Отношения СССР с концепцией самолётов, невидимых для радаров, — сложнее некуда. Бытует мнение, что в Союзе «стелса» не было. Кто-то считает это большим упущением наших военных. Другие заявляют, что так и надо, ведь вся концепция — «выдумки американцев». Был ли советский «стелс» — попробуем разобраться.
Куда пропал «стелс»?
История «стелс» в СССР — сама по себе штука очень сложная и требующая долгого и внятного разбора. С одной стороны, работа «Метод краевых волн в физической теории дифракции» была опубликована в 1962 году — и на её основе вполне могла сложиться советская школа «незаметности» (многие даже уверены, что она легла в основу американских работ над «стелс», но это не так). С другой — никакие работы до середины 70-х годов так и не начались.
Активизироваться наших заставила лишь информация разведчиков о старте американской программы XST (которая в итоге приведёт к появлению F-117).
Испытания модели F-117 уже на российско-советском радиолокационном стенде Исследования радионезаметности в СССР велись с конца 70-х годов и приносили значительные плоды. Меры по снижению заметности применялись ко всем советским проектам с начала 80-х годов. Одним из первых стал бомбардировщик Ту-160.
Но вот настоящих стелс-самолётов — чтобы выглядели, как шедевры кубизма, — от Союза так и не последовало. Почему же?
К сожалению, пока большая часть документов позднесоветского периода глубоко секретна, точного ответа дать не выйдет. Но попробовать погадать можно.
Снижение ЭПР, которого удалось достичь на ряде советских и российских проектов Существует непроверенное утверждение, будто бы советские инженеры считали, что уменьшить ЭПР истребителя (эффективную площадь рассеяния, или, если простым языком, — размер, которому будет соответствовать самолёт для радара) ниже 0,3 метра нельзя. Кто-то сразу скажет, что так они раскрыли американский обман и никакого «стелс» в реальности нет. Вот только прошло время, и весь мир (не исключая нас) начал проектировать «невидимые» для радаров самолёты, в том числе и с ЭПР меньше 0,3 метра.
По некоторым западным оценкам, ЭПР новейшего российского беспилотника «Охотник-Б» составляет менее 0,1 метра. А размеры у него вполне как у пилотируемого самолёта Вполне возможно, что за такой уверенностью лежала банальная нехватка времени. Как показывает американская история работ над «стелс», при относительной простоте теории добиться реального результата очень сложно. Особенно, если проектировать самолёты по старинке, не с помощью компьютеров. Американцы впервые попробовали сделать «стелс» ещё в 50-е — и ничего не вышло. Попробовали в 60-е — и результат снова никакой. Лишь в середине 70-х, потратив кучу времени на создание специального ПО, удалось достичь успеха. Может быть, со схожими проблемами столкнулись и в СССР, попробовав спроектировать «стелс» на глаз. Но в отличие от американцев, не бросивших попыток даже после двух десятилетий провалов, наши могли и успокоиться на мысли, что «стелс» не так страшен, как его малюют.
Некоторые американские стелс-проекты 60-х и не отличить от современных. Но радионезаметность у них была очень так себе Незаметный разведчик
Тем не менее, если достичь ЭПР в 0,3 метра всё же можно, то где же подобные проекты? А они были.
Что интересно, их путь очень походил на тот, что прошли американцы за 20 лет до того. В начале 80-х годов на испытания вышел советский ответ U-2 и его потомку TR-1 — самолёт КБ Мясищева М-17. К сожалению, как часто бывает, к моменту появления ответ уже устарел. Время, когда можно было летать высоко и игнорировать ПВО, прошло ещё в 1960 году. В итоге М-17 записали в истребители аэростатов и начали готовить ему замену. Военные хотели разведывательный радар как на TR-1 вкупе с высоким уровнем незаметности.
М-17РП2
Американский проект 50-х годов — модернизация U-2 со снижением заметности — очень напоминает М-17РП Разработчики из КБ Мясищева пошли по простому пути — попробовали переработать конструкцию М-17 под радионезаметные формы и воткнуть радар. Получившийся проект М-17РП очень напоминал американские попытки 1957 года сделать «стелс» U-2. Результат вышел похожий — достичь нужного уровня незаметности не вышло. Кроме того, большой обтекатель радара портил и эти небольшие достижения. В итоге решили от «стелс» отказаться и делать просто высотного разведчика с радаром, получившего название М-63.
