Сериал «Екатерина Великая»: фантазии HBO на тему российской истории - «ДНР и ЛНР»

  • 20:15, 17-окт-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Harrison
  • 0

Очередной продукт «про русскую историю», посвящённый Екатерине Великой. И — очередные исторические ляпы, несуразица, невнимательность к нашему прошлому, а также поражающий своим абсурдом выбор актёров на главные роли. О мини-сериале НВО — в нашем материале. Осторожно, спойлеры.


Только что закончился показ мини-сериала «Екатерина Великая», снятого Великобританией и США для крупнейшего кабельного канала HBO, знаменитого своими масштабными и дорогими телевизионными проектами. Каждому известно, что для НВО с его многомиллионными бюджетами снять хороший фильм — задача чисто техническая, было бы желание. Иногда оно есть.


Но не в нашем случае. С самых первых кадров зритель сталкивается с невежеством и абсурдом. Казалось бы, история России достаточно хорошо известна. Что стоит просто прочитать несколько книг, чтобы избежать самых нелепых ошибок? Но нет — книги для слабаков! Сценариста и режиссёра должны вдохновлять не факты, а полёт фантазии. В результате мы получаем уже не просто развесистое клюквенное дерево, а целые дремучие леса.

Немолодая Екатерина

Вот самые первые титры — «Санкт-Петербург. Шлиссельбургская крепость». Может быть, для англосакса это и звучит как очередная «вампука», но всякий русский знает, что Шлиссельбург находится довольно далеко от Петербурга. В XVIII веке до него так вообще был целый день конного пути.
Почему никто не снимет фильм, в котором в титрах указано: «Замок Балморал. Лондон»?

Наверное, потому, что свою историю англосаксы всё-таки знают и уважают, а к чужой относятся с необычайным пренебрежением. Кто, мол, их крепости будет разбирать. Дикари-с.


Но с этого феерия лишь начинается. Первая серия посвящена первым годам правления Екатерины II сразу после переворота, лишившего трона её мужа — Петра III. Положение молодой императрицы было очень сложным, её власть — непрочной, а придворные только и ждали, чтобы воспользоваться малейшей слабостью.
Впрочем, «молодая» уже совсем не молода. В 1764 году Екатерине было 35 лет, но её роль доверили Хелен Миррен, которой недавно исполнилось 74. Да, актриса в своё время прославилась «обнажёнкой» в знаменитом «Калигуле», но с тех пор прошло много лет — любовь и страсть в её исполнении теперь смотрятся… оригинально.

Антураж

В полном соответствии с канонами плохих сериалов героиня Миррен на протяжении всех серий не меняется, хотя проходят десятилетия. И носит она один и тот же, довольно скудный, гардероб.

Кстати, о костюмах. Как обычно, художники решили не заморачиваться и обеспечить лишь некоторое внешнее сходство с реальностью. Русские мундиры отдалённо напоминают то, что в действительности носили армия и гвардия, а женщины вынуждены щеголять в платьях «по мотивам» моды XVIII века. Из самого забавного — начало 1760-х годов, Потёмкин ещё не Бог весть кто, а солдаты уже одеты в придуманную им много лет спустя форму.


Восемнадцатый век — очень благодатная тема для «интерьерно-костюмного кино». Но и с изображением роскошных резиденций Российской империи у авторов ничего не вышло. Часть событий происходит то ли в церкви, то ли в Грановитой палате Кремля. Эти декорации, видимо, изображают традиционную Россию.
Часть — в зальчиках, которые призваны демонстрировать Зимний дворец, сооружённый Растрелли, а также Петергоф и Царское село. Получается, как всегда, неубедительно. Церкви и монастыри — какая же Русь без множества церквей? — прилагаются, но восторга не вызывают.

Мирович — Штирлиц XVIII века

Но, как уже говорилось, главное — это интриги и заговоры. Что же мы видим? По Петербургу гуляет известный заговорщик Василий Мирович и в открытую, буквально в двух шагах от императрицы, подбивает солдат и офицеров на новый переворот. Власти на это реагируют, хмм… флегматично.
Видимо, Мирович — вроде «русского разведчика Штирлица» в гитлеровском штабе из известного анекдота — всегда выкрутится. Причём, что особенно интересно, в реальной истории Мирович тихо служил в Шлиссельбурге, в столице появлялся крайне редко и вообще был совершенно незначительным персонажем.

