Последние дни черногорская действительность живет в двух параллельных измерениях: светские власти страны утверждают что Фанар поддерживает их стремление получить автокефалию и ослабить влияние Сербской православной церкви, представители СПЦ, напротив, говорят, что Константинополь поддерживает только их право оставаться единственной признанной православной церковью на этом кусочке Западных Балкан.
В конце июня черногорскую и не только общественность буквально всколыхнула новость о том, что Вселенский патриарх Варфоломей направил письмо черногорскому президенту Мило Джукановичу, в котором недвусмысленно выразил поддержку именно Сербской православной церкви как единственно канонической и признанной мировым православием деноминации.
«Этим письмом вам мы четко и открыто сообщаем, что Вселенская патриархия вместе с остальными православными церквями в качестве единственной православной юрисдикции в Черногории признает ту, что находится под руководством митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (СПЦ), — процитировали СМИ послание Варфоломея.
— Недавно мы во Вселенской патриархии были удивлены, узнав, что вы высказали свою поддержку созданию „Черногорской православной церкви“ и что правительство вашей страны утвердило законопроект о свободе вероисповедания, который предполагает передачу в госсобственность всех православных церквей, построенных до 1918 года, и другого церковного имущества…
Черногорская церковь никогда не была автокефальной, а Черногорская православная церковь под руководством Мироша Дедеича не принадлежит к православному миру. Господин Дедеич не епископ, а лицо, лишенное сана Вселенской патриархией…»Казалось бы после такого самостийным властям Подгорицы следует отложить проект черногорской автокефалии под сукно и распрощаться с мечтами о томосе по украинскому образцу. Однако ответная реакция администрации Джукановича была такой:
«Мы ознакомились с содержанием этого письма исключительно из СМИ, где оно было опубликовано с подачи Черногорско-Приморской митрополии СПЦ. Сами мы никакого письма не получали, потому не станем его комментировать».
Самое занятное, что вышеупомянутого письма, якобы адресованного Варфоломеем- Джукановичу, нет и на сайте Вселенской патриархии, несмотря на то, что его уже поспешили процитировать многие греческие сайты. И сам Вселенский патриарх словно в рот воды набрал — не подтверждая и не опровергая факт наличия подобного послания.
Молчит по поводу и митрополит-расстрига, вышеупомянутый глава ЧПЦ Михаил (Мираш) Дедеич, хотя ранее этот старец на слова не скупился, сыпя оскорблениями и проклятиями словно из рога изобилия. Так, например, в свое время он публично приложил и самого Варфоломея, обозвав того «турком».
И подобное молчание, безусловно, дает повод для различного рода инсинуаций. А также четко лишний раз показывает, кто чего стоит в завязавшейся геополитической игре. Так, представители СПЦ, близкие к Черногорско-Приморской епархии, ранее неоднократно выражавшие солидарность РПЦ по украинскому вопросу, теперь стараются дистанцироваться от него.
«Мы на протяжении последних месяцев постоянно подчеркивали, что ситуация на Украине и в Черногории в церковном смысле не имеет точек соприкосновения, и сегодня я могу сказать, что в геополитическом смысле она совсем не идентична, — заявил СМИ представитель юридического управления СПЦ, представитель вышеупомянутой епархии, протоиерей Велибор Джомич.
— Константинопольский Патриарх ясно дал понять, что не планирует и не планировал никаких действий, на которые ссылались некоторые безответственные деятели Черногории. Константинопольский патриарх проявил заботу, внимание и любовь к православным людям в Черногории…»Напомним, что РПЦ разорвала каноническое общение с Фанаром после того, как Константинополь дал Украине томос об автокефалии, по сути, создав собственный филиал на Украине под названием ПЦУ. И СПЦ поддержало в этом церковное руководство Москвы, возможно, опасясь собственных и по сей день неуврачеванных расколов: черногорского, македонского и в некоторой части хорватского — созданный еще при усташеском режиме в годы Второй мировой проект Хорватской православной церкви хоть ныне и существует в зачаточном состоянии, но все-таки существует.
И вот теперь представитель СПЦ говорит о Варфоломее, которого некоторые горячие головы в РПЦ, отбросив всякую дипломатию, иначе как «ересиархом» не называют, что тот проявил «заботу, внимание и любовь».
Впрочем, документы подтверждают, что у СПЦ, а точнее у Черногорско-Приморской митрополии, сложились если не братские, то вполне себе партнерские отношения с той самой ПЦУ. Например, практически все провластные медиа с удовлетворением отметили, что представитель непризнанной ЧПЦ, некий архимандрит Борис Божович сослужил новоявленным украинским автокефалистам на празднике Богоявления в Киеве.
Но при этом умолчали, что ПЦУ в лице ее главы Епифания Думенко впоследствии отправил письмо митрополиту Афилохию, в котором «с великой скорбью» извинялся за это, уверяя, что подобное произошло «непреднамеренно», но по «халатности большего числа сослуживших священников», а также в том, что возглавляемая им «молодая поместная церковь» имеет церковное и каноническое общение исключительно «с нашей матерью — со Святой Великой Церковью Христовой и Вселенским патриархом, с теми с кем общаются они и ни с кем более». Молодежь, что с них взять.
