© РИА Новости | Перейти в фотобанкВ 2020 году исполняется 150 лет со дня завершения строительства железной дороги между Финляндией и Санкт-Петербургом, по которой теперь курсирует поезд «Аллегро». В статье рассказывается об истории ее создания, правилах обслуживания во времена Российской империи и современном состоянии.
Если бы сейчас было лето 1920 года, многие финны отправились бы отдыхать в Терийоки (сейчас — Зеленогорск, прим. перев.) на побережье Финского залива.
В «Финской Ривьере» финнов ждали бы больше 20 километров песчаного пляжа, морские курорты и большой выбор райских развлечений. Добраться до места можно было бы на поезде — из Хельсинки прямо на железнодорожный вокзал Терийоки.
Во время прогулки можно было бы заглянуть в красивые, уже немного обветшалые дачи, которые раньше принадлежали представителям высшего общества Санкт-Петербурга: князьям, графам, купцам и чиновникам. Их летний отдых в Терийоки был прерван Первой мировой войной.
Петербургская знать пришла в восторг от Терийоки раньше финнов — в 1870 году, когда была построена железная дорога от Риихимяки до Петербурга.
Из Петербурга нужно было куда-то выбираться на лето, и находящийся примерно в 50 километрах Терийоки с соседними поселками оказался отличным местом для летнего отдыха. Высший свет Санкт-Петербурга начал строить там дачи. В Куоккале решил построить дом художник Илья Репин.
Путь по железной дороге из Санкт-Петербурга до Терийоки занимал час. За движение поездов отвечали Железные дороги Финляндии (VR), поскольку император Александр II передал всю петербургскую железную дорогу на обслуживание финской стороне — вплоть до Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге.
Петербургская железная дорога оживила многие населенные пункты и их экономику, а также положительно повлияла на отношения соседей.
В сентябре петербургская железная дорога будет отмечать свое 150-летие. В этот юбилейный год в Финляндии и России много внимания уделяют железнодорожному сообщению между Санкт-Петербургом и Хельсинки, хотя большая часть мероприятий и была отменена из-за коронавируса.
В сентябре в Хельсинки откроется совместная выставка Финского транспортного агентства и Финского железнодорожного музея. «Хельсингин cаномат» (Helsingin Sanomat) получила возможность ознакомиться с экспонатами выставки заранее.
Большого торжества не было и 150 лет назад, когда железную дорогу ввели в эксплуатацию. Тогда Финляндия страдала от голода, вызванного неурожайными годами, и для строительства дороги использовали дешевую рабочую силу.
Стройка привлекала множество ослабленного голодом народа, что спровоцировало распространение эпидемий. Весной 1868 года болели больше 20% рабочих. У железной дороги строили для рабочих и больницы, и кладбища.
Точных данных о количестве жертв нет.
Самым активным периодом в строительстве железной дороги была осень 1868 года, когда в работах было задействовано больше 11 тысяч человек. Предложение рабочей силы превышало спрос, и поэтому платили скудно. Многим зарплаты не хватало даже на прокорм семьи.
Железную дорогу долго проектировали, но в итоге построили быстро — и выгоднее, чем рассчитывали. Затраты сократились в том числе из-за того, что станции решили построить из дерева — за исключением вокзала в Петербурге. Строительство финансировала Россия.
Железную дорогу строили в три этапа. Первый участок Риихимяки-Лахти был готов в 1869 году, следующий участок Выборг — Санкт-Петербург был построен в феврале 1870 года. Всю железную дорогу открыли для движения в день именин Александра II в сентябре 1870 года.
Участок Риихимяки-Хельсинки действовал уже с 1862 года.
Грандиозное торжество казалось неуместным из-за большого количества жертв во время строительства. Железную дорогу до Санкт-Петербурга в народе называли «дорогой на костях» и «голодной дорогой».
Император пожелал построить железную дорогу и в 1867 году дал указание на ее строительство. Россия была заинтересована в железной дороге по политическим и военным причинам. Дорога давала возможность быстро перебрасывать солдат с востока на запад.
В Первую мировую войну Финляндия стала для России важной «транзитной» страной, поскольку единственный железнодорожный путь, связывавший Россию с Европой, проходил через Финляндию — из Петербурга в финский Торнио. По петербургской дороге перевозили войска, раненых и боеприпасы.
