Исполнилось 100 дней президентства на Украине Владимира Зеленского. Это традиционный срок, когда закладываются основы внешней и внутренней политики нового главы государства, подводятся итоги деятельности предыдущей власти, осуществляются кадровые назначения, определяются цели на ближайшие годы.
Как и ожидалось, коренных изменений в жизни государства, общества и экономики первые 100 дней Зеленского не принесли. Первые 100 дней президентства хоть и не были потеряны для Украины, но и не использованы в полной мере. Пока что Зеленский экстерном заканчивает «политические университеты» — учится, равно как и большая часть его команды, быть политиком и государственным деятелем.
Зеленский декларирует амбициозные цели, но не обладает пока рецептами их достижения. Вокруг Зеленского имеется несколько групп влияния, каждая из которых стремится навязать президенту собственное видение решения различных проблем. Это приводит к тому, что от представителей команды Зеленского часто можно услышать прямо противоположные мнения относительно важнейших для общества тем — урегулирования конфликта в Донбассе, тарифов на услуги ЖКХ, гуманитарной политики, социально-экономических реформ.
Нередко имела место ситуация, когда офис президента или руководство президентской партии «Слуга Народа» вынуждены были опровергать мнения отдельных представителей команды Зеленского, заявляя, что это личная позиция последних, а не позиция власти.
Пока что главным достижением Зеленского является решение вопроса о власти — президентская партия «Слуга Народа» обладает единоличным большинством в Верховной Раде (254 депутата из 423). Успех двух избирательных кампаний обозначил то, что Зеленский вчистую переиграл своих оппонентов в пиаре.
Социология демонстрирует не только высокие рейтинги Зеленского и его партии, но и всплеск социального оптимизма. Впервые с 2005 года, когда к власти на волне «Оранжевой революции» пришел Виктор Ющенко, более 50% украинских граждан считает, что страна начала двигаться правильном направлении.
Обратной стороной наличия полноты власти является то, что на президента и его партию ложится полнота ответственности. Кроме того, «Слуга Народа» не является монолитом, в ней наличествует несколько условных фракций. Наибольшая фракция — у олигарха Игоря Коломойского, на которого ориентируется примерно 40 депутатов «Слуги Народа».
Через год-полтора в «Слуге Народа» могут начаться центробежные процессы, а потому для принятия решений в парламенте Зеленскому придется идти на уступки группам влияния, обладающим «пакетом акций» данной партии. Притом Зеленского уже критикуют из-за роста влияния Коломойского на систему государственного управления.
Вместе с тем, чтобы действительно обладать полнотой власти, Зеленскому необходимо структурировать и перезагрузить силовые ведомства, которые во времена Петра Порошенко стали «государством в государстве» и в перспективе могут саботировать многие начинания главы государства. Многое в данном случае будет зависеть от того, сохранит ли нынешний глава МВД Арсен Аваков место в системе исполнительной власти, о чем ходят активные слухи в последнее время.
Во времена Порошенко Аваков стал альтернативным центром силы, сыграв важную роль в поражении уже бывшего главы государства на президентских выборах. Если Аваков сумеет сохраниться в новом составе Кабинета министров, о наличии полноты власти у Зеленского говорить будет нельзя, хотя в общественном сознании именно на президента будет ложиться вся ответственность за происходящее в стране.
Несмотря на успех в ходе двух избирательных кампаний и пребывания на посту президента, Зеленский не выстроил четкой архитектуры власти, вертикали принятия решений и не представил обществу план развития страны даже на год. Многие важные решения принимаются кулуарно, в хаосе, в конфликте целей, задач и инструментов, или не принимаются вовсе.
Здесь, впрочем, нужно сделать скидку на то, что уходящие парламент и правительство Владимира Гройсмана саботировали многие инициативы Зеленского, вплоть до назначения министров по президентской квоте (министр обороны, министр иностранных дел).
В первые 100 дней Зеленский и его окружение так и не приступили к обещанному «аудиту государства». Возможно, с началом работы нового состава правительства аудит и начнется, но и до этого не было препятствий, чтобы дать соответствующие поручения Государственной аудиторской службе и Счетной палате.
Команда Зеленского все еще не выработала позицию относительно двух важнейших вопросов для общества — урегулирования конфликта на Донбассе и снижения тарифов на услуги ЖКХ. Как признавался глава партии «Слуга Народа» Дмитрий Разумков, рецепта окончания конфликта на Донбассе у новой украинской власти нет, а попытки расширить Нормандский формат за счет включения в него США и Великобритании, о чем говорил Зеленский еще до своего избрания на президентский пост, выглядят нереалистичными и бессмысленными.
