Турне Путина по Саудовской Аравии и ОАЭ: экономика не единственная причина (NoonPost, Египет) - «Новости»

  • 20:06, 15-окт-2019
  • Россия / Большой Кавказ / Экономика / Ростов-на-Дону / Интервью звёзд / СТАТЬИ / Общество / Мнения / Крым / Выборы / Видео / Статистика / Технологии / Военные действия / Новости дня
  • Edgarpo
  • 0

© REUTERS, Bandar Algaloud/Courtesy of Saudi Royal Court/Handout via REUTERSАвтор статьи отмечает явную экономическую направленность визита Путина в Саудовскую Аравию. Однако, по его мнению, экономика и многомиллионные инвестиции – не основная причина, зачем Путин приехал в Эр-Рияд. Как иранский фактор способствует сближению двух стран, и как американцы сыграли на руку Москве?

В понедельник впервые за последние 12 лет президент России Владимир Путин вылетел в столицу Саудовской Аравии Эр-Рияд с государственным визитом. В планах также посетить ОАЭ.


Тур начался через четыре года после вмешательства России в Сирию. Москва стала главным регулятором региональных конфликтов именно в тот момент, когда на Ближнем Востоке образовались трещины на нескольких уровнях. Это и обострение ситуации с Ираном, и ухудшение положения в Йемене.


Можно отметить ярко выраженную экономическую направленность визита, что отражено в графике российского президента — было подписано несколько экономических соглашений. Однако есть и другие не менее важные аспекты, где главную роль играет саудовское разочарование американским союзником, который продолжает тянуть деньги из Эр-Рияда и всего Персидского залива в обмен на гарантии в области безопасности, на деле не защищающие страну от внешних нападений.


Подписано 30 соглашений


Как заявила Москва, в ходе визита Саудовская Аравия и российская сторона должны были подписать 30 соглашений, в том числе 10 торговых договоров и сделок по инвестициям, в попытке придать импульс инвестиционному сотрудничеству. По мнению многих экспертов, общий объём инвестиций пока скромный, несмотря на создание Российским фондом прямых инвестиций и Саудовским суверенным фондом совместного фонда объемом 10 миллиардов долларов.


Российская сторона стремится получить эксклюзивные контракты в области строительства, нефти, газа и производства халяльной продукции в надежде открыть больше новых инвестиционных «окон» после введения западных санкций из-за аннексии Крыма в 2014 году, войны на востоке Украины, а также вмешательства в американские выборы в 2016 году.


Нефтяное досье является главным вопросом, где сторон объединяет прагматичный подход, о чем свидетельствует относительный прогресс, достигнутый в последние годы благодаря их сотрудничеству в этой области. На фоне значительного снижения цен на нефть в конце 2014 и 2015 годов две страны, добывающие совместно более четверти всего чёрного золота в мире, провели долгие переговоры между членами ОПЕК и независимыми производителями нефти.


В 2016 году усилия двух стран привели к заключению исторического соглашения о сокращении добычи нефти, которое помогло поднять цены. Это соглашение продлевалось несколько раз, и кажется, чрезмерная зависимость обеих сторон от нефтяных доходов, совпавшая с обвалом цен в очень непростой исторический период, подтолкнула обе стороны найти общую точку, несмотря на политические разногласия по ряду вопросов.


В преддверии визита в Эр-Рияд Путин дал интервью ряду российских и саудовских СМИ, рассказав об отношениях двух стран и перспективах их развития. По словам Путина, российская компания «Сибур Холдинг» рассматривает возможность строительства нефтехимического комплекса в Саудовской Аравии. Это инвестиционный проект стоимостью более одного миллиарда долларов.


«Нам еще многое предстоит сделать в экономической сфере, но темпы сотрудничества можно назвать хорошими. В прошлом году товарооборот вырос на 15%. В первой половине этого года рост достиг 28%», — сообщил президент, также упомянув о совместном инвестиционном фонде объемом 10 миллиардов долларов для финансирования совместных предприятий.