Да, саму историю абсолютно ничтожного «бунта Мировича» создатели сериала превратили в центральное событие первой серии. В итоге поручик во главе поднятых им войск идёт штурмовать (сцены ночной атаки с артиллерией прилагаются) крепость.
Штурмовать Шлиссельбург, понимаете? То самое место, где он в реальности служил.

С экрана ещё очень прозрачно намекают, что Мирович был связан с аристократическим заговором, но это матёрая конспирология и обращать на неё внимание мы не будем.


Бульдоги под ковром

А что же русская аристократия? С ней всё ясно. Братья Орловы плетут заговоры с целью заставить Екатерину II выйти замуж за Григория Орлова, которому давно пора стать царём. И это не просто слова. Григорий весьма немолод (актёру 57 лет, в реальности должно быть 30) — понятно, годы уходят, надо хоть в старости урвать себе немного власти.

Не отстаёт от Орловых граф Никита Панин, который годами умело обхаживает наследника Павла и всячески настраивает его против матери.

Забавно, что Панин — главный либерал екатерининской эпохи, сторонник конституции и ограничения власти императрицы — подан HBO как жуткий консерватор, выступающий против прогрессивных идей царицы.
Зато Екатерина II просто фонтанирует самыми радикальными идеями.

К примеру, взять и объявить, что в ближайшее время будет уничтожено крепостное право.


В настоящей истории Екатерина если и шла к этой цели, то самыми мелкими шагами — и так и не решилась заявить о своих намерениях. Она прекрасно понимала: дворянство — главная опора трона — не станет отказываться от источника своего благосостояния. А тут раз — и прямо в церкви рубим с плеча, вызывая шок у всего окружения. Но, к счастью, память у русских совсем короткая, и о революционных замыслах все забывают буквально спустя несколько минут. К идее отмены крепостничества авторы больше не вернутся.

Потёмкин

Где-то в это время на исторической сцене появляется Григорий Потёмкин. Поскольку в сериале даты и события смешаны в эдакий коктейль, абсолютно неразличимый даже опытному глазу, понять, когда же он выдвигается в фавориты, решительно невозможно. Судя по всему, Екатерина обращает на него внимание примерно в 1765 году, говоря мимолётом графине Брюс: «Какой симпатичный молодой человек».

С молодостью там, как и у всех остальных, — не очень. Актёру, играющему двадцатишестилетнего офицера, уже за пятьдесят.


Далее не обходится без экранизации исторического анекдота о том, что графиня Брюс занималась «пробами» кандидатов в фавориты, после чего Потёмкин с наилучшими рекомендациями отправляется в императорскую постель. В реальности до стремительного взлёта карьеры Потёмкину было ещё очень далеко.

Но мы же тут не историческое кино снимаем (ах, всё же историческое, но тем хуже для фактов), а картину про любовь и власть.
Поэтому быть Потёмкину фаворитом тогда, когда сценарист повелел.

Вскоре только завоевавший сердце Екатерины Потёмкин отправляется на войну с турками. Там он встречает кошмарного бородатого «лё мужик» Пугачёва, который в присутствии офицеров и генералов призывает солдат к бунту против императрицы. Уверяя при этом, что в него вселился дух императора Петра III. Толпа радостно скандирует: «Пугачёв! Пугачёв!» То есть понятно: все в России знают, что Пугачёв — самозванец, но всё равно полны энтузиазма. Ведь вселившийся дух — штука серьёзная.


Последнее испытание фаворита

Возвратившись с войны, Потёмкин сталкивается с большой проблемой. Сценарист всё же прочитал какую-то книжку по русской истории и обнаружил, что в это время Григорий ещё не был фаворитом и вынужден был долгое время завоёвывать внимание императрицы.
В сериале это показано так, будто бы Екатерина начинает сомневаться в своих чувствах и решает испытать офицера — так ли он любит её, что окажется готов стерпеть показную холодность. Впрочем, всё заканчивается хорошо — но тут уже начинается Пугачёвское восстание, и Потёмкин отправляется подавлять мятежников.
Да, вы не ослышались, именно Потёмкин разбил Пугачёва и привёз его в клетке в Петербург.

