© REUTERS, Gleb GaranichНастойчивые призывы России к федерализации Украины воспринимают в Киеве попыткой подорвать хрупкое национальное единство. Это ощущение угрозы и нестабильности лежит в основе беспокойства и обостренной реакции украинского руководства ввиду возможного появления других сепаратистских движений.
«Федерализм» и «автономия» — две табуированные темы для правящих кругов Украины, как для нынешнего президента Владимира Зеленского, так и для его предшественника Петра Порошенко.
После распада СССР на протяжении многих лет руководство Украины сдержанно относилось к мнению западных, в первую очередь немецких политиков, которые пытались убедить его в целесообразности «федерализма» для такой страны, состоящей из разных регионов, как Украина.
Подобное уклончивое отношение переросло во вражду в 2014 году, когда Россия аннексировала Автономную республику Крым и Украина потеряла контроль над Донецкой и Луганской областями, территорией примерно в 17 тысяч квадратных километров на востоке страны, которая с тех пор находится в руках поддерживаемых Россией сепаратистов.
Прежде всего, причиной этой неприязни является страх, так как настойчивые призывы России к федерализации Украины воспринимают в Киеве попыткой подорвать хрупкое национальное единство. Это ощущение угрозы и нестабильности лежит в основе беспокойства и обостренной реакции Киева ввиду возможного появления других сепаратистских движений, как, например, венгров в Закарпатье.
Согласно конституции Украина является унитарным государством, именно поэтому Киев и говорит о децентрализации. В этой связи первого октября в Минске представители трехсторонней контактной группы под эгидой ОБСЕ (Украина, Россия и сепаратисты Донецкой и Луганской областей) подписали документ, являющийся воплощением «формулы Штайнмайера», названной по имени бывшего главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. Это подписание предоставляет свободу действий оппозиции, националистам и боевикам в отношении так называемых ДНР и ЛНР для того, чтобы они отстаивали целостность государства.
При более детальном анализе подписанная в Минске «формула Штайнмайера» предусматривает компромисс между Украиной, сепаратистами и Россий в отношении минских договоренностей, состоящих из тринадцати пунктов, среди которых фигурируют прекращение огня и восстановление контроля над госграницей со стороны Украины. Для Киева главными являются пункты, связанные с безопасностью и контролем над госграницей, однако Москва и сепаратисты придерживаются диаметрально противоположного мнения, утверждая, что основной вопрос — политический, а именно проведение выборов. В документе, подписанном на этой неделе в Минске, говорится, что проведение выборов на территориях, находящихся сегодня под контролем сепаратистов, соответствует нормам законодательства Украины и международным стандартам. «В соответствии с украинским законодательством в этих областях пройдут выборы, как и в других регионах Украины осенью 2020 года. По желанию сторон они могут состояться раньше», — отметил спецпредставитель председателя ОБСЕ по Украине Мартин Сайдик (Martin Sajdik).
Однако проблема заключается в том, что содержание формулировки документа, подписанного первого октября, может использоваться для смягчения требований по выполнению минских договоренностей, подписанных двенадцатого февраля. В частности, речь идет о толковании «обеспечения безопасности в целом» как необходимого условия проведения «досрочных местных выборов» на подконтрольной сепаратистам территории. По сведениям источников, формулировка «в целом» принадлежит российской стороне и ее цель заключается в том, чтобы Киев не ссылался на неоднократные нарушения режима прекращения огня с обеих сторон для замедления политического процесса.
Киев стремится к тому, чтобы механизм для реализации минских договоренностей не включал в себя необходимость внесения поправок в конституцию страны и соответствовал процессу децентрализации. Тем не менее, для выполнения минских договоренностей был вынесен на рассмотрение законопроект о внесении изменений в конституцию, однако после принятия в первом чтении в 2015 году его дальнейшее рассмотрение не состоялось.
«Децентрализация на Украине не решает все проблемы тех территорий, которые не контролирует Киев. На мой взгляд, там необходимо ввести четкие правила использования русского языка», — отмечает Мартин Сайдик. К другим насущным вопросам можно отнести создание народной милиции, амнистию и освобождение всех заключенных.