Объем торгового оборота между двумя странами не больше одного миллиарда долларов, в то время как королевство занимает 68-е место среди торговых партнеров России с долей, не превышающей 0,25% внешней торговли страны, по сравнению с 70 миллиардами долларов — объемом торгового оборота между Саудовской Аравией и США.


Несмотря на подписание почти 14 экономических соглашений в ходе визита саудовского короля Салмана в Москву в 2017 году, достигнутые результаты не были удовлетворительными, по крайней мере, для российской стороны. Сегодня Москва пытается улучшить сложившуюся ситуацию.


Военное сотрудничество


Москва хорошо осведомлена о масштабах военного сотрудничества между Эр-Риядом и Вашингтоном, однако она не теряет надежды получить часть из тех миллиардов долларов королевства, которые идут на вооружение. Россия вскользь намекала на это после атак на два нефтяных объекта в Саудовской Аравии, когда стало ясно, что американский военный зонтик в Персидском заливе больше не работает.


Находясь в сердце турецкой столицы в присутствии президента Ирана Хасана Роухани, Путин подчеркнул готовность своей страны помочь Эр-Рияду и предоставить необходимые технологии для обеспечения безопасности саудовских границ. По его словам, мудрым решением для руководства Саудовской Аравии будет последовать примеру Ирана, купившего у России систему С-300, и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, купившего систему С-400, поскольку это вооружение сможет защитить любой объект в королевстве.


Как отмечают эксперты, Эр-Рияду трудно сделать такой шаг из-за страха перед американцами, и маловероятно, по крайней мере, на данный момент, что Россия заменит Соединенные Штаты в качестве главного экспортера оружия в Саудовскую Аравию. Как следствие, ожидается, что сделки с Москвой ограничатся некоторыми военными транспортными средствами и оружием. Тем не менее, российская сторона останется в выигрыше, ведь разговоры об экспорте систем ПВО в Саудовскую Аравию — это бесплатная реклама ее оружия.


Российская стратегия на этом направлении выходит за рамки продажи вооружений. В июне, когда разгорелась война танкеров, превратившая Ближний Восток и Персидский залив в пороховую бочку, которая способна взорваться в любой момент, специальный представитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки и заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов представил разработанный Москвой проект. Он отражает российское видение касательно путей обеспечения безопасности в Персидском заливе на два десятилетия.


Как заметил Богданов, цель его страны — запустить диалог по данной инициативе, состоящей из пяти пунктов. Он предложил начать двусторонние и многосторонние консультации в Совете Безопасности ООН, Лиге арабских государств, Организации Исламская конференция и Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива. По результатам этих консультаций будет создана рабочая группа, которая подготовит международную конференцию по безопасности и сотрудничеству в регионе Персидского залива.


Линии политического конфликта


Российский прагматизм может быть причиной того, что Путин избегает спорных вопросов с Саудовской Аравией, тем более, что таковых может оказаться намного больше, чем общих точек. Особенно актуально это в отношении йеменского и сирийского досье, в отличие от ситуации в области прав человека, которая делает королевство легкой добычей для стрел международного сообщества.


Москва старается не критиковать напрямую нарушения со стороны вооруженных сил возглавляемой Саудовской Аравией коалиции в Йемене. Несмотря на относительную политическую гармонию между русскими и Тегераном, она чувствует защищенность от конфликтов на этом небольшом географическом пространстве, способных затронуть ее интересы и даже повлиять на международную репутацию.


Россия закрывает глаза на позицию королевства по сирийскому конфликту. К тому же Саудовская Аравия практически перестала в нем участвовать, оставив все своему союзнику — Соединенным Штатам. Нынешний визит может способствовать достижению взаимопонимания по Сирии: вопросу политического урегулирования, послевоенного восстановления и возвращения беженцев.


Россия, объявив о завершении большей части своих военных операций и постепенном переходе к политическому урегулированию, теперь остро нуждается в поддержке государств Персидского залива для вливания десятков миллиардов долларов в дорогостоящие проекты по реконструкции, которые союзники сирийского режима не могут себе позволить.