Надо признаться, что отговорки про «халатность большого числа священников» звучат надуманно, и если верить им, то остается разве что посоветовать Думенко провести масштабную чистку кадров, хотя кто там, собственно, останется, если отнестись к процессу всерьез? Однако на ум приходит иное: создается впечатление, что появление «архимандрита Бориса» в Киеве не было случайностью.
И совпало как раз с громкиим заявлениями Джукановича и Дедеича о том, что процесс получения ЧПЦ автокефалии находится чуть ли на завершающей стадии. А теперь, когда стало понятно, что не сложилось — можно и извиниться.
Правда, понятно не до конца — Фанар, повторимся, официально ситуацию с письмом не комментирует. А значит остались еще аргументы для торга. Пока же можно подвести некоторые итоги: то, что Варфоломей не простит Дедеичу ни его поведения в прошлом, за которого тот был предан анафеме, ни его слов, было ясно изначально.
Однако, как известно, незаменимых не бывает. Это первое. Второе: Константинополю в его нынешнем положении был резон вступать в борьбу за Украину, поскольку это, прежде всего, огромная территория, да еще и с большой сетью зарубежных приходов.
По сравнению с этим ЧПЦ — карлик, не пользующийся достаточным авторитетом у верующих в самой Черногории (70% населения страны относят себя к верующим СПЦ), который будет не в состоянии заполнить собственными растригами даже те храмы и монастыри, которое государство заберет для нее у СПЦ. И входить ради этого в конфликт с СПЦ вряд ли имеет серьезные резоны.
Опять же, наблюдая недавние выходки Филарета на Украине, во Вселенском патриархате четко поняли, какие издержки несет в себе процесс «томосизации». Опять же, где-где, а там точно знают, что может вытворить Дедеич, обзаведясь легальным статусом.
Но Фанар молчит. А Джуканович, на недавнем собрании своей Демократической партии социалистов, прошедшем уже после опоубликования «письма Варфоломея» в очередной раз дал понять, что намерен «урегулировать церковный вопрос». И зная особенности нынешней черногорской политики, понимаешь и то, что это не самодеятельность черногорского лидера, а мнение тех, кто стоит за ним.
То есть западных кураторов нынешнего черногорского проекта. Соответственно, торг продолжается, и идет поиск новых аргументов. И ставить точку во всей этой истории еще рано.
Алексей Топоров
Последние дни черногорская действительность живет в двух параллельных измерениях: светские власти страны утверждают что Фанар поддерживает их стремление получить автокефалию и ослабить влияние Сербской православной церкви, представители СПЦ, напротив, говорят, что Константинополь поддерживает только их право оставаться единственной признанной православной церковью на этом кусочке Западных Балкан. В конце июня черногорскую и не только общественность буквально всколыхнула новость о том, что Вселенский патриарх Варфоломей направил письмо черногорскому президенту Мило Джукановичу, в котором недвусмысленно выразил поддержку именно Сербской православной церкви как единственно канонической и признанной мировым православием деноминации. «Этим письмом вам мы четко и открыто сообщаем, что Вселенская патриархия вместе с остальными православными церквями в качестве единственной православной юрисдикции в Черногории признает ту, что находится под руководством митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (СПЦ), — процитировали СМИ послание Варфоломея. — Недавно мы во Вселенской патриархии были удивлены, узнав, что вы высказали свою поддержку созданию „Черногорской православной церкви“ и что правительство вашей страны утвердило законопроект о свободе вероисповедания, который предполагает передачу в госсобственность всех православных церквей, построенных до 1918 года, и другого церковного имущества… Черногорская церковь никогда не была автокефальной, а Черногорская православная церковь под руководством Мироша Дедеича не принадлежит к православному миру. Господин Дедеич не епископ, а лицо, лишенное сана Вселенской патриархией…» Казалось бы после такого самостийным властям Подгорицы следует отложить проект черногорской автокефалии под сукно и распрощаться с мечтами о томосе по украинскому образцу. Однако ответная реакция администрации Джукановича была такой: «Мы ознакомились с содержанием этого письма исключительно из СМИ, где оно было опубликовано с подачи Черногорско-Приморской митрополии СПЦ. Сами мы никакого письма не получали, потому не станем его комментировать». Самое занятное, что вышеупомянутого письма, якобы адресованного Варфоломеем- Джукановичу, нет и на сайте Вселенской патриархии, несмотря на то, что его уже поспешили процитировать многие греческие сайты. И сам Вселенский патриарх словно в рот воды набрал — не подтверждая и не опровергая факт наличия подобного послания. Молчит по поводу и митрополит-расстрига, вышеупомянутый глава ЧПЦ Михаил (Мираш) Дедеич, хотя ранее этот старец на слова не скупился, сыпя оскорблениями и проклятиями словно из рога изобилия. Так, например, в свое время он публично приложил и самого Варфоломея, обозвав