Чёрный джихад. Метастазы радикального ислама проникли в Африку - «ДНР и ЛНР»

  • 16:01, 18-фев-2020
  • ДНР и ЛНР
  • Fraser
  • 0

15 февраля по меньшей мере 30 человек погибли в результате нападения бандитов группировки «Боко Харам» на деревни в штате Кацина на севере Нигерии.


Деятельность африканской террористической организации становится все более заметной наряду с получившими широкую известность, такими как «Аль-Каида», «Движение Талибан», «Исламское государство», «Аш-Шабаб», «Братья-мусульмане», «Исламский джихад», «Хизб ат-Тахрир аль-Ислами» (по большей части запрещенными в России).

«Боко Харам» возникла в 2002 году на базе приверженцев ислама крайнего суннитского (салафитского) толка на северо-востоке Нигерии в районе города Майдугури. Вначале это была мусульманская секта или община, которая пыталась жить по законам шариата и вести натуральное хозяйство изолированно от общества в труднодоступном месте.
Но по мере нарастающей конфликтности с местными властями секта радикализовалась, ее первый лидер Мухаммед Юсуф стал призывать своих адептов бороться за искоренение светской модели образования и западного образа жизни, свержение действующего правительства и создание в Нигерии исламского государства по образу и подобию режима талибов в Афганистане.
Определенное влияние на взгляды лидеров «Боко Харам» оказала активность «Аль-Каиды», в частности масштабные теракты 11 сентября 2001 года в США. Юсуф тогда находился в Саудовской Аравии как паломник.

В ответ на притеснения и преследования властей члены «Боко Харам» перешли к нападениям на полицейские посты и военные гарнизоны, вооружились и вскоре смогли контролировать значительные территории. Власти вынуждены были направить на борьбу с боевиками регулярную армию, в 2009 году удалось уничтожить несколько сот боевиков этой организации и физически ликвидировать Мухаммеда Юсуфа.

Оставшиеся на свободе члены «Боко Харам» скрылись в лесах, некоторые ушли в подполье, чтобы через некоторое время восстановить численный и боевой состав и вновь перейти к партизанской войне, диверсиям и терактам.
От нападений на полицейские участки, армейские казармы, военные базы, христианские церкви и общины, школы и колледжи, сопровождавшихся убийствами и похищениями людей, а также взрывов на рынках боевики перешли к зачисткам деревень, захвату крупных городов и населенных пунктов в северо-западных штатах Нигерии и даже предприняли атаку на Майдугури, столицу штата Борно.
Жертвами масштабных терактов становились в основном мирные жители независимо от их религиозной и этнической принадлежности: женщины и дети, христианские и мусульманские служители, старейшины племен, авторитетные люди. По самым приблизительным оценкам, за последние 10 лет в Нигерии от рук боевиков «Боко Харам» погибли более 20 тысяч человек, 2,5 миллиона жителей северо-востока страны стали внутренне перемещенными лицами, а 200 тысяч – беженцами, осевшими в Камеруне, Чаде, Нигере и других странах.
Правительство вынуждено было признать, что «Боко Харам» представляет собой растущую угрозу национальной безопасности. 23 мая 2014 года по просьбе Нигерии Совет Безопасности ООН внес «Боко Харам» в список террористических организаций.

Под руководством нового лидера Абубакара Шекави «Боко Харам» превратилась в транснациональную террористическую группировку и с 2013 года перешла к терактам в приграничных районах соседних государств – Чада, Нигера, Камеруна и Буркина-Фасо. Боевики открыто угрожали президентам этих стран новыми атаками, если те направят свои военные контингенты в Нигерию на помощь федеральным войскам.
Хотя «Боко Харам» формально не была отделением «Аль-Каиды», ее лидеры тесно сотрудничали с этой сетью, особенно с ее сомалийским представительством «Аш-Шабаб», «Аль-Каидой на Аравийском полуострове» и «Аль-Каидой в странах исламского Магриба». Сотрудничество выражалось в координации отдельных действий, совместных мероприятиях, взаимопомощи логистического и финансового характера.

В августе 2014 года под влиянием успехов «Исламского государства» в Сирии и Ираке Шекави объявил о создании халифата на северо-востоке Нигерии со столицей в захваченном его боевиками городе Гвоза. В марте 2015-го одна из фракций «Боко Харам» присягнула на верность халифу ИГ и получила новое название – «Западноафриканская провинция Исламского государства». Якобы около 200 боевиков «Боко Харам» в то время были направлены в Ливию на помощь ИГ.