В реальности, конечно, роль победителя досталась генералу Михельсону, но кого волнуют эти скучные подробности. Кстати, наследник Павел во время восстания ведёт разговоры с Паниным о том, что с помощью Пугачёва было бы неплохо скинуть с престола матушку и самому сесть на русский трон. Ну а начинается мятеж не где-нибудь, а в Самаре. Уровень достоверности просто зашкаливает!


В зените славы

Конец сериала посвящён временам могущества Потёмкина и реализации его далеко идущих планов.

Вот, например, он читает Екатерине II лекцию о геополитике, стоя перед картой империи. «Взглянем на юг, — говорит Григорий. — Там находится Крым».
Всё это время он тычет пальцем куда-то в Камчатку.

Уж географию-то стоило бы подучить. Впрочем, по нынешним временам слова Екатерины: «Крым — он всегда был русской мечтой», — выглядят очень неплохо.


История борьбы за полуостров подана крайне поверхностно.

Граф Панин выступает за союз с Пруссией против Австрии, Потёмкин прозорливо видит в австрийцах естественного союзника против турок. Но вот почему русская политика столь долго держалась курса «Северного аккорда» и почему погиб этот альянс России, Великобритании, Пруссии, Швеции и Польши HBO так и не показали. Зато показали даже крымское путешествие Екатерины II. К чести создателей — без надоевших рассказов о фальшивке «потёмкинских деревень».

Уже в самом конце фильма, в сцене ссоры Павла и Екатерины, зрителю хорошо заметен очередной ляп. Действие происходит в типичной викторианской усадьбе, въезд в которую украшен хорошо заметным гербом Великобритании. В этот момент становится ясно — это принципиальная позиция создателей. Достижения компьютерной графики позволяют легко изменить картинку на экране.
Но, видимо, решили — и так сойдёт. Эти слова можно признать истинным девизом картины. «Екатерина Великая: и так сойдёт»!

