Золотуха — кожная болезнь, поражавшая язвами лицо и шею, — редко бывала смертельной, но выглядела малоприятно. Лечения от неё в Средние века практически не было. Кроме особой королевской магии…Откуда она взялась, эта особая королевская магия? Разумеется, из веры, что король является наместником Господа на земле, помазанником Божьим. Однако ритуал помазания на царство появился не с первыми христианскими королями — и золотуху монархи тоже лечить поначалу не додумались.
Почему золотуха? Почему не туберкулёз, не простуду, не проказу? Хотя с проказой понятно — в случае божественного королевского прикосновения слишком велик был шанс божественного королевского заболевания, а это никуда не годилось. Впрочем, вариантов было много, но монаршье чудо почему-то выбрало своей специализацией именно золотуху. Хотя, казалось бы, чтобы прикасаться к золотушным, тоже требовалось немало мужества. Не слишком приятно выглядели кожные язвы на их теле.
Первичным, разумеется, был не скилл божественного исцеления, а в принципе утверждение в народных головах мысли о том, что король — божественный избранник. По ходу постепенной христианизации Европы такая идея постепенно продвигалась вождями: божественность власти изрядно укрепляла корону на голове.
Ритуал помазания возник в восьмом веке нашей эры сначала в Испании, затем у франков — первым французским королём, помазанным на царство, был Пипин Короткий. Затем церемониал переняли англичане, а после и вся цивилизованная Европа. Ритуал как бы наделял короля божественной властью, — а следовательно, и способностью творить чудеса.
«Король руки на тебя возлагает…»Впрочем, прошло несколько веков, прежде чем короли начали возлагать руки на золотушных больных с тем, чтобы исцелить их. (Фома Аквинский приводит легенду, что первопроходцем в этой области был первый христианский король франков Хлодвиг, правивший в конце пятого — начале шестого века нашей эры, но подтверждений этого нет).
По сохранившимся свидетельствам, первым начал практиковать исцеление золотушных английский король Эдуард Исповедник, правивший в 1042 — 1066. Эдуард вообще был слегка не от мира сего — аскет, ревностный христианин и вечный девственник (как утверждают легенды, с женой Эдитой он спал в разных комнатах). В народе поползли слухи о том, что король — святой.
Эдуард ИсповедникИ так случилось, что некой женщине, больной золотухой, приснился сон: она должна явиться во дворец, где избавится от болезни, если король умоет её водой. Однако же Эдуард выбрал другой вариант: он окунул пальцы в воду и прикоснулся к больным местам смоченными пальцами.
Возможно, при всем аскетизме ему не слишком хотелось умывать золотушную нищенку. А возможно и другое: это отголосок веры, что вода, к которой прикасается святой, приобретает волшебные свойства.
Лечение золотушных вошло в традицию, а освящённая королями вода была поставлена на безотходное производство. Поскольку короли имели обыкновение мыть руки после прикосновения к больным, появлялось дополнительное «лечебное средство»: вода из той лохани, в которой монарх омывал руки после исцеления, доставалась страждущим, и те в течение девяти дней пили её натощак. Этого должно было хватить для полного исцеления.
Словесная формула избавления от недуга, дошедшая до наших дней, звучала так: «Король руки на тебя возлагает, Господь от недуга тебя исцеляет». Правда, зафиксирована она только в шестнадцатом веке, поэтому неизвестно, какие именно слова употребляли средневековые владыки.
В Англии со временем обряд оброс пышностью: король с капелланом возносили молитвы так, что, казалось, происходит настоящее богослужение. Забегая вперед, скажем, что «на поток» исцеление золотушных было поставлено преимущественно здесь и во Франции. В остальных странах такой традиции не было.
Карл II лечит страждущих прикосновениемДостаточно быстро «специализация» королей определилась чётко: лечили они золотуху и только её. Поэтому других болящих королевская стража вскоре перестала допускать к монаршему телу, зачастую довольно жёстко и с казусами.
Так, в пятнадцатом веке произошёл небольшой скандал: кузнец Анри Пейо попытался привести к королю Карлу VII свою сестру, но стража отказала, не обнаружив у неё признаков золотухи. Кузнец в возмущении призвал проклятия на голову монарха, в результате чего ему пришлось расстаться с последними сбережениями, чтобы купить грамоту о помиловании. Святость святостью, а неподходящим больным вход заказан.