Позиция России в отношении Тегерана является одним из главных препятствий на пути расширения сотрудничества между Москвой и Эр-Риядом. Однако российской стороне удалось сделать шаг вперед, когда появилась некоторая напряжённость в отношениях с ее иранским союзником. Это оказало положительное влияние на перспективы сотрудничества России и стран Персидского залива.


Региональная роль, которую россияне играли в последние годы, особенно на сирийской территории, превратила Москву в «киблу» (в данном контексте имеется в виду «ориентир» — прим. ред.) для многих ближневосточных держав, стремящихся расширить свое влияние. Поскольку Иран имеет наибольшие выгоды от альянса с русскими, Саудовская Аравия также стремится уравновесить отношения с Москвой, особенно в свете разногласий с американской администрацией.


Путинская мечта о лидерстве


В статье под названием «Достойный лидер Ближнего Востока — Владимир Путин!» эксперт в области мировой экономики Ибрагим Навар оценил усилия российского президента на пути обретения лидерства в регионе. По его мнению, Ближний Восток долго искал своего лидера в лице Путина. Не важно, араб это будет или нет, из ближневосточного региона или любого другого. Важно, чтобы он смог сплотить мировое сообщество вокруг проблем на Ближнем Востоке.


Эксперт считает, что за несколько лет, начиная с 2015 года, российскому президенту удалось собрать в своих руках все самые важные карты политической игры на Ближнем Востоке. Сначала он сумел отстранить США от управления регионом, убедил Трампа вывести свои войска из Сирии, заявив, что выиграл в войне с терроризмом, и больше нет никаких оснований оставаться в стране. Он проложил путь к созданию прочного альянса с Ираном, простирающегося от Персидского залива до восточного Средиземноморья, и нашел путь в Саудовскую Аравию через каналы оружия и нефти, на Западный берег через Абу-Мазена и к Израилю благодаря двум миллионам мигрантов российского происхождения.


Таким образом, нынешний визит поможет помочь сбыться мечте российского президента — мечте стать лидером региона после многих лет отчуждения. И несмотря на препятствия, возникающие на его пути, особенно на внутреннем уровне, мы наблюдаем явное желание Москвы постепенно выбить почву из-под ног американцев. Желание стран Персидского залива найти альтернативу американскому союзнику — хорошее подспорье для российского президента.


