Прибалтика вступила в секту свидетелей Греты Тунберг - «ДНР и ЛНР»

  • 16:01, 17-дек-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Taylor
  • 0

Литва собирается потратить астрономическую сумму в 41 миллиард евро на поддержание так называемой климатической нейтральности. Планируется, что с деньгами Вильнюсу поможет Евросоюз. В соседней Латвии ради выполнения обязательств по борьбе с изменением климата планируют повышать цены на топливо и бороться с печным отоплением.
Очевидно, Прибалтийские республики узрели новую возможность сохранить дотации из общеевропейского бюджета и заработать дополнительные политические очки — для этого им нужно вступить в секту свидетелей Греты Тунберг.



Европейский «зеленый пакт», презентованный новым руководством Еврокомиссии, представляет собой не просто перечень экологических норм. Это своеобразная программа трансформации европейской экономики. Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен сравнивает ее с американской программой высадки человека на Луну.

Концепция климатической нейтральности предполагает радикальное снижение выбросов СО2. Если все пойдет по плану, к 2050 году страны ЕС будут поглощать такие же объемы парниковых газов, какие выделяются ими в атмосферу.

«Зеленые» инициативы Брюсселя поддерживают не все: в числе недовольных уже традиционно оказались Польша, Венгрия и Чехия. Зато в Прибалтике у экологического движения имени шведской школьницы Греты Тунберг ожидаемо нашлись фанатичные последователи.

Если Урсула фон дер Ляйен предложила потратить на борьбу с изменением климата 100 миллиардов евро, то президент Литвы решил не мелочиться и заявил, что одной только Литве понадобится более 40% от этой суммы! По предварительным подсчетам, к 2030 году республика потратит на борьбу с изменением климата 14 миллиардов, а к середине столетия — 41 миллиард.

В ее бюджете, разумеется, таких резервов никогда не было и не будет. Поэтому президент Литвы сразу предупреждает, что дотации Прибалтике в финансовой программе Евросоюза на новый семилетний цикл нужно если не увеличить, то сохранить в прежнем объеме.

«Бюджет должен быть справедливым и сбалансированным. Предложенное Финляндией сокращение финансирования политики сплочения и сельскохозяйственной политики является жестким шагом, который может иметь негативные последствия для реализации целей в области борьбы с изменением климата, осуществления стратегических энергетических и транспортных проектов и обеспечения конкурентоспособности страны в Европе», — заявил Науседа.

Сомнительные проекты Литвы и ее конкурентоспособность больших брюссельских чиновников сильно не волнуют, поэтому Вильнюс цепляется за новую спасительную соломинку. Хотите «зеленую сделку»? Будьте добры раскошелиться.

Озвученная Науседой сумма как бы намекает на зверские аппетиты маленькой прибалтийской республики. Даже если предположить, что Литва поднатужится и каким-то чудом наскребет половину из 41 миллиарда евро, это все равно означает, что Евросоюз до 2050 года должен выделить ей средства, достаточные для строительства нескольких атомных электростанций!

Генеральный директор компании Visagino atomine elektrine Римантас Вайткус в 2011 году уверял, что Висагинская АЭС будет стоить от 3 до 5 миллиардов: «Могу подтвердить, что мы не выходим за рамки этой суммы и укладываемся в 5 миллиардов евро, и это при том, что речь идет о самой новой технологии». Впрочем, даже новейшие технологии не помогли Литве найти иностранных инвесторов. Бюджет возрождения в республике атомной энергетики оказался неподъемным, поэтому о «мирном атоме» пришлось забыть.

Теперь Литва ищет деньги не на строительство атомной станции, а на дотирование модных возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и другие инициативы, которые помогут сократить выбросы углекислого газа. Мысль о том, что через три десятилетия после обретения независимости пора зарабатывать самостоятельно, литовским власть имущим в головы не приходит.

Впрочем, экономика — это только одна сторона медали. Горячая поддержка «зеленой сделки» ЕС обусловлена еще и очевидным комплексом неполноценности прибалтийских политических элит, подхватывающих многие «прогрессивные» тенденции. В 2014 году Литва, например, попыталась «хайпануть» на сжиженном природном газе, арендовав у норвежцев терминал Independence.

Сейчас Литва включается (или делает вид, что включается) в гонку за первенство в развитии технологии блокчейн. Тягаться с «азиатскими тиграми» вроде Китая или Японии в этом деле непросто, но литовский Центробанк заявил о своих амбициях, выпустив первую в мире коллекционную криптомонету. Зачем? Чтобы хоть в чем-то быть впереди планеты всей?

