Большой донбасский «comeback» - «ДНР и ЛНР»
- 20:56, 18-июл-2019
- ДНР и ЛНР
- Таисия
- 0
[Дисклеймер] Эта статья не об истерике, мол, «Донбасс слили», «все пропало» и т.д. Скорее, она призвана внести ясность в ту неоднозначную ситуацию, которая складывается вокруг народных республик со всеми флэшмобами, призывами и планами Медведчука, так как при все более активных телодвижениях власть имущих, никто не торопится вносить ясность народу, 5 лет назад, голосовавшему на референдуме за независимость ЛДНР
Безусловно, урегулирование вооруженного конфликта на Донбассе стало одной из главных тем в рамках парламентской гонки на Украине. Запрос на прекращение войны очевиден. Он был давно, однако здесь всегда было множество подводных камней внутриукраинского и геополитического характера. Последние, надо полагать, по большей части, никуда не денутся. Европа видит в разрешении ситуации нормализацию отношений с Россией, потому и посылает конструктивный сигнал. С Вашингтоном ситуация сложнее, а цена, которую требуют заокеанские капиталисты, куда более высокая. Тем не менее, донбасское урегулирование оживилось, хотя, возможно, и не так, как хотелось бы жителям республик.
Как мы уже говорили, 5 лет назад республики в рамках народного плебисцита выбрали независимый путь. Самоопределение ЛНР поддержали 96,2% участников, в ДНР показатель составил 89,7%. По логике вещей, тогда-то Донбасс и сделал свой выбор, хотя, помнится, вокруг проведения референдумов ходили определенные споры. Когда украинские флаги на админзданиях республик канули в лету, ЛДНР, с оглядкой на Крым, скорректировали курс на Россию. Надо отметить, что речь шла не просто о «мы хотим в РФ». Шли и, надо заметить, до сих пор идут интеграционные процессы. Университеты республик сотрудничали с российскими, наши студенты получали дипломы образца РФ. Появились города-побратимы. Активно действовал интеграционный комитет «Россия-Донбасс». И все это на фоне непрекращающегося потока заявлений со стороны руководства ЛДНР о том, что «мы идем в Россию».
В общем, не трудно догадаться, что после пяти лет такой политики было странно наблюдать за флэшмобом с призывом признать выбор Донбасса. Только речь идет уже не о результатах референдума, а об автономии имени Медведчука. Пока к акции технично приобщались представители республиканского руководства, в проукраинских СМИ со злорадным ликованием строчили новости о том, что ЛДНР «просятся назад до неньки», ну, а апофеозом всей этой истории стал набег все того же Медведчука на Европарламент, где он внезапно заявил, что уговорил лидеров Луганской и Донецкой народных республик вернуться в состав Украины на правах объединенной автономии. Он даже название ей придумал: Автономный регион Донбасс. По задумке данный субъект получит собственный парламент, конституцию и свободную экономическую зону сроком на 10 лет. И, конечно же, упомянул Медведчук об амнистии.
Такие дела…
Не трудно заметить, что этот план мало чем отличается от уже существующих Минских договоренностей, на реализации которых настаивает, в частности, Москва. Европа – тоже, правда, не без доли лицемерия. Нюанс «Минска» кроется в том, что республики прописаны там как часть Украины. В общем-то, никто никогда не скрывал этого факта, текст договоренностей есть в свободном доступе, но мы-то знаем, что добраться до него, говоря словами Кличко, «могут не только лишь все — мало, кто может это делать».
Когда в СМИ заходила речь о соблюдении «Минска», когда об этом говорили чиновники, речь шла об обстрелах, о нарушении режима тишины, о применении запрещенного вооружения. При этом о других аспектах договоренностей речи не заходило. В какой-то мере это даже оправдано. Кому в разгар войны нужна социальная напряженность? Да и какой смысл поднимать политические стороны соглашений, когда каратели не прекращают обстрелы? Война свела к минимуму всю политактивность на этом направлении, ну, а теперь пришло время пожинать плоды.
«Плоды» эти заключаются в том, что люди за пять лет успели привыкнуть к изоляции со стороны Украины и прониклись российским курсом, которым их регулярно подбадривали. Вот только «Минск» внезапно ожил, и политический фон республик пришлось корректировать с оглядкой на перспективу перехода к новому уровню реализации соглашений. Так и вышло, что новый выбор Донбасса «совершенно случайно» совпал с планами Медведчука, и целый миллион человек поддержал не независимость, не Россию, куда все так стремились, а именно автономию в составе страны, которая залила регион кровью.
Понятно, что vox populi был здесь далеко не на первом месте, а люди стали задавать вопросы. Проблема в том, что вопросы эти не совсем правильные, а все те же власть имущие действуют по принципу «авось пронесет». Социальная напряженность, которой избегали годами, может обрушится на республики с невероятной силой, а в мире найдется немало желающих направить этот гнев на локальный Майдан. И даже при таких перспективах никто не торопится разъяснить простому обывателю сложную политическую ситуацию, которая несколько глубже, чем «Путин слил».
