© AFP 2021, VATICAN MEDIAОдин из иерархов Константинопольского патриархата заявил, что диалог об объединении православия и католицизма «практически завершен». Причем подтвердил это не где-нибудь, а после встречи с Папой Римским, и для официального издания Vatican News. Для украинских верующих эти слова имеют особенное значение. Похоже, все идет к новому витку религиозного конфликта и возможному объединению недавно созданной ПЦУ с грекокатоликами.
Что сказал Поликарп
Коротенькое интервью с Поликарпом (Ставропулосом) появилось после его встречи с Папой Римским Франциском. Митрополит Италии и экзарх Южной Европы был на аудиенции после вступления в должность 11 марта. Во вступлении журналист восторженно отзывается о «пути к единству католиков и православных, что не подлежит сомнению», и поощряется «жестами и близостью Франциска и Вселенского патриарха Варфоломея».
Митрополит Поликарп принимает эту подачу, говоря однозначно. «…Одна из основных линий нашей архиепископии: экуменический диалог со всеми людьми доброй воли, и прежде всего с нашими католическими братьями. Это является главной целью нашей епархии, особенно на этой любимой и святой земле, которая совпадает с резиденцией католической церкви, Рима, — сказал Поликарп (Ставропулос). — Путь католиков и православных к полному единству под водительством Святого Духа приближается к финишу. Я думаю, что на уровне верующих эта цель уже достигнута, и это важнее, чем на институциональном уровне… Мы уже идем вместе, это не вопрос „мы хотим или не хотим", мы должны идти вместе в мире, который становится деревней. В этом нет сомнений».
Поликарп (Ставропулос) — митрополит Италии, экзарх Южной Европы Константинопольского патриархата. С точки зрения должности, его контакты с Папским престолом — почетная обязанность. И можно было бы предположить, что высказанное является частной точкой зрения. Однако он не является обычным иерархом Константинополя, и не просто «один из 149». В должность архимандрита Вселенского престола он вступил более 20 лет назад, еще в 1998 году, и представлял патриархат на бесчисленном количестве мероприятий: в миссиях, на конференциях и т. п. А с апреля 2007 по осень 2020 года был митрополитом Испании и Португалии, то есть он очень опытный епископ и хорошо понимающий истинную подоплеку процессов.
Слияние или поглощение
«Экуменический диалог» — это идея о всехристианском единстве, и длится он относительно недолго, менее 100 лет. Гораздо дольше длится сам раскол в христианской церкви: он произошел в 1054 году, разделив церковь на римокатолическую и православную соответственно, «Рим» и «Константинополь». В его основе лежал ряд непреодолимых противоречий по догматическим, каноническим, литургическим вопросам. Самые известные — разрешение браков служителям алтаря в православии и обет безбрачия у католических священников, их же индульгенции и пышные обряды. В итоге взаимные анафемы сняли лишь в 1965 году на встрече Папы Римского Павла VI и Вселенского патриарха Афинагора.
«Объединение христиан — это, конечно же, благая цель, и в ней нет ничего плохого, но есть серьезные основания считать, что в данном случае речь идет, скорее, о присоединении, по крайней мере, части православных к католической церкви, чем о принятии католиками православной модели церковного устройства. Другими словами, это будет уния, а не объединение», — поясняет «Вестям» религиовед Алексей Смирнов.
Кроме того, католики, судя по всему, не будут отказываться от своего учения о папстве — это главный камень преткновения, стало быть, «объединение» будет односторонним. По определению, церковная «уния» предполагает признание со стороны православных первенства и власти Папы Римского. И в этом плане высказывания митрополита Италии Поликарпа (Ставропулоса) — очень яркий симптом. «Это проявление признания, почти что преклонения перед Римом, и это далеко не единственное подобное высказывание», — отмечает эксперт.
«Вестям» удалось обнаружить более ранние фразы, сказанные самим патриархом Константинополя Варфоломеем, где тот де-факто признает готовность к признанию папского престола — в 2007 году он сказал буквально: «Если мы, с помощью Божьей, придем к согласию с католической церковью в том, что касается значения термина „первенство", каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место — то, какое он занимал до раскола».
«Первый без равных»
Примечательно, что глобально православие не будет безусловно согласно с позицией Константинополя. «Среди всех церквей, наверное, только греческие — а их пять — будут согласны с решением Константинополя. Остальные в той или иной форме откажутся от диалога, в котором Рим будет играть главную роль», — прогнозирует «Вестям» политолог и историк Кость Бондаренко.