Только развитые страны могут позволить себе слезать с российской «газовой иглы», осваивать цифровой рынок и дотировать «зеленую» энергетику. Литва страстно желает оказаться в их числе. Видимо, блеск коллекционной криптовалюты должен отвлекать внимание от нищенских пенсий, забастовок учителей и ужасающих темпов сокращения численности населения…

Латвия не отстает. Здесь местные власти начали бороться с климатической угрозой, не дожидаясь подачек из Брюсселя. С 1 января местных автомобилистов ожидает резкий скачок цен на бензин и дизельное топливо. Кроме того, из экологических соображений в бензин 95-й марки и солярку с 2020 года начнут добавлять больший процент биокомпонентов, что приведет к увеличению расхода топлива.

Главы Минфина Янис Рейрс посетовал, что это приведет к незапланированным расходам на использование транспорта медиками, спасателями и полицейскими, но премьер-министр Кришьянис Кариньш к нему не прислушался.

Параллельно с этим Министерство среды и регионального развития Латвии вынуждает население отказаться от печного отопления, которое зимой сильно загрязняет воздух. Планируется, что все старые печи будут заменены до 2027 года. В рамках этой программы правительство собирается поощрять не только борьбу с изменением климата, но и… доносительство.

Министерство среды и регионального развития предлагает создать специальное приложение, через которое латвийцы смогут сообщать о нарушителях, не отказавшихся от использования старого печного оборудования. Проще говоря, смогут «настучать» на соседа. Привет из ненавистного «совка» периода сталинских репрессий, когда одни латыши ссылали в Сибирь других!

Открытым остается вопрос, кто заплатит за чистоту воздуха в прибалтийской республике. Исполнительный директор Ассоциации больших городов Виктор Валайнис считает планы реконструкции отопительной системы чрезвычайно дорогими и нереализуемыми — в бюджете деньги на них едва ли найдутся. Примечательно, что дедлайном выбран именно 2027 год, когда подходит к концу следующая финансовая программа ЕС.

Уж не собирается ли Кришьянис Кариньш стоять с протянутой рукой перед европейцами, рассказывая о том, как старые печи коптят воздух в латвийских городах? В Брюсселе ему наверняка покажут комбинацию из трех пальцев. Литовскому президенту Науседе с его прейскурантом в 41 миллиард евро — тем более. Но при этом обязательства Прибалтики по достижению климатической нейтральности никто не отменит. Тогда и начнется самое интересное.

