Варшава — В тот день, когда Романа избили, его радиоприемник не работал.
33-летний украинец, работавший водителем в компании Uber, посадил в свою машину в Варшаве шумную группу молодых людей, которые попросили его включить в машине польскую танцевальную музыку. Когда он сказал им, что не может этого сделать — а еще он отказался отдать им свой телефон, с помощью которого он слушал свою собственную музыку, — они стали вести себя агрессивно и использовать крепкие выражения. «Они сказали мне, что я не уважаю польскую культуру», — сказал Роман, вспоминая о том инциденте.
Он решил остановить машину. После того как подвыпившая кампания вышла из машины, он начал снимать этих людей на телефон. И именно в этот момент молодые люди пустили в ход кулаки. «Мы живем не на Украине, где все бьются за кусок хлеба, мы живем в Польше», — кричали они.
Polityka: украинская официантка — о работе в польских гостиницах
Польша наша: как массовый приезд украинцев изменил соседнюю страну (Європейська правда)
Наталья Панченко (Natalia Panchenko), глава «Евромайдан Варшава», организации, руководящей работой информационной горячей линией для украинцев в Польше, призналась, что до того момента, как она начала выслушивать истории украинцев, работающих водителями в компании Uber, она не представляла себе, насколько глубоко укоренилась ксенофобия в Польше. «Постепенно это становится повседневной реальностью, хотя большинство поляков пока не считают это проблемой», — сказала она.
Каждый день в транспорте она видит лозунг «Украинцы, уезжайте из Польши», написанный с помощью баллончика с краской на одном газетным киоске. По ее словам, он находится там уже в течение шести месяцев. «Тысячи украинцев видят этот лозунг каждый день по пути на работу».
Сами водители в большинстве своем стараются не обращать внимания на подобные неприятные инциденты.
Если украинские водители — подавляющее большинство из них работают нелегально — чем-то и озабочены, так это своим шатким положением.
Украинцам, наряду с представителями нескольких других постсоветских государств, предоставлен более легкий доступ на рынок труда в Польше. С 2017 года им разрешен въезд в эту страну без визы. Однако для многих получить официальное разрешение на работу было совсем не простым делом.
Те водители, которые хотят остаться в Польше на более длительный срок, попадают в настоящий бюрократический ад — они вынуждены в течение нескольких месяцев стоять в очереди, чтобы подать заявку для получения разрешения на работу, а выдачу разрешения на временное проживание приходится ждать больше года.
«Я здесь просто делаю покупки», — сказал с грустной улыбкой 39-летний водитель Андрей, который находится в Польше уже полтора года.
«Некоторые называют административным параличом все то, что происходит здесь в последние два года», — сказала Моника Шулецкая (Monika Szulecka), социолог из Центра миграционных исследований Варшавского университета.
По словам Романа, его жена вернулась на Украину, чтобы там родить ребенка. Они приняли такое решение, поскольку опасались того, что польская бюрократия не даст им возможности вовремя получить медицинскую страховку.
Для тех украинцев, которые работают в компании Uber, выполнение бюрократических требований в отношении самозанятых — а это необходимое предварительное условие для получения аккаунта Uber — требует заполнения большого количества бумаг, а также выплаты денег. Кроме того, им сложнее получить разрешение на проживание в стране.
Большинство украинцев предпочитают работать на посредников, на так называемых «партнеров Uber», которые берут на себя решение всех административных проблем и часто арендуют автомобили для водителей. Хотя в некоторых случаях это легальные компании, авторизованные представителями Uber, нередко можно услышать истории об эксплуатации водителей, а также об обмане. По словам самих водителей, партнеры иногда не выплачивают им заработную плату или просто исчезают.
39-летний Александр из Киева рассказал о том, как его партнерская компания заставила его заплатить за вымышленные услуги — за открытие аккаунта, за обучение. «Это жулики», — сказал он.
Сама компания Uber действует с точки зрения закона в серой зоне, и водителей это беспокоит. Они хотят, чтобы их приняли на работу по закону (первая значительная попытка урегулировать ситуацию с Uber была предпринята в нынешнем году, и новые договоренности вступят в силу в 2020 году).
Единственный способ обеспечить себе достойную жизнь, будучи водителем Uber, — это дополнительные рабочие часы, но и такой вариант не является гарантией. При этом ни на что другое у водителей просто не остается времени, и они не могут интегрироваться в польское общество.
Роман в настоящее время работает в качестве официального водителя такси, и, по его словам, клиенты ведут себя лучше, и он чувствует защиту со стороны своего работодателя.
Многие водители говорят о том, что они намерены остаться в Польше.
«На Украине все мрачно», — сказал Александр, у которого раньше была компания, выпускавшая пластиковые элементы декора для зданий, а еще он работал в построенном в виде корабля ресторане в резиденции бывшего президента Виктора Януковича. После протестов на Майдане в 2014 году, которые привели к смещению Януковича, его клиенты бежали из страны.
Другие украинцы настроены более оптимистично по поводу возвращения на родину.
