В Брюсселе завершился долгий процесс согласования нового руководства ЕС. После многочасовых консультаций лидеры стран — участниц объединения пришли к компромиссу: ключевые посты займут представители стран «Старой Европы», которые основали в свое время Евросоюз. Преисполненные амбиций выходцы из Восточной Европы впервые были беспардонно отодвинуты от руководства ЕС.
Раздача должностей в обновленном Евросоюзе, как и ожидалось, прошла со скрипом. Главы государств и правительств 28 европейских стран были настолько несговорчивы, что председателю Европейского совета Дональду Туску пришлось прерывать внеочередной саммит в Брюсселе и проводить индивидуальные консультации с каждой делегацией.
Особенности утверждения руководителей ключевых органов ЕС можно продемонстрировать на конкретном примере. Самая жаркая борьба разразилась за кресло председателя Еврокомиссии (ЕК), на которое претендовал немец Манфред Вебер.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель открыто поддерживала его кандидатуру и заявляла о необходимости руководствоваться принципом Spitzenkandidaten, когда на должность руководителя ЕК назначают представителя крупнейшей фракции в Европарламенте. Таковым как раз и является Вебер — кандидат от Европейской народной партии.
По системе, за которую ратовала Меркель, в 2014 году Еврокомиссию возглавил Жан-Клод Юнкер. Но сегодня оппоненты канцлера ФРГ вспомнили, что Евросовет не обязан ставить во главу угла принцип партийной принадлежности кандидатов. Ключевым критерием все же остается компетентность, а с этим у Вебера, по мнению президента Франции Эммануэля Макрона, могут быть проблемы. Его позицию поддержал Дональд Туск, и Меркель в итоге дала заднюю.
Вместо Вебера главным претендентом на высокую должность стал голландский политик Франс Тиммерманс, которого трудно уличить в отсутствии опыта или профессиональных качеств: с 2014 года он является первым заместителем главы ЕК. Его кандидатура устраивала и Меркель, и Макрона.
Но внезапно голос подали страны Вышеградской четверки — Польша, Чехия, Венгрия и Словакия. К началу саммита ЕС они договорились заблокировать назначение Тиммерманса. По данным «Польского радио», выдвижением социалиста были недовольны и другие страны, в которых у власти находятся «правые». Видимо, поэтому Тиммерманс тоже выбыл из игры.
А ведь выборы председателя ЕК — лишь вершина айсберга. Нешуточная борьба развернулась и за остальные должности. Чтобы собрать этот сложный паззл, необходимо учесть конкретные «хотелки» делегаций и по возможности соблюсти формальные принципы: географический, гендерный, партийный и так далее.
Провал саммита в Брюсселе угрожал перерасти в институциональный кризис и подорвать работу Евросоюза.
Вероятно, поэтому буквально в последний момент были найдены компромиссные фигуры, которые представляют страны исторического «ядра» Европы. Самую «тяжеловесную» должность председателя Еврокомиссии займет министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен. У руля Евросовета встанет бельгиец Шарль Мишель, внешнеполитическое ведомство возглавит министр иностранных дел Испании Жосеп Боррель, а Центробанк — француженка, директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард.
Утешительный приз в виде председательства в Европарламенте получил итальянец Давид-Мария Сассоли. О его назначении сообщили уже после раздачи всех ключевых портфелей. Видимо, в последний момент Евросоюз действительно решил уважить одну из стран-основательниц — Италию.
В уходящем руководстве ЕС итальянцы занимали немало важных постов: председатель Центробанка, Европарламента, Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности. Теперь за ними остается только ЕП.
Официальный Рим и за это должен быть благодарен. Учитывая неприкрытый евроскептицизм итальянских политиков, их вполне могли оставить ни с чем. С другой стороны, претенденты на работу в структурах ЕС не всегда поддерживают курс своего национального правительства. И новый спикер Европарламента — наглядный тому пример.
Италия остается единственной европейской страной, где все ключевые политические игроки — премьер-министр Джузеппе Конте, министр внутренних дел Маттео Сальвини, министр экономического развития, труда и социальной политики Луиджи Ди Майо — открыто ратуют за отмену антироссийских санкций. Сассоли придерживается иной точки зрения, о чем уже поспешил сообщить общественности: нет никаких предпосылок к изменению санкционной политики Брюсселя.
Нечто подобное мы наблюдаем и в случае с Урсулой фон дер Ляйен. Министр обороны ФРГ считается человеком из обоймы Ангелы Меркель, которая буквально грудью защищает проект «Северный поток — 2» и занимает прагматичную позицию в отношении России. Но как раз в этом вопросе две немецкие фрау далеки от взаимопонимания, что и продемонстрировал прошлогодний инцидент в Керченском проливе.
На заседании кабинета министров Германии Меркель жестко отчитала фон дер Ляйен за стремление послать немецкие корабли в Черное море на подмогу Украине.