Российское руководство и главы местного сепаратистского движения будут довольны только в случае предоставления «особого статуса», который будет действительно «особым и исключительным для Донбасса». Они считают, что так называемые республики не могут рассматриваться как «один из элементов» процесса децентрализации, который не напоминает принцип «кофе для всех», примененный для разрешения конфликта между «историческими областями» и новыми автономиями Испании. Согласно надежным источникам, непосредственно знакомых с ходом переговоров в Минске, на протяжении всего процесса Россия отстаивает лишь одно — «сохранение рычага влияния на Украину». В любом случае, стороны, подписавшие эти соглашения, расходятся в толковании тех документов, которые они подписали.
Подписание на этой неделе в Минске так называемой «формулы Штайнмайера» является лишь шагом в процессе, реализацию которого еще предстоит обеспечить, ведь он может продлиться годы и десятилетия. Такой вывод можно сделать с учетом аналогичных ситуаций, как, например, случаи непризнанных (Приднестровье и Нагорный Карабах) или частично признанных государств (Южная Осетия и Абхазия) — результат событий девяностых годов на постсоветском пространстве. Среди них положение Приднестровья считается наиболее «благоприятным». В отношении международных экономических связей этот регион находился под юрисдикцией Республики Молдова, однако, как и в случае Южной Осетии и Абхазии, на ее территории расположен воинский контингент России. Ни один из этих замороженных конфликтов, возникших в результате распада СССР, так и не был разрешен. Напротив, в 2014 году появились еще три: Крым, а также самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики.
Предстоит еще многое сделать для разрешения конфликтов на востоке Украины, урегулирование будет зависеть от условий. Одним из них является 420-километровая линия фронта, где, по оценкам, находятся 70 тысяч военных (35 тысяч со стороны Киева и 35 тысяч поддерживаемых Россией сепаратистов, будь то добровольцы или нет). По правде сказать, «нет никаких гарантий» того, что Россия не будет вмешиваться во внутренние процессы Украины, продолжится блокада Киева подконтрольных сепаратистам районов и Украина не станет гостеприимной по отношению к жителям этих областей. На данный момент подписание так называемой «формулы Штайнмайера» создает возможность для переговоров Владимира Зеленского и Владимира Путина при посредничестве лидеров Германии и Франции.
© REUTERS, Gleb GaranichНастойчивые призывы России к федерализации Украины воспринимают в Киеве попыткой подорвать хрупкое национальное единство. Это ощущение угрозы и нестабильности лежит в основе беспокойства и обостренной реакции украинского руководства ввиду возможного появления других сепаратистских движений. «Федерализм» и «автономия» — две табуированные темы для правящих кругов Украины, как для нынешнего президента Владимира Зеленского, так и для его предшественника Петра Порошенко. После распада СССР на протяжении многих лет руководство Украины сдержанно относилось к мнению западных, в первую очередь немецких политиков, которые пытались убедить его в целесообразности «федерализма» для такой страны, состоящей из разных регионов, как Украина. Подобное уклончивое отношение переросло во вражду в 2014 году, когда Россия аннексировала Автономную республику Крым и Украина потеряла контроль над Донецкой и Луганской областями, территорией примерно в 17 тысяч квадратных километров на востоке страны, которая с тех пор находится в руках поддерживаемых Россией сепаратистов. Прежде всего, причиной этой неприязни является страх, так как настойчивые призывы России к федерализации Украины воспринимают в Киеве попыткой подорвать хрупкое национальное единство. Это ощущение угрозы и нестабильности лежит в основе беспокойства и обостренной реакции Киева ввиду возможного появления других сепаратистских движений, как, например, венгров в Закарпатье. Согласно конституции Украина является унитарным государством, именно поэтому Киев и говорит о децентрализации. В этой связи первого октября в Минске представители трехсторонней контактной группы под эгидой ОБСЕ (Украина, Россия и сепаратисты Донецкой и Луганской областей) подписали документ, являющийся воплощением «формулы Штайнмайера», названной по имени бывшего главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. Это подписание предоставляет свободу действий оппозиции, националистам и боевикам в отношении так называемых ДНР и ЛНР для того, чтобы они отстаивали целостность государства. При более детальном анализе подписанная в Минске «формула Штайнмайера» предусматривает компромисс между Украиной, сепаратистами и Россий в отношении минских договоренностей, состоящих