The American Interest (США): в военное время избиратели от отчаяния могут проголосовать за комика - «Новости»
- 10:44, 01-апр-2019
- Украина / Политика / Выборы / Финансы / Чемпионат / Реформы / Скандалы / Мероприятия / Россия / Судьи / Статистика / Большой Кавказ / Новости дня / Законы / Интервью звёзд / Аналитика / Европа / Экономика / Крым / Технологии / Команды
- Novosti-Dny
- 0
В конце недели украинцы отправятся на избирательные участки, чтобы выбрать своего шестого президента, но поводов для радости немного. Тридцать восемь (на самом деле 39 прим. ред.) кандидатов сойдутся в первом раунде. Чтобы победить в нем, кандидат должен набрать не менее 50% голосов, так что, с учетом большого количества кандидатов и результатов предварительных опросов, за первым туром наверняка последует второй.
Для того, кто побывал хоть на одном мероприятии в Вашингтоне, которое посвящено обсуждению этих выборов, простительно думать, будто в Киеве все гладко. Телеведущие и эксперты усердно восхваляют Украину за то, что результаты выборов в этой стране «непредсказуемы», в отличие от соседней России.
Но «непредсказуемые» выборы — само по себе не обязательно означает «здоровые». Большой выбор из незрелых, коррумпированных или вообще принципиально не способных победить кандидатов — не то, чему нужно радоваться. По-настоящему жизнеспособны лишь три кандидата: действующий президент Петр Порошенко, бывший премьер-министр Юлия Тимошенко и — совершенно неожиданным образом, — не имеющий политического опыта комик Владимир Зеленский. Порошенко — олигарх, а за двумя другими также стоят олигархи со своими интересами. В декабре большинство экспертов прогнозировали, что во втором туре сойдутся Порошенко и Тимошенко. Но Зеленский, сатирик, никогда не занимавший высоких постов, зато сыгравший неподкупного президента на телевидении, внезапно обошел всех участников гонки после того, как в канун Нового года объявил, что идет на выборы (медиа-ход, который заставил бы даже такого талантливого популиста, как Дональд Трамп, позеленеть от зависти).
признают, что внешнюю политику Порошенко ведет неплохо, но даже самые горячие сторонники считают, что то, как он проводит реформы внутри страны, можно оценить лишь «на троечку». Предвыборная кампания Порошенко в 2014 году проходила под лозунгом «Жить по-новому». Он обещал «полную нетерпимость к коррупции», но не смог добиться впечатляющих результатов: ни один высокопоставленный мошенник не попал за решетку во время его правления, и эксперты утверждают, что коррупция вернулась на тот же уровень, на котором была до Майдана. Он вел агитацию на антикоррупционной платформе, но за время своего президентства только обогатился, тогда как его страна стала самой бедной в Европе. Хотя Порошенко занимал различные должности более двадцати лет, он весьма успешный бизнесмен. Формально он отдал свои предприятия в слепой трастовый фонд, но из некоторых источников известно, что, будучи президентом, он по-прежнему тратит несколько часов в день на управление своими делами.Пресса его раздражает, он проводит только одну ежегодную пресс-конференцию. И даже в этом случае отказывается отвечать на вопросы таких критически настроенных изданий, как Kyiv Post. Во время предвыборной кампании, однако, Порошенко снисходит до простых людей. В январе во время встречи с избирателями в Черкасской области он ответил человеку, который спросил, как президент будет бороться с коррупцией: «Иди в церковь, зажги свечу, ведь ты неверующий. И Господь тебя утешит» — уход от ответа в лучших традициях российского премьера Дмитрия Медведева.
Аналитики отмечают, что стратегия Порошенко со временем изменилась. В этом году его лозунги касались в основном армии, веры и украинского языка — довольно прозрачные послания жителям западной и центральной Украины, на поддержку которых он надеется, чтобы выйти во второй тур.
Помимо неуклюжей политики и пустых обещаний, переизбранию Порошенко угрожает недавний скандал с участием одного из его близких друзей. Решительно настроенная следственная группа обвинила Игоря Гладковского, сына заместителя главы Совета национальной безопасности и обороны Порошенко, в разработке схемы продажи контрабандных российских деталей украинским оборонным заводам по завышенным ценам. После этого старшего Гладковского отправили в отставку.