Михаил Диунов

Очередной продукт «про русскую историю», посвящённый Екатерине Великой. И — очередные исторические ляпы, несуразица, невнимательность к нашему прошлому, а также поражающий своим абсурдом выбор актёров на главные роли. О мини-сериале НВО — в нашем материале. Осторожно, спойлеры. Только что закончился показ мини-сериала «Екатерина Великая», снятого Великобританией и США для крупнейшего кабельного канала HBO, знаменитого своими масштабными и дорогими телевизионными проектами. Каждому известно, что для НВО с его многомиллионными бюджетами снять хороший фильм — задача чисто техническая, было бы желание. Иногда оно есть. Но не в нашем случае. С самых первых кадров зритель сталкивается с невежеством и абсурдом. Казалось бы, история России достаточно хорошо известна. Что стоит просто прочитать несколько книг, чтобы избежать самых нелепых ошибок? Но нет — книги для слабаков! Сценариста и режиссёра должны вдохновлять не факты, а полёт фантазии. В результате мы получаем уже не просто развесистое клюквенное дерево, а целые дремучие леса. Немолодая Екатерина Вот самые первые титры — «Санкт-Петербург. Шлиссельбургская крепость». Может быть, для англосакса это и звучит как очередная «вампука», но всякий русский знает, что Шлиссельбург находится довольно далеко от Петербурга. В XVIII веке до него так вообще был целый день конного пути. Почему никто не снимет фильм, в котором в титрах указано: «Замок Балморал. Лондон»? Наверное, потому, что свою историю англосаксы всё-таки знают и уважают, а к чужой относятся с необычайным пренебрежением. Кто, мол, их крепости будет разбирать. Дикари-с. Но с этого феерия лишь начинается. Первая серия посвящена первым годам правления Екатерины II сразу после переворота, лишившего трона её мужа — Петра III. Положение молодой императрицы было очень сложным, её власть — непрочной, а придворные только и ждали, чтобы воспользоваться малейшей слабостью. Впрочем, «молодая» уже совсем не молода. В 1764 году Екатерине было 35 лет, но её роль доверили Хелен Миррен, которой недавно исполнилось 74. Да, актриса в своё время прославилась «обнажёнкой» в знаменитом «Калигуле», но с тех пор прошло много лет — любовь и страсть в её исполнении теперь смотрятся… оригинально. Антураж В полном соответствии с канонами плохих сериалов героиня Миррен на протяжении всех серий не меняется, хотя проходят десятилетия. И носит она один и тот же, довольно скудный, гардероб. Кстати, о костюмах. Как обычно, художники решили не заморачиваться и обеспечить лишь некоторое внешнее сходство с реальностью. Русские мундиры отдалённо напоминают то, что в действительности носили армия и гвардия, а женщины вынуждены щеголять в платьях «по мотивам» моды XVIII века. Из самого забавного — начало 1760-х годов, Потёмкин ещё не Бог весть кто, а солдаты уже одеты в придуманную им много лет спустя форму. Восемнадцатый век — очень благодатная тема для «интерьерно-костюмного кино». Но и с изображением роскошных резиденций Российской империи у авторов ничего не вышло. Часть событий происходит то ли в церкви, то ли в Грановитой палате Кремля. Эти декорации, видимо, изображают традиционную Россию. Часть — в зальчиках, которые призваны демонстрировать Зимний дворец, сооружённый Растрелли, а также Петергоф и Царское село. Получается, как всегда, неубедительно. Церкви и монастыри — какая же Русь без множества церквей? — прилагаются, но восторга не вызывают. Мирович — Штирлиц XVIII века Но, как уже говорилось, главное — это интриги и заговоры. Что же мы видим? По Петербургу гуляет известный заговорщик Василий Мирович и в открытую, буквально в двух шагах от императрицы, подбивает солдат и офицеров на новый переворот. Власти на это реагируют, хмм… флегматично. Видимо, Мирович — вроде «русского разведчика Штирлица» в гитлеровском штабе из известного анекдота — всегда выкрутится. Причём, что особенно интересно, в реальной истории Мирович тихо служил в Шлиссельбурге, в столице появлялся крайне редко и вообще был совершенно незначительным персонажем. Да, саму историю абсолютно ничтожного «бунта Мировича» создатели сериала превратили в центральное событие первой серии. В итоге поручик во главе поднятых им войск идёт штурмовать (сцены ночной атаки с артиллерией прилагаются) крепость. Штурмовать Шлиссельбург, понимаете? То самое место, где он в реальности служил. С экрана ещё очень прозрачно намекают, что Мирович был связан с аристократическим заговором, но это матёрая конспирология и обращать на неё внимание мы не будем. Бульдоги под ковром А что же русская аристократия? С ней всё ясно. Братья Орловы плетут заговоры с целью заставить Екатерину II выйти замуж за Григория Орлова, которому давно пора стать царём. И это не просто слова. Григорий весьма немолод (актёру 57 лет, в реальности должно быть 30) — понятно, годы уходят, надо хоть в старости урвать себе немного власти. Не отстаёт от Орловых граф Никита Панин, который годами умело обхаживает наследника Павла и