Мне сверху видно всё: что могут разглядеть с МКС космонавты? - «ДНР и ЛНР»

  • 04:17, 10-июл-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Admin
  • 0

В сети опять слышно эхо баталий по переписке. Способен ли космонавт с Международной космической станции увидеть на земле разрывы от бомб и ракет и прочие боевые действия? Да и вообще — что видно из космоса, а что нет? Видны ли Эйфелева башня, Великая китайская стена и матерное граффити во всю крышу панельной пятиэтажки?


Высоко сижу

В настоящее время высота орбиты Международной космической станции над поверхностью Земли — 408 километров, но это не точно. Дело в том, что орбиту МКС приходится постоянно корректировать чтобы избежать встречи с большими фрагментами космического мусора и нивелировать действие земной атмосферы, которая даже на такой высоте понемногу тормозит движение станции, заставляя её спускаться всё ниже. Для простоты можно считать, что космонавты наблюдают планету с высоты около 400 километров.
Мнение. К слову, эта высота считается оптимальной сразу по нескольким причинам. Выше нельзя — примерно с 500 километров над уровнем моря начинаются пояса Ван Аллена — та область магнитосферы планеты, где задерживаются заряженные частицы, в основном принесённые солнечным ветром. Работая в таком поясе, космонавты быстро накопят опасную дозу радиации.
Ниже тоже не очень удобно — сильнее воздействие атмосферы, приходится чаще совершать манёвры для подъёма станции. До 2011 года орбита МКС была ниже — примерно 350 километров, — что было сделано для удобства доставки грузов и космонавтов американскими шаттлами. После закрытия программы «Спейс шаттл» орбиту подняли до нынешних 400 километров.

Что же видно с четырёх сотен километров? Вопреки мифам, космонавты видят лишь небольшой сектор земной поверхности — голубого шара они не наблюдают. Чтобы увидеть Землю целиком, требуется гораздо более высокая орбита. Также надо понимать, что 400 километров — это минимальная дистанция до точки поверхности, находящейся точно под станцией. Всё, что находится в стороне, видно гораздо хуже — из-за большего расстояния и большего слоя атмосферы.


Например, фотографий Санкт-Петербурга, сделанных с борта МКС, очень мало. Проблема и в широте расположения города, лежащей вдалеке от траектории полёта станции, и в регулярной облачности. В январе 2019 года Олегу Кононенко удалось сделать этот действительно редкий ночной снимок. На нём опытным глазом можно сразу определить город, но вот какие-либо подробности уже не угадать.


Санкт-Петербург. Источник
Далеко гляжу

Часто пишут, что из космоса можно разглядеть отдельные крупные сооружения — например, египетские пирамиды и Великую китайскую стену. Но большинство вернувшихся с орбиты космонавтов говорят, что, даже зная, где находится тот или иной рукотворный объект, увидеть его невозможно. Более того, видны даже не все населённые пункты — только крупные города, а какие-нибудь посёлки и деревни уже практически неразличимы.


Но как быть с воспоминаниями некоторых космонавтов об увиденных ими с орбиты отдельных маленьких объектах? Космонавт Севастьянов в своих записках писал, что видел с высоты 300 километров небольшой деревенский домик:

«Трудно поверить — правда? — но я действительно видел из космоса тот маленький двухэтажный домик в Сочи, в котором я вырос, и в котором и сейчас живут мои родители. Как я искал свой дом? Сначала я высматривал на Кавказском побережье мыс Адлер. Река Мзымта, впадая в районе Адлера в море, резко подкрашивает морскую воду своим илом. Это самый точный ориентир.
Для привязки я находил Адлер, а чуть-чуть дальше уже видел и Сочинский порт. А прямо по оси от главного причала, чуть выше, у основания телевышки, находил и свой дом. Видел его как маленькую точечку среди деревьев — наш дом окружён кипарисами».


За всю историю космических полётов таким «суперзрением» похвастались всего несколько космонавтов. Сейчас эти случаи относят к разряду историй о паранормальных возможностях человека и скрывающихся в нас суперсилах. Чего было в этих мгновениях «суперзрения» больше — оптического обмана или искреннего желания увидеть нужное, — уже вряд ли получится узнать.

Большинство же космонавтов не может различить из космоса даже Великую китайскую стену, хоть и напрягают глаза изо всех сил. Лётчик-космонавт Юрий Батурин, летавший на «Мир» и МКС, говорит, что не смог разглядеть это сооружение: «Я слышал, как китайские космонавты говорили, что видели Великую китайскую стену. Я, сколько ни пытался увидеть, не смог. Но она всё-таки большая и при определённом угле падения лучей, наверное, даёт большую тень». А ведь он был на МКС ещё до поднятия орбиты, тогда Земля была на полсотни километров ближе.