Проекции М-17РП, хорошо виден обтекатель радара под фюзеляжем
Итоговый проект М-63 радионезаметности лишился полностью Тем не менее, на этом история работы КБ Мясищева со «стелс» не заканчивается. В 1987 году стартовал проект самолёта-разведчика М-67 для обнаружения пуска американских МБР. В угрожаемый период такой самолёт должен был барражировать у границ США, дополняя своим оптическим комплексом спутниковую группировку.
Понятно, что американцы перед атакой попытались бы сбить такой самолёт, поэтому его главной защитой должна была стать именно незаметность. Исследуемые варианты М-67 напоминали американские стелс-бомбардировщики, в том числе и ещё секретный В-2. К сожалению, из-за развала СССР проект так и не зашёл дальше первичной проработки.
Один из вариантов самолёта «Мясищев» М-67 Ударный «стелс»
Однако были у СССР не только стелс-разведчики, но и более серьёзные самолёты. Ещё со второй половины 70-х в КБ Сухого шли работы над проектом Су-24БМ. По сути, это было эволюционное развитие обычного Су-24. Размеры побольше, двигатели помощнее, летает выше и быстрее, несёт более крутое вооружение с электроникой. Но постепенно проект рос, и к 1981 году от Су-24 осталась лишь часть крыла.
Посмотрев на это, военные отказались считать машину просто модернизацией и решили дать старт полностью новому самолёту. К требованиям крейсерского сверхзвука добавили ещё и уменьшение заметности в радиодиапазоне. Так новая программа Т-60 стала полноценным ударным «стелсом».
В поздних проектах Су-24БМ (Т-6БМ) просматриваются черты будущего Су-34
Запасным вариантом было создание ударного самолёта из Су-27 с крылом по типу F-16XL. В этом проекте также использовались решения по снижению заметности. В итоге из него и вырос Су-34 Постепенно «шестидесятый» повторял судьбу проекта 24БМ — машина всё больше изменялась и усложнялась. То, что началось как тактический бомбардировщик, уже было нацелено на замену не только Су-24, но и Ту-22МЗ, а в увеличенный бомбоотсек влезали даже ракеты с Ту-160.
Сочетание крейсерского сверхзвука и высокой незаметности ещё больше усложняло и удорожало проект. Кроме того, вокруг Т-60 начали плести интриги.
КБ Сухого видело в новой машине возможность отбить у КБ Туполева стратегическую авиацию и заводы для производства таких самолётов. Туполевцы не могли не сопротивляться этому — и не только ставили палки в колёса «шестидесятого», но и проектировали свою собственную стелс-замену Ту-22М3.
Возможный внешний вид одного из вариантов Т-60/Т-54
Конкурент проекта «Сухого» — стелс-бомбардировщик Ту-170 В итоге проект Т-60, поменявший название на Т-54, дожил до 1994 года и тогда был закрыт. Можно сказать, что виноват был развал СССР, но, скорее всего, и сохранись Союз — ничего бы не вышло. Слишком велики были требования к машине и слишком много было вокруг неё интриг и споров. Тем не менее, наработки по Т-60 и Т-54 даром не пропали. Часть из них перекочевала на истребитель-бомбардировщик Су-34, часть досталась по наследству Су-57.
Реконструкция внешнего вида Т-60/Т-54 на основе описания Незаметные фантазии
Говоря о советских «стелсах», нельзя не вспомнить и про некоторые вымышленные машины. Явное отставание СССР в тематике радиолокационной незаметности многим было принять нелегко, и они активно искали советский F-117 и В-2. Иногда это были полностью придуманные машины, иногда неверно интерпретированные реальные.
«Мясищев» М-60 Так, к последним можно отнести проект широкофюзеляжного высотного самолёта М-60 от КБ Мясищева. Его активно пиарили на различных выставках 90-х годов как авиалайнер, военный транспорт и даже бомбардировщик. Неудивительно, что многие углядели в нём именно тот «наш ответ В-2». Но на деле никакой незаметности у М-60 не было — его формы и расположение воздухозаборников сверху объяснялись требованием полётов на больших высотах, а не концепцией «стелс».
Попытка представить, как превратить пассажирский Ту-404 в бомбардировщик Другой пример — пассажирский самолёт Ту-404. Выполнен он по схеме «летающее крыло», а значит, немного его доделать — и вот он, В-2. К сожалению, в реальности такая переделка вряд ли возможна. Ну и конечно же, не всё «стелс» — что «летающее крыло». Ту-404 был скорее ответом на модную на Западе концепцию пассажирского авиалайнера такой конструкции.
