Рамиль Замдыханов: Ломать – не строить - «Антимайдан»
- 00:01, 25-авг-2018
- Новости дня
- Нина
- 0
Время от времени в украинских СМИ появляются сообщения о том, что промышленные предприятия Донбасса были «порезаны на металлолом и вывезены в Россию. По последним «данным» 27 заводов с территорий ДНР и ЛНР постигла такая участь. Как на самом деле обстоят дела с промышленностью Донбасса и есть ли возможность для восстановления работы предприятий, рассказал независимый донецкий журналист и блогер Рамиль Замдыханов.
«Комментируя сообщения украинских медиа о крахе промышленности в Донбассе, очень важно не впадать в пионерский азарт, чересчур оптимистично декларируя, что никаких проблем нет, все трудности преодолены, а экономика региона на глазах перешла в этап стремительного роста, круша и ломая самые оптимистические ожидания. Все, безусловно, не так. Выздоровление даже одного человека редко проходит просто и быстро. Как правило, восстановление в разы длиннее и тягостнее разрушения. Известная поговорка «ломать – не строить» – как раз об этом.
В этом контексте и процесс восстановления экономики Донбасса после войны так же тяжел и затруднителен. При том, что само состояние «после войны» – весьма условно. Война совсем не закончилась, мало того, что она тлеет вдоль всей линии соприкосновения, и нет ни одного фактора, который бы надежно гарантировал, что она не вспыхнет вновь с утроенной силой от какой-либо неконтролируемой случайности ли продуманной провокации. Минские соглашения? Все понимают, что тормозом на пути эскалации они являются весьма хлипким. То, что их хватило на эти четыре года – необыкновенное везение.
Очевидно, что в условиях, когда только что отстроенное и возрожденное может опять обратиться в руины из-за случайного (или не случайного) снаряда, тяжело рассчитывать на приток инвестиций в Донбасс. А без денег, без финансовых вливаний – о каком подъеме экономики можно вести речь?
В эту же кассу непризнанный статус республик, который не позволяет им полноценно реализовывать продукцию местных производителей на внешних рынках.
Ну, и еще один важнейший негативный фактор – длящаяся с начала 2017 года транспортно-экономическая блокада Донбасса Украиной, варварская попытка вызывать кризис в республиках с помощью народного недовольства, вызванного обнищанием населения. При этом Киев был готов мириться с тем, что эмбарго, объявленное им донбасским республикам, неизбежно ударит и по экономике самой Украины.
Собственно, последний фактор целиком и полностью указывает на заказчика и главного выгодополучателя проблем в экономике Донбасса. Киеву с момента переворота 2014 года не нужен был успешный юго-восток страны, в первую очередь, как место концентрации традиционно антагонистичного, по отношению к идеологии запада, электората. Потому важнейшим вектором внутренней политики Украины после 2014 года была окончательная изоляция и маргинализация Донбасса, превращение его в театр военных действий, разрушение его экономической базы, лишение населения гражданских прав. Так, на днях официальный Киев подтвердил, что переселенцы с Донбасса не имеют права принимать участие в местных выборах, публично признавшись, таким образом, в выбранном им курсе на проведение политики сегрегации в отношении части населения страны.
Удивительно, что, разрушая и унижая Донбасс, Украина не стыдится говорить, будто осуществляется это не ею, а Россией. Якобы в сторону Москвы вывозятся целые предприятия, некогда составлявшие основу экономики юго-востока. При этом традиционно утверждается, что существуют некие фотографии, подтверждающие правдивость этих обвинений, правда, время для публикации таких фотодоказательств еще не настало.
Вероятно, в эти инсинуации могут поверить те, кто находится вдали от Донбасса, но люди, живущие тут, прекрасно знают, что это не так. Что производственные мощности, не разрушенные войной, находятся на местах, и сейчас повсеместно идет их запуск, введение в строй, выстраивание новых производственных, технологических и логистических цепочек. Это очень трудно из-за перечисленных выше причин, в условиях дефицита сырья, энергоресурсов, квалифицированных кадров. Но работа идет и совершенно ясно, что она будет успешной.
Приведем один пример. Уж сколько было сказано украинскими СМИ о том, что «боевики необратимо угробили Алчевский металлургический комбинат». Запрос по этим ключевым словам выдаст дюжину различных статей, аргументированно доказывающих невозможность возвращения в строй металлургического гиганта. Между тем, за 9 месяцев с начала работ на АМК полностью восстановлено производство, запущены все технологические участки: коксохимический, доменный, сталелитейный и прокатный. На предприятие идет набор персонала, а средняя заработная плата трудящихся неуклонно растет. И самое главное – налажен сбыт продукции.
И такой пример далеко не единичен. Кроме того, он демонстрирует обнадеживающий факт: если даже такой гигант как Алчевский меткомбинат смог вписаться в новые условия и получить в них для себя жизненное пространство, то заводы и производства поменьше и подавно умеют втиснуться в новые для себя рынки. А это дает хорошую почву для оптимизма в отношении экономики Донбасса. Не сразу, не в один день, но она должна выйти на приемлемые обороты.
Лишь бы не было войны».
Комментарии (0)