25-летний Руслан приехал в Польшу для того, чтобы накопить деньги для открытия своего бизнеса — он планирует поставлять вендинговые аппараты для продажи специальных спортивных напитков. Во время президентских выборов в апреле он проголосовал за Владимира Зеленского, за бывшего комического актера, ставшего политиком. Теперь Руслан надеется на то, что ситуация на его родине начнет меняться.
Что касается сегодняшнего дня, то украинские водители настроены оптимистично по поводу настроений в Польше.
Хотя Польша традиционно является страной эмигрантов, а не иммигрантов — она направляет дешевую рабочую силу в такие страны, как Великобритания, Германия и Франция, — многие поляки теперь обеспокоены тем, что из-за украинцев, согласных работать за небольшие деньги, заработная плата в стране остается на низком уровне.
Те поляки, чьи родственники и друзья работают сегодня в Западной Европе, хотели бы, чтобы работодатели повысили заработную плату и таким образом заманили их близких назад на родину. «Почему мои дети должны жить на Западе, когда здесь работают одни украинцы?» — задает вопрос госпожа Шулецкая из Варшавского университета, выражая таким образом настроение многих поляков.
Но винить в этой парадоксальной ситуации не стоит тех людей, которые «закрывают бреши», связанные с недостатком в Польше рабочей силы.
«Иногда я слышу расистские комментарии. Я сразу же их обрываю, — говорит 27-летний водитель Uber Дмитрий. — Можно поехать в Лондон и увидеть там поляков, можно поехать в Германию и увидеть там поляков. Так устроен мир сегодня: какая-то часть населения уезжает в поисках лучшей жизни».
Анна Козловская — журналист, живет и работает в Нью-Йорке, ее главные темы — технология и социальные вопросы. Информационная поддержка при написании этой статьи была предоставлена сотрудниками проекта Transatlantic Media Fellowship из Фонда Генриха Белля в Вашингтоне, округ Колумбия.
За последние недели ведущие европейские СМИ активно спекулировали вокруг «утечек» разных планов по поводу мирного...
07-дек-2025
Новости дня / Политика / Европа / Россия / Технологии / ЖКХ / Украина / ДНР и ЛНР / Общество / Недвижимость / Спорт / США / Происшествия и криминал / Бизнес / Власть / Мероприятия / Армения / Здоровье / Интервью звёзд
Новости дня / Россия / Политика / Здоровье / Украина / ДНР и ЛНР / Бизнес / Видео / Транспорт / Европа / Мир / Технологии / Интервью звёзд / Аналитика / Спорт / Наука / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Чемпионат / Военные действия
Новости дня / Здоровье / Технологии / Спорт / ЖКХ / Политика / Власть / Бизнес / Культура / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Европа / Видео / Чемпионат / Большой Кавказ / Армения
Новости дня / США / Россия / Политика / Украина / Экономика / Технологии / Здоровье / Видео / Бизнес / Европа / ЖКХ / Мир / Происшествия и криминал / Белоруссия / Мнения / Латинская Америка / Выборы / Большой Кавказ / Чемпионат / ДНР и ЛНР
Новости дня / Власть / Чемпионат / Видео / Фото репортаж / Политика / Армения / Военные действия / Россия / Ростов-на-Дону
Jenkin
0
В 90 городах Германии прошли массовые протесты против возвращения обязательной службы. Лозунг «Лучше жить под властью Путина, чем воевать» взорвал общество. Лозунг,...
Новости дня / Политика / Европа / Россия / Технологии / ЖКХ / Украина / ДНР и ЛНР / Общество / Недвижимость / Спорт / США / Происшествия и криминал / Бизнес / Власть / Мероприятия / Армения / Здоровье / Интервью звёзд
Викентий
0
За последние недели ведущие европейские СМИ активно спекулировали вокруг «утечек» разных планов по поводу мирного урегулирования на Украине. Главной мыслью их...
Новости дня / Политика / Латинская Америка / Технологии / Бизнес / США / Большой Кавказ / Мир / Украина / Происшествия и криминал / Видео / ДНР и ЛНР / Чемпионат / Военные действия / Здоровье / Экономика / Россия / Европа / Азербайджан / Статистика / Выборы / Спорт / Общество
Лукерья
0
В следующие несколько десятилетий Мировой океан будет принадлежать двум «гегемонам» – Соединенным Штатам и Китаю, имеющим производственную экономику и мощные...
Новости дня / США / Политика / Видео / Спорт / Здоровье / Мир / Законы / Чемпионат / Экономика / Бизнес / Технологии / Власть / Общество / Большой Кавказ / Энергетика / Транспорт / Латинская Америка / Россия / Происшествия и криминал / Статистика / ЖКХ / Ростов-на-Дону / Крым / Судьи / Мнения / Военные действия
Ульяна
0
Государственный долг США достиг планки в 38 трлн долларовВ США активно обсуждается тема «Гениального акта» (GENIUS Act). Так называется федеральный закон США, принятый в...
Комментарии (0)