Как и новый председатель ЕК, антироссийскую позицию занимает Жосеп Боррель. Он и вовсе называет РФ «нашим старым врагом», намекая на то, что напряженные отношения между Москвой и Брюсселем — это историческая закономерность, а не временное явление.
На резонансное заявление Борреля лично ответил Владимир Путин. Это, кстати, не первая их публичная перепалка. Нетрудно предположить, какую политику в отношении Кремля будет проводить внешнеполитическое ведомство ЕС под руководством министра иностранных дел Испании.
В компании людей вроде Урсулы фон дер Ляйен и Жосепа Борреля органично смотрелись бы русофобы из стран Восточной Европы. К примеру, уходящий президент Литвы Даля Грибаускайте, которую давно рассматривают в качестве потенциального европейского топ-чиновника. Да и сама она, комментируя ход переговоров в Брюсселе, призывала соблюдать географический принцип.
Единая Европа, говорите? Так дайте какой-нибудь солидный пост представителю Прибалтики, Польши или Румынии. В прошлом созыве руководителей ЕС принцип регионального представительства соблюдался. Поляк Дональд Туск занимал серьезную должность и, как ни крути, был одной из наиболее заметных фигур на европейской политической сцене.
Представителям Восточной Европы в преддверии большого брюссельского торга это наверняка добавляло оптимизма. Но прошедший саммит показал, что предел их возможностей — это вставлять палки в колеса другим делегациям и саботировать выдвижение отдельных политиков.
В конечном итоге руководящие должности все равно разделили между собой «старые европейцы». Выдвиженцы от «Новой Европы» за редким исключением не фигурировали даже в шорт-листах основных кандидатов.
Лидеров ЕС можно понять. Если паззл оказывается слишком сложным, то некоторые его кусочки можно отбросить. Вопрос лишь в том, какие именно. Гендерное равновесие, за которое ратовал Эммануэль Макрон, оказалось принципиально важным условием. «Не меньше двух женщин», — говорил президент Франции. Двух и назначили. Дональд Туск гордо назвал это «идеальным гендерным балансом».
О неидеальном, мягко говоря, географическом балансе никто не задумывается. Огромный по размерам и численности населения восточноевропейский регион отодвинули от представительства в высших эшелонах власти ЕС. Причем сделали это грубо и показательно. Могут ли теперь быть сомнения в том, кто реально управляет политикой «единой» Европы?
Алексей Ильяшевич
В Брюсселе завершился долгий процесс согласования нового руководства ЕС. После многочасовых консультаций лидеры стран — участниц объединения пришли к компромиссу: ключевые посты займут представители стран «Старой Европы», которые основали в свое время Евросоюз. Преисполненные амбиций выходцы из Восточной Европы впервые были беспардонно отодвинуты от руководства ЕС. Раздача должностей в обновленном Евросоюзе, как и ожидалось, прошла со скрипом. Главы государств и правительств 28 европейских стран были настолько несговорчивы, что председателю Европейского совета Дональду Туску пришлось прерывать внеочередной саммит в Брюсселе и проводить индивидуальные консультации с каждой делегацией. Особенности утверждения руководителей ключевых органов ЕС можно продемонстрировать на конкретном примере. Самая жаркая борьба разразилась за кресло председателя Еврокомиссии (ЕК), на которое претендовал немец Манфред Вебер. Канцлер ФРГ Ангела Меркель открыто поддерживала его кандидатуру и заявляла о необходимости руководствоваться принципом Spitzenkandidaten, когда на должность руководителя ЕК назначают представителя крупнейшей фракции в Европарламенте. Таковым как раз и является Вебер — кандидат от Европейской народной партии. По системе, за которую ратовала Меркель, в 2014 году Еврокомиссию возглавил Жан-Клод Юнкер. Но сегодня оппоненты канцлера ФРГ вспомнили, что Евросовет не обязан ставить во главу угла принцип партийной принадлежности кандидатов. Ключевым критерием все же остается компетентность, а с этим у Вебера, по мнению президента Франции Эммануэля Макрона, могут быть проблемы. Его позицию поддержал Дональд Туск, и Меркель в итоге дала заднюю. Вместо Вебера главным претендентом на высокую должность стал голландский политик Франс Тиммерманс, которого трудно уличить в отсутствии опыта или профессиональных качеств: с 2014 года он является первым заместителем главы ЕК. Его кандидатура устраивала и Меркель, и Макрона. Но внезапно голос подали страны Вышеградской четверки — Польша, Чехия, Венгрия и Словакия. К началу саммита ЕС они договорились заблокировать назначение Тиммерманса. По данным «Польского радио», выдвижением социалиста были недовольны и другие страны, в которых у власти находятся «правые». Видимо, поэтому Тиммерманс тоже выбыл из игры. А ведь выборы председателя ЕК — лишь вершина айсберга. Нешуточная борьба развернулась и за остальные должности. Чтобы собрать этот сложный паззл, необходимо учесть конкретные «хотелки» делегаций и