Оптика решает — Великая китайская стена, снятая астронавтами НАСА в 2017 году
Точно так же, по тени, «видели» и пирамиду Хеопса, но, опять же, об этом рассказывали лишь несколько космонавтов. И тут мы вступаем на очень зыбкую почву — вроде и поверить хочется, и физических объяснений этому феномену нет.

МКС на небе нахожу

Теоретически с такой высоты космонавты не могут увидеть единичный объект размером менее сотни метров — просто не хватит возможностей зрения. Летавшие на самолёте помнят, что с высоты в семь-восемь километров уже не видно транспорта на дорогах, не всегда различимы отдельные дома. Тут же расстояние до поверхности — в пятьдесят раз больше! И в этот момент напрашивается вопрос — как же тогда люди видят на расстоянии в 400 километров саму Международную космическую станцию?


Кроме того, Международная космическая станция над нужным местом проходит не так долго — буквально несколько минут. На следующем витке наблюдаемые объекты уже окажутся под углом, ждать нового удобного ракурса придётся несколько часов. А у космонавтов плотный график работы, высиживать часами у иллюминатора просто не получится.

Из космоса можно увидеть последствия боевых действий — космонавты делали фотографии дымных шлейфов от горящих нефтяных вышек после операции «Буря в пустыне». Но надо понимать, что длина такого шлейфа, судя по фото, составляла более сорока-пятидесяти километров, кроме того он контрастно выделялся на фоне песка. Огромные лесные пожары с МКС видны, а обычные бытовые — уже нет.


Лесные пожары в Колорадо в 2013-м — вид с МКС
Можно попробовать посмотреть на Землю с МКС на сайте «Роскосмоса», но судить по этому о видимости с орбиты стоит очень осторожно. Фотографии не подписаны, и многие из них сделаны при помощи очень серьёзных телеобъективов, способных увидеть то, что человеческий глаз без приборов не различает.

Чтобы почувствовать, как видна наша планета с МКС, стоит рассматривать фото, где видны детали станции — они-то точно сделаны с минимальным увеличением или без увеличения вовсе. На таких фото уже даже целые города едва угадываются. Как на представленном ниже фото — приморский город. Очертания видны, а отдельные дома разглядеть нереально.


Поэтому ответить, видно ли с МКС боевые действия, очень сложно. Разрывы снарядов и ракет увидеть напрямую, скорее всего, попросту невозможно. Увидеть отдельные всполохи или вспышки в ночное время, может быть, и можно, но определить, где это произошло и что именно бумкнуло, даже примерно не получится.

