Асахи симбун (Япония): странное очарование азиатской России. Бурятия – центр буддизма в России - «Общество»

  • 12:01, 01-авг-2020
  • Россия / Культура / Новости дня / Большой Кавказ / Матчи / Общество
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанк«На улице минус 25 градусов. Особо не разгуляешься!» — вспоминает путешествие в Бурятию японская писательница Киёко Аихара. Она рассказала, чем ее впечатлила эта «окраина огромной России», что больше всего удивило и почему в регионе до сих пор можно встретить статуи Ленина.

Зимой нынешнего года еще до пандемии коронавируса мне посчастливилось совершить путешествие вокруг Байкала и познакомиться с его уникальной природой и богатой историей. В очередном очерке спешу поделиться своими впечатлениями с читателями.


Паломничество по буддистским монастырям Бурятии


Из села Тарбагатай, о котором я рассказывала в предыдущем очерке, и в котором проживает удивительный народ семейских — забайкальских старообрядцев, чья культура занесена ЮНЕСКО в список шедевров всемирного нематериального наследия человечества, возвратилась в столицу Республики Бурятия — Улан-Удэ, где совершила поездку по ряду буддистских монастырей — дацанов. Улан-Удэ — старинный торговый город, люди в котором начали активно селиться с XVII века. В отличие от Иркутска с его многочисленными православными храмами, характерной особенностью Улан-Удэ является наличие многих известных буддистских монастырей. На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия.


Огромная голова Ленина


На улице минус 25 градусов. Особо не разгуляешься!


На площади перед городской администрацией сразу бросается в глаза огромная каменная голова Ленина. Ее высота 7,7 метра, а вес — 42 тонны.



В 2001 году, когда я путешествовала по Санкт-Петербургу, остановившись у одной своей русской приятельницы, в этом славном городе и его окрестностях была в самом разгаре кампания по сносу памятников Ленину. А вот в Сибири они до сих пор встречаются довольно часто. У своих гидов в Иркутске, Листвянке и Улан-Удэ я спрашивала, отчего так происходит. Почему в Сибири толерантно относятся к памятникам Ленину? Ответы моих собеседников в основном сводились к следующему: «Нынешняя молодежь уже почти ничего не знает о Ленине. Не знает она и о его диктаторских методах правления. Поэтому здесь не особенно зацикливаются на обсуждении того, каким он был — плохим или хорошим. Памятники ему остаются как свидетельства истории». А когда я спрашивала о Ленине бурятов на улице, они отвечали мне: «Мы буддисты. В отличие от христиан, мы не проводим такой острой грани между белым и черным».


Буддистский монастырь Ринпоче Багша


На территории этого монастыря (в Бурятии буддистские монастыри часто называют дацанами), открытого в начале 2000 года, меня удивил одновременный звон колоколов, песнопения, своей мелодикой напоминающее григорианские гимны в римско-католической церкви, и постоянный гул от чтения множеством монахов священных мантр. Создалось впечатление, что этот дацан является неким местом пересечения Востока и Запада.


Рядом с лестницей, ведущей в центральный молельный зал, расположено странное скульптурное сооружение из мрамора, похожее на огромный персик. По форме оно чем-то напоминает традиционное жилище — круглую юрту бурятских кочевников. Но на самом деле это изображение популярного местного блюда «бууза», одной из разновидностей мант. По верованиям бурятов, оно связывается с достатком и благосостоянием в доме. Однако китайские туристы упорно твердят, что это персик. Я присмотрелась повнимательнее — точно, похоже формой на персик.


По буддистской традиции, сразу входить в молельный зал — дуган — нельзя. Перед этим нужно обойти его хотя бы один раз по специальной дорожке по часовой стрелке. Считается, что это приносит в душу верующего успокоение.


Вдоль дорожки расставлены специальные низкие воротца, напоминающие куриный насест. Когда, пригнувшись, проходишь под ними, то замечаешь множество ярких разноцветных лоскутков ткани, привязанных к воротцам.


С этими лоскутками связаны просьбы и пожелания верующих, с которыми они обращаются к Будде: «Пусть мой сын удачно женится», «Пусть исцелятся все больные в нашей семье» и так далее. Такие лоскутки с молитвами и пожеланиями можно встретить и в лесах Бурятии. Это дань вере в силу природы и шаманизм.


В центральном молельном зале монастыря Ринпоче Багша стоит статуя Золотого Будды. Это самое большое в России скульптурное изображение Будды Шакьямуни: шестиметровая статуя из бронзы целиком покрыта сусальным золотом. Изготовлена она в Пекине именитым мастером Гу Шиюанем, работы которого хорошо знают в Китае, Гонконге, Таиланде, Японии, Южной Корее.


