Дитя "нелогичности": как крымский референдум стал реальностью - «Антимайдан»
- 08:32, 06-мар-2019
- Новости дня
- Рада
- 0
Пять лет назад Верховный совет Автономной Республики Крым принял историческое постановление "О проведении общекрымского референдума", которым наметил плебисцит на 16 марта и обозначил свою политическую позицию о вхождении полуострова в состав России. В деталях события, ставшего первым правовым шагом навстречу референдуму, после которого Крым вернулся в "родную гавань", разбирался корреспондент РИА Новости Крым.
"Страшное событие"
19 февраля 2014 года исполнилось 60 лет со дня, когда президиум Верховного совета СССР издал указ о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. В этот день в Киеве протестующие на майдане захватили здания Главпочтамта, консерватории и Госкомтелерадио, а Служба безопасности Украины объявила о начале подготовки к проведению в стране "антитеррористической операции".
В тот же день состоялось заседание крымского парламента, на котором руководители региональных главков МВД и СБУ доложили депутатам "о текущей ситуации" в регионе. Затем парламентарии поддержали инициативу о проведении "всеукраинского референдума по ключевым вопросам государственного устройства", приняли решение оказать за счет средств бюджета автономии материальную помощь семьям погибших на майдане сотрудников спецподразделения "Беркут" Дмитрия Власенко, Виталия Гончарова и Андрея Федюкина.
На том же заседании Верховного совета АРК депутат Николай Колисниченко назвал передачу Крыма УССР 60 лет назад "очень страшным событием".
"Если ситуация на Украине не улучшится, не стабилизируется, мы, крымчане, и в первую очередь депутаты, должны поставить вопрос о возвращении Крыма в Россию", — подчеркнул он.
Уже 25 февраля пророссийски настроенные крымчане развернули у здания Верховного совета бессрочную акцию с требованием к парламенту не признавать новые киевские власти. Участники акции также потребовали восстановить конституцию Крыма в редакции 1992 года, предусматривавшую на полуострове институт президентства и независимую внешнюю политику. Центральным требованием стало проведение в республике референдума, на котором крымчане могли бы выбрать путь дальнейшего развития региона: в нынешнем статусе автономной республики в составе Украины, в качестве независимого государства либо в составе России.
"Необходимо реагировать"
На следующий день, 26 февраля 2014 года, парламент Республики на внеочередном заседании должен был рассмотреть вопрос о референдуме. Но до начала заседания у стен Верховного Совета произошли столкновения между представителями и сторонниками запрещенного в России меджлиса крымско-татарского народа* и партии "Русское единство". В результате погибли двое и пострадали более 70 человек, а заседание парламента было сорвано.
Ситуация на Украине тем временем не улучшалась. Как и общее подавленное социальное настроение крымчан, не ожидавших от грядущего дня ничего хорошего. Однако утром стало известно, что под покровом ночи "вежливые люди" при поддержке сил самообороны взяли под контроль здания Верховного совета и Совета министров Крыма. А на месте флагов Украины, еще вчера развевавшихся над парламентским и правительственным зданиями, появились российские триколоры. В тот же день собравшиеся на заседание крымские депутаты избрали главой республиканского Совмина лидера партии "Русское единство" Сергея Аксенова и назначили на 25 мая референдум о расширении полномочий автономии с вопросом: "Поддерживаете ли вы государственное самоопределение Крыма в составе Украины на основе международных договоров и соглашений?".
Комментируя тогда решение о референдуме, спикер парламента Владимир Константинов подчеркнул, что последние принятые Верховной радой законы "взрывают ситуацию в Крыму". В частности, он указал на отмену Радой закона "Об основах государственной языковой политики", что гарантировал использование на Украине, в частности, русского языка.
"Они нас постоянно обвиняют в сепаратизме. У нас, крымчан, складывается такое впечатление, что они от нас хотят отделиться, делают все, чтобы не общаться с крымчанами и не слышать, — отметил Константинов и решительно добавил: — Безусловно, необходимо реагировать".
"Исторические решения"
Два дня спустя, 1 марта, новоизбранный премьер Крыма заявил, что конфликт киевской власти с Крымом "вышел за пределы разумного". "Мы приняли решение ускорить ситуацию, связанную с проведением референдума, и провести его в марте этого года. Ориентировочная дата проведения референдума — 30 марта 2014 года", — уточнил Аксенов. Но уже 6 марта Верховный совет Крыма подавляющим числом голосов принял исторические решения – войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта РФ, а также назначить на 16 марта 2014 года общекрымский референдум.
"Никаких переговоров"
Бывший тогда первым вице-спикером парламента АРК и руководителем рабочей группы по проведению референдума Григорий Иоффе, ныне возглавляющий Общественную палату Республики, рассказал РИА Новости Крым, что 27 февраля решение о назначении референдума на 25 мая принималось в определенной политической ситуации, которая менялась с каждым днем.
"Появлялись новые свидетельства того, что дорвавшиеся до власти путем переворота украинские националисты могут натворить много серьезных бед, — напомнил он. — В первом варианте у нас был вопрос для референдума о том, что мы остаемся в составе Украины, но строим свои отношения с Киевом на основе специального договора. В ответ Украина разразилась политической бранью и приняла решение немедленно арестовать Аксенова и Константинова. И мы поняли, что никаких переговоров с ними вести нельзя. Решение о переносе даты референдума было связано с тем, что политическая ситуация на Украине накаляется".
По словам Иоффе, решение о назначении референдума на 16 марта его сильно озадачило. "Как глава рабочей группы по проведению референдума я регулярно собирал руководителей крымских регионов, которые тоже были серьезно озадачены, — признается он. — Очень многое из того, что было необходимо для проведения референдума, в то время у нас отсутствовало. Все реестры избирателей были на Украине. Потребовалось поднимать копии всех этих списков — по счастью, они были в каждом крымском регионе. Нужно было их уточнять, актуализировать. Пришлось в буквальном смысле этого слова работать круглосуточно".
"Настроения изменились"
В беседе с корреспондентом РИА Новости Крым депутат Госдумы, а в марте 2014 года глава постоянной комиссии крымского парламента по нормотворческой деятельности, организации работы Верховного совета и связям с общественностью Константин Бахарев отметил, что до сих пор удивляющая некоторых "нелогичность" исторического постановления о референдуме 16 марта — "только кажущаяся".
"Мы говорим о политическом документе, — подчеркнул он. — Первый пункт, где Верховный совет постановляет войти Крыму в состав Российской Федерации в качестве субъекта, — это выражение политической позиции парламента. Чтобы эта политическая позиция имела правовые последствия, мы назначаем референдум и предлагаем крымчанам альтернативный вопрос, то есть поддержать политическую позицию парламента либо же восстановить действие Конституции Крыма 1992 года, которая подразумевала статус Крыма как части Украины и установление с Украиной договорных отношений. Мы не могли сами принять решение о вхождении Крыма в состав России в качестве субъекта Федерации. Мы могли только заявить соответствующую политическую позицию".
Спустя десять дней ее поддержали 96,77% избирателей Республики и 95,6% севастопольцев. До возвращения Крыма в Россию оставалось два дня.
*Запрещенная в России организация
Комментарии (0)