© REUTERS, Bandar Algaloud/Courtesy of Saudi Royal Court/Handout via REUTERSАвтор статьи отмечает явную экономическую направленность визита Путина в Саудовскую Аравию. Однако, по его мнению, экономика и многомиллионные инвестиции – не основная причина, зачем Путин приехал в Эр-Рияд. Как иранский фактор способствует сближению двух стран, и как американцы сыграли на руку Москве?В понедельник впервые за последние 12 лет президент России Владимир Путин вылетел в столицу Саудовской Аравии Эр-Рияд с государственным визитом. В планах также посетить ОАЭ. Тур начался через четыре года после вмешательства России в Сирию. Москва стала главным регулятором региональных конфликтов именно в тот момент, когда на Ближнем Востоке образовались трещины на нескольких уровнях. Это и обострение ситуации с Ираном, и ухудшение положения в Йемене. Можно отметить ярко выраженную экономическую направленность визита, что отражено в графике российского президента — было подписано несколько экономических соглашений. Однако есть и другие не менее важные аспекты, где главную роль играет саудовское разочарование американским союзником, который продолжает тянуть деньги из Эр-Рияда и всего Персидского залива в обмен на гарантии в области безопасности, на деле не защищающие страну от внешних нападений. Подписано 30 соглашений Как заявила Москва, в ходе визита Саудовская Аравия и российская сторона должны были подписать 30 соглашений, в том числе 10 торговых договоров и сделок по инвестициям, в попытке придать импульс инвестиционному сотрудничеству. По мнению многих экспертов, общий объём инвестиций пока скромный, несмотря на создание Российским фондом прямых инвестиций и Саудовским суверенным фондом совместного фонда объемом 10 миллиардов долларов. Российская сторона стремится получить эксклюзивные контракты в области строительства, нефти, газа и производства халяльной продукции в надежде открыть больше новых инвестиционных «окон» после введения западных санкций из-за аннексии Крыма в 2014 году, войны на востоке Украины, а также вмешательства в американские выборы в 2016 году. Нефтяное досье является главным вопросом, где сторон объединяет прагматичный подход, о чем свидетельствует относительный прогресс, достигнутый в последние годы благодаря их сотрудничеству в этой области. На фоне значительного снижения цен на нефть в конце 2014 и 2015 годов две страны, добывающие совместно более четверти всего чёрного золота в мире, провели долгие переговоры между членами ОПЕК и независимыми производителями нефти. В 2016 году усилия двух стран привели к заключению исторического соглашения о сокращении добычи нефти, которое помогло поднять цены. Это соглашение продлевалось несколько раз, и кажется, чрезмерная зависимость обеих сторон от нефтяных доходов, совпавшая с обвалом цен в очень непростой исторический период, подтолкнула обе стороны найти общую точку, несмотря на политические разногласия по ряду вопросов. В преддверии визита в Эр-Рияд Путин дал интервью ряду российских и саудовских СМИ, рассказав об отношениях двух стран и перспективах их развития. По словам Путина, российская компания «Сибур Холдинг» рассматривает возможность строительства нефтехимического комплекса в Саудовской Аравии. Это инвестиционный проект стоимостью более одного миллиарда долларов. «Нам еще многое предстоит сделать в экономической сфере, но темпы сотрудничества можно назвать хорошими. В прошлом году товарооборот вырос на 15%. В первой половине этого года рост достиг 28%», — сообщил президент, также упомянув о совместном инвестиционном фонде объемом 10 миллиардов долларов для финансирования совместных предприятий. Объем торгового оборота между двумя странами не больше одного миллиарда долларов, в то время как королевство занимает 68-е место среди торговых партнеров России с долей, не превышающей 0,25% внешней торговли страны, по сравнению с 70 миллиардами долларов — объемом торгового оборота между Саудовской Аравией и США. Несмотря на подписание почти 14 экономических соглашений в ходе визита саудовского короля Салмана в Москву в 2017 году, достигнутые результаты не были удовлетворительными, по крайней мере, для российской стороны. Сегодня Москва пытается улучшить сложившуюся ситуацию. Военное сотрудничество Москва хорошо осведомлена о масштабах военного сотрудничества между Эр-Риядом и Вашингтоном, однако она не теряет надежды получить часть из тех миллиардов долларов королевства, которые идут на вооружение. Россия вскользь намекала на это после атак на два нефтяных объекта в Саудовской Аравии, когда стало ясно, что американский военный зонтик в Персидском заливе больше не работает. Находясь в сердце турецкой столицы в присутствии президента Ирана Хасана Роухани, Путин подчеркнул готовность своей страны помочь Эр-Рияду и предоставить необходимые технологии для обеспечения безопасности саудовских границ. По его словам, мудрым решением для руководства Саудовской Аравии будет последовать примеру Ирана, купившего у России систему С-300, и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, купившего