22 февраля 2004 года в монастыре был проведен обряд освящения статуи.


Вскоре Далай-лама прислал из города Дхарамсала (Индия) священные реликвии для храма, чтобы заложить их внутрь статуи Золотого Будды.



Центр буддизма в России — Иволгинский дацан


В 25 минутах езды на автомашине от центра Улан-Удэ расположен Иволгинский буддистский монастырь. Он считается центром буддизма в России. Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину.


В Иволгинском монастыре перед входом в центральный молельный зал тоже нужно обойти его кругом и покрутить барабаны хурдэ. Внутри них лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что прокручивание этих барабанов равносильно молитве. Жилище монахов расположено рядом с тропой вокруг Храма. Люди со своими проблемами всегда могут обратиться к ламе.


Обходя молельный зал вокруг, мы познакомились с монахом по имени Цирин. Он был очень доброжелательным. Цирин рассказал, что заинтересовался буддизмом еще в детстве. Его отец, убежденный верующий, брал мальчика с собой в паломничества по монастырям. Мать Цирина утверждала, что видела Далай-ламу. «Учение Будды запрещает монахам жениться. Однако сейчас многие из нас создают семьи. У меня тоже есть семья», — рассказывает Цирин. Ламы же высокого ранга жениться не могут. Помимо прочего, 16 лет своей жизни они должны посвятить аскетической жизни в труднодоступной местности. «Так что я бросить эту суетную жизнь не могу», — улыбается монах.


Главное чудо Иволгинского монастыря — это лама Даша Доржо Итигэлов. Родился он в 1852 году, а в 1927 году добровольно впал в нирвану. Он создал труды по буддийской философии (их более 50) и оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам. Будучи уже глубоким старцем, он сел в позу лотоса и покинул свое тело, сказав своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы через 70 лет. Ученики выполнили его наставления и ныне, спустя уже столько лет после «смерти», лама Итигэлов по-прежнему сидит в лотосе в главном дугане (храме) Иволгинского дацана буквально как живой. В определенные дни к нему выстраиваются длинные очереди, желающих прикоснуться к святыне. Там происходят чудесные исцеления и сбываются заветные желания.


По словам нашего водителя, от Иволгинского монастырского комплекса до российской границы с Монголией всего 250 километров. Площадь Республики Бурятии составляет 90% от площади Японии. И вот здесь, на окраине огромной России, вглядываясь в столь похожие на японские черты бурятов, я вдруг ощутила неожиданную симпатию к этому маленькому народу.


© РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанк«На улице минус 25 градусов. Особо не разгуляешься!» — вспоминает путешествие в Бурятию японская писательница Киёко Аихара. Она рассказала, чем ее впечатлила эта «окраина огромной России», что больше всего удивило и почему в регионе до сих пор можно встретить статуи Ленина.Зимой нынешнего года еще до пандемии коронавируса мне посчастливилось совершить путешествие вокруг Байкала и познакомиться с его уникальной природой и богатой историей. В очередном очерке спешу поделиться своими впечатлениями с читателями. Паломничество по буддистским монастырям Бурятии Из села Тарбагатай, о котором я рассказывала в предыдущем очерке, и в котором проживает удивительный народ семейских — забайкальских старообрядцев, чья культура занесена ЮНЕСКО в список шедевров всемирного нематериального наследия человечества, возвратилась в столицу Республики Бурятия — Улан-Удэ, где совершила поездку по ряду буддистских монастырей — дацанов. Улан-Удэ — старинный торговый город, люди в котором начали активно селиться с XVII века. В отличие от Иркутска с его многочисленными православными храмами, характерной особенностью Улан-Удэ является наличие многих известных буддистских монастырей. На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия. Огромная голова Ленина На улице минус 25 градусов. Особо не разгуляешься! На площади перед городской администрацией сразу бросается в глаза огромная каменная голова Ленина. Ее высота 7,7 метра, а вес — 42 тонны. В 2001 году, когда я путешествовала по Санкт-Петербургу, остановившись у одной своей русской приятельницы, в этом славном городе и его окрестностях была в самом разгаре кампания по сносу памятников Ленину. А вот в Сибири они до сих пор встречаются довольно часто. У своих гидов в Иркутске, Листвянке и Улан-Удэ я спрашивала, отчего так происходит. Почему в Сибири толерантно относятся к памятникам Ленину? Ответы моих собеседников в основном сводились к следующему: «Нынешняя молодежь уже почти ничего не знает о Ленине. Не знает она и о его диктаторских методах правления. Поэтому здесь не особенно зацикливаются на обсуждении того, каким он был — плохим или хорошим. Памятники ему остаются как свидетельства истории». А когда я спрашивала о Ленине бурятов на улице, они отвечали мне: «Мы буддисты. В отличие от христиан, мы не проводим такой острой грани между белым и черным». Буддистский монастырь Ринпоче Багша На территории этого монастыря (в Бурятии буддистские монастыри часто называют дацанами), открытого в начале 2000 года, меня удивил одновременный звон колоколов, песнопения, своей мелодикой напоминающее григорианские гимны в римско-католической церкви, и постоянный гул от чтения множеством монахов священных мантр. Создалось впечатление, что этот дацан является неким местом пересечения Востока и Запада. Рядом с лестницей, ведущей в центральный молельный зал, расположено странное скульптурное сооружение из мрамора, похожее на огромный персик. По форме оно чем-то напоминает традиционное жилище — круглую юрту бурятских кочевников. Но на самом деле это изображение популярного местного блюда «бууза», одной из разновидностей мант. По верованиям бурятов, оно связывается с достатком и благосостоянием в доме. Однако китайские туристы упорно твердят, что это персик. Я присмотрелась повнимательнее — точно, похоже формой на персик. По буддистской традиции, сразу входить в молельный зал — дуган — нельзя. Перед этим нужно обойти его хотя бы один раз по специальной дорожке по часовой стрелке. Считается, что это приносит в душу верующего успокоение. Вдоль дорожки расставлены специальные низкие воротца, напоминающие куриный насест. Когда, пригнувшись, проходишь под ними, то замечаешь множество ярких разноцветных лоскутков ткани, привязанных к воротцам. С этими лоскутками связаны просьбы и пожелания верующих, с которыми они обращаются к Будде: «Пусть мой сын удачно женится», «Пусть исцелятся все больные в нашей семье» и так далее. Такие лоскутки с молитвами и пожеланиями можно встретить и в лесах Бурятии. Это дань вере в силу природы и шаманизм. В центральном молельном зале монастыря Ринпоче Багша стоит статуя Золотого Будды. Это самое большое в России скульптурное изображение Будды Шакьямуни: шестиметровая статуя из бронзы целиком покрыта сусальным золотом. Изготовлена она в Пекине именитым мастером Гу Шиюанем, работы которого хорошо знают в Китае, Гонконге, Таиланде, Японии, Южной Корее. 22 февраля 2004 года в монастыре был проведен обряд освящения статуи. Вскоре Далай-лама прислал из города Дхарамсала (Индия) священные реликвии для храма, чтобы заложить их внутрь статуи Золотого Будды. Центр буддизма в России — Иволгинский дацан В 25 минутах езды на автомашине от центра Улан-Удэ расположен Иволгинский буддистский монастырь. Он считается центром буддизма в России. Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. В Иволгинском монастыре перед входом в центральный молельный зал тоже нужно обойти его кругом и покрутить барабаны хурдэ. Внутри них лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что прокручивание этих барабанов равносильно молитве. Жилище монахов расположено рядом с тропой вокруг Храма. Люди со своими проблемами всегда могут обратиться к ламе. Обходя молельный зал вокруг, мы познакомились с монахом по имени Цирин. Он был очень доброжелательным. Цирин рассказал, что заинтересовался буддизмом еще в детстве. Его отец, убежденный верующий, брал мальчика с собой в паломничества по монастырям. Мать Цирина утверждала, что видела Далай-ламу. «Учение Будды запрещает монахам жениться. Однако сейчас многие из нас создают семьи. У меня тоже есть семья», — рассказывает Цирин. Ламы же высокого ранга жениться не могут. Помимо прочего, 16 лет своей жизни они должны посвятить аскетической жизни в труднодоступной местности. «Так что я бросить эту суетную жизнь не могу», — улыбается монах. Главное чудо Иволгинского монастыря — это лама Даша Доржо Итигэлов. Родился он в 1852 году, а в 1927 году добровольно впал в нирвану. Он создал труды по буддийской философии (их более 50) и оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам. Будучи уже глубоким старцем, он сел в позу лотоса и покинул свое тело, сказав своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы через 70 лет. Ученики выполнили его наставления и ныне, спустя уже столько лет после «смерти», лама Итигэлов по-прежнему сидит в лотосе в главном дугане (храме) Иволгинского дацана буквально как живой. В определенные дни к нему выстраиваются длинные очереди, желающих прикоснуться к святыне. Там происходят чудесные исцеления и сбываются заветные желания. По словам нашего водителя, от Иволгинского монастырского комплекса до российской границы с Монголией всего 250 километров. Площадь Республики Бурятии составляет 90% от площади Японии. И вот здесь, на окраине огромной России, вглядываясь в столь похожие на японские черты бурятов, я вдруг ощутила неожиданную симпатию к этому маленькому народу.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!