Михаил Котов

В сети опять слышно эхо баталий по переписке. Способен ли космонавт с Международной космической станции увидеть на земле разрывы от бомб и ракет и прочие боевые действия? Да и вообще — что видно из космоса, а что нет? Видны ли Эйфелева башня, Великая китайская стена и матерное граффити во всю крышу панельной пятиэтажки? Высоко сижу В настоящее время высота орбиты Международной космической станции над поверхностью Земли — 408 километров, но это не точно. Дело в том, что орбиту МКС приходится постоянно корректировать чтобы избежать встречи с большими фрагментами космического мусора и нивелировать действие земной атмосферы, которая даже на такой высоте понемногу тормозит движение станции, заставляя её спускаться всё ниже. Для простоты можно считать, что космонавты наблюдают планету с высоты около 400 километров. Мнение. К слову, эта высота считается оптимальной сразу по нескольким причинам. Выше нельзя — примерно с 500 километров над уровнем моря начинаются пояса Ван Аллена — та область магнитосферы планеты, где задерживаются заряженные частицы, в основном принесённые солнечным ветром. Работая в таком поясе, космонавты быстро накопят опасную дозу радиации. Ниже тоже не очень удобно — сильнее воздействие атмосферы, приходится чаще совершать манёвры для подъёма станции. До 2011 года орбита МКС была ниже — примерно 350 километров, — что было сделано для удобства доставки грузов и космонавтов американскими шаттлами. После закрытия программы «Спейс шаттл» орбиту подняли до нынешних 400 километров. Что же видно с четырёх сотен километров? Вопреки мифам, космонавты видят лишь небольшой сектор земной поверхности — голубого шара они не наблюдают. Чтобы увидеть Землю целиком, требуется гораздо более высокая орбита. Также надо понимать, что 400 километров — это минимальная дистанция до точки поверхности, находящейся точно под станцией. Всё, что находится в стороне, видно гораздо хуже — из-за большего расстояния и большего слоя атмосферы. Например, фотографий Санкт-Петербурга, сделанных с борта МКС, очень мало. Проблема и в широте расположения города, лежащей вдалеке от траектории полёта станции, и в регулярной облачности. В январе 2019 года Олегу Кононенко удалось сделать этот действительно редкий ночной снимок. На нём опытным глазом можно сразу определить город, но вот какие-либо подробности уже не угадать. Санкт-Петербург. Источник Далеко гляжу Часто пишут, что из космоса можно разглядеть отдельные крупные сооружения — например, египетские пирамиды и Великую китайскую стену. Но большинство вернувшихся с орбиты космонавтов говорят, что, даже зная, где находится тот или иной рукотворный объект, увидеть его невозможно. Более того, видны даже не все населённые пункты — только крупные города, а какие-нибудь посёлки и деревни уже практически неразличимы. Но как быть с воспоминаниями некоторых космонавтов об увиденных ими с орбиты отдельных маленьких объектах? Космонавт Севастьянов в своих записках писал, что видел с высоты 300 километров небольшой деревенский домик: «Трудно поверить — правда? — но я действительно видел из космоса тот маленький двухэтажный домик в Сочи, в котором я вырос, и в котором и сейчас живут мои родители. Как я искал свой дом? Сначала я высматривал на Кавказском побережье мыс Адлер. Река Мзымта, впадая в районе Адлера в море, резко подкрашивает морскую воду своим илом. Это самый точный ориентир. Для привязки я находил Адлер, а чуть-чуть дальше уже видел и Сочинский порт. А прямо по оси от главного причала, чуть выше, у основания телевышки, находил и свой дом. Видел его как маленькую точечку среди деревьев — наш дом окружён кипарисами». За всю историю космических полётов таким «суперзрением» похвастались всего несколько космонавтов. Сейчас эти случаи относят к разряду историй о паранормальных возможностях человека и скрывающихся в нас суперсилах. Чего было в этих мгновениях «суперзрения» больше — оптического обмана или искреннего желания увидеть нужное, — уже вряд ли получится узнать. Большинство же космонавтов не может различить из космоса даже Великую китайскую стену, хоть и напрягают глаза изо всех сил. Лётчик-космонавт Юрий Батурин, летавший на «Мир» и МКС, говорит, что не смог разглядеть это сооружение: «Я слышал, как китайские космонавты говорили, что видели Великую китайскую стену. Я, сколько ни пытался увидеть, не смог. Но она всё-таки большая и при определённом угле падения лучей, наверное, даёт большую тень». А ведь он был на МКС ещё до поднятия орбиты, тогда Земля была на полсотни километров ближе. Оптика решает — Великая китайская стена, снятая астронавтами НАСА в 2017 году Точно так же, по тени, «видели» и пирамиду Хеопса, но, опять же, об этом рассказывали лишь несколько космонавтов. И тут мы вступаем на очень зыбкую почву — вроде и поверить хочется, и физических объяснений этому феномену нет. МКС на небе нахожу Теоретически с такой высоты космонавты не могут увидеть единичный объект размером менее сотни метров — просто не хватит возможностей зрения. Летавшие на самолёте помнят, что с высоты в семь-восемь километров уже не видно транспорта на дорогах, не всегда различимы отдельные дома. Тут же расстояние до поверхности — в пятьдесят раз больше! И в этот момент напрашивается вопрос — как же тогда люди видят на расстоянии в 400 километров саму Международную космическую станцию? Кроме того, Международная космическая станция над нужным местом проходит не так долго — буквально несколько минут. На следующем витке наблюдаемые объекты уже окажутся под углом, ждать нового удобного ракурса придётся несколько часов. А у космонавтов плотный график работы, высиживать часами у иллюминатора просто не получится. Из космоса можно увидеть последствия боевых действий — космонавты делали фотографии дымных шлейфов от горящих нефтяных вышек после операции «Буря в пустыне». Но надо понимать, что длина такого шлейфа, судя по фото, составляла более сорока-пятидесяти километров, кроме того он контрастно выделялся на фоне песка. Огромные лесные пожары с МКС видны, а обычные бытовые — уже нет. Лесные пожары в Колорадо в 2013-м — вид с МКС Можно попробовать посмотреть на Землю с МКС на сайте «Роскосмоса», но судить по этому о видимости с орбиты стоит очень осторожно. Фотографии не подписаны, и многие из них сделаны при помощи очень серьёзных телеобъективов, способных увидеть то, что человеческий глаз без приборов не различает. Чтобы почувствовать, как видна наша планета с МКС, стоит рассматривать фото, где видны детали станции — они-то точно сделаны с минимальным увеличением или без увеличения вовсе. На таких фото уже даже целые города едва угадываются. Как на представленном ниже фото — приморский город. Очертания видны, а отдельные дома разглядеть нереально. Поэтому ответить, видно ли с МКС боевые действия, очень сложно. Разрывы снарядов и ракет увидеть напрямую, скорее всего, попросту невозможно. Увидеть отдельные всполохи или вспышки в ночное время, может быть, и можно, но определить, где это произошло и что именно бумкнуло, даже примерно не получится. Михаил Котов


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!