Ещё придут времена, когда роль Щербицкого оценят объективно - «Антимайдан»

  • 02:00, 19-фев-2018
  • Новости дня
  • Неонила
  • 0

Ещё придут времена, когда роль Щербицкого оценят объективно - «Антимайдан»

17 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения Владимира Щербицкого, партийного и государственного руководителя Советской Украины и не состоявшегося преемника советского лидера Леонида Брежнева. Вековой юбилей Щербицкого остался на Украине практически незамеченным. Не было ни торжественных официальных мероприятий, ни потока публикаций в СМИ, ни показа специально снятых к памятной дате фильмов. Молодому поколению Украины имя Щербицкого мало что скажет. А между тем он играл заметную роль в политической жизни второй по значению республики в СССР на протяжении почти трех десятилетий.

Вкратце напомню основные вехи его биографии. Земляк Брежнева, уроженец Днепропетровской области. Щербицкий в течение ряда лет трудился в родном городе будущего генсека – Днепродзержинске. В 43 года он возглавил Совет министров УССР, которым руководил с небольшим перерывом вплоть до начала 1970-х, а затем на протяжении 17 лет – с 1972 по 1989 г. - занимал наивысший в республиканской властной иерархии пост первого секретаря ЦК КПУ. Столь продолжительный и по тогдашним, и тем более по нынешним меркам период без преувеличения можно назвать «эпохой Щербицкого» – настолько яркий отпечаток оставил этот незаурядный человек на всем, что происходило тогда в самых различных сферах жизни УССР, да и СССР в целом.

На сегодняшней Украине, где с подачи евромайданной власти старательно насаждается культ совсем иных «героев» (наподобие Мазепы, Петлюры и Бандеры), Щербицкий – настоящая persona non grata, о которой если и принято вспоминать, то исключительно в негативном ключе.

Для правящей ныне прозападно-русофобской команды время правления Щербицкого – постоянный живой укор и наглядное напоминание о ее политической, деловой и личной никчемности.

В отличие от подавляющего большинства нынешних псевдопатриотов Украины, для которых верх патриотизма заключается в надетой по праздникам вышиванке, а также истошных воплях «Слава Украине!» по поводу и без, Щербицкий свою любовь к родной земле проявлял не в пустопорожней болтовне и дешевом позерстве, а доказывал конкретными делами, можно сказать – всей своей жизнью. И в молодости, когда работал на производстве, и позднее, когда начал подниматься вверх по партийно-государственной лестнице, и когда по долгу службы стал в ответе за всех и вся.

Не будет большим преувеличением сказать, что тот богатейший экономический, научно-технический и культурный потенциал, который Украина имела в начале 1990-х годов и который она затем во многом утратила по вине некомпетентных и бездарных правителей, достался ей в наследство как раз от республики, руководимой Щербицким. Именно в годы его руководства УССР достигла ощутимых успехов в самых разных областях – промышленности, сельском хозяйстве, образовании, науке, культуре. Совокупный экономический потенциал республики вырос почти в четыре раза, объем промышленного производства – почти в пять раз. Серьезный рост был достигнут в таких отраслях, как электроэнергетика и машиностроение. В 1980-е годы на предприятиях Советской Украины изготовлялся самый широкий спектр высокотехнологической, наукоемкой продукции, включая крупные авиалайнеры и стратегические ракеты. В два раза выросла продуктивность сельского хозяйства. В конце 1980-х – начале 1990-х годов Украина производила одну тонну зерна на душу населения. Параллельно с укреплением экономической базы неуклонно рос и уровень народного благосостояния – реальная заработная плата трудящихся выросла в 2,5 раза. Об улучшении уровня жизни людей свидетельствует один из самых главных показателей благополучия любого государства – существенный прирост численности населения с 43,1 млн. в 1961 г. до 52 млн. в 1990 г. Весьма красноречивые цифры, особенно если сравнивать с тем, что «незалежная» Украина имеет сегодня.