Сигналы со стороны Зеленского относительно Донбасса противоречивы: с одной стороны, в минскую Трехстороннюю контактную группу (ТКГ) вернулся Леонид Кучма, сторонник поиска компромисса с Донбассом и РФ, а также из ТКГ был уволен откровенный «ястреб» Роман Бессмертный, с другой стороны, риторика многих представителей команды Зеленского не отличается от риторики Порошенко, что создает негативный фон для продолжения переговорного процесса.
Тем не менее, определенная деэскалация в Донбассе при Зеленском произошла, и участники Нормандского формата, в том числе Россия, выражают осторожный оптимизм.
Тарифная проблематика ушла не периферию повестки Зеленского, хотя у президента существуют рычаги влияния на этот вопрос. К примеру, президент обладает правом ветировать акты правительства, где установлена цена на газ, а кроме того в первые 100 дней Зеленского Конституционный суд признал неконституционным ряд положений закона «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг», что является правовой предпосылкой для пересмотра решений Нацкомиссии об установлении тарифов на услуги ЖКХ.
Пока не реализован социальный запрос общества на наказание коррупционеров, представлявших бывшую власть. Правоохранительные структуры «копают» под Порошенко и представителей его окружения, но перспективы вынесения обвинительных приговоров крайне неочевидны. В свою очередь, команда Зеленского обходит эту тему молчанием.
Среди позитивных итогов первых 100 дней Зеленского — определенная коррекция информационного поля и гуманитарной политики. Зеленский декларирует отказ от агрессивной гуманитарной политики, отказ от вмешательства государства в чувствительные для многонациональной и поликультурной страны вопросы. В частности, абсолютно спокойно, в отличие от предыдущих лет, прошел традиционный Крестный ход в честь годовщины Крещения Руси.
Смена президента Украины позитивно повлияла на ситуацию с политзаключенными, многие из которых наконец-то увидели свободу. Среди наиболее известных фигур — Александр Ефремов, экс-глава фракции «Партии регионов» в парламенте, и журналист Кирилл Вышинский. Вышинский может быть включен в список на обмен между Киевом, Москвой и Донбассом, который, как планируется, состоится в сентябре, что станет хорошей предпосылкой для организации саммита Нормандской четверки.
«Медовый месяц» Зеленского с украинскими избирателями подходит к концу. Но украинцы еще достаточно долго будут прощать ошибки президенту и его команде. Единственное, чего не простят — страха: перед принятием решений по Донбассу, перед олигархами, перед кланами в борьбе с коррупционерами, перед западными игроками в отстаивании национальных интересов.
Денис Гаевский,
Киев
Исполнилось 100 дней президентства на Украине Владимира Зеленского. Это традиционный срок, когда закладываются основы внешней и внутренней политики нового главы государства, подводятся итоги деятельности предыдущей власти, осуществляются кадровые назначения, определяются цели на ближайшие годы. Как и ожидалось, коренных изменений в жизни государства, общества и экономики первые 100 дней Зеленского не принесли. Первые 100 дней президентства хоть и не были потеряны для Украины, но и не использованы в полной мере. Пока что Зеленский экстерном заканчивает «политические университеты» — учится, равно как и большая часть его команды, быть политиком и государственным деятелем. Зеленский декларирует амбициозные цели, но не обладает пока рецептами их достижения. Вокруг Зеленского имеется несколько групп влияния, каждая из которых стремится навязать президенту собственное видение решения различных проблем. Это приводит к тому, что от представителей команды Зеленского часто можно услышать прямо противоположные мнения относительно важнейших для общества тем — урегулирования конфликта в Донбассе, тарифов на услуги ЖКХ, гуманитарной политики, социально-экономических реформ. Нередко имела место ситуация, когда офис президента или руководство президентской партии «Слуга Народа» вынуждены были опровергать мнения отдельных представителей команды Зеленского, заявляя, что это личная позиция последних, а не позиция власти. Пока что главным достижением Зеленского является решение вопроса о власти — президентская партия «Слуга Народа» обладает единоличным большинством в Верховной Раде (254 депутата из 423). Успех двух избирательных кампаний обозначил то, что Зеленский вчистую переиграл своих оппонентов в пиаре. Социология демонстрирует не только высокие рейтинги Зеленского и его партии, но и всплеск социального оптимизма. Впервые с 2005 года, когда к власти на волне «Оранжевой революции» пришел Виктор Ющенко, более 50% украинских граждан считает, что страна начала двигаться правильном направлении. Обратной стороной наличия полноты власти является то, что на президента и его партию ложится полнота ответственности. Кроме того, «Слуга Народа» не является монолитом, в ней наличествует несколько условных фракций. Наибольшая фракция — у олигарха Игоря Коломойского, на которого ориентируется примерно 40 депутатов «Слуги Народа». Через год-полтора в «Слуге Народа» могут начаться центробежные процессы, а потому для принятия решений в