Заброшены и забыты: грустная сага о русских солдатах, оставшихся на полях Первой мировой - «ДНР и ЛНР»

  • 00:20, 02-июл-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Мстислава
  • 0

Выстрелы Гумбинненского сражения отгремели более ста лет назад, а сотни русских солдат, отдавших жизни за победу, до сих пор не обрели достойных могил. Десятки захоронений разрушены из-за чёрных копателей, и лишь благодаря волонтёрам дело сдвинулось с мёртвой точки.


Скажу честно, я оказался в этих местах абсолютно случайно. Это вообще была поездка в технополис, никак не связанная с историей. Но руководитель пресс-службы упомянула, что в компании есть волонтёрское движение, которое занимается благоустройством захоронений и поиском данных о погибших в Первой мировой войне. Я сразу ухватился за эту мысль, и уже на следующее утро оказался у заводского корпуса, где ждали куратора волонтёров Валерия Гусарова.

Слишком давно и неблизко

Подавляющая часть сражений Первой мировой прошла не на территории нашей страны. Возможно, именно это и стало определяющим — большинство россиян мало знают об этой войне, для них она осталась лишь парой глав из учебника.

Битва при Гумбиннене — одно из самых серьёзных сражений той войны, проходивших на территории современной России. Ныне Гумбиннен — это город Гусев Калининградской области. А в те далёкие годы он был зажиточным прусским краем, в одночасье ставшим местом кровавой мясорубки.

20 августа 1914 года состоялось Гумбинненское сражение, которое завершилось победой русских войск и отходом немцев. В земле по всей территории нынешнего Нестеровского района остались лежать тысячи убитых русских и немецких солдат и офицеров. Часть из этих захоронений мне и обещали показать.
Справка. Гумбинненская битва — первое серьёзное сражение Первой мировой войны на Восточном фронте. Две русские армии вели наступление на Восточную Пруссию. В попытке остановить их немцы нанесли контрудар у Гумбиннена, но после ожесточённых боёв 8-я германская армия была вынуждена отступать.


Белые и пушистые

Подошедший к нашей машине Валерий Гусаров начал с неожиданного вопроса: «А вы, если честно, что хотите узнать — какие мы белые и пушистые, или увидеть реальную, не сильно приятную картину?». Мы, конечно, хотели увидеть реальную картину, и куратор потащил нас в свою машину, объясняя, что «Солярис» не справится с теми местами, куда мы направляемся.

Он помолчал несколько минут и начал рассказывать о нынешней ситуации с захоронениями Первой мировой.

На территории современной Калиниградской области более тысячи военных захоронений русских и немецких солдат, погибших в боях Великой войны. Почти все могилы безымянные, и большая часть из них дошла до нас в ужасном состоянии.

Кстати, в самом начале всё было не так уж плохо. Места боёв и захоронений с 1918 года оказались на территории Германии.


Воинское захоронение в Гумбиннине, 1914-15 годы
Времена для проигравшей войну страны были тяжёлые, росла инфляция, стремительно дешевеющих денег мало на что хватало. Однако даже в этих условиях немцы начали планомерную государственную кампанию по захоронению всех военных, павших во время большой войны.

Создавались братские могилы, над ними ставились стандартные, судя по всему, выполненные за государственный счёт типовые кресты. И лишь надписи на немецком языке «Здесь лежит столько-то храбрых русских/немецких воинов» отличали павших друг от друга.

В основании одного из таких крестов волонтёры даже нашли несколько миллиардов полностью обесценившихся бумажных марок и письмо на непонятном языке, больше похожем на арабскую вязь, который немцы даже не смогли прочитать. А вот в местном краеведческом музее Гусева нашли бабулю-немку, учившуюся в этих местах и способную разбирать шрифт Зюттерлина — готический курсив, использовавшийся тевтонами в первой половине двадцатого века. Письмо и марки лежали в назидание потомкам как память о страшной войне.

Немцам понадобилось всего 11 лет, