Helsingin Sanomat (Финляндия): противоречивая Россия — бесконечно интересная тема для финского культуролога - «Общество»

  • 00:36, 27-сен-2019
  • Россия / Спорт / Общество / Мнения / Политика / Культура / Новости дня / Статистика / Видео / Европа / Большой Кавказ / Здоровье
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Рамиль Ситдиков | Перейти в фотобанкФинский культуролог, родившаяся в Хельсинки в 1969 году, рассказывает о своем детстве, о матери, корни которой в Ленинграде, об отце родом из утраченной финнами Карелии, и о том, где и почему она заинтересовалась такой темой, как хулиганство в советском обществе и его политическое значение.

По мнению Янис-Исокангас, у хулиганства в России вновь появляется политическое значение, в том числе, благодаря «Пусси Райот» (Pussy Riot). «Хулиганство — своего рода мятеж, при помощи которого подвергают сомнению ценности и нормы или нарушают их. Такие действия типичны для искусства».


Это заметил бы даже ребенок. Противоречие. Разговоры взрослых за столом сильно отличались от того, что рассказывали в более официальной форме в газетах и по телевидению.


Ира Янис-Исокангас (Ira J?nis-Isokangas) родилась в Хельсинки, но корни ее матери — в Ленинграде. Семья часто ездила в Ленинград, чтобы встретиться с родственниками и друзьями.


Янис-Исокангас училась в школе, когда заметила необычную деталь: публично и в личных беседах о Советском Союзе говорили по-разному.


«Я поняла, что можно говорить, а что — нет. Моя мама говорила с друзьями о Сталине, трудовых лагерях и лесной промышленности. Над советскими руководителями насмехались», — вспоминает Янис-Исокангас.



В то же время в Финляндии 1970-х годов нередко рассуждали о том, как идут «дела у соседа»: Советский Союз представляли как мощную промышленную и сельскохозяйственную державу, а также место, в котором люди с радостью строят совместный быт.


История и судьбы людей привлекали Янис-Исокангас. Как и Ленинград, который был для нее колыбелью изящного балета, музеев и искусства.


Русская культура всегда присутствовала в семье Янис-Исокангас.


Мать была из Советского Союза, отец — из утраченной финнами Карелии, в кругу друзей было много людей родом из Выборга или его окрестностей. Янис-Исокангас ходила в русско-финский детский сад и школу.


«Разная культура, разные истины и нравы всегда меня интересовали. Однако я не думала, что буду заниматься русским языком и литературой».


Взвесив разные варианты, Янис-Исокангас все же начала изучать русский язык и литературу в Университете Хельсинки.


На языковой практике в Тарту в 1992 году она заинтересовалась культурной антропологией и вскоре сделала ее главной темой своего обучения. Спустя два года Янис-Исокангас поехала по студенческому обмену в Москву. Там, в свою очередь, вновь проснулся интерес к политике и истории России.


Окончив магистратуру в 1998 году, Янис-Исокангас сразу начала работать в Институте внешней политики Финляндии. Там она стала участвовать в проекте «Россия 2000», который изучал перспективы развития отношений стран.


«Было здорово стать частью академического сообщества. Это открыло для меня путь, которым я иду до сих пор. Тогда я решила продолжить изучать историю и позже защитила диссертацию в Тампере в 2016 году о хулиганстве в Советском Союзе в 1920-е годы».


Для Янис-Исокангас Россия — такая же страна, как и любая другая. Она считает мистификацию России нелепой. Этим занимаются не только иностранцы, но и сами россияне.


«Мистификация не является ключом к пониманию. У нас есть большой период общей истории, и чем лучше мы будем знать Россию, тем лучше у нас получится с ней работать. Лучше всего познакомиться с Россией можно, изучая ее язык и историю. Еще одна хорошая идея — поехать в Россию учиться по обмену».


По словам Исокангас, важно, чтобы Россию изучали не только сами россияне, но и иностранные специалисты.


«Тогда можно будет следить за тем, чтобы исследования и трактовки нашей общей истории появлялись в форме научных трудов и были всем доступны».


Одна из главных тем, которые изучает Янис-Исокангас — хулиганство в советском обществе в 1920-е годы.


Это слово встречается в ежемесячных отчетах тайной полиции, которые она изучила во время работы в проекте Академии Финляндии.