За исцелением и королевской монетойСо временем появился обычай давать больным мелкую монету во время обряда исцеления. Во Франции подавали больше, в Англии меньше — это было связано с тем, что английские короли куда более массово подавали милостыню, и будь её размер выше одного пенни, королевской казне пришлось бы тяжеловато. Вскоре монета, вручаемая королём, стала считаться едва ли не залогом чудесного исцеления. Ей приписывались чудодейственные свойства — получить прикосновение монарха, не получив милостыни, считалось как бы «половинчатым» исцелением.
Учитывая скрупулёзность английских монархов, выдававших ровно пенни каждому золотушному, можно получить точное представление о масштабах королевских чудес. Так, Эдуард I благословлял примерно несколько сотен человек ежегодно: от 1736 в наиболее «урожайном» году до 197 в год «пожиже». Кстати, в военных походах Эдуарда I в Уэльс и Шотландию количество исцеленных им золотушных резко уменьшилось.
Жители покоренных территорий, особенно Уэльса, отнюдь не считали Эдуарда божественным наместником, к которому следует идти за исцелением! Еще чего. Для этого у них был свой монарх — свергнутый Эдуардом и долго и безуспешно боровшийся за трон. Что до шотландцев, то вскоре они тонкой струйкой потекли к узурпатору. Правда, неизвестно, что их интересовало больше — божественное исцеление или пенни.
Что же французские властители, тогда ещё Капетинги? Они награждали милостыней не всех, но только тех, кто пришёл издалека — и сумма при этом колебалась от 20 су до 12 ливров (достигнув максимума при Филиппе Красивом, — этот король, так жестоко схлестнувшийся с папством, был весьма набожным человеком). Видимо, отправив на костёр тамплиеров и поссорившись с римским папой, Филипп находил утешение и подтверждение своей божественной сущности хотя бы в процессе исцеления, сопровождая его щедрой милостыней.
Королевская болезньСредневековые трактаты именовали золотуху королевской болезнью — «поелику короли её излечивают». Однако притом, что мы представляем себе цифры стекавшихся к королям золотушных, точного учета исцелившихся никто не вел. То есть вообще неизвестно, сколько золотушных исцелялось в процессе, а у скольких ничего не менялось. Однако вера в чудо и щедрая королевская милостыня делали поток страждущих неоскудевающим и, хотя бы по закону статистики, кто-то да излечивался.
В заметках некоего мэтра Жана из Ипра можно найти довольно скептичный комментарий, обусловленный то ли его нелояльностью Капетингам, то ли просто неверием в королевское чудо: «люди веруют, будто многие из больных, к которым прикоснулся король, выздоравливают; случается, однако, и так, что выздоровление не наступает».
Однако он был скорее исключением: в дальнейших трактатах королевское возложение рук считается вполне действенным медицинским средством (статистика, правда, все равно не приводится).
Ватикан поначалу занимал достаточно осторожную позицию, пытаясь монополизировать и происходящую от бога власть, и порождаемые ей чудеса. Но в итоге французские и английские короли победили. Король Франции Карл V открыто объявил себя чудотворцем, и ему за это ничего не было. Ещё несколько пап высказывались по этому поводу достаточно язвительно, но в целом «королевское чудо» мало подвергалось сомнению.
В Англии, однако, серьёзный удар вере в божественное исцеление, приходящее от короля, нанесла война Алой и Белой роз. Истинный король может лечить золотуху — это факт, но как определить, какой из королей — законный? Кстати, в качестве проверки тогда предлагалось как раз сотворить королевское чудо.
Традиция прикосновения монархов к больным золотухой сохранялась примерно до революций. В Англии она закончилась после переворота Кромвеля; реставрированная монархия оставила этот обычай в прошлом. Во Франции революция тоже прервала череду исцелений. Карл Х во время коронации попытался возродить обычай своих предков. Он отправился в больницу и возложил руки на 124 золотушных.
Исцелились из них пятеро — вот и пресловутая статистика. Можно, конечно, допустить, что это связано с тем, что Карл был не совсем «правильным» монархом, недостаточно «божественным». А вот в древности (особенно когда милостыня золотушным достигала двадцати ливров) — другое дело. Но статистика была молчалива и беспощадна. Да и королевская власть во Франции скоро уступила место республике.
Так потихоньку и умерло «королевское чудо».