В Финляндии строительство дороги обосновывалось экономическими причинами. Железная дорога означала рост и облегчение внешней торговли. Петербург был важным местом для торговли, и на поезде до города можно было быстро добраться круглый год.
Грузоперевозки стали основой работы всей дороги. За первые пять лет по дороге между Санкт-Петербургом и Финляндией перевозилось в среднем около 80 тысяч тонн груза в год.
Типичным пассажиром был финский земледелец, который ехал в Санкт-Петербург, чтобы продать масло и другие сельскохозяйственные товары.
Из Санкт-Петербурга в Хельсинки ехали в основном российские чиновники. Дорогой активно пользовались жители пригородов Петербурга. Финские железные дороги обслуживали пригородное сообщение вплоть до обретения Финляндией независимости.
Изначально путь из Хельсинки до Санкт-Петербурга длился ровно 14 часов, обратная дорога занимала на полчаса больше. Между Хельсинки и Санкт-Петербургом поезд совершал больше 30 остановок. Сейчас, когда движение вновь будет запущено, поезд «Аллегро» будет останавливаться восемь раз.
Одной из важнейших остановок был поселок Кайпиайнен (сейчас — часть города Коувола), где поезда выравнивали график в соответствии с разницей в часовых поясах. В ожидании поезда пассажиры заходили перекусить в ресторан в большом здании вокзала. Вагоны-рестораны появились в поездах только в 1912 году.
Позже в Коуволе появилась узловая станция для железной дороги Коувола — Иисалми. Кайпианен утратил свое значение и в итоге зачах. Коувола, в свою очередь, благодаря железной дороге расцвела.
После Зимней войны на петербургской железной дороге появилась станция Вайниккала. В мирных переговорах Финляндия утратила Карелию, а вместе с ней и 17% своих железных дорог.
Самый мощный скачок в железнодорожном сообщении между Финляндией и Санкт-Петербургом произошел в последние десять лет. Города стали еще ближе: путь сократился до трех с половиной часов.
Финский поезд «Сибелиус» и российский «Репин» были сняты в декабре 2010 года и заменены на сверхскоростной поезд «Аллегро» — совместный проект РЖД и Железных дорог Финляндии.
Пограничные проверки начали проводить в движущихся поездах, что потребовало от России изменений в законах.
Железная дорога всегда имела политическое значение. Первыми пассажирами «Аллегро» стали сторонники проекта скоростного железнодорожного сообщения президент Финляндии Тарья Халонен (Tarja Halonen) и премьер-министр России Владимир Путин. Халонен села в «Аллегро» в Хельсинки, Путин присоединился к финскому президенту в Выборге.
В апреле 2019 года СМИ России сообщали, что президент Финляндии Саули Ниинистё (Sauli Niinist?) прибыл в Санкт-Петербург в бизнес-классе обычного «Аллегро» — для участия в Арктическом форуме.
Для финнов одной из важнейших железнодорожных поездок была поездка посла и государственного советника Юхо Кусти Паасикиви (Juho Kusti Paasikivi) осенью 1939 года через Санкт-Петербург в Москву — для обсуждения территориальных требований СССР. Договоренность достигнута не была, и в ноябре началась Зимняя война.
Скоростные поезда укрепили отношения Финляндии и России — по крайней мере, в сфере туризма. До эпидемии коронавируса «Аллегро» установил новый рекорд. В 2019 году поезд перевез больше 550 тысяч пассажиров. В 2020 году Железные дороги Финляндии надеялись на новые рекорды.
Финнам уже по крайней мере десять лет рассказывают о сокровищах искусства Санкт-Петербурга и богатой городской культуре, но «восточная метрополия» по-прежнему ожидает роста числа финских туристов. Половина пассажиров «Аллегро» — русские, финнов — 30%, туристов — 20%.
Одной из причин небольшого числа финских туристов в «Аллегро» считают сложности с оформлением российской визы. Если верить неофициальным заявлениям главы Железных дорог Финляндии Виктории Хурри (Viktoria Hurri), вскоре будут введены послабления.
Хурри говорит, что в поездах «Аллегро» уже в этом году начнет действовать электронная виза, однако она будет платной — обойдется примерно в 35 евро.
В связи с эпидемией коронавируса поезда в Россию были отменены с марта. Хурри считает, что финская и российская сторона могут договориться об открытии границ примерно через две недели, и движение «Аллегро» возобновится — правда, поначалу поезда будут ходить реже.
Жители Петербурга уже ждут открытия границ — чтобы можно было ездить в Финляндию на выходные.
