Перелёт Чкалова-Байдукова-Белякова в США через Северный полюс летом 1937 года — пожалуй, один из самых знаменитых эпизодов русского интербеллума. Но о том, что главный герой этой эпопеи — самолёт АНТ-25 — до сих пор жив, знают не все. Его даже можно потрогать. Всё, что для этого требуется, — приехать в Нижегородскую область.
Выдающийся лётчик
Валерий Чкалов — один из самых известных советских пилотов. На этот образ работали все детали его характера и биографии — неуёмная энергия, умение пилотировать, склонность к риску и проблемы с дисциплиной, а также ранняя и преждевременная смерть.
Чкалов летал на множестве самолётов, но наибольшую славу ему принёс АНТ-25 — машина, при создании которой основной идеей была дальность. На ней наш герой совершил два знаменитых перелёта — из Москвы на остров Удд (56 часов и 9374 километра) и из Москвы в Ванкувер через Северный полюс (63 часа и 9130 километров).
Затем Чкалов вернулся к работе лётчиком-испытателем. Она его и сгубила — 15 декабря 1938 года на испытываемом им истребителе И-180 отказал мотор. Валерий Чкалов погиб.
Что посмотреть
Решение открыть музей приняли практически сразу — через несколько недель после трагической гибели лётчика. Оно воплотилось в июле 1940-го — в доме, построенном отцом Чкалова ещё в конце XIX века. Поселение к тому времени уже несколько лет как было переименовано из Василёво в Чкаловск, ещё со знаменитого перелёта в Америку.
Внутри дома — документы, предметы семейной мебели и утвари, а также множество связанных с лётчиком вещей. От различных подарков музею или семье Чкаловых (модели самолётов, живопись, скульптуры самого Валерия Павловича) до гораздо более интересных артефактов. Например, есть лётные костюмы, в которых пилот летал через Северный полюс или отправился в свой последний полёт.
В 1957-м экспозицию расширили и возвели ангар. В 2004-м на его месте построили новый — ещё больших размеров. Что же там размещено сегодня?
Главный экспонат, без всякого сомнения, — тот самый АНТ-25, летавший в США в 1937 году. Есть ещё один такой же в музее авиации в Монино, но это реплика 1989 года. Самолёт-рекордсмен весьма немаленький. Здоровенные крылья раскинулись практически на весь ангар — в котором, конечно, гонку на колесницах не устроишь, но и тесным он не кажется.
АНТ-25 — далеко не единственная машина внутри. Есть ещё По-2, испытывавшиеся Чкаловым И-17 и И-16, а также МиГ-15бис, сходу навевающий мысли об ещё одном знаменитом лётчике с похожей судьбой — Юрии Гагарине. Тот, правда, разбился на МиГ-15 УТИ, но можно практически не сомневаться, какого ассоциативного ряда хотели добиться те, кто ставили туда реактивный истребитель.
Список техники в ангаре завершают подаренный Чкалову автомобиль «Паккард» 1937 года (полноценный V8!) и небольшой глиссер — подношение от Рыбинского судостроительного завода.
Как доехать
От Нижнего Новгорода до Чкаловска ехать около сотни километров. Традиционно, удобнее всего — на собственном автомобиле. Альтернатива — автобус. Ходит 15-20 раз в день, цена билета — около 300 рублей, время в пути — от двух до трёх часов.
Цены в самом музее смешные — 80 рублей за билет, и ещё 50 — за съёмку без штатива. Всё это сложно назвать серьёзными препятствиями для того, чтобы лично увидеть тот самый АНТ-25. Поэтому всем, кого судьба занесёт в Нижний и снабдит деньком свободного времени, — смело рекомендуем.
Статья и фотографии: Тимур Шерзад
Перелёт Чкалова-Байдукова-Белякова в США через Северный полюс летом 1937 года — пожалуй, один из самых знаменитых эпизодов русского интербеллума. Но о том, что главный герой этой эпопеи — самолёт АНТ-25 — до сих пор жив, знают не все. Его даже можно потрогать. Всё, что для этого требуется, — приехать в Нижегородскую область. Выдающийся лётчик Валерий Чкалов — один из самых известных советских пилотов. На этот образ работали все детали его характера и биографии — неуёмная энергия, умение пилотировать, склонность к риску и проблемы с дисциплиной, а также ранняя и преждевременная смерть. Чкалов летал на множестве самолётов, но наибольшую славу ему принёс АНТ-25 — машина, при создании которой основной идеей была дальность. На ней наш герой совершил два знаменитых перелёта — из Москвы на остров Удд (56 часов и 9374 километра) и из Москвы в Ванкувер через Северный полюс (63 часа и 9130 километров). Затем Чкалов вернулся к работе лётчиком-испытателем. Она его и сгубила — 15 декабря 1938 года на испытываемом им истребителе И-180 отказал мотор. Валерий Чкалов погиб. Что посмотреть Решение открыть музей приняли практически сразу — через несколько недель после трагической гибели лётчика. Оно воплотилось в июле 1940-го — в доме, построенном отцом Чкалова ещё в конце XIX века. Поселение к тому времени уже несколько лет как было переименовано из Василёво в Чкаловск, ещё со знаменитого перелёта в Америку. Внутри дома — документы, предметы семейной мебели и утвари, а также множество связанных