Не является «стелсом» и бомбардировщик Т-4МС, хотя, попади в серию, частичную незаметность по типу Ту-160 он, вероятнее всего, получил бы Не исключено, что описанные в этой статье проекты — не единственные стелс-машины из СССР. Вполне возможно, где-то ждут рассекречивания куда более интересные наработки. Остаётся надеяться, что гриф с них снимут при нашей жизни и мы сможем закончить рассказ о советских «невидимках».
Отношения СССР с концепцией самолётов, невидимых для радаров, — сложнее некуда. Бытует мнение, что в Союзе «стелса» не было. Кто-то считает это большим упущением наших военных. Другие заявляют, что так и надо, ведь вся концепция — «выдумки американцев». Был ли советский «стелс» — попробуем разобраться. Куда пропал «стелс»? История «стелс» в СССР — сама по себе штука очень сложная и требующая долгого и внятного разбора. С одной стороны, работа «Метод краевых волн в физической теории дифракции» была опубликована в 1962 году — и на её основе вполне могла сложиться советская школа «незаметности» (многие даже уверены, что она легла в основу американских работ над «стелс», но это не так). С другой — никакие работы до середины 70-х годов так и не начались. Активизироваться наших заставила лишь информация разведчиков о старте американской программы XST (которая в итоге приведёт к появлению F-117). Испытания модели F-117 уже на российско-советском радиолокационном стенде Исследования радионезаметности в СССР велись с конца 70-х годов и приносили значительные плоды. Меры по снижению заметности применялись ко всем советским проектам с начала 80-х годов. Одним из первых стал бомбардировщик Ту-160. Но вот настоящих стелс-самолётов — чтобы выглядели, как шедевры кубизма, — от Союза так и не последовало. Почему же? К сожалению, пока большая часть документов позднесоветского периода глубоко секретна, точного ответа дать не выйдет. Но попробовать погадать можно. Снижение ЭПР, которого удалось достичь на ряде советских и российских проектов Существует непроверенное утверждение, будто бы советские инженеры считали, что уменьшить ЭПР истребителя (эффективную площадь рассеяния, или, если простым языком, — размер, которому будет соответствовать самолёт для радара) ниже 0,3 метра нельзя. Кто-то сразу скажет, что так они раскрыли американский обман и никакого «стелс» в реальности нет. Вот только прошло время, и весь мир (не исключая нас) начал проектировать «невидимые» для радаров самолёты, в том числе и с ЭПР меньше 0,3 метра. По некоторым западным оценкам, ЭПР новейшего российского беспилотника «Охотник-Б» составляет менее 0,1 метра. А размеры у него вполне как у пилотируемого самолёта Вполне возможно, что за такой уверенностью лежала банальная нехватка времени. Как показывает американская история работ над «стелс», при относительной простоте теории добиться реального результата очень сложно. Особенно, если проектировать самолёты по старинке, не с помощью компьютеров. Американцы впервые попробовали сделать «стелс» ещё в 50-е — и ничего не вышло. Попробовали в 60-е — и результат снова никакой. Лишь в середине 70-х, потратив кучу времени на создание специального ПО, удалось достичь успеха. Может быть, со схожими проблемами столкнулись и в СССР, попробовав спроектировать «стелс» на глаз. Но в отличие от американцев, не бросивших попыток даже после двух десятилетий провалов, наши могли и успокоиться на мысли, что «стелс» не так страшен, как его малюют. Некоторые американские стелс-проекты 60-х и не отличить от современных. Но радионезаметность у них была очень так себе Незаметный разведчик Тем не менее, если достичь ЭПР в 0,3 метра всё же можно, то где же подобные проекты? А они были. Что интересно, их путь очень походил на тот, что прошли американцы за 20 лет до того. В начале 80-х годов на испытания вышел советский ответ U-2 и его потомку TR-1 — самолёт КБ Мясищева М-17. К сожалению, как часто бывает, к моменту появления ответ уже устарел. Время, когда можно было летать высоко и игнорировать ПВО, прошло ещё в 1960 году. В итоге М-17 записали в истребители аэростатов и начали готовить ему замену. Военные хотели разведывательный радар как на TR-1 вкупе с высоким уровнем незаметности. М-17РП2 Американский проект 50-х годов — модернизация U-2 со снижением заметности — очень напоминает М-17РП Разработчики из КБ Мясищева пошли по простому пути — попробовали переработать конструкцию М-17 под радионезаметные формы и воткнуть радар. Получившийся проект М-17РП очень напоминал американские попытки 1957 года сделать «стелс» U-2. Результат вышел похожий — достичь нужного уровня незаметности не вышло. Кроме того, большой обтекатель радара портил и эти небольшие достижения. В итоге решили от «стелс» отказаться и делать просто высотного разведчика с радаром, получившего название М-63. Проекции М-17РП, хорошо виден