Тем не менее национально свидомые патриоты откровенно ненавидят Щербицкого – и не только из-за его принадлежности к правившей тогда компартии, но особенно из-за того, что на протяжении всей своей жизни он оставался непоколебимым сторонником союза Украины с Россией. Или, как он сам выражался, твердо стоял «на позициях Богдана Хмельницкого». Стоит напомнить, что предшественник Щербицкого на посту первого секретаря ЦК КПУ, не скрывавший своих «гетманских замашек» амбициозный и властолюбивый Петр Шелест активно потакал так называемой украинизации в различных сферах общественной жизни, что в немалой степени способствовало оживлению националистических настроений в республике. Не случайно в одном из своих первых выступлений после снятия Шелеста Щербицкий особый акцент сделал на необходимости жесткого противодействия националистической угрозе.

Кстати, с подачи националистических сил в массовое сознание вот уже более четверти века старательно внедряется насквозь лживый миф о некой русификации Украины, якобы проводившейся при Щербицком. В действительности же украинская культура, как и образование на украинском языке, в те времена пользовались всемерной поддержкой со стороны государства. Другое дело, что при этом учитывались культурно-языковые потребности и запросы русского и русскоязычного населения. Но это никак не может быть поставлено Щербицкому в вину, совсем напротив – это свидетельство его государственной мудрости и прозорливости. Благодаря такому взвешенному подходу эпоха Щербицкого и поныне вспоминается многими как время отсутствия какой-либо напряженности, а тем более вражды в межнациональной сфере.

Вся многолетняя деятельность Щербицкого была направлена на укрепление братского единства украинского и русского народов, народов РСФСР и УССР, сохранение памяти о славных страницах нашей общей истории. По его инициативе в Киеве в 1981 г. был открыт Музей Великой Отечественной войны; на открытие музея специально приехал сам Леонид Брежнев. Годом позже, в преддверии 60-летия СССР и 330-й годовщины Переяславской рады, в центре Киева была возведена монументальная арка Дружбы народов, украшенная надписью на русском и украинском языках «В ознаменование воссоединения Украины с Россией». В 1982 г. состоялось широкомасштабное празднование 1500-летия основания Киева, прошедшее под девизом «Киев – мать городов русских».

Думаю, именно принципиальной государственнической позицией Щербицкого, а не только пресловутым землячеством и объясняется тот факт, что хорошо разбиравшийся в людях Брежнев в течение многих лет оказывал Щербицкому свое политическое покровительство, пока в конце концов не остановил на нем свой выбор как на своем будущем преемнике на посту генсека. По свидетельству секретаря ЦК КПСС Капитонова, ведавшего партийными кадрами, в октябре 1982 г. генсек вызвал его к себе и сказал: «Через месяц в этом кресле будет сидеть Щербицкий. Все назначения делай с учётом этого». Для себя тогда Брежнев наметил создать должность председателя партии.

К несчастью, жизнь распорядилась иначе. После скоропостижной (и, по некоторым данным, весьма загадочной) кончины Брежнева его место занял не полный сил и энергии Щербицкий, а больной Андропов. И уж поистине роковую роль для Советского государства сыграло отсутствие Щербицкого на судьбоносном заседании политбюро ЦК КПСС в марте 1985 г., где решался вопрос об избрании нового генсека вместо скончавшегося Константина Черненко.

Большинство тех, кто писал на эту тему, единодушны во мнении – если бы Щербицкий был тогда в Москве, а не в США (куда его загодя направили во главе делегации Верховного Совета СССР по весьма странному совпадению за несколько дней до кончины Черненко), Горбачеву ни за что бы не удалось возглавить партию и страну. История Советского Союза могла пойти совсем другим путем…

Политическое чутье и проницательность Щербицкого сполна проявились и в его отношении к одному из будущих беловежских подписантов – Леониду Кравчуку. Доподлинно известно, что Щербицкий выступал категорически против избрания Кравчука секретарем ЦК КПУ по идеологии. Уже уходя на пенсию, он в последний раз пытался отговорить своих коллег по Политбюро от опрометчивого шага: «Этому человеку я не доверяю». Увы, коллеги к его словам не прислушались.

Щербицкий ушел в мир иной в самый разгар горбачевской «катастройки», забытый недавними «верными соратниками», оболганный и оклеветанный руховской шпаной. На Украине сегодня нет ни единой улицы, названной в его честь, ни одного памятника. Даже скромная мемориальная доска, установленная к 95-летию Щербицкого на доме, где он жил долгие годы, и та была демонтирована в 2014 году вскоре после евромайдана.

