию Польши. В этом году мы отмечаем круглую годовщину депортации поляков, которая происходила в 1940 году. Однако те люди, которые были вывезены в 1936 году, были советскими гражданами, у них не было возможности вернуться в Польшу. Конечно, какая-то часть этих людей в рамках так называемой репатриации приехала в страну. — В каких условиях живут сегодня поляки в Казахстане? — Сегодняшние условия поляков в Казахстане приближены к тем, в которых живет большинство граждан этой страны. Если они проживают в городах, то, конечно, условия их жизни гораздо лучше, чем у жителей сел. В селах все еще сложно жить. Конечно, в 1936 году этим людям приходилось рыть землянки. Они копали подвалы, а над ними возводили саманные стены, это что-то наподобие кирпича из глины вперемешку с навозом. Только потом уже они строили нормальные дома. Я четыре раза посещал Казахстан, бывал в разнообразных польских деревнях, как на севере страны, в Озёрное, в Келлеровке — это польско-немецкое село, откуда уже выехали все немцы, так и в окрестностях Астаны, например, в Первомайке. На западе от Астаны расположилось несколько польских сел. Там все еще очень суровые зимы. Хотя, возможно, из-за глобального потепления зимой столбик термометра редко опускается ниже 35 градусов. Однако —25 градусов мороза зимой — это нормальная температура для этой местности. Лето очень короткое. Там суровый климат. Я думаю, что условия жизни поляков, как и всех жителей Казахстана, постепенно улучшаются. — Поляки, которые сейчас проживают на территории Казахстана, говорят на польском или украинском языках, или преимущественно на русском? — Преимущественно они говорят на русско-украинском. Конечно, с течением времени молодые люди больше говорят на русском языке, чем на украинском. Родным языком тех людей, которые были депортированы в 1936 году, является украинский или русский. На польском языке говорит меньшинство. К примеру, я встречал людей, которые могли молиться на польском языке, прочесть весь молитвенник, знали все молитвы, но при этом они говорили на русском. Это понятно, потому что там нет так много возможностей выучить польский. Есть учителя польского, которые были отправлены туда из Польши, но их не так много. В основном люди общаются на русском. Хотя и происходит постепенная казахизация, но русский язык преобладает. Поэтому все же основным языком остается русский с налетом украинского. — Много ли поляков, которые проживают сейчас в Казахстане, хотят переехать в Польшу? — Точно неизвестно. Исходя из того, что я слышал некоторое время тому назад, в базе Rodak (rodak в переводе означает «соотечественник». Это база данных, в которой регистрируются люди, которые выражают предварительное желание пройти процесс репатриации, — прим. ред.) было зарегистрировано как минимум 10 тысяч человек, которые изъявили желание приехать в Польшу. Это нельзя назвать возвращением, потому что, как я уже говорил, предки этих людей не были депортированы из Польши. Я думаю, что, на самом деле, число таких людей может быть выше. Закон о репатриации, который сейчас действует, предусматривает возврат на родину в течение 10 лет по тысяче человек ежегодно. Это означает, что некоторые из тех, которые ожидают на процедуру репатриации, будут ждать 10 лет. Я не знаю, все ли на это согласятся. Я сталкивался с двумя точками зрения. Одни люди очень хотят поехать в Польшу, потому что для них это какой-то рай, что-то прекрасное. Конечно, мне это очень приятно слышать, но все же я не хочу сказать, что в Польше плохо, просто здесь не так, как они себе это представляют. Однако часть людей, с которыми я общался, говорила мне, что они этого не хотят, потому что у них в Казахстане есть семья, знакомые, друзья, они уже обосновались там. Конечно, они хотят поддерживать контакт с Польшей; могилы их предков находятся на территории этой страны, но они сами хотят остаться в Казахстане. Я не знаю, представлены ли эти точки зрения в обществе пропорционально. Мне кажется, что чем дольше будет длиться репатриация, чем дольше будет ожидание на приезд в Польшу, тем меньшим будет число желающих осуществить поездку на свою родину.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!