Алексей Ильяшевич

Литва собирается потратить астрономическую сумму в 41 миллиард евро на поддержание так называемой климатической нейтральности. Планируется, что с деньгами Вильнюсу поможет Евросоюз. В соседней Латвии ради выполнения обязательств по борьбе с изменением климата планируют повышать цены на топливо и бороться с печным отоплением. Очевидно, Прибалтийские республики узрели новую возможность сохранить дотации из общеевропейского бюджета и заработать дополнительные политические очки — для этого им нужно вступить в секту свидетелей Греты Тунберг. Европейский «зеленый пакт», презентованный новым руководством Еврокомиссии, представляет собой не просто перечень экологических норм. Это своеобразная программа трансформации европейской экономики. Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен сравнивает ее с американской программой высадки человека на Луну. Концепция климатической нейтральности предполагает радикальное снижение выбросов СО2. Если все пойдет по плану, к 2050 году страны ЕС будут поглощать такие же объемы парниковых газов, какие выделяются ими в атмосферу. «Зеленые» инициативы Брюсселя поддерживают не все: в числе недовольных уже традиционно оказались Польша, Венгрия и Чехия. Зато в Прибалтике у экологического движения имени шведской школьницы Греты Тунберг ожидаемо нашлись фанатичные последователи. Если Урсула фон дер Ляйен предложила потратить на борьбу с изменением климата 100 миллиардов евро, то президент Литвы решил не мелочиться и заявил, что одной только Литве понадобится более 40% от этой суммы! По предварительным подсчетам, к 2030 году республика потратит на борьбу с изменением климата 14 миллиардов, а к середине столетия — 41 миллиард. В ее бюджете, разумеется, таких резервов никогда не было и не будет. Поэтому президент Литвы сразу предупреждает, что дотации Прибалтике в финансовой программе Евросоюза на новый семилетний цикл нужно если не увеличить, то сохранить в прежнем объеме. «Бюджет должен быть справедливым и сбалансированным. Предложенное Финляндией сокращение финансирования политики сплочения и сельскохозяйственной политики является жестким шагом, который может иметь негативные последствия для реализации целей в области борьбы с изменением климата, осуществления стратегических энергетических и транспортных проектов и обеспечения конкурентоспособности страны в Европе», — заявил Науседа. Сомнительные проекты Литвы и ее конкурентоспособность больших брюссельских чиновников сильно не волнуют, поэтому Вильнюс цепляется за новую спасительную соломинку. Хотите «зеленую сделку»? Будьте добры раскошелиться. Озвученная Науседой сумма как бы намекает на зверские аппетиты маленькой прибалтийской республики. Даже если предположить, что Литва поднатужится и каким-то чудом наскребет половину из 41 миллиарда евро, это все равно означает, что Евросоюз до 2050 года должен выделить ей средства, достаточные для строительства нескольких атомных электростанций! Генеральный директор компании Visagino atomine elektrine Римантас Вайткус в 2011 году уверял, что Висагинская АЭС будет стоить от 3 до 5 миллиардов: «Могу подтвердить, что мы не выходим за рамки этой суммы и укладываемся в 5 миллиардов евро, и это при том, что речь идет о самой новой технологии». Впрочем, даже новейшие технологии не помогли Литве найти иностранных инвесторов. Бюджет возрождения в республике атомной энергетики оказался неподъемным, поэтому о «мирном атоме» пришлось забыть. Теперь Литва ищет деньги не на строительство атомной станции, а на дотирование модных возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и другие инициативы, которые помогут сократить выбросы углекислого газа. Мысль о том, что через три десятилетия после обретения независимости пора зарабатывать самостоятельно, литовским власть имущим в головы не приходит. Впрочем, экономика — это только одна сторона медали. Горячая поддержка «зеленой сделки» ЕС обусловлена еще и очевидным комплексом неполноценности прибалтийских политических элит, подхватывающих многие «прогрессивные» тенденции. В 2014 году Литва, например, попыталась «хайпануть» на сжиженном природном газе, арендовав у норвежцев терминал Independence. Сейчас Литва включается (или делает вид, что включается) в гонку за первенство в развитии технологии блокчейн. Тягаться с «азиатскими тиграми» вроде Китая или Японии в этом деле непросто, но литовский Центробанк заявил о своих амбициях, выпустив первую в мире коллекционную криптомонету. Зачем? Чтобы хоть в чем-то быть впереди планеты всей? Только развитые страны могут позволить себе слезать с российской «газовой иглы», осваивать цифровой рынок и дотировать «зеленую» энергетику. Литва страстно желает оказаться в их числе. Видимо, блеск коллекционной криптовалюты должен отвлекать внимание от нищенских пенсий, забастовок учителей и ужасающих темпов сокращения численности населения… Латвия не отстает. Здесь местные власти начали бороться с климатической угрозой, не дожидаясь подачек из Брюсселя. С 1 января местных автомобилистов ожидает резкий скачок цен на бензин и дизельное топливо. Кроме того, из экологических соображений в бензин 95-й марки и солярку с 2020 года начнут добавлять больший процент биокомпонентов, что приведет к увеличению расхода топлива. Главы Минфина Янис Рейрс посетовал, что это приведет к незапланированным расходам на использование транспорта медиками, спасателями и полицейскими, но премьер-министр Кришьянис Кариньш к нему не прислушался. Параллельно с этим Министерство среды и регионального развития Латвии вынуждает население отказаться от печного отопления, которое зимой сильно загрязняет воздух. Планируется, что все старые печи будут заменены до 2027 года. В рамках этой программы правительство собирается поощрять не только борьбу с изменением климата, но и… доносительство. Министерство среды и регионального развития предлагает создать специальное приложение, через которое латвийцы смогут сообщать о нарушителях, не отказавшихся от использования старого печного оборудования. Проще говоря, смогут «настучать» на соседа. Привет из ненавистного «совка» периода сталинских репрессий, когда одни латыши ссылали в Сибирь других! Открытым остается вопрос, кто заплатит за чистоту воздуха в прибалтийской республике. Исполнительный директор Ассоциации больших городов Виктор Валайнис считает планы реконструкции отопительной системы чрезвычайно дорогими и нереализуемыми — в бюджете деньги на них едва ли найдутся. Примечательно, что дедлайном выбран именно 2027 год, когда подходит к концу следующая финансовая программа ЕС. Уж не собирается ли Кришьянис Кариньш стоять с протянутой рукой перед европейцами, рассказывая о том, как старые печи коптят воздух в латвийских городах? В Брюсселе ему наверняка покажут комбинацию из трех пальцев. Литовскому президенту Науседе с его прейскурантом в 41 миллиард евро — тем более. Но при этом обязательства Прибалтики по достижению климатической нейтральности никто не отменит. Тогда и начнется самое интересное. Алексей Ильяшевич


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!