И если исходить из диптиха, перечня церквей, принятого Константинопольским патриархатом, в котором 15 церквей, считая ПЦУ, то с позицией Фанара (район в Стамбуле, где находится резиденция патриарха) согласятся шесть-семь православных церквей. Остается вопрос: зачем это самому Константинополю. «Он, скорее всего, рассчитывает на сделку с католической церковью, которая закрепит за ним роль „первого" в рамках православного мира. Первенство же Папы Римского в таком случае может быть реализовано опосредованно — через Фанар, — поясняет Смирнов. — К слову, основанием для такой „сделки" может служить 28-е правило Четвертого Вселенского собора, на которое часто ссылается Фанар и которое гласит о том, что Константинопольский патриархат получил „равные преимущества" с Римом в силу своего столичного статуса».
«Вести» изучили ресурсы, близкие к Константинополю, и обнаружили там немало высказываний о патриархе Варфоломее как о «первом без равных», то есть речь идет о явной попытке выпятить его статус. Такая тенденция появилась еще в 2020 году, и о ней в интервью «Вестям» уже говорил митрополит Антоний.
«Утверждение формата „первого без равных" может быть направлено и на максимальное углубление экуменических процессов. Поскольку у Фанара появится возможность вывести вопрос поиска новых форм унии за рамки необходимости всеправославного решения, — утверждал он. — Также это, наверное, дань духу времени, наполненного идеями продвижения и торжества глобализма».
Три последствия для Украины
Но что эти глобальные процессы будут означать на практике для украинских верующих? Во-первых, совершенно очевидно, что ситуация чревата углублением церковного конфликта внутри Украины. Патриарх Варфоломей уже называл УПЦ «епархиями РПЦ в Украине». И раз такая риторика будет продолжена, это неминуемо отразится на жизни конкретных общин.
«А учитывая, что власть в лице Минкульта прямо привлекает предстоятеля ПЦУ Епифания к подготовке визита Варфоломея в Киев на празднование 30-летия независимости в августе, нет сомнений в том, чью сторону в конфликте займет официальный Киев», — говорит наш собеседник в церковных кругах.
Во-вторых, можно ожидать слияния УГКЦ и ПЦУ. «О таком объединении давно говорят и сами грекокатолики и руководство ПЦУ, ссылаясь на потенциальные результаты диалога между Фанаром и Ватиканом. В каком-то смысле союз этих структур станет эталонной моделью, которую будут использовать в качестве катализатора для дальнейшего продвижения новой унии во всем православном мире. Это не обязательно будет сразу административное слияние. Это может быть просто совместное участие в богослужениях и таинствах. Но с прицелом на более тесную интеграцию», — говорит «Вестям» религиовед Алексей Смирнов.
В-третьих, «украинский след» будет еще долго ощущаться и в этом, казалось бы, далеком от Киева процессе — под контролем Фанара находится т. н. «смешанная комиссия по православно-католическому диалогу», руководит которой украинец по происхождению, архиепископ Иов (Геча). Он также открыто заявлял в своих статьях о том, что православные готовы к восстановлению евхаристического общения с католиками.
«Таким образом, понятно, какой вектор работы имеет данная комиссия. По сути, в ее рамках идет работа по оправданию примата Папы Римского и подготовка формулы признания первенства римского престола», — предполагает Смирнов.
Кроме того, всегда остается практический, прикладной аспект. В котором православным верующим прямо завтра могут и не предложить креститься слева направо, как это делают в католических храмах — слишком уж сильна дань традициям. Но идея отмечать Рождество 25 декабря уже поступила — от украинских властей, которые, и вполне осознанно, стремятся оторвать Украину от православных обычаев. Кроме того, к католическим традициям, которые гипотетически могут быть приняты в нашей стране, относятся использование исповедален (православные исповедуются на виду у всех прихожан) и начало Великого поста в Пепельную среду вместо Чистого понедельника.
Тарас Козуб — заместитель главного редактора, политический обозреватель. В журналистике с 2005 года. Работал в газетах «КП в Украине», «Аргументы и факты Украина», «Взгляд». В газете «Вести» — с марта 2014. Специалист по международной политике аналитического центра «КиевСтратПро».