© РИА Новости | Перейти в фотобанкВ 2020 году исполняется 150 лет со дня завершения строительства железной дороги между Финляндией и Санкт-Петербургом, по которой теперь курсирует поезд «Аллегро». В статье рассказывается об истории ее создания, правилах обслуживания во времена Российской империи и современном состоянии.Если бы сейчас было лето 1920 года, многие финны отправились бы отдыхать в Терийоки (сейчас — Зеленогорск, прим. перев.) на побережье Финского залива. В «Финской Ривьере» финнов ждали бы больше 20 километров песчаного пляжа, морские курорты и большой выбор райских развлечений. Добраться до места можно было бы на поезде — из Хельсинки прямо на железнодорожный вокзал Терийоки. Во время прогулки можно было бы заглянуть в красивые, уже немного обветшалые дачи, которые раньше принадлежали представителям высшего общества Санкт-Петербурга: князьям, графам, купцам и чиновникам. Их летний отдых в Терийоки был прерван Первой мировой войной. Петербургская знать пришла в восторг от Терийоки раньше финнов — в 1870 году, когда была построена железная дорога от Риихимяки до Петербурга. Из Петербурга нужно было куда-то выбираться на лето, и находящийся примерно в 50 километрах Терийоки с соседними поселками оказался отличным местом для летнего отдыха. Высший свет Санкт-Петербурга начал строить там дачи. В Куоккале решил построить дом художник Илья Репин. Путь по железной дороге из Санкт-Петербурга до Терийоки занимал час. За движение поездов отвечали Железные дороги Финляндии (VR), поскольку император Александр II передал всю петербургскую железную дорогу на обслуживание финской стороне — вплоть до Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге. Петербургская железная дорога оживила многие населенные пункты и их экономику, а также положительно повлияла на отношения соседей. В сентябре петербургская железная дорога будет отмечать свое 150-летие. В этот юбилейный год в Финляндии и России много внимания уделяют железнодорожному сообщению между Санкт-Петербургом и Хельсинки, хотя большая часть мероприятий и была отменена из-за коронавируса. В сентябре в Хельсинки откроется совместная выставка Финского транспортного агентства и Финского железнодорожного музея. «Хельсингин cаномат» (Helsingin Sanomat) получила возможность ознакомиться с экспонатами выставки заранее. Большого торжества не было и 150 лет назад, когда железную дорогу ввели в эксплуатацию. Тогда Финляндия страдала от голода, вызванного неурожайными годами, и для строительства дороги использовали дешевую рабочую силу. Стройка привлекала множество ослабленного голодом народа, что спровоцировало распространение эпидемий. Весной 1868 года болели больше 20% рабочих. У железной дороги строили для рабочих и больницы, и кладбища. Точных данных о количестве жертв нет. Самым активным периодом в строительстве железной дороги была осень 1868 года, когда в работах было задействовано больше 11 тысяч человек. Предложение рабочей силы превышало спрос, и поэтому платили скудно. Многим зарплаты не хватало даже на прокорм семьи. Железную дорогу долго проектировали, но в итоге построили быстро — и выгоднее, чем рассчитывали. Затраты сократились в том числе из-за того, что станции решили построить из дерева — за исключением вокзала в Петербурге. Строительство финансировала Россия. Железную дорогу строили в три этапа. Первый участок Риихимяки-Лахти был готов в 1869 году, следующий участок Выборг — Санкт-Петербург был построен в феврале 1870 года. Всю железную дорогу открыли для движения в день именин Александра II в сентябре 1870 года. Участок Риихимяки-Хельсинки действовал уже с 1862 года. Грандиозное торжество казалось неуместным из-за большого количества жертв во время строительства. Железную дорогу до Санкт-Петербурга в народе называли «дорогой на костях» и «голодной дорогой». Император пожелал построить железную дорогу и в 1867 году дал указание на ее строительство. Россия была заинтересована в железной дороге по политическим и военным причинам. Дорога давала возможность быстро перебрасывать солдат с востока на запад. В Первую мировую войну Финляндия стала для России важной «транзитной» страной, поскольку единственный железнодорожный путь, связывавший Россию с Европой, проходил через Финляндию — из Петербурга в финский Торнио. По петербургской дороге перевозили войска, раненых и боеприпасы. В Финляндии