«В детстве хулиганство означало для меня озорство. Я хотела узнать, что под этим понятием подразумевала тайная полиция, какое значение это понятие получило по ходу истории, и какое значение оно имеет сейчас».


В революционные 1905-1906 годы политизированное понятие хулиганства в России было расширено и означало непрямое сопротивление. В 1920-е годы хулиганство стало названием преступления, за которое можно было попасть в тюрьму или лагерь.


В современной истории, по мнению Янис-Исокангас, есть примеры того, что у хулиганства вновь появилось политическое значение — особенно после того внимания, которое получил поступок «Пусси Райот» в 2012 году.



«Хулиганство — своего рода мятеж, при помощи которого подвергают сомнению ценности и нормы или нарушают их. Такие действия типичны для искусства».


Янис-Исокангас говорит, что порой в своих исследованиях она перескакивает с темы на тему. Причина в том, что она легко увлекается новым. Увлеченность проявляется и вне академической жизни: два года назад она начала заниматься фехтованием на рапирах.


«Я в шутку занималась фехтованием со своим сыном, когда он был маленьким. Он несколько лет увлекался спортивным фехтованием, а когда закончил, я решила начать заниматься сама».


Сейчас Янис-Исокангас занимается фехтованием с коллегой. В этом виде спорта ей особенно нравятся танцевальные и ритмичные движения.


«Кто-то описал фехтование как шахматы с участием людей. Я считаю этот вид спорта очень красивым. Когда занимаешься фехтованием, время останавливается».


Кто?


Ира Янис-Исокангас (Ira J?nis-Isokangas)


Родилась в Хельсинки в 1969 году.


Окончила лицей Аппила в 1988 году. Магистр (культурная антропология), Университет Хельсинки, 1998 год. Доктор (история), Университет Тампере, 2016 год. Руководитель образовательных программ в Александровском институте при Университете Хельсинки с 2006 года. С 2002 по 2006 год — координатор государственной исследовательской школы, занимающейся вопросами России и Восточной Европы.


Исследователь Института внешней политики с 1999 по 2000 год, исследователь Института Карелии при Университете Восточной Финляндии с 2011 по 2012 год.


Член правления Общества исследований России и Восточной Европы с 2016 года.


Увлекается плаванием, фехтованием и теннисом. Интересуется японской и корейской литературой.


Замужем, есть сын.


27 сентября исполнится 50 лет, отметит юбилей в путешествии.