ИГ и «Боко Харам» действительно имеют много общего в плане идеологии, целей, задач, методов и способов их реализации. Однако между ними существуют и различия. Если ИГ претендует на создание мирового джихадистского халифата, то «Боко Харам» все же ограничивает деятельность Нигерией и сопредельными странами.
ИГ продемонстрировало, что может не только захватывать территории и населенные пункты, но и управлять ими, выстраивать вертикаль власти на местах и за счет доходов от продажи нефти, продукции сельского хозяйства, музейных артефактов и прочих источников удовлетворять насущные нужды боевиков и населения халифата.
В отличие от ИГ у нигерийских экстремистов оказалось меньше ресурсов и компетентных кадров для управления «государством». «Боко Харам» финансируется за счет грабежей, рэкета и изъятия средств у местных торговцев, контрабанды оружия, поддержки ряда сторонников (сенаторов и бизнесменов из северо-восточных штатов), контроля наркотрафика из Западной Африки в Европу, финансовых связей с отдельными филиалами «Аль-Каиды», помощи со стороны ИГ. Группировка не может эффективно управлять городами, поэтому и не пытается создавать альтернативную администрацию.
К настоящему времени контролируемая экстремистами территория несколько сократилась благодаря активизации действий армейских подразделений Нигерии и ее союзников по антитеррористической коалиции. Вместе с тем продолжающиеся теракты и нападения свидетельствуют о сохранении ядра этой организации и ее намерении продолжать борьбу. Только в 2019 году от рук боевиков «Боко Харам» в северных и центральных регионах страны погибли более 1000 христиан и 750 нигерийских военнослужащих.

За период существования «Боко Харам» в ее руководстве неоднократно возникали расколы и образовывались фракции (Ansaru, Boko Haram, ISWA), между которыми возникали борьба и соперничество за лидерство по ведению джихада в Нигерии и Западной Африке. В 2016 году Шекави вынужден был уступить место единоличного лидера присягнувшему на верность ИГ Абу Мусабу аль-Барнави. В свою очередь Аль-Барнави в марте 2019-го сменил малоизвестный в то время Абу Абдалла Идрис.

Как показывает опыт, в террористических группировках радикальных исламистов смена лидера вовсе не означает ослабления организации. Как правило, вскоре находятся новые руководители и продолжают начатое предшественниками дело. Лидеры «Боко Харам» умело спекулируют на недостатках центральной и региональной власти в стране (коррупция, неспособность эффективно управлять 200-миллионным населением и экономикой нефтяной региональной державы, нищета, безработица, социальное неравенство в обществе).
Джихадисты разжигают существующие этнические и религиозные противоречия, заполняют вакуум идеологии и веры догмами примитивного ислама VII века, как и другие террористические организации, широко используют в пропаганде и вербовке новых сторонников современные информационные технологии.

«Боко Харам» как региональная террористическая организация и часть общего фронта радикального ислама на планете скорее всего сохранится в обозримом будущем. Чтобы искоренить африканских джихадистов, потребуются скоординированные усилия не только военного, но и социально-экономического характера.
Пока идея борьбы за справедливость в форме джихада остается привлекательной для обездоленной африканской молодежи, существуют социальное неравенство, нищета, безработица, коррупция власти – тысячи новых членов будут пополнять ряды «Боко Харам» и ей подобных.

Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук

15 февраля по меньшей мере 30 человек погибли в результате нападения бандитов группировки «Боко Харам» на деревни в штате Кацина на севере Нигерии. Деятельность африканской террористической организации становится все более заметной наряду с получившими широкую известность, такими как «Аль-Каида», «Движение Талибан», «Исламское государство», «Аш-Шабаб», «Братья-мусульмане», «Исламский джихад», «Хизб ат-Тахрир аль-Ислами» (по большей части запрещенными в России). «Боко Харам» возникла в 2002 году на базе приверженцев ислама крайнего суннитского (салафитского) толка на северо-востоке Нигерии в районе города Майдугури. Вначале это была мусульманская секта или община, которая пыталась жить по законам шариата и вести натуральное хозяйство изолированно от общества в труднодоступном месте. Но по мере нарастающей конфликтности с местными властями секта радикализовалась, ее первый лидер Мухаммед Юсуф стал призывать своих адептов бороться за искоренение светской модели образования и западного образа жизни, свержение действующего правительства и создание в Нигерии исламского государства по образу и подобию режима талибов в Афганистане. Определенное влияние на взгляды лидеров «Боко Харам» оказала активность «Аль-Каиды», в частности масштабные теракты 11 сентября 2001 года в США. Юсуф тогда находился в Саудовской Аравии как паломник. В ответ на притеснения и преследования властей члены «Боко Харам» перешли к нападениям на полицейские посты и военные гарнизоны, вооружились и вскоре смогли контролировать значительные территории. Власти вынуждены были направить на борьбу с боевиками регулярную армию, в 2009 году удалось уничтожить несколько сот боевиков этой организации и физически ликвидировать Мухаммеда Юсуфа. Оставшиеся на свободе члены «Боко Харам» скрылись в лесах, некоторые ушли в подполье, чтобы через некоторое время восстановить численный и боевой состав и вновь перейти к партизанской войне, диверсиям и терактам. От нападений на полицейские участки, армейские казармы, военные базы, христианские церкви и общины, школы и колледжи, сопровождавшихся убийствами и похищениями людей, а также взрывов на рынках боевики перешли к зачисткам деревень, захвату крупных городов и населенных пунктов в северо-западных штатах Нигерии и даже предприняли атаку на Майдугури, столицу штата Борно. Жертвами масштабных терактов становились в основном мирные жители независимо от их религиозной и этнической принадлежности: женщины и дети, христианские и мусульманские служители, старейшины племен, авторитетные люди. По самым приблизительным оценкам, за последние 10 лет в Нигерии от рук боевиков «Боко Харам» погибли более 20 тысяч человек, 2,5 миллиона жителей северо-востока страны стали внутренне перемещенными лицами, а 200 тысяч – беженцами, осевшими в Камеруне, Чаде, Нигере и других странах. Правительство вынуждено было признать, что «Боко Харам» представляет собой растущую угрозу национальной безопасности. 23 мая 2014 года по просьбе Нигерии Совет Безопасности ООН внес «Боко Харам» в список террористических организаций. Под руководством нового лидера Абубакара Шекави «Боко Харам» превратилась в транснациональную террористическую группировку и с 2013 года перешла к терактам в приграничных районах соседних государств – Чада, Нигера, Камеруна и Буркина-Фасо. Боевики открыто угрожали президентам этих стран новыми атаками, если те направят свои военные контингенты в Нигерию на помощь федеральным войскам. Хотя «Боко Харам» формально не была отделением «Аль-Каиды», ее лидеры тесно сотрудничали с этой сетью, особенно с ее сомалийским представительством «Аш-Шабаб», «Аль-Каидой на Аравийском полуострове» и «Аль-Каидой в странах исламского Магриба». Сотрудничество выражалось в координации отдельных действий, совместных мероприятиях, взаимопомощи логистического и финансового характера. В августе 2014 года под влиянием успехов «Исламского государства» в Сирии и Ираке Шекави объявил о создании халифата на северо-востоке Нигерии со столицей в захваченном его боевиками городе Гвоза. В марте 2015-го одна из фракций «Боко Харам» присягнула на верность халифу ИГ и получила новое название – «Западноафриканская провинция Исламского государства». Якобы около 200 боевиков «Боко Харам» в то время были направлены в Ливию на помощь ИГ. ИГ и «Боко Харам» действительно имеют много общего в плане идеологии, целей, задач, методов и способов их реализации. Однако между ними существуют и различия. Если ИГ претендует на создание мирового джихадистского халифата, то «Боко Харам» все же ограничивает деятельность Нигерией и сопредельными странами. ИГ продемонстрировало, что может не только захватывать территории и населенные пункты, но и управлять ими, выстраивать вертикаль власти на местах и за счет доходов от продажи нефти, продукции сельского хозяйства, музейных артефактов и прочих источников удовлетворять насущные нужды боевиков и населения халифата. В отличие от ИГ у нигерийских экстремистов оказалось меньше ресурсов и компетентных кадров для управления «государством». «Боко Харам» финансируется за счет грабежей, рэкета и изъятия средств у местных торговцев, контрабанды оружия, поддержки ряда сторонников (сенаторов и бизнесменов из северо-восточных штатов), контроля наркотрафика из Западной Африки в Европу, финансовых связей с отдельными филиалами «Аль-Каиды», помощи со стороны ИГ. Группировка не может эффективно управлять городами, поэтому и не пытается создавать альтернативную администрацию. К настоящему времени контролируемая экстремистами территория несколько сократилась благодаря активизации действий армейских подразделений Нигерии и ее союзников по антитеррористической коалиции. Вместе с тем продолжающиеся теракты и нападения свидетельствуют о сохранении ядра этой организации и ее намерении продолжать борьбу. Только в 2019 году от рук боевиков «Боко Харам» в северных и центральных регионах страны погибли более 1000 христиан и 750 нигерийских военнослужащих. За период существования «Боко Харам» в ее руководстве неоднократно возникали расколы и образовывались фракции (Ansaru, Boko Haram, ISWA), между которыми возникали борьба и соперничество за лидерство по ведению джихада в Нигерии и Западной Африке. В 2016 году Шекави вынужден был уступить место единоличного лидера присягнувшему на верность ИГ Абу Мусабу аль-Барнави. В свою очередь Аль-Барнави в марте 2019-го сменил малоизвестный в то время Абу Абдалла Идрис. Как показывает опыт, в террористических группировках радикальных исламистов смена лидера вовсе не означает ослабления организации. Как правило, вскоре находятся новые руководители и продолжают начатое предшественниками дело. Лидеры «Боко Харам» умело спекулируют на недостатках центральной и региональной власти в стране (коррупция, неспособность эффективно управлять 200-миллионным населением и экономикой нефтяной региональной державы, нищета, безработица, социальное неравенство в обществе). Джихадисты разжигают существующие этнические и религиозные противоречия, заполняют вакуум идеологии и веры догмами примитивного ислама VII века, как и другие террористические организации, широко используют в пропаганде и вербовке новых сторонников современные информационные технологии. «Боко Харам» как региональная террористическая организация и часть общего фронта радикального ислама на планете скорее всего сохранится в обозримом будущем. Чтобы искоренить африканских джихадистов, потребуются скоординированные усилия не только военного, но и социально-экономического характера. Пока идея борьбы за справедливость в форме джихада остается привлекательной для обездоленной африканской молодежи, существуют социальное неравенство, нищета, безработица, коррупция власти – тысячи новых членов будут пополнять ряды «Боко Харам» и ей подобных. Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!