парламенте Зеленскому придется идти на уступки группам влияния, обладающим «пакетом акций» данной партии. Притом Зеленского уже критикуют из-за роста влияния Коломойского на систему государственного управления. Вместе с тем, чтобы действительно обладать полнотой власти, Зеленскому необходимо структурировать и перезагрузить силовые ведомства, которые во времена Петра Порошенко стали «государством в государстве» и в перспективе могут саботировать многие начинания главы государства. Многое в данном случае будет зависеть от того, сохранит ли нынешний глава МВД Арсен Аваков место в системе исполнительной власти, о чем ходят активные слухи в последнее время. Во времена Порошенко Аваков стал альтернативным центром силы, сыграв важную роль в поражении уже бывшего главы государства на президентских выборах. Если Аваков сумеет сохраниться в новом составе Кабинета министров, о наличии полноты власти у Зеленского говорить будет нельзя, хотя в общественном сознании именно на президента будет ложиться вся ответственность за происходящее в стране. Несмотря на успех в ходе двух избирательных кампаний и пребывания на посту президента, Зеленский не выстроил четкой архитектуры власти, вертикали принятия решений и не представил обществу план развития страны даже на год. Многие важные решения принимаются кулуарно, в хаосе, в конфликте целей, задач и инструментов, или не принимаются вовсе. Здесь, впрочем, нужно сделать скидку на то, что уходящие парламент и правительство Владимира Гройсмана саботировали многие инициативы Зеленского, вплоть до назначения министров по президентской квоте (министр обороны, министр иностранных дел). В первые 100 дней Зеленский и его окружение так и не приступили к обещанному «аудиту государства». Возможно, с началом работы нового состава правительства аудит и начнется, но и до этого не было препятствий, чтобы дать соответствующие поручения Государственной аудиторской службе и Счетной палате. Команда Зеленского все еще не выработала позицию относительно двух важнейших вопросов для общества — урегулирования конфликта на Донбассе и снижения тарифов на услуги ЖКХ. Как признавался глава партии «Слуга Народа» Дмитрий Разумков, рецепта окончания конфликта на Донбассе у новой украинской власти нет, а попытки расширить Нормандский формат за счет включения в него США и Великобритании, о чем говорил Зеленский еще до своего избрания на президентский пост, выглядят нереалистичными и бессмысленными. Сигналы со стороны Зеленского относительно Донбасса противоречивы: с одной стороны, в минскую Трехстороннюю контактную группу (ТКГ) вернулся Леонид Кучма, сторонник поиска компромисса с Донбассом и РФ, а также из ТКГ был уволен откровенный «ястреб» Роман Бессмертный, с другой стороны, риторика многих представителей команды Зеленского не отличается от риторики Порошенко, что создает негативный фон для продолжения переговорного процесса. Тем не менее, определенная деэскалация в Донбассе при Зеленском произошла, и участники Нормандского формата, в том числе Россия, выражают осторожный оптимизм. Тарифная проблематика ушла не периферию повестки Зеленского, хотя у президента существуют рычаги влияния на этот вопрос. К примеру, президент обладает правом ветировать акты правительства, где установлена цена на газ, а кроме того в первые 100 дней Зеленского Конституционный суд признал неконституционным ряд положений закона «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг», что является правовой предпосылкой для пересмотра решений Нацкомиссии об установлении тарифов на услуги ЖКХ. Пока не реализован социальный запрос общества на наказание коррупционеров, представлявших бывшую власть. Правоохранительные структуры «копают» под Порошенко и представителей его окружения, но перспективы вынесения обвинительных приговоров крайне неочевидны. В свою очередь, команда Зеленского обходит эту тему молчанием. Среди позитивных итогов первых 100 дней Зеленского — определенная коррекция информационного поля и гуманитарной политики. Зеленский декларирует отказ от агрессивной гуманитарной политики, отказ от вмешательства государства в чувствительные для многонациональной и поликультурной страны вопросы. В частности, абсолютно спокойно, в отличие от предыдущих лет, прошел традиционный Крестный ход в честь годовщины Крещения Руси. Смена президента Украины позитивно повлияла на ситуацию с политзаключенными, многие из которых наконец-то увидели свободу. Среди наиболее известных фигур — Александр Ефремов, экс-глава фракции «Партии регионов» в парламенте, и журналист Кирилл Вышинский. Вышинский может быть включен в список на обмен между Киевом, Москвой и Донбассом, который, как планируется, состоится в сентябре, что станет хорошей предпосылкой для организации саммита Нормандской четверки. «Медовый месяц» Зеленского с украинскими избирателями подходит к концу. Но украинцы еще достаточно долго будут прощать ошибки президенту и его команде. Единственное, чего не простят — страха: перед принятием решений по Донбассу, перед олигархами, перед кланами в борьбе с коррупционерами, перед западными игроками в отстаивании национальных интересов. Денис Гаевский, Киев
Комментарии (0)