© РИА Новости, Рамиль Ситдиков | Перейти в фотобанкФинский культуролог, родившаяся в Хельсинки в 1969 году, рассказывает о своем детстве, о матери, корни которой в Ленинграде, об отце родом из утраченной финнами Карелии, и о том, где и почему она заинтересовалась такой темой, как хулиганство в советском обществе и его политическое значение.По мнению Янис-Исокангас, у хулиганства в России вновь появляется политическое значение, в том числе, благодаря «Пусси Райот» (Pussy Riot). «Хулиганство — своего рода мятеж, при помощи которого подвергают сомнению ценности и нормы или нарушают их. Такие действия типичны для искусства». Это заметил бы даже ребенок. Противоречие. Разговоры взрослых за столом сильно отличались от того, что рассказывали в более официальной форме в газетах и по телевидению. Ира Янис-Исокангас (Ira J?nis-Isokangas) родилась в Хельсинки, но корни ее матери — в Ленинграде. Семья часто ездила в Ленинград, чтобы встретиться с родственниками и друзьями. Янис-Исокангас училась в школе, когда заметила необычную деталь: публично и в личных беседах о Советском Союзе говорили по-разному. «Я поняла, что можно говорить, а что — нет. Моя мама говорила с друзьями о Сталине, трудовых лагерях и лесной промышленности. Над советскими руководителями насмехались», — вспоминает Янис-Исокангас. В то же время в Финляндии 1970-х годов нередко рассуждали о том, как идут «дела у соседа»: Советский Союз представляли как мощную промышленную и сельскохозяйственную державу, а также место, в котором люди с радостью строят совместный быт. История и судьбы людей привлекали Янис-Исокангас. Как и Ленинград, который был для нее колыбелью изящного балета, музеев и искусства. Русская культура всегда присутствовала в семье Янис-Исокангас. Мать была из Советского Союза, отец — из утраченной финнами Карелии, в кругу друзей было много людей родом из Выборга или его окрестностей. Янис-Исокангас ходила в русско-финский детский сад и школу. «Разная культура, разные истины и нравы всегда меня интересовали. Однако я не думала, что буду заниматься русским языком и литературой». Взвесив разные варианты, Янис-Исокангас все же начала изучать русский язык и литературу в Университете Хельсинки. На языковой практике в Тарту в 1992 году она заинтересовалась культурной антропологией и вскоре сделала ее главной темой своего обучения. Спустя два года Янис-Исокангас поехала по студенческому обмену в Москву. Там, в свою очередь, вновь проснулся интерес к политике и истории России. Окончив магистратуру в 1998 году, Янис-Исокангас сразу начала работать в Институте внешней политики Финляндии. Там она стала участвовать в проекте «Россия 2000», который изучал перспективы развития отношений стран. «Было здорово стать частью академического сообщества. Это открыло для меня путь, которым я иду до сих пор. Тогда я решила продолжить изучать историю и позже защитила диссертацию в Тампере в 2016 году о хулиганстве в Советском Союзе в 1920-е годы». Для Янис-Исокангас Россия — такая же страна, как и любая другая. Она считает мистификацию России нелепой. Этим занимаются не только иностранцы, но и сами россияне. «Мистификация не является ключом к пониманию. У нас есть большой период общей истории, и чем лучше мы будем знать Россию, тем лучше у нас получится с ней работать. Лучше всего познакомиться с Россией можно, изучая ее язык и историю. Еще одна хорошая идея — поехать в Россию учиться по обмену». По словам Исокангас, важно, чтобы Россию изучали не только сами россияне, но и иностранные специалисты. «Тогда можно будет следить за тем, чтобы исследования и трактовки нашей общей истории появлялись в форме научных трудов и были всем доступны». Одна из главных тем, которые изучает Янис-Исокангас — хулиганство в советском обществе в 1920-е годы. Это слово встречается в ежемесячных отчетах тайной полиции, которые она изучила во время работы в проекте Академии Финляндии. «В детстве хулиганство означало для меня озорство. Я хотела узнать, что под этим понятием подразумевала тайная полиция, какое значение это понятие получило по ходу истории, и какое значение оно имеет сейчас». В революционные 1905-1906 годы политизированное понятие хулиганства в России было расширено и означало непрямое сопротивление. В 1920-е годы хулиганство стало названием преступления, за которое можно было попасть в тюрьму или лагерь. В современной истории, по мнению Янис-Исокангас, есть примеры того, что у хулиганства вновь появилось политическое значение — особенно после того внимания, которое получил поступок «Пусси Райот» в 2012 году. «Хулиганство — своего рода мятеж, при помощи которого подвергают сомнению ценности и нормы или нарушают их. Такие действия типичны для искусства». Янис-Исокангас говорит, что порой в своих исследованиях она перескакивает с темы на тему. Причина в том, что она легко увлекается новым. Увлеченность проявляется и вне академической жизни: два года назад она начала заниматься фехтованием на рапирах. «Я в шутку занималась фехтованием со своим сыном, когда он был маленьким. Он несколько лет увлекался спортивным фехтованием, а когда закончил, я решила начать заниматься сама». Сейчас Янис-Исокангас занимается фехтованием с коллегой. В этом виде спорта ей особенно нравятся танцевальные и ритмичные движения. «Кто-то описал фехтование как шахматы с участием людей. Я считаю этот вид спорта очень красивым. Когда занимаешься фехтованием, время останавливается». Кто? Ира Янис-Исокангас (Ira J?nis-Isokangas) Родилась в Хельсинки в 1969 году. Окончила лицей Аппила в 1988 году. Магистр (культурная антропология), Университет Хельсинки, 1998 год. Доктор (история), Университет Тампере, 2016 год. Руководитель образовательных программ в Александровском институте при Университете Хельсинки с 2006 года. С 2002 по 2006 год — координатор государственной исследовательской школы, занимающейся вопросами России и Восточной Европы. Исследователь Института внешней политики с 1999 по 2000 год, исследователь Института Карелии при Университете Восточной Финляндии с 2011 по 2012 год. Член правления Общества исследований России и Восточной Европы с 2016 года. Увлекается плаванием, фехтованием и теннисом. Интересуется японской и корейской литературой. Замужем, есть сын. 27 сентября исполнится 50 лет, отметит юбилей в путешествии.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!