строительство дороги обосновывалось экономическими причинами. Железная дорога означала рост и облегчение внешней торговли. Петербург был важным местом для торговли, и на поезде до города можно было быстро добраться круглый год. Грузоперевозки стали основой работы всей дороги. За первые пять лет по дороге между Санкт-Петербургом и Финляндией перевозилось в среднем около 80 тысяч тонн груза в год. Типичным пассажиром был финский земледелец, который ехал в Санкт-Петербург, чтобы продать масло и другие сельскохозяйственные товары. Из Санкт-Петербурга в Хельсинки ехали в основном российские чиновники. Дорогой активно пользовались жители пригородов Петербурга. Финские железные дороги обслуживали пригородное сообщение вплоть до обретения Финляндией независимости. Изначально путь из Хельсинки до Санкт-Петербурга длился ровно 14 часов, обратная дорога занимала на полчаса больше. Между Хельсинки и Санкт-Петербургом поезд совершал больше 30 остановок. Сейчас, когда движение вновь будет запущено, поезд «Аллегро» будет останавливаться восемь раз. Одной из важнейших остановок был поселок Кайпиайнен (сейчас — часть города Коувола), где поезда выравнивали график в соответствии с разницей в часовых поясах. В ожидании поезда пассажиры заходили перекусить в ресторан в большом здании вокзала. Вагоны-рестораны появились в поездах только в 1912 году. Позже в Коуволе появилась узловая станция для железной дороги Коувола — Иисалми. Кайпианен утратил свое значение и в итоге зачах. Коувола, в свою очередь, благодаря железной дороге расцвела. После Зимней войны на петербургской железной дороге появилась станция Вайниккала. В мирных переговорах Финляндия утратила Карелию, а вместе с ней и 17% своих железных дорог. Самый мощный скачок в железнодорожном сообщении между Финляндией и Санкт-Петербургом произошел в последние десять лет. Города стали еще ближе: путь сократился до трех с половиной часов. Финский поезд «Сибелиус» и российский «Репин» были сняты в декабре 2010 года и заменены на сверхскоростной поезд «Аллегро» — совместный проект РЖД и Железных дорог Финляндии. Пограничные проверки начали проводить в движущихся поездах, что потребовало от России изменений в законах. Железная дорога всегда имела политическое значение. Первыми пассажирами «Аллегро» стали сторонники проекта скоростного железнодорожного сообщения президент Финляндии Тарья Халонен (Tarja Halonen) и премьер-министр России Владимир Путин. Халонен села в «Аллегро» в Хельсинки, Путин присоединился к финскому президенту в Выборге. В апреле 2019 года СМИ России сообщали, что президент Финляндии Саули Ниинистё (Sauli Niinist?) прибыл в Санкт-Петербург в бизнес-классе обычного «Аллегро» — для участия в Арктическом форуме. Для финнов одной из важнейших железнодорожных поездок была поездка посла и государственного советника Юхо Кусти Паасикиви (Juho Kusti Paasikivi) осенью 1939 года через Санкт-Петербург в Москву — для обсуждения территориальных требований СССР. Договоренность достигнута не была, и в ноябре началась Зимняя война. Скоростные поезда укрепили отношения Финляндии и России — по крайней мере, в сфере туризма. До эпидемии коронавируса «Аллегро» установил новый рекорд. В 2019 году поезд перевез больше 550 тысяч пассажиров. В 2020 году Железные дороги Финляндии надеялись на новые рекорды. Финнам уже по крайней мере десять лет рассказывают о сокровищах искусства Санкт-Петербурга и богатой городской культуре, но «восточная метрополия» по-прежнему ожидает роста числа финских туристов. Половина пассажиров «Аллегро» — русские, финнов — 30%, туристов — 20%. Одной из причин небольшого числа финских туристов в «Аллегро» считают сложности с оформлением российской визы. Если верить неофициальным заявлениям главы Железных дорог Финляндии Виктории Хурри (Viktoria Hurri), вскоре будут введены послабления. Хурри говорит, что в поездах «Аллегро» уже в этом году начнет действовать электронная виза, однако она будет платной — обойдется примерно в 35 евро. В связи с эпидемией коронавируса поезда в Россию были отменены с марта. Хурри считает, что финская и российская сторона могут договориться об открытии границ примерно через две недели, и движение «Аллегро» возобновится — правда, поначалу поезда будут ходить реже. Жители Петербурга уже ждут открытия границ — чтобы можно было ездить в Финляндию на выходные.
Комментарии (0)