Анна Долгарева
Золотуха — кожная болезнь, поражавшая язвами лицо и шею, — редко бывала смертельной, но выглядела малоприятно. Лечения от неё в Средние века практически не было. Кроме особой королевской магии… Откуда она взялась, эта особая королевская магия? Разумеется, из веры, что король является наместником Господа на земле, помазанником Божьим. Однако ритуал помазания на царство появился не с первыми христианскими королями — и золотуху монархи тоже лечить поначалу не додумались. Почему золотуха? Почему не туберкулёз, не простуду, не проказу? Хотя с проказой понятно — в случае божественного королевского прикосновения слишком велик был шанс божественного королевского заболевания, а это никуда не годилось. Впрочем, вариантов было много, но монаршье чудо почему-то выбрало своей специализацией именно золотуху. Хотя, казалось бы, чтобы прикасаться к золотушным, тоже требовалось немало мужества. Не слишком приятно выглядели кожные язвы на их теле. Первичным, разумеется, был не скилл божественного исцеления, а в принципе утверждение в народных головах мысли о том, что король — божественный избранник. По ходу постепенной христианизации Европы такая идея постепенно продвигалась вождями: божественность власти изрядно укрепляла корону на голове. Ритуал помазания возник в восьмом веке нашей эры сначала в Испании, затем у франков — первым французским королём, помазанным на царство, был Пипин Короткий. Затем церемониал переняли англичане, а после и вся цивилизованная Европа. Ритуал как бы наделял короля божественной властью, — а следовательно, и способностью творить чудеса. «Король руки на тебя возлагает…» Впрочем, прошло несколько веков, прежде чем короли начали возлагать руки на золотушных больных с тем, чтобы исцелить их. (Фома Аквинский приводит легенду, что первопроходцем в этой области был первый христианский король франков Хлодвиг, правивший в конце пятого — начале шестого века нашей эры, но подтверждений этого нет). По сохранившимся свидетельствам, первым начал практиковать исцеление золотушных английский король Эдуард Исповедник, правивший в 1042 — 1066. Эдуард вообще был слегка не от мира сего — аскет, ревностный христианин и вечный девственник (как утверждают легенды, с женой Эдитой он спал в разных комнатах). В народе поползли слухи о том, что король — святой. Эдуард Исповедник И так случилось, что некой женщине, больной золотухой, приснился сон: она должна явиться во дворец, где избавится от болезни, если король умоет её водой. Однако же Эдуард выбрал другой вариант: он окунул пальцы в воду и прикоснулся к больным местам смоченными пальцами. Возможно, при всем аскетизме ему не слишком хотелось умывать золотушную нищенку. А возможно и другое: это отголосок веры, что вода, к которой прикасается святой, приобретает волшебные свойства. Лечение золотушных вошло в традицию, а освящённая королями вода была поставлена на безотходное производство. Поскольку короли имели обыкновение мыть руки после прикосновения к больным, появлялось дополнительное «лечебное средство»: вода из той лохани, в которой монарх омывал руки после исцеления, доставалась страждущим, и те в течение девяти дней пили её натощак. Этого должно было хватить для полного исцеления. Словесная формула избавления от недуга, дошедшая до наших дней, звучала так: «Король руки на тебя возлагает, Господь от недуга тебя исцеляет». Правда, зафиксирована она только в шестнадцатом веке, поэтому неизвестно, какие именно слова употребляли средневековые владыки. В Англии со временем обряд оброс пышностью: король с капелланом возносили молитвы так, что, казалось, происходит настоящее богослужение. Забегая вперед, скажем, что «на поток» исцеление золотушных было поставлено преимущественно здесь и во Франции. В остальных странах такой традиции не было. Карл II лечит страждущих прикосновением Достаточно быстро «специализация» королей определилась чётко: лечили они золотуху и только её. Поэтому других болящих королевская стража вскоре перестала допускать к монаршему телу, зачастую довольно жёстко и с казусами. Так, в пятнадцатом веке произошёл небольшой скандал: кузнец Анри Пейо попытался привести к королю Карлу VII свою сестру, но стража отказала, не обнаружив у неё признаков золотухи. Кузнец в возмущении призвал проклятия на голову монарха, в результате чего ему пришлось расстаться с последними сбережениями, чтобы купить грамоту о помиловании. Святость святостью, а неподходящим больным