Еще одно недавнее решение суда может также повредить президенту. 26 февраля Конституционный суд Украины постановил, что статья уголовного кодекса о незаконном обогащении противоречит Конституции. Чиновники, которые владеют дорогими автомобилями и недвижимостью, но не могут показать официальный доход, достаточный для приобретения этих предметов роскоши, вышли сухими из воды. По меньшей мере шестьдесят пять дел против чиновников-коррупционеров были прекращены. Это выглядит не слишком хорошо.
Самые ярые сторонники Порошенко взяли на себя прессу, чтобы защитить его в жесткой предвыборной гонке. Они без устали твердят, что Запад любит Порошенко и что он единственный, кто может дать отпор президенту России Владимиру Путину и защитить Украину. В то время как второе утверждение спорно, первое попросту нелепо. Вот только самые последние примеры: 4 марта послы «Большой семерки» назвали решение Украины отменить наказание за незаконное обогащение «серьезным ударом по борьбе с коррупцией». А 5 марта посол США в Украине заявил, что «шанс на перемены, который только один раз за целое поколение получила Украина, (…) не привел к антикоррупционным или правовым реформам, которых украинцы ждут и которых они заслуживают».
Что касается внешней политики, здесь еще есть, о чем говорить. Порошенко открыто позиционирует себя как убежденного националиста, и, каковы бы ни были его недостатки во внутренних делах, у него, по крайней мере, есть реальный опыт ведения войны с Россией. Тимошенко, конечно, имела дело с Путиным, когда была премьер-министром, но газовая сделка, которая привела к ее тюремному сроку, подорвала ее репутацию. Некоторые даже подозревают, что она может попытаться заключить сделку с русскими по Крыму и Донбассу. Зеленский, со своей стороны, заявил, что он будет открыт для переговоров с Путиным, и пообещал организовать референдум по вопросу вхождения Украины в НАТО.
В реальности внешняя политика всех трех кандидатов наверняка будет ограничена общественным мнением: все трое будут волей-неволей пытаться продвинуть Украину в ЕС и НАТО и будут изо всех защищать целостность Украины на востоке. Страна, которая потеряла 13 тысяч человек из-за российской агрессии и у которой в распоряжении находится огромная хорошо подготовленная армия, не пойдет ни на какую сделку с Россией, а широкая поддержка НАТО по-прежнему остается фактом украинской политики.
Различия между кандидатами лежат в основном в сфере внутренней политики. Первостепенная задача следующего президента — провести переговоры по новому соглашению с Международным валютным фондом, иначе экономика будет сокращаться. В 2019 году наступает срок выплаты украинского долга времен Януковича.
На втором сроке Порошенко, вероятно, будет более консервативным и менее склонным к реформам. «Второй срок Порошенко будет гораздо хуже», — сказал мне бывший министр финансов Александр Данилюк. «Они [бизнес-сообщество] считают, что правление Порошенко — это стабильность, но на самом деле это застой». МВФ вот уже почти два года как прекратило выделять средства по предыдущему соглашению, заключенному при Порошенко, потому что страна не выполнила свои обязательства по реформам. Если все пойдет по-старому, большинство поправок в законодательстве, достигнутых после Майдана, будут сведены на нет, а многие отменены.
Внутреннюю политику Тимошенко также нетрудно предсказать. Ее команда подготовила обширный документ под названием «Новый курс Украины», который проанализировали экономисты. Ориентированная на реформы аналитическая платформа Vox Ukraine высмеяла ее экономическую программу за «смесь плагиата, полу-плагиата, несуществующих источников и ошибок». По сути, план ее план немногим лучше: Тимошенко выступает за массовые выплаты социального обеспечения и хочет сократить цены на газ для потребителей вдвое, чему активно противостоит Международный валютный фонд. Она говорит, что будет бороться с коррупцией, но накопившаяся за многие годы в публичном реестре информация о Тимошенко заставляет в этом усомниться.
Взгляды Зеленского на внутреннюю политику менее предсказуемы, но, учитывая то, что он имеет ничем не запятнанную репутацию и лидирует в опросах избирателей, три видных реформатора видят в его кандидатуре скорее возможности, чем угрозу. Упомянутый выше бывший министр финансов Александр Данилюк, бывший министр экономической торговли и развития Айварас Абромавичус, а также депутат и ранее занимавшийся журналистскими расследованиями Сергей Лещенко готовы ввести его в курс дела.