по возможности соблюсти формальные принципы: географический, гендерный, партийный и так далее. Провал саммита в Брюсселе угрожал перерасти в институциональный кризис и подорвать работу Евросоюза. Вероятно, поэтому буквально в последний момент были найдены компромиссные фигуры, которые представляют страны исторического «ядра» Европы. Самую «тяжеловесную» должность председателя Еврокомиссии займет министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен. У руля Евросовета встанет бельгиец Шарль Мишель, внешнеполитическое ведомство возглавит министр иностранных дел Испании Жосеп Боррель, а Центробанк — француженка, директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард. Утешительный приз в виде председательства в Европарламенте получил итальянец Давид-Мария Сассоли. О его назначении сообщили уже после раздачи всех ключевых портфелей. Видимо, в последний момент Евросоюз действительно решил уважить одну из стран-основательниц — Италию. В уходящем руководстве ЕС итальянцы занимали немало важных постов: председатель Центробанка, Европарламента, Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности. Теперь за ними остается только ЕП. Официальный Рим и за это должен быть благодарен. Учитывая неприкрытый евроскептицизм итальянских политиков, их вполне могли оставить ни с чем. С другой стороны, претенденты на работу в структурах ЕС не всегда поддерживают курс своего национального правительства. И новый спикер Европарламента — наглядный тому пример. Италия остается единственной европейской страной, где все ключевые политические игроки — премьер-министр Джузеппе Конте, министр внутренних дел Маттео Сальвини, министр экономического развития, труда и социальной политики Луиджи Ди Майо — открыто ратуют за отмену антироссийских санкций. Сассоли придерживается иной точки зрения, о чем уже поспешил сообщить общественности: нет никаких предпосылок к изменению санкционной политики Брюсселя. Нечто подобное мы наблюдаем и в случае с Урсулой фон дер Ляйен. Министр обороны ФРГ считается человеком из обоймы Ангелы Меркель, которая буквально грудью защищает проект «Северный поток — 2» и занимает прагматичную позицию в отношении России. Но как раз в этом вопросе две немецкие фрау далеки от взаимопонимания, что и продемонстрировал прошлогодний инцидент в Керченском проливе. На заседании кабинета министров Германии Меркель жестко отчитала фон дер Ляйен за стремление послать немецкие корабли в Черное море на подмогу Украине. Как и новый председатель ЕК, антироссийскую позицию занимает Жосеп Боррель. Он и вовсе называет РФ «нашим старым врагом», намекая на то, что напряженные отношения между Москвой и Брюсселем — это историческая закономерность, а не временное явление. На резонансное заявление Борреля лично ответил Владимир Путин. Это, кстати, не первая их публичная перепалка. Нетрудно предположить, какую политику в отношении Кремля будет проводить внешнеполитическое ведомство ЕС под руководством министра иностранных дел Испании. В компании людей вроде Урсулы фон дер Ляйен и Жосепа Борреля органично смотрелись бы русофобы из стран Восточной Европы. К примеру, уходящий президент Литвы Даля Грибаускайте, которую давно рассматривают в качестве потенциального европейского топ-чиновника. Да и сама она, комментируя ход переговоров в Брюсселе, призывала соблюдать географический принцип. Единая Европа, говорите? Так дайте какой-нибудь солидный пост представителю Прибалтики, Польши или Румынии. В прошлом созыве руководителей ЕС принцип регионального представительства соблюдался. Поляк Дональд Туск занимал серьезную должность и, как ни крути, был одной из наиболее заметных фигур на европейской политической сцене. Представителям Восточной Европы в преддверии большого брюссельского торга это наверняка добавляло оптимизма. Но прошедший саммит показал, что предел их возможностей — это вставлять палки в колеса другим делегациям и саботировать выдвижение отдельных политиков. В конечном итоге руководящие должности все равно разделили между собой «старые европейцы». Выдвиженцы от «Новой Европы» за редким исключением не фигурировали даже в шорт-листах основных кандидатов. Лидеров ЕС можно понять. Если паззл оказывается слишком сложным, то некоторые его кусочки можно отбросить. Вопрос лишь в том, какие именно. Гендерное равновесие, за которое ратовал Эммануэль Макрон, оказалось принципиально важным условием. «Не меньше двух женщин», — говорил президент Франции. Двух и назначили. Дональд Туск гордо назвал это «идеальным гендерным балансом». О неидеальном, мягко говоря, географическом балансе никто не задумывается. Огромный по размерам и численности населения восточноевропейский регион отодвинули от представительства в высших эшелонах власти ЕС. Причем сделали это грубо и показательно. Могут ли теперь быть сомнения в том, кто реально управляет политикой «единой» Европы? Алексей Ильяшевич
Комментарии (0)