Да, Москве выгодна реализация Минска. Там об этом говорили регулярно, что ни для кого не секрет. Выгодно это по той простой причине, что обезоруживает Запад в антироссийской кампании. Даже у Вашингтона поубавиться рычагов давления на Москву, если там уже не смогут придраться, мол Россия не выполняет договоренности, хотя, по логике, и не может. Следствием такого станет послабление санкционного режима, возобновление сотрудничества с Европой. В общем, руки Кремля окажутся развязаны. Говоря наперед, даже в донбасском вопросе это обеспечит определенные преференции.
Медведчук, в свою очередь, разглядел в таком раскладе отличную возможность для себя. Не по доброте же душевной он взялся за прекращение войны. Имея внушительные подвязки в Москве и вторую по рейтингам, а со следующей недели и по количеству мест в Раде партию, Медведчук прокладывает себе дорогу к роли главного и единственного донбасского куратора в четырехугольнике Москва-Киев-Луганск-Донецк. Весь процесс будет проходить через него со всеми очень выгодными вытекающими: от возможности лоббировать интересы отдельных лиц (привет, Ринатушка!) или структур в Раде и даже в самих ЛДНР до финансовых потоков, в которые можно будет запустить грязные ручонки.
Конечно, Зеленский может омрачить такие перспективы, однако тому мешает ряд факторов, определенных его высокой должностью. Для него лично идти на мировую с ЛДНР – это навлечь на себя негодование «попередныкив», радикалов и даже заокеанских «партнеров». Он будет вынужден лавировать между всеми внешними силами. Европа будет толкать его на урегулирование и нормализацию отношений с РФ, США – наоборот. Что до Москвы, то, сближению там будут рады, но к донбасской теме его, скорее всего, не подпустят. Во-первых, зачем, если есть не обремененный лишними обязательствами Медведчук с готовой стратегией. Во-вторых, Западу нельзя давать повода сотворить из Зеленского кумира – идеального президента «демократичной» страны, который обладает не только чувством юмора, но и способен решать стратегические проблемы.
Наконец, если Зеленский заблокирует Медведчука, Москва может пойти на крайность и признать республики. Мол, не хотели выполнять договоренности – получите, распишитесь. Этот сценарий достаточно жесткий, так как возымеет для РФ негативные последствия на международной арене. Потому куда вероятнее, что, когда завершатся выборы в Верховную раду, когда новый созыв сформирует коалицию, назначит премьера и определится с членами правительства, закипит минский процесс.
В общем, осень обещает быть жаркой, план Медведчука будет приведен в исполнение, а республики Донбасса через энное время получат свою автономию. Только история на этом не заканчивается. Нельзя забывать, что здесь, в ЛДНР, активно получают паспорта РФ, дипломы РФ, здесь ходит российский рубль, да и другие интеграционные аспекты, создаваемые годами, никуда не делись. И все же гражданство – это куда более интересный момент. Де-юре, республики сейчас – это непризнанные государства, и как бы здесь не размахивали российскими или местными флагами, для большей части мира мы остаемся взбунтовавшейся частью Украины. Увы, но это факт, который не любят выносить на публику, но с которым приходится считаться, когда дело доходит до реальной политики. Реализация «Минска» хоть и приводит нас назад в состав Украины, зато легитимирует ЛДНР в качестве автономии, а здесь уже маячит и крымский сценарий, тем более, что количество полноправных граждан России к тому времени здесь накопится достаточно.
Конечно, не стану утверждать, что все это произойдет в ближайшее время. Написать об этом куда проще, нежели реализовать такой план. Вопрос этот во многом будет решаться уже за пределами Донбасса. Вероятно, не пропадет и «демократическая» карта, которую можно будет разыграть против главных поборников оной в Европе. Мол, народ требует, а значит добро пожаловать на референдум в качестве наблюдателей. Сложнее, как мы уже говорили, будет со Штатами, но у них свои виды на украинское будущее, и нельзя исключать, что здесь можно будет найти консенсус. В конце концов, никогда не поздно пойти ва-банк, как это было с Крымом.
И все же, сейчас куда важнее наши нынешние реалии со всеми спорными и неоднозначными тенденциями. Пожалуй, на данном этапе вся эта неоднозначность – одно из наиболее опасных оружий против народных республик, ведь уже сейчас Украина трактует по-своему весь этот «выбор Донбасса». Борьба за наше будущее набирает обороты, принцип «враг по ту сторону линии разграничения» уходит в прошлое, а потому надо быть готовыми столкнуться с испытаниями нового уровня и характера.
Евгений Гаман, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Комментарии (0)