И все же хочется верить, что еще придут времена, когда роль Щербицкого в отечественной истории ХХ в. будет оценена объективно и непредвзято, а его имя будет по достоинству увековечено.


17 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения Владимира Щербицкого, партийного и государственного руководителя Советской Украины и не состоявшегося преемника советского лидера Леонида Брежнева. Вековой юбилей Щербицкого остался на Украине практически незамеченным. Не было ни торжественных официальных мероприятий, ни потока публикаций в СМИ, ни показа специально снятых к памятной дате фильмов. Молодому поколению Украины имя Щербицкого мало что скажет. А между тем он играл заметную роль в политической жизни второй по значению республики в СССР на протяжении почти трех десятилетий. Вкратце напомню основные вехи его биографии. Земляк Брежнева, уроженец Днепропетровской области. Щербицкий в течение ряда лет трудился в родном городе будущего генсека – Днепродзержинске. В 43 года он возглавил Совет министров УССР, которым руководил с небольшим перерывом вплоть до начала 1970-х, а затем на протяжении 17 лет – с 1972 по 1989 г. - занимал наивысший в республиканской властной иерархии пост первого секретаря ЦК КПУ. Столь продолжительный и по тогдашним, и тем более по нынешним меркам период без преувеличения можно назвать «эпохой Щербицкого» – настолько яркий отпечаток оставил этот незаурядный человек на всем, что происходило тогда в самых различных сферах жизни УССР, да и СССР в целом. На сегодняшней Украине, где с подачи евромайданной власти старательно насаждается культ совсем иных «героев» (наподобие Мазепы, Петлюры и Бандеры), Щербицкий – настоящая persona non grata, о которой если и принято вспоминать, то исключительно в негативном ключе. Для правящей ныне прозападно-русофобской команды время правления Щербицкого – постоянный живой укор и наглядное напоминание о ее политической, деловой и личной никчемности. В отличие от подавляющего большинства нынешних псевдопатриотов Украины, для которых верх патриотизма заключается в надетой по праздникам вышиванке, а также истошных воплях «Слава Украине!» по поводу и без, Щербицкий свою любовь к родной земле проявлял не в пустопорожней болтовне и дешевом позерстве, а доказывал конкретными делами, можно сказать – всей своей жизнью. И в молодости, когда работал на производстве, и позднее, когда начал подниматься вверх по партийно-государственной лестнице, и когда по долгу службы стал в ответе за всех и вся. Не будет большим преувеличением сказать, что тот богатейший экономический, научно-технический и культурный потенциал, который Украина имела в начале 1990-х годов и который она затем во многом утратила по вине некомпетентных и бездарных правителей, достался ей в наследство как раз от республики, руководимой Щербицким. Именно в годы его руководства УССР достигла ощутимых успехов в самых разных областях – промышленности, сельском хозяйстве, образовании, науке, культуре. Совокупный экономический потенциал республики вырос почти в четыре раза, объем промышленного производства – почти в пять раз. Серьезный рост был достигнут в таких отраслях, как электроэнергетика и машиностроение. В 1980-е годы на предприятиях Советской Украины изготовлялся самый широкий спектр высокотехнологической, наукоемкой продукции, включая крупные авиалайнеры и стратегические ракеты. В два раза выросла продуктивность сельского хозяйства. В конце 1980-х – начале 1990-х годов Украина производила одну тонну зерна на душу населения. Параллельно с укреплением экономической базы неуклонно рос и уровень народного благосостояния – реальная заработная плата трудящихся выросла в 2,5 раза. Об улучшении уровня жизни людей свидетельствует один из самых главных показателей благополучия любого государства – существенный прирост численности населения с 43,1 млн. в 1961 г. до 52 млн. в 1990 г. Весьма красноречивые цифры, особенно если сравнивать с тем, что «незалежная» Украина имеет сегодня. Тем не менее национально свидомые патриоты откровенно ненавидят Щербицкого – и не только из-за его принадлежности к правившей тогда компартии, но особенно из-за того, что на протяжении всей своей жизни он оставался непоколебимым сторонником союза Украины с Россией. Или, как он сам выражался, твердо стоял «на позициях Богдана Хмельницкого». Стоит напомнить, что предшественник Щербицкого на посту первого секретаря ЦК КПУ, не скрывавший своих «гетманских