с лётчиком вещей. От различных подарков музею или семье Чкаловых (модели самолётов, живопись, скульптуры самого Валерия Павловича) до гораздо более интересных артефактов. Например, есть лётные костюмы, в которых пилот летал через Северный полюс или отправился в свой последний полёт. В 1957-м экспозицию расширили и возвели ангар. В 2004-м на его месте построили новый — ещё больших размеров. Что же там размещено сегодня? Главный экспонат, без всякого сомнения, — тот самый АНТ-25, летавший в США в 1937 году. Есть ещё один такой же в музее авиации в Монино, но это реплика 1989 года. Самолёт-рекордсмен весьма немаленький. Здоровенные крылья раскинулись практически на весь ангар — в котором, конечно, гонку на колесницах не устроишь, но и тесным он не кажется. АНТ-25 — далеко не единственная машина внутри. Есть ещё По-2, испытывавшиеся Чкаловым И-17 и И-16, а также МиГ-15бис, сходу навевающий мысли об ещё одном знаменитом лётчике с похожей судьбой — Юрии Гагарине. Тот, правда, разбился на МиГ-15 УТИ, но можно практически не сомневаться, какого ассоциативного ряда хотели добиться те, кто ставили туда реактивный истребитель. Список техники в ангаре завершают подаренный Чкалову автомобиль «Паккард» 1937 года (полноценный V8!) и небольшой глиссер — подношение от Рыбинского судостроительного завода. Как доехать От Нижнего Новгорода до Чкаловска ехать около сотни километров. Традиционно, удобнее всего — на собственном автомобиле. Альтернатива — автобус. Ходит 15-20 раз в день, цена билета — около 300 рублей, время в пути — от двух до трёх часов. Цены в самом музее смешные — 80 рублей за билет, и ещё 50 — за съёмку без штатива. Всё это сложно назвать серьёзными препятствиями для того, чтобы лично увидеть тот самый АНТ-25. Поэтому всем, кого судьба занесёт в Нижний и снабдит деньком свободного времени, — смело рекомендуем. Статья и фотографии: Тимур Шерзад
Соединенные Штаты признали провал проекта создания новых фрегатов, на которые они возлагали большие надежды....
01-дек-2025
Новости дня / США / Происшествия и криминал / Здоровье / ДНР и ЛНР / Чемпионат / Политика / Технологии / Видео / Большой Кавказ / Бизнес / Мир / Культура / ЖКХ / Недвижимость / Европа / Ростов-на-Дону / Транспорт / Спорт / Военные действия
Как только мир в конфликте с Украиной будет подписан и пушки замолчат, судьба Приднестровья окажется в руках Брюсселя....
01-дек-2025
Новости дня / Политика / Здоровье / Происшествия и криминал / Власть / Россия / Мир / Военные действия / Украина / Чемпионат / ДНР и ЛНР / Спорт / Бизнес / Технологии / Экономика / Европа / Большой Кавказ
Латвия, Литва и Эстония вместе с главой дипломатии ЕС Каей Каллас заняли наиболее непримиримую позицию в отношении...
01-дек-2025
Новости дня / Здоровье / Политика / Чемпионат / Россия / Видео / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Европа / Бизнес / ДНР и ЛНР / Мир / Судьи / Технологии / Латинская Америка / Военные действия / США / Велоспорт / Казань / Интервью звёзд / ЖКХ / Недвижимость / Власть / Культура / Общество / Мероприятия / Армения / Статистика / Украина
Новости дня / Россия / Политика / Здоровье / Украина / ДНР и ЛНР / Бизнес / Видео / Транспорт / Европа / Мир / Технологии / Интервью звёзд / Аналитика / Спорт / Наука / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Чемпионат / Военные действия
Новости дня / Здоровье / Технологии / Спорт / ЖКХ / Политика / Власть / Бизнес / Культура / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Европа / Видео / Чемпионат / Большой Кавказ / Армения
Новости дня / США / Происшествия и криминал / Здоровье / ДНР и ЛНР / Чемпионат / Политика / Технологии / Видео / Большой Кавказ / Бизнес / Мир / Культура / ЖКХ / Недвижимость / Европа / Ростов-на-Дону / Транспорт / Спорт / Военные действия
Владилена
0
Соединенные Штаты признали провал проекта создания новых фрегатов, на которые они возлагали большие надежды. Строительство серии будет прекращено. В чем была роковая...
Новости дня / Политика / Здоровье / Происшествия и криминал / Власть / Россия / Мир / Военные действия / Украина / Чемпионат / ДНР и ЛНР / Спорт / Бизнес / Технологии / Экономика / Европа / Большой Кавказ
Carter
0
Как только мир в конфликте с Украиной будет подписан и пушки замолчат, судьба Приднестровья окажется в руках Брюсселя. И тут уже ни Молдавию, ни само Приднестровье никто...
Новости дня / Здоровье / Политика / Чемпионат / Россия / Видео / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Европа / Бизнес / ДНР и ЛНР / Мир / Судьи / Технологии / Латинская Америка / Военные действия / США / Велоспорт / Казань / Интервью звёзд / ЖКХ / Недвижимость / Власть / Культура / Общество / Мероприятия / Армения / Статистика / Украина
Анастасия
0
Латвия, Литва и Эстония вместе с главой дипломатии ЕС Каей Каллас заняли наиболее непримиримую позицию в отношении перспектив мира на Украине. Кроме того, они настаивают...
Комментарии (0)