Eurasianet (США): раскол среди черкесов Турции - «Новости»

  • 00:00, 16-май-2019
  • Новости дня / Общество / Большой Кавказ / Россия
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Глеб Котов | Перейти в фотобанк«У нас никогда не было единства, — говорит Жанберд Динчер, один из ведущих черкесских активистов в Турции. — Но сегодня мы разобщены сильнее, чем когда-либо». Многочисленные представители диаспоры северокавказского народа оказались в противоположных лагерях поляризованной турецкой политики. Цель одной из групп — получить двойное гражданство, российское и турецкое, для всех черкесов, живущих в Турции.

«У нас никогда не было единства, — говорит Жанберд Динчер, один из ведущих черкесских активистов в Турции. — Но сегодня мы разобщены сильнее, чем когда-либо».


За последние полтора столетия, прошедшие со времени их изгнания с родной земли на российском Северном Кавказе, черкесы стали неотъемлемой частью турецкого общества. На сегодня их численность составляет, по разным оценкам, от нескольких сотен тысяч до трех миллионов человек, в зависимости от выбранных критериев. «Уже более ста лет мы (черкесы) всегда активно участвуем в политической жизни», — говорит Динчер.


Динчер — один из руководителей Федерации кавказских ассоциаций Турции, которую чаще называют турецкой аббревиатурой — КАФФЕД. Это старейший в Турции союз черкесского землячества, действующий с 1952 года. В состав КАФФЕД входят около 53 хасэ, черкесских общественно-политических сообществ, которые работают под ее эгидой в качестве низовых культурных организаций.

© РИА Новости, Валерий Шустов | Перейти в фотобанкКарачаево-Черкесская автономная область. Импровизированная выставка местных мастериц ковроткачества, шитья, вышивки и вязания.

В КАФФЕД считают, что для этого нужно поддерживать прагматические отношения с Россией, несмотря на историческую травму изгнания черкесов. «Мы знаем, что случилось в прошлом, но мы не можем жить с этой ненавистью, — сказал Жанберд Динчер, несколько раз бывавший в Майкопе (столице Республики Адыгея, национальной республики современных западных черкесов). — Нам нужно поддерживать связь с родиной».


ЧЕРФЕД же придерживается более решительного подхода в отношении России. На ежегодных памятных шествиях и митингах, которые устраивает эта организация 21 мая, в годовщину изгнания черкесов с Кавказа, звучат более острые выступления и присутствует более жесткая символика — в том числе окровавленные черепа на шестах, — чем на шествиях, проводимых КАФФЕД. «Позиция КАФФЕД — не говорить ничего плохого о России, — сказал Баш. — Мы (ЧЕРФЕД) не виним современную Россию (в том, что случилось в прошлом), но они должны залечить эти раны».


Хотя за второе столетие своего изгнания черкесы по большей части интегрировались в турецкое общество, стали говорить на местном языке и соблюдать общественные и политические нормы, они все еще лелеют надежду вернуться на родину, считая, что это наилучший способ сохранить черкесский язык и самосознание. «Здесь нам живется хорошо, но это не наша земля. Здесь мы вымрем, — сказал Жанберд Динчер. — Родина — единственное место, где у нашего народа есть будущее».


Баш с этим согласен. Цель ЧЕРФЕД — получить двойное гражданство, российское и турецкое, для всех черкесов, живущих в Турции. «Для нас это крайне важно», — говорит он.


© РИА Новости, Глеб Котов | Перейти в фотобанк«У нас никогда не было единства, — говорит Жанберд Динчер, один из ведущих черкесских активистов в Турции. — Но сегодня мы разобщены сильнее, чем когда-либо». Многочисленные представители диаспоры северокавказского народа оказались в противоположных лагерях поляризованной турецкой политики. Цель одной из групп — получить двойное гражданство, российское и турецкое, для всех черкесов, живущих в Турции.«У нас никогда не было единства, — говорит Жанберд Динчер, один из ведущих черкесских активистов в Турции. — Но сегодня мы разобщены сильнее, чем когда-либо». За последние полтора столетия, прошедшие со времени их изгнания с родной земли на российском Северном Кавказе, черкесы стали неотъемлемой частью турецкого общества. На сегодня их численность составляет, по разным оценкам, от нескольких сотен тысяч до трех миллионов человек, в зависимости от выбранных критериев. «Уже более ста лет мы (черкесы) всегда активно участвуем в политической жизни», — говорит Динчер. Динчер — один из руководителей Федерации кавказских ассоциаций Турции, которую чаще называют турецкой аббревиатурой — КАФФЕД. Это старейший в Турции союз черкесского землячества, действующий с 1952 года. В состав КАФФЕД входят около 53 хасэ, черкесских общественно-политических сообществ, которые работают под ее эгидой в качестве низовых культурных организаций.© РИА Новости, Валерий Шустов | Перейти в фотобанкКарачаево-Черкесская автономная область. Импровизированная выставка местных мастериц ковроткачества, шитья, вышивки и вязания. В КАФФЕД считают, что для этого нужно поддерживать прагматические отношения с Россией, несмотря на историческую травму изгнания черкесов. «Мы знаем, что случилось в прошлом, но мы не можем жить с этой ненавистью, — сказал Жанберд Динчер, несколько раз бывавший в Майкопе (столице Республики Адыгея, национальной республики современных западных черкесов). — Нам нужно поддерживать связь с родиной». ЧЕРФЕД же придерживается более решительного подхода в отношении России. На ежегодных памятных шествиях и митингах, которые устраивает эта организация 21 мая, в годовщину изгнания черкесов с Кавказа, звучат более острые выступления и присутствует более жесткая символика — в том числе окровавленные черепа на шестах, — чем на шествиях, проводимых КАФФЕД. «Позиция КАФФЕД — не говорить ничего плохого о России, — сказал Баш. — Мы (ЧЕРФЕД) не виним современную Россию (в том, что случилось в прошлом), но они должны залечить эти раны». Хотя за второе столетие своего изгнания черкесы по большей части интегрировались в турецкое общество, стали говорить на местном языке и соблюдать общественные и политические нормы, они все еще лелеют надежду вернуться на родину, считая, что это наилучший способ сохранить черкесский язык и самосознание. «Здесь нам живется хорошо, но это не наша земля. Здесь мы вымрем, — сказал Жанберд Динчер. — Родина — единственное место, где у нашего народа есть будущее». Баш с этим согласен. Цель ЧЕРФЕД — получить двойное гражданство, российское и турецкое, для всех черкесов, живущих в Турции. «Для нас это крайне важно», — говорит он.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!