систему С-400, поскольку это вооружение сможет защитить любой объект в королевстве. Как отмечают эксперты, Эр-Рияду трудно сделать такой шаг из-за страха перед американцами, и маловероятно, по крайней мере, на данный момент, что Россия заменит Соединенные Штаты в качестве главного экспортера оружия в Саудовскую Аравию. Как следствие, ожидается, что сделки с Москвой ограничатся некоторыми военными транспортными средствами и оружием. Тем не менее, российская сторона останется в выигрыше, ведь разговоры об экспорте систем ПВО в Саудовскую Аравию — это бесплатная реклама ее оружия. Российская стратегия на этом направлении выходит за рамки продажи вооружений. В июне, когда разгорелась война танкеров, превратившая Ближний Восток и Персидский залив в пороховую бочку, которая способна взорваться в любой момент, специальный представитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки и заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов представил разработанный Москвой проект. Он отражает российское видение касательно путей обеспечения безопасности в Персидском заливе на два десятилетия. Как заметил Богданов, цель его страны — запустить диалог по данной инициативе, состоящей из пяти пунктов. Он предложил начать двусторонние и многосторонние консультации в Совете Безопасности ООН, Лиге арабских государств, Организации Исламская конференция и Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива. По результатам этих консультаций будет создана рабочая группа, которая подготовит международную конференцию по безопасности и сотрудничеству в регионе Персидского залива. Линии политического конфликта Российский прагматизм может быть причиной того, что Путин избегает спорных вопросов с Саудовской Аравией, тем более, что таковых может оказаться намного больше, чем общих точек. Особенно актуально это в отношении йеменского и сирийского досье, в отличие от ситуации в области прав человека, которая делает королевство легкой добычей для стрел международного сообщества. Москва старается не критиковать напрямую нарушения со стороны вооруженных сил возглавляемой Саудовской Аравией коалиции в Йемене. Несмотря на относительную политическую гармонию между русскими и Тегераном, она чувствует защищенность от конфликтов на этом небольшом географическом пространстве, способных затронуть ее интересы и даже повлиять на международную репутацию. Россия закрывает глаза на позицию королевства по сирийскому конфликту. К тому же Саудовская Аравия практически перестала в нем участвовать, оставив все своему союзнику — Соединенным Штатам. Нынешний визит может способствовать достижению взаимопонимания по Сирии: вопросу политического урегулирования, послевоенного восстановления и возвращения беженцев. Россия, объявив о завершении большей части своих военных операций и постепенном переходе к политическому урегулированию, теперь остро нуждается в поддержке государств Персидского залива для вливания десятков миллиардов долларов в дорогостоящие проекты по реконструкции, которые союзники сирийского режима не могут себе позволить. Позиция России в отношении Тегерана является одним из главных препятствий на пути расширения сотрудничества между Москвой и Эр-Риядом. Однако российской стороне удалось сделать шаг вперед, когда появилась некоторая напряжённость в отношениях с ее иранским союзником. Это оказало положительное влияние на перспективы сотрудничества России и стран Персидского залива. Региональная роль, которую россияне играли в последние годы, особенно на сирийской территории, превратила Москву в «киблу» (в данном контексте имеется в виду «ориентир» — прим. ред.) для многих ближневосточных держав, стремящихся расширить свое влияние. Поскольку Иран имеет наибольшие выгоды от альянса с русскими, Саудовская Аравия также стремится уравновесить отношения с Москвой, особенно в свете разногласий с американской администрацией. Путинская мечта о лидерстве В статье под названием «Достойный лидер Ближнего Востока — Владимир Путин!» эксперт в области мировой экономики Ибрагим Навар оценил усилия российского президента на пути обретения лидерства в регионе. По его мнению, Ближний Восток долго искал своего лидера в лице Путина. Не важно, араб это будет или нет, из ближневосточного региона или любого другого. Важно, чтобы он смог сплотить мировое сообщество вокруг проблем на Ближнем Востоке. Эксперт считает, что за несколько лет, начиная с 2015 года, российскому президенту удалось собрать в своих руках все самые важные карты политической игры на Ближнем Востоке. Сначала он сумел отстранить США от управления регионом, убедил Трампа вывести свои войска из Сирии, заявив, что выиграл в войне с терроризмом, и больше нет никаких оснований оставаться в стране. Он проложил путь к созданию прочного альянса с Ираном, простирающегося от Персидского залива до восточного Средиземноморья, и нашел путь в Саудовскую Аравию через каналы оружия и нефти, на Западный берег через Абу-Мазена и к Израилю благодаря двум миллионам мигрантов российского


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!