из тринадцати пунктов, среди которых фигурируют прекращение огня и восстановление контроля над госграницей со стороны Украины. Для Киева главными являются пункты, связанные с безопасностью и контролем над госграницей, однако Москва и сепаратисты придерживаются диаметрально противоположного мнения, утверждая, что основной вопрос — политический, а именно проведение выборов. В документе, подписанном на этой неделе в Минске, говорится, что проведение выборов на территориях, находящихся сегодня под контролем сепаратистов, соответствует нормам законодательства Украины и международным стандартам. «В соответствии с украинским законодательством в этих областях пройдут выборы, как и в других регионах Украины осенью 2020 года. По желанию сторон они могут состояться раньше», — отметил спецпредставитель председателя ОБСЕ по Украине Мартин Сайдик (Martin Sajdik). Однако проблема заключается в том, что содержание формулировки документа, подписанного первого октября, может использоваться для смягчения требований по выполнению минских договоренностей, подписанных двенадцатого февраля. В частности, речь идет о толковании «обеспечения безопасности в целом» как необходимого условия проведения «досрочных местных выборов» на подконтрольной сепаратистам территории. По сведениям источников, формулировка «в целом» принадлежит российской стороне и ее цель заключается в том, чтобы Киев не ссылался на неоднократные нарушения режима прекращения огня с обеих сторон для замедления политического процесса. Киев стремится к тому, чтобы механизм для реализации минских договоренностей не включал в себя необходимость внесения поправок в конституцию страны и соответствовал процессу децентрализации. Тем не менее, для выполнения минских договоренностей был вынесен на рассмотрение законопроект о внесении изменений в конституцию, однако после принятия в первом чтении в 2015 году его дальнейшее рассмотрение не состоялось. «Децентрализация на Украине не решает все проблемы тех территорий, которые не контролирует Киев. На мой взгляд, там необходимо ввести четкие правила использования русского языка», — отмечает Мартин Сайдик. К другим насущным вопросам можно отнести создание народной милиции, амнистию и освобождение всех заключенных. Российское руководство и главы местного сепаратистского движения будут довольны только в случае предоставления «особого статуса», который будет действительно «особым и исключительным для Донбасса». Они считают, что так называемые республики не могут рассматриваться как «один из элементов» процесса децентрализации, который не напоминает принцип «кофе для всех», примененный для разрешения конфликта между «историческими областями» и новыми автономиями Испании. Согласно надежным источникам, непосредственно знакомых с ходом переговоров в Минске, на протяжении всего процесса Россия отстаивает лишь одно — «сохранение рычага влияния на Украину». В любом случае, стороны, подписавшие эти соглашения, расходятся в толковании тех документов, которые они подписали. Подписание на этой неделе в Минске так называемой «формулы Штайнмайера» является лишь шагом в процессе, реализацию которого еще предстоит обеспечить, ведь он может продлиться годы и десятилетия. Такой вывод можно сделать с учетом аналогичных ситуаций, как, например, случаи непризнанных (Приднестровье и Нагорный Карабах) или частично признанных государств (Южная Осетия и Абхазия) — результат событий девяностых годов на постсоветском пространстве. Среди них положение Приднестровья считается наиболее «благоприятным». В отношении международных экономических связей этот регион находился под юрисдикцией Республики Молдова, однако, как и в случае Южной Осетии и Абхазии, на ее территории расположен воинский контингент России. Ни один из этих замороженных конфликтов, возникших в результате распада СССР, так и не был разрешен. Напротив, в 2014 году появились еще три: Крым, а также самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики. Предстоит еще многое сделать для разрешения конфликтов на востоке Украины, урегулирование будет зависеть от условий. Одним из них является 420-километровая линия фронта, где, по оценкам, находятся 70 тысяч военных (35 тысяч со стороны Киева и 35 тысяч поддерживаемых Россией сепаратистов, будь то добровольцы или нет). По правде сказать, «нет никаких гарантий» того, что Россия не будет вмешиваться во внутренние процессы Украины, продолжится блокада Киева подконтрольных сепаратистам районов и Украина не станет гостеприимной по отношению к жителям этих областей. На данный момент подписание так называемой «формулы Штайнмайера» создает возможность для переговоров Владимира Зеленского и Владимира Путина при посредничестве лидеров Германии и Франции.
Комментарии (0)