всячески настраивает его против матери. Забавно, что Панин — главный либерал екатерининской эпохи, сторонник конституции и ограничения власти императрицы — подан HBO как жуткий консерватор, выступающий против прогрессивных идей царицы. Зато Екатерина II просто фонтанирует самыми радикальными идеями. К примеру, взять и объявить, что в ближайшее время будет уничтожено крепостное право. В настоящей истории Екатерина если и шла к этой цели, то самыми мелкими шагами — и так и не решилась заявить о своих намерениях. Она прекрасно понимала: дворянство — главная опора трона — не станет отказываться от источника своего благосостояния. А тут раз — и прямо в церкви рубим с плеча, вызывая шок у всего окружения. Но, к счастью, память у русских совсем короткая, и о революционных замыслах все забывают буквально спустя несколько минут. К идее отмены крепостничества авторы больше не вернутся. Потёмкин Где-то в это время на исторической сцене появляется Григорий Потёмкин. Поскольку в сериале даты и события смешаны в эдакий коктейль, абсолютно неразличимый даже опытному глазу, понять, когда же он выдвигается в фавориты, решительно невозможно. Судя по всему, Екатерина обращает на него внимание примерно в 1765 году, говоря мимолётом графине Брюс: «Какой симпатичный молодой человек». С молодостью там, как и у всех остальных, — не очень. Актёру, играющему двадцатишестилетнего офицера, уже за пятьдесят. Далее не обходится без экранизации исторического анекдота о том, что графиня Брюс занималась «пробами» кандидатов в фавориты, после чего Потёмкин с наилучшими рекомендациями отправляется в императорскую постель. В реальности до стремительного взлёта карьеры Потёмкину было ещё очень далеко. Но мы же тут не историческое кино снимаем (ах, всё же историческое, но тем хуже для фактов), а картину про любовь и власть. Поэтому быть Потёмкину фаворитом тогда, когда сценарист повелел. Вскоре только завоевавший сердце Екатерины Потёмкин отправляется на войну с турками. Там он встречает кошмарного бородатого «лё мужик» Пугачёва, который в присутствии офицеров и генералов призывает солдат к бунту против императрицы. Уверяя при этом, что в него вселился дух императора Петра III. Толпа радостно скандирует: «Пугачёв! Пугачёв!» То есть понятно: все в России знают, что Пугачёв — самозванец, но всё равно полны энтузиазма. Ведь вселившийся дух — штука серьёзная. Последнее испытание фаворита Возвратившись с войны, Потёмкин сталкивается с большой проблемой. Сценарист всё же прочитал какую-то книжку по русской истории и обнаружил, что в это время Григорий ещё не был фаворитом и вынужден был долгое время завоёвывать внимание императрицы. В сериале это показано так, будто бы Екатерина начинает сомневаться в своих чувствах и решает испытать офицера — так ли он любит её, что окажется готов стерпеть показную холодность. Впрочем, всё заканчивается хорошо — но тут уже начинается Пугачёвское восстание, и Потёмкин отправляется подавлять мятежников. Да, вы не ослышались, именно Потёмкин разбил Пугачёва и привёз его в клетке в Петербург. В реальности, конечно, роль победителя досталась генералу Михельсону, но кого волнуют эти скучные подробности. Кстати, наследник Павел во время восстания ведёт разговоры с Паниным о том, что с помощью Пугачёва было бы неплохо скинуть с престола матушку и самому сесть на русский трон. Ну а начинается мятеж не где-нибудь, а в Самаре. Уровень достоверности просто зашкаливает! В зените славы Конец сериала посвящён временам могущества Потёмкина и реализации его далеко идущих планов. Вот, например, он читает Екатерине II лекцию о геополитике, стоя перед картой империи. «Взглянем на юг, — говорит Григорий. — Там находится Крым». Всё это время он тычет пальцем куда-то в Камчатку. Уж географию-то стоило бы подучить. Впрочем, по нынешним временам слова Екатерины: «Крым — он всегда был русской мечтой», — выглядят очень неплохо. История борьбы за полуостров подана крайне поверхностно. Граф Панин выступает за союз с Пруссией против Австрии, Потёмкин прозорливо видит в австрийцах естественного союзника против турок. Но вот почему русская политика столь долго держалась курса «Северного аккорда» и почему погиб этот альянс России, Великобритании, Пруссии, Швеции и Польши HBO так и не показали. Зато показали даже крымское путешествие Екатерины II. К чести создателей — без надоевших рассказов о фальшивке «потёмкинских деревень». Уже в самом конце фильма, в сцене ссоры Павла и Екатерины, зрителю хорошо заметен очередной ляп. Действие происходит в типичной викторианской усадьбе, въезд в которую украшен хорошо заметным гербом Великобритании. В этот момент становится ясно — это принципиальная позиция создателей. Достижения компьютерной графики позволяют легко изменить картинку на экране. Но, видимо, решили — и так сойдёт. Эти слова можно признать истинным девизом картины. «Екатерина Великая: и так сойдёт»! Михаил Диунов


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!