того «турком». И подобное молчание, безусловно, дает повод для различного рода инсинуаций. А также четко лишний раз показывает, кто чего стоит в завязавшейся геополитической игре. Так, представители СПЦ, близкие к Черногорско-Приморской епархии, ранее неоднократно выражавшие солидарность РПЦ по украинскому вопросу, теперь стараются дистанцироваться от него. «Мы на протяжении последних месяцев постоянно подчеркивали, что ситуация на Украине и в Черногории в церковном смысле не имеет точек соприкосновения, и сегодня я могу сказать, что в геополитическом смысле она совсем не идентична, — заявил СМИ представитель юридического управления СПЦ, представитель вышеупомянутой епархии, протоиерей Велибор Джомич. — Константинопольский Патриарх ясно дал понять, что не планирует и не планировал никаких действий, на которые ссылались некоторые безответственные деятели Черногории. Константинопольский патриарх проявил заботу, внимание и любовь к православным людям в Черногории…» Напомним, что РПЦ разорвала каноническое общение с Фанаром после того, как Константинополь дал Украине томос об автокефалии, по сути, создав собственный филиал на Украине под названием ПЦУ. И СПЦ поддержало в этом церковное руководство Москвы, возможно, опасясь собственных и по сей день неуврачеванных расколов: черногорского, македонского и в некоторой части хорватского — созданный еще при усташеском режиме в годы Второй мировой проект Хорватской православной церкви хоть ныне и существует в зачаточном состоянии, но все-таки существует. И вот теперь представитель СПЦ говорит о Варфоломее, которого некоторые горячие головы в РПЦ, отбросив всякую дипломатию, иначе как «ересиархом» не называют, что тот проявил «заботу, внимание и любовь». Впрочем, документы подтверждают, что у СПЦ, а точнее у Черногорско-Приморской митрополии, сложились если не братские, то вполне себе партнерские отношения с той самой ПЦУ. Например, практически все провластные медиа с удовлетворением отметили, что представитель непризнанной ЧПЦ, некий архимандрит Борис Божович сослужил новоявленным украинским автокефалистам на празднике Богоявления в Киеве. Но при этом умолчали, что ПЦУ в лице ее главы Епифания Думенко впоследствии отправил письмо митрополиту Афилохию, в котором «с великой скорбью» извинялся за это, уверяя, что подобное произошло «непреднамеренно», но по «халатности большего числа сослуживших священников», а также в том, что возглавляемая им «молодая поместная церковь» имеет церковное и каноническое общение исключительно «с нашей матерью — со Святой Великой Церковью Христовой и Вселенским патриархом, с теми с кем общаются они и ни с кем более». Молодежь, что с них взять. Надо признаться, что отговорки про «халатность большого числа священников» звучат надуманно, и если верить им, то остается разве что посоветовать Думенко провести масштабную чистку кадров, хотя кто там, собственно, останется, если отнестись к процессу всерьез? Однако на ум приходит иное: создается впечатление, что появление «архимандрита Бориса» в Киеве не было случайностью. И совпало как раз с громкиим заявлениями Джукановича и Дедеича о том, что процесс получения ЧПЦ автокефалии находится чуть ли на завершающей стадии. А теперь, когда стало понятно, что не сложилось — можно и извиниться. Правда, понятно не до конца — Фанар, повторимся, официально ситуацию с письмом не комментирует. А значит остались еще аргументы для торга. Пока же можно подвести некоторые итоги: то, что Варфоломей не простит Дедеичу ни его поведения в прошлом, за которого тот был предан анафеме, ни его слов, было ясно изначально. Однако, как известно, незаменимых не бывает. Это первое. Второе: Константинополю в его нынешнем положении был резон вступать в борьбу за Украину, поскольку это, прежде всего, огромная территория, да еще и с большой сетью зарубежных приходов. По сравнению с этим ЧПЦ — карлик, не пользующийся достаточным авторитетом у верующих в самой Черногории (70% населения страны относят себя к верующим СПЦ), который будет не в состоянии заполнить собственными растригами даже те храмы и монастыри, которое государство заберет для нее у СПЦ. И входить ради этого в конфликт с СПЦ вряд ли имеет серьезные резоны. Опять же, наблюдая недавние выходки Филарета на Украине, во Вселенском патриархате четко поняли, какие издержки несет в себе процесс «томосизации». Опять же, где-где, а там точно знают, что может вытворить Дедеич, обзаведясь легальным статусом. Но Фанар молчит. А Джуканович, на недавнем собрании своей Демократической партии социалистов, прошедшем уже после опоубликования «письма Варфоломея» в очередной раз дал понять, что намерен «урегулировать церковный вопрос». И зная особенности нынешней черногорской политики, понимаешь и то, что это не самодеятельность черногорского лидера, а мнение тех, кто стоит за ним. То есть западных кураторов нынешнего черногорского проекта. Соответственно, торг продолжается, и идет поиск новых аргументов. И ставить точку во всей этой истории еще рано. Алексей Топоров
Комментарии (0)