обтекатель радара под фюзеляжем Итоговый проект М-63 радионезаметности лишился полностью Тем не менее, на этом история работы КБ Мясищева со «стелс» не заканчивается. В 1987 году стартовал проект самолёта-разведчика М-67 для обнаружения пуска американских МБР. В угрожаемый период такой самолёт должен был барражировать у границ США, дополняя своим оптическим комплексом спутниковую группировку. Понятно, что американцы перед атакой попытались бы сбить такой самолёт, поэтому его главной защитой должна была стать именно незаметность. Исследуемые варианты М-67 напоминали американские стелс-бомбардировщики, в том числе и ещё секретный В-2. К сожалению, из-за развала СССР проект так и не зашёл дальше первичной проработки. Один из вариантов самолёта «Мясищев» М-67 Ударный «стелс» Однако были у СССР не только стелс-разведчики, но и более серьёзные самолёты. Ещё со второй половины 70-х в КБ Сухого шли работы над проектом Су-24БМ. По сути, это было эволюционное развитие обычного Су-24. Размеры побольше, двигатели помощнее, летает выше и быстрее, несёт более крутое вооружение с электроникой. Но постепенно проект рос, и к 1981 году от Су-24 осталась лишь часть крыла. Посмотрев на это, военные отказались считать машину просто модернизацией и решили дать старт полностью новому самолёту. К требованиям крейсерского сверхзвука добавили ещё и уменьшение заметности в радиодиапазоне. Так новая программа Т-60 стала полноценным ударным «стелсом». В поздних проектах Су-24БМ (Т-6БМ) просматриваются черты будущего Су-34 Запасным вариантом было создание ударного самолёта из Су-27 с крылом по типу F-16XL. В этом проекте также использовались решения по снижению заметности. В итоге из него и вырос Су-34 Постепенно «шестидесятый» повторял судьбу проекта 24БМ — машина всё больше изменялась и усложнялась. То, что началось как тактический бомбардировщик, уже было нацелено на замену не только Су-24, но и Ту-22МЗ, а в увеличенный бомбоотсек влезали даже ракеты с Ту-160. Сочетание крейсерского сверхзвука и высокой незаметности ещё больше усложняло и удорожало проект. Кроме того, вокруг Т-60 начали плести интриги. КБ Сухого видело в новой машине возможность отбить у КБ Туполева стратегическую авиацию и заводы для производства таких самолётов. Туполевцы не могли не сопротивляться этому — и не только ставили палки в колёса «шестидесятого», но и проектировали свою собственную стелс-замену Ту-22М3. Возможный внешний вид одного из вариантов Т-60/Т-54 Конкурент проекта «Сухого» — стелс-бомбардировщик Ту-170 В итоге проект Т-60, поменявший название на Т-54, дожил до 1994 года и тогда был закрыт. Можно сказать, что виноват был развал СССР, но, скорее всего, и сохранись Союз — ничего бы не вышло. Слишком велики были требования к машине и слишком много было вокруг неё интриг и споров. Тем не менее, наработки по Т-60 и Т-54 даром не пропали. Часть из них перекочевала на истребитель-бомбардировщик Су-34, часть досталась по наследству Су-57. Реконструкция внешнего вида Т-60/Т-54 на основе описания Незаметные фантазии Говоря о советских «стелсах», нельзя не вспомнить и про некоторые вымышленные машины. Явное отставание СССР в тематике радиолокационной незаметности многим было принять нелегко, и они активно искали советский F-117 и В-2. Иногда это были полностью придуманные машины, иногда неверно интерпретированные реальные. «Мясищев» М-60 Так, к последним можно отнести проект широкофюзеляжного высотного самолёта М-60 от КБ Мясищева. Его активно пиарили на различных выставках 90-х годов как авиалайнер, военный транспорт и даже бомбардировщик. Неудивительно, что многие углядели в нём именно тот «наш ответ В-2». Но на деле никакой незаметности у М-60 не было — его формы и расположение воздухозаборников сверху объяснялись требованием полётов на больших высотах, а не концепцией «стелс». Попытка представить, как превратить пассажирский Ту-404 в бомбардировщик Другой пример — пассажирский самолёт Ту-404. Выполнен он по схеме «летающее крыло», а значит, немного его доделать — и вот он, В-2. К сожалению, в реальности такая переделка вряд ли возможна. Ну и конечно же, не всё «стелс» — что «летающее крыло». Ту-404 был скорее ответом на модную на Западе концепцию пассажирского авиалайнера такой конструкции. Не является «стелсом» и бомбардировщик Т-4МС, хотя, попади в серию, частичную незаметность по типу Ту-160 он, вероятнее всего, получил бы Не исключено, что описанные в этой статье проекты — не единственные стелс-машины из СССР. Вполне возможно, где-то ждут рассекречивания куда более интересные наработки. Остаётся надеяться, что гриф с них снимут при нашей жизни и мы сможем закончить рассказ о советских «невидимках». Юрий Кужелев
Каждая большая война вносила что-то новое в историю войн. С начала ХХ века каждая следующая война меняет состояние...