замашек» амбициозный и властолюбивый Петр Шелест активно потакал так называемой украинизации в различных сферах общественной жизни, что в немалой степени способствовало оживлению националистических настроений в республике. Не случайно в одном из своих первых выступлений после снятия Шелеста Щербицкий особый акцент сделал на необходимости жесткого противодействия националистической угрозе. Кстати, с подачи националистических сил в массовое сознание вот уже более четверти века старательно внедряется насквозь лживый миф о некой русификации Украины, якобы проводившейся при Щербицком. В действительности же украинская культура, как и образование на украинском языке, в те времена пользовались всемерной поддержкой со стороны государства. Другое дело, что при этом учитывались культурно-языковые потребности и запросы русского и русскоязычного населения. Но это никак не может быть поставлено Щербицкому в вину, совсем напротив – это свидетельство его государственной мудрости и прозорливости. Благодаря такому взвешенному подходу эпоха Щербицкого и поныне вспоминается многими как время отсутствия какой-либо напряженности, а тем более вражды в межнациональной сфере. Вся многолетняя деятельность Щербицкого была направлена на укрепление братского единства украинского и русского народов, народов РСФСР и УССР, сохранение памяти о славных страницах нашей общей истории. По его инициативе в Киеве в 1981 г. был открыт Музей Великой Отечественной войны; на открытие музея специально приехал сам Леонид Брежнев. Годом позже, в преддверии 60-летия СССР и 330-й годовщины Переяславской рады, в центре Киева была возведена монументальная арка Дружбы народов, украшенная надписью на русском и украинском языках «В ознаменование воссоединения Украины с Россией». В 1982 г. состоялось широкомасштабное празднование 1500-летия основания Киева, прошедшее под девизом «Киев – мать городов русских». Думаю, именно принципиальной государственнической позицией Щербицкого, а не только пресловутым землячеством и объясняется тот факт, что хорошо разбиравшийся в людях Брежнев в течение многих лет оказывал Щербицкому свое политическое покровительство, пока в конце концов не остановил на нем свой выбор как на своем будущем преемнике на посту генсека. По свидетельству секретаря ЦК КПСС Капитонова, ведавшего партийными кадрами, в октябре 1982 г. генсек вызвал его к себе и сказал: «Через месяц в этом кресле будет сидеть Щербицкий. Все назначения делай с учётом этого». Для себя тогда Брежнев наметил создать должность председателя партии. К несчастью, жизнь распорядилась иначе. После скоропостижной (и, по некоторым данным, весьма загадочной) кончины Брежнева его место занял не полный сил и энергии Щербицкий, а больной Андропов. И уж поистине роковую роль для Советского государства сыграло отсутствие Щербицкого на судьбоносном заседании политбюро ЦК КПСС в марте 1985 г., где решался вопрос об избрании нового генсека вместо скончавшегося Константина Черненко. Большинство тех, кто писал на эту тему, единодушны во мнении – если бы Щербицкий был тогда в Москве, а не в США (куда его загодя направили во главе делегации Верховного Совета СССР по весьма странному совпадению за несколько дней до кончины Черненко), Горбачеву ни за что бы не удалось возглавить партию и страну. История Советского Союза могла пойти совсем другим путем… Политическое чутье и проницательность Щербицкого сполна проявились и в его отношении к одному из будущих беловежских подписантов – Леониду Кравчуку. Доподлинно известно, что Щербицкий выступал категорически против избрания Кравчука секретарем ЦК КПУ по идеологии. Уже уходя на пенсию, он в последний раз пытался отговорить своих коллег по Политбюро от опрометчивого шага: «Этому человеку я не доверяю». Увы, коллеги к его словам не прислушались. Щербицкий ушел в мир иной в самый разгар горбачевской «катастройки», забытый недавними «верными соратниками», оболганный и оклеветанный руховской шпаной. На Украине сегодня нет ни единой улицы, названной в его честь, ни одного памятника. Даже скромная мемориальная доска, установленная к 95-летию Щербицкого на доме, где он жил долгие годы, и та была демонтирована в 2014 году вскоре после евромайдана. И все же хочется верить, что еще придут времена, когда роль Щербицкого в отечественной истории ХХ в. будет оценена объективно и непредвзято, а его имя будет по достоинству увековечено.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!