Абромавичус, инвестиционный банкир с безупречной репутацией, покинул администрацию Порошенко, поскольку, по его словам, на него оказывали давление, чтобы он нанял в качестве заместителя министра коррупционера. Банкир настаивал на деолигархизации экономики, массовой приватизации государственных предприятий и либерализации рынка земли. Абромавичус по своей природе человек осторожный, он не из тех, кто бездумно бросается поддерживать неопытного кандидата.
То, что Данилюк рассматривает возможность поддержки Зеленского, также довольно необычно. Когда Данилюк занимал пост министра, одним из его главных врагов был олигарх Игорь Коломойский, которому тогда принадлежал Приватбанк. В конце 2016 года Украина его национализировала, после того, как независимая проверка показала, что через Приватбанк проведена крупномасштабная афера на сумму 5,5 миллиардов долларов. Данилюк в целях безопасности перевез семью в Лондон. Для Данилюка поддержка Зеленского — это большой личный риск, но он, по всей видимости, достаточно уверен в этом кандидате, чтобы поддерживать его и дальше. «У всех так или иначе есть отношения с олигархами», — признал Данилюк.
Возможно, влияние реформаторов начинает сказываться. Зеленский озвучил несколько примечательных вещей, которые говорят о направлении, в котором развиваются его взгляды: он хочет лишить членов парламента неприкосновенности; он поддерживает новые антикоррупционные институты Украины; он пообещал навести порядок в Генеральной прокуратуре, которая, по всеобщему мнению, давно нуждается в реформах. В одном из немногочисленных интервью он даже прямо заявил, что не вернет Приватбанк Коломойскому и что перед законом все равны.
Засилье олигархов в Украине является реальным поводом для беспокойства. Коломойский и Порошенко, два титана украинской олигархии, стали заклятыми врагами за последние несколько лет, и люди небезосновательно подозревают, что Коломойский поддерживает и Тимошенко, и Зеленского, чтобы отомстить Порошенко. Нельзя отрицать, что телевизионные шоу и скетчи Зеленского выходят на телеканале Коломойского, что Тимошенко также дают эфирное время на этом канале, и что в шоу Зеленского стали агрессивно высмеивать Порошенко.
Картина далека от идеала, и эти выборы вряд ли внушают надежду. Украинцы настолько недовольны существующим положением дел, что могут запросто избрать опытного комика, у которого есть связи с известным олигархом. Большинство аналитиков также прогнозируют, что следующий парламент будет состоять из коалиции разрозненных партий, а это значит, что он будет хрупким и неустойчивым. Слишком мало оптимизма внушает новое правительство, которое сформируется в 2020 году.
Но, несмотря на мрачные перспективы, есть все основания для оптимизма в отношении долгосрочных перспектив Украины. И хотя сегодня украинцам приходится делать выбор в пользу меньшего зла, они постоянно высказывают недовольство тем, что им предлагают. Социологические опросы показывают, что они хотят видеть новые лица.
Только, похоже, эти новые лица никак не могут пробиться на политическую арену. Лечение будет трудным, но оно жизненно необходимо: Украине нужна реформа избирательной системы, ей нужно снять неприкосновенность с депутатов, избавить СМИ от зависимости от олигархов и выстроить настоящие политические партии.
Украинцы активно проявляют себя в публичном пространстве, и каждая реформа, которая была проведена после Майдана, является прямым результатом давления со стороны гражданского общества, западных правительств и международных финансовых институтов. Запад должен продолжать поддерживать активистов гражданского общества, которые сталкиваются с огромным давлением и угрозами физической расправы, а также небольшие, но влиятельные независимые службы средств массовой информации, такие как Радио Свободная Европа /Радио Свобода и Bihus.info.
Это не решит всех вопросов целиком и полностью — борьба за свободу Украины займт не один десяток лет.
Мелинда Хэринг — редактор блога Атлантического совета Ukraine Alert и старший научный сотрудник Института внешнеполитических исследований (FPRI).
Комментарии (0)