17-сен-2025
Новости дня / Чемпионат / Технологии / Здоровье / ЖКХ / Большой Кавказ / Политика / ДНР и ЛНР / Мир / Общество / США / Спорт / Бизнес / Экономика / Власть / Видео / Россия / Европа / Военные действия / Белоруссия / Украина / Финансы / Мероприятия / Культура / Происшествия и криминал / Статистика / Латинская Америка / Нижний Новгород
Всё идёт к тому, что скоро они запретят спасать женщин в случае ЧП, как сейчас в Афганистане, — считают россияне....
17-сен-2025
Новости дня / Россия / Мнения / Законы / ЖКХ / Технологии / Спорт / Видео / Власть / Бизнес / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Чемпионат / Латинская Америка / Здоровье / Большой Кавказ / Мобильные технологии
Новости дня / Видео / Фото репортаж / Армения / Мир / Интернет / Красноярск / Происшествия и криминал / ЖКХ / Россия / Большой Кавказ / Технологии / Общество / ДНР и ЛНР
Новости дня / Политика / Видео / Технологии / Мир / Большой Кавказ / Власть / Здоровье / Армения / Европа / Россия / Ростов-на-Дону / Экономика / Происшествия и криминал / Мнения / США
Новости дня / Россия / Чемпионат / Технологии / Политика / Бизнес / ЖКХ / Здоровье / Мир / Происшествия и криминал / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / Украина / Статистика / Транспорт / Интернет / Видео / Общество / Культура / Европа / Наука / Латинская Америка / Спорт
Новости дня / Мир / Спорт / Политика / Мероприятия / ЖКХ / Латинская Америка / Бизнес / Интервью звёзд / Общество / Украина / Большой Кавказ / Видео / Здоровье / Происшествия и криминал / Матчи / Военные действия
Новости дня / Чемпионат / Технологии / Здоровье / ЖКХ / Большой Кавказ / Политика / ДНР и ЛНР / Мир / Общество / США / Спорт / Бизнес / Экономика / Власть / Видео / Россия / Европа / Военные действия / Белоруссия / Украина / Финансы / Мероприятия / Культура / Происшествия и криминал / Статистика / Латинская Америка / Нижний Новгород
Ford
0
Каждая большая война вносила что-то новое в историю войн. С начала ХХ века каждая следующая война меняет состояние человеческой цивилизации. Войны всё меньше и меньше...
Новости дня / Политика / Спорт / Белоруссия / Чемпионат / Бизнес / Европа / Россия / ДНР и ЛНР / Власть / Здоровье / Технологии / Азия / Транспорт
Dunce
0
Националистические власти в Варшаве умудрились рассориться даже с терпеливым Пекином Китай официально потребовал от Польши прекратить эскалацию отношений с Россией и...
Новости дня / ДНР и ЛНР / Здоровье / Происшествия и криминал / Политика / Видео / ЖКХ / Авто
Альбина
0
Всем автомобилистам знакома ситуация, когда во время поездки стрелка датчика топлива внезапно оказывается на нуле и приходится изо всех сил сокращать расход, чтобы...
Комментарии (0)