© AFP 2021, VATICAN MEDIAОдин из иерархов Константинопольского патриархата заявил, что диалог об объединении православия и католицизма «практически завершен». Причем подтвердил это не где-нибудь, а после встречи с Папой Римским, и для официального издания Vatican News. Для украинских верующих эти слова имеют особенное значение. Похоже, все идет к новому витку религиозного конфликта и возможному объединению недавно созданной ПЦУ с грекокатоликами. Что сказал Поликарп Коротенькое интервью с Поликарпом (Ставропулосом) появилось после его встречи с Папой Римским Франциском. Митрополит Италии и экзарх Южной Европы был на аудиенции после вступления в должность 11 марта. Во вступлении журналист восторженно отзывается о «пути к единству католиков и православных, что не подлежит сомнению», и поощряется «жестами и близостью Франциска и Вселенского патриарха Варфоломея». Митрополит Поликарп принимает эту подачу, говоря однозначно. «…Одна из основных линий нашей архиепископии: экуменический диалог со всеми людьми доброй воли, и прежде всего с нашими католическими братьями. Это является главной целью нашей епархии, особенно на этой любимой и святой земле, которая совпадает с резиденцией католической церкви, Рима, — сказал Поликарп (Ставропулос). — Путь католиков и православных к полному единству под водительством Святого Духа приближается к финишу. Я думаю, что на уровне верующих эта цель уже достигнута, и это важнее, чем на институциональном уровне… Мы уже идем вместе, это не вопрос „мы хотим или не хотим", мы должны идти вместе в мире, который становится деревней. В этом нет сомнений». Поликарп (Ставропулос) — митрополит Италии, экзарх Южной Европы Константинопольского патриархата. С точки зрения должности, его контакты с Папским престолом — почетная обязанность. И можно было бы предположить, что высказанное является частной точкой зрения. Однако он не является обычным иерархом Константинополя, и не просто «один из 149». В должность архимандрита Вселенского престола он вступил более 20 лет назад, еще в 1998 году, и представлял патриархат на бесчисленном количестве мероприятий: в миссиях, на конференциях и т. п. А с апреля 2007 по осень 2020 года был митрополитом Испании и Португалии, то есть он очень опытный епископ и хорошо понимающий истинную подоплеку процессов. Слияние или поглощение «Экуменический диалог» — это идея о всехристианском единстве, и длится он относительно недолго, менее 100 лет. Гораздо дольше длится сам раскол в христианской церкви: он произошел в 1054 году, разделив церковь на римокатолическую и православную соответственно, «Рим» и «Константинополь». В его основе лежал ряд непреодолимых противоречий по догматическим, каноническим, литургическим вопросам. Самые известные — разрешение браков служителям алтаря в православии и обет безбрачия у католических священников, их же индульгенции и пышные обряды. В итоге взаимные анафемы сняли лишь в 1965 году на встрече Папы Римского Павла VI и Вселенского патриарха Афинагора. «Объединение христиан — это, конечно же, благая цель, и в ней нет ничего плохого, но есть серьезные основания считать, что в данном случае речь идет, скорее, о присоединении, по крайней мере, части православных к католической церкви, чем о принятии католиками православной модели церковного устройства. Другими словами, это будет уния, а не объединение», — поясняет «Вестям» религиовед Алексей Смирнов. Кроме того, католики, судя по всему, не будут отказываться от своего учения о папстве — это главный камень преткновения, стало быть, «объединение» будет односторонним. По определению, церковная «уния» предполагает признание со стороны православных первенства и власти Папы Римского. И в этом плане высказывания митрополита Италии Поликарпа (Ставропулоса) — очень яркий симптом. «Это проявление признания, почти что преклонения перед Римом, и это далеко не единственное подобное высказывание», — отмечает эксперт. «Вестям» удалось обнаружить более ранние фразы, сказанные самим патриархом Константинополя Варфоломеем, где тот де-факто признает готовность к признанию папского престола — в 2007 году он сказал буквально: «Если мы, с помощью Божьей, придем к согласию с католической церковью в том, что касается значения термина „первенство", каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место — то, какое он занимал до раскола». «Первый без равных» Примечательно, что глобально православие не будет безусловно согласно с позицией Константинополя. «Среди всех церквей, наверное, только греческие — а их пять — будут согласны с решением Константинополя. Остальные в той или иной форме откажутся от диалога, в котором Рим будет играть главную роль», — прогнозирует «Вестям» политолог и историк Кость Бондаренко. И если исходить из диптиха, перечня церквей, принятого Константинопольским патриархатом, в котором 15 церквей, считая ПЦУ, то с позицией Фанара (район в Стамбуле, где находится резиденция патриарха) согласятся шесть-семь православных церквей. Остается вопрос: зачем это самому Константинополю. «Он, скорее всего, рассчитывает на сделку с католической церковью, которая закрепит за ним роль „первого" в рамках православного мира. Первенство же Папы Римского в таком случае может быть реализовано опосредованно — через Фанар, — поясняет Смирнов. — К слову, основанием для такой „сделки" может служить 28-е правило Четвертого Вселенского собора, на которое часто ссылается Фанар и которое гласит о том, что Константинопольский патриархат получил „равные преимущества" с Римом в силу своего столичного статуса». «Вести» изучили ресурсы, близкие к Константинополю, и обнаружили там немало высказываний о патриархе Варфоломее как о «первом без равных», то есть речь идет о явной попытке выпятить его статус. Такая тенденция появилась еще в 2020 году, и о ней в интервью «Вестям» уже говорил митрополит Антоний. «Утверждение формата „первого без равных" может быть направлено и на максимальное углубление экуменических процессов. Поскольку у Фанара появится возможность вывести вопрос поиска новых форм унии за рамки необходимости всеправославного решения, — утверждал он. — Также это, наверное, дань духу времени, наполненного идеями продвижения и торжества глобализма». Три последствия для Украины Но что эти глобальные процессы будут означать на практике для украинских верующих? Во-первых, совершенно очевидно, что ситуация чревата углублением церковного конфликта внутри Украины. Патриарх Варфоломей уже называл УПЦ «епархиями РПЦ в Украине». И раз такая риторика будет продолжена, это неминуемо отразится на жизни конкретных общин. «А учитывая, что власть в лице Минкульта прямо привлекает предстоятеля ПЦУ Епифания к подготовке визита Варфоломея в Киев на празднование 30-летия независимости в августе, нет сомнений в том, чью сторону в конфликте займет официальный Киев», — говорит наш собеседник в церковных кругах. Во-вторых, можно ожидать слияния УГКЦ и ПЦУ. «О таком объединении давно говорят и сами грекокатолики и руководство ПЦУ, ссылаясь на потенциальные результаты диалога между Фанаром и Ватиканом. В каком-то смысле союз этих структур станет эталонной моделью, которую будут использовать в качестве катализатора для дальнейшего продвижения новой унии во всем православном мире. Это не обязательно будет сразу административное слияние. Это может быть просто совместное участие в богослужениях и таинствах. Но с прицелом на более тесную интеграцию», — говорит «Вестям» религиовед Алексей Смирнов. В-третьих, «украинский след» будет еще долго ощущаться и в этом, казалось бы, далеком от Киева процессе — под контролем Фанара находится т. н. «смешанная комиссия по православно-католическому диалогу», руководит которой украинец по происхождению, архиепископ Иов (Геча). Он также открыто заявлял в своих статьях о том, что православные готовы к восстановлению евхаристического общения с католиками. «Таким образом, понятно, какой вектор работы имеет данная комиссия. По сути, в ее рамках идет работа по оправданию примата Папы Римского и подготовка формулы признания первенства римского престола», — предполагает Смирнов. Кроме того, всегда остается практический, прикладной аспект. В котором православным верующим прямо завтра могут и не предложить креститься слева направо, как это делают в католических храмах — слишком уж сильна дань традициям. Но идея отмечать Рождество 25 декабря уже поступила — от украинских властей, которые, и вполне осознанно, стремятся оторвать Украину от православных обычаев. Кроме того, к католическим традициям, которые гипотетически могут быть приняты в нашей стране, относятся использование исповедален (православные исповедуются на виду у всех прихожан) и начало Великого поста в Пепельную среду вместо Чистого понедельника. Тарас Козуб — заместитель главного редактора, политический обозреватель. В журналистике с 2005 года. Работал в газетах «КП в Украине», «Аргументы и факты Украина», «Взгляд». В газете «Вести» — с марта 2014. Специалист по международной политике аналитического центра «КиевСтратПро».
Комментарии (0)