вход заказан. За исцелением и королевской монетой Со временем появился обычай давать больным мелкую монету во время обряда исцеления. Во Франции подавали больше, в Англии меньше — это было связано с тем, что английские короли куда более массово подавали милостыню, и будь её размер выше одного пенни, королевской казне пришлось бы тяжеловато. Вскоре монета, вручаемая королём, стала считаться едва ли не залогом чудесного исцеления. Ей приписывались чудодейственные свойства — получить прикосновение монарха, не получив милостыни, считалось как бы «половинчатым» исцелением. Учитывая скрупулёзность английских монархов, выдававших ровно пенни каждому золотушному, можно получить точное представление о масштабах королевских чудес. Так, Эдуард I благословлял примерно несколько сотен человек ежегодно: от 1736 в наиболее «урожайном» году до 197 в год «пожиже». Кстати, в военных походах Эдуарда I в Уэльс и Шотландию количество исцеленных им золотушных резко уменьшилось. Жители покоренных территорий, особенно Уэльса, отнюдь не считали Эдуарда божественным наместником, к которому следует идти за исцелением! Еще чего. Для этого у них был свой монарх — свергнутый Эдуардом и долго и безуспешно боровшийся за трон. Что до шотландцев, то вскоре они тонкой струйкой потекли к узурпатору. Правда, неизвестно, что их интересовало больше — божественное исцеление или пенни. Что же французские властители, тогда ещё Капетинги? Они награждали милостыней не всех, но только тех, кто пришёл издалека — и сумма при этом колебалась от 20 су до 12 ливров (достигнув максимума при Филиппе Красивом, — этот король, так жестоко схлестнувшийся с папством, был весьма набожным человеком). Видимо, отправив на костёр тамплиеров и поссорившись с римским папой, Филипп находил утешение и подтверждение своей божественной сущности хотя бы в процессе исцеления, сопровождая его щедрой милостыней. Королевская болезнь Средневековые трактаты именовали золотуху королевской болезнью — «поелику короли её излечивают». Однако притом, что мы представляем себе цифры стекавшихся к королям золотушных, точного учета исцелившихся никто не вел. То есть вообще неизвестно, сколько золотушных исцелялось в процессе, а у скольких ничего не менялось. Однако вера в чудо и щедрая королевская милостыня делали поток страждущих неоскудевающим и, хотя бы по закону статистики, кто-то да излечивался. В заметках некоего мэтра Жана из Ипра можно найти довольно скептичный комментарий, обусловленный то ли его нелояльностью Капетингам, то ли просто неверием в королевское чудо: «люди веруют, будто многие из больных, к которым прикоснулся король, выздоравливают; случается, однако, и так, что выздоровление не наступает». Однако он был скорее исключением: в дальнейших трактатах королевское возложение рук считается вполне действенным медицинским средством (статистика, правда, все равно не приводится). Ватикан поначалу занимал достаточно осторожную позицию, пытаясь монополизировать и происходящую от бога власть, и порождаемые ей чудеса. Но в итоге французские и английские короли победили. Король Франции Карл V открыто объявил себя чудотворцем, и ему за это ничего не было. Ещё несколько пап высказывались по этому поводу достаточно язвительно, но в целом «королевское чудо» мало подвергалось сомнению. В Англии, однако, серьёзный удар вере в божественное исцеление, приходящее от короля, нанесла война Алой и Белой роз. Истинный король может лечить золотуху — это факт, но как определить, какой из королей — законный? Кстати, в качестве проверки тогда предлагалось как раз сотворить королевское чудо. Традиция прикосновения монархов к больным золотухой сохранялась примерно до революций. В Англии она закончилась после переворота Кромвеля; реставрированная монархия оставила этот обычай в прошлом. Во Франции революция тоже прервала череду исцелений. Карл Х во время коронации попытался возродить обычай своих предков. Он отправился в больницу и возложил руки на 124 золотушных. Исцелились из них пятеро — вот и пресловутая статистика. Можно, конечно, допустить, что это связано с тем, что Карл был не совсем «правильным» монархом, недостаточно «божественным». А вот в древности (особенно когда милостыня золотушным достигала двадцати ливров) — другое дело. Но статистика была молчалива и беспощадна. Да и королевская власть во Франции скоро уступила место республике. Так потихоньку и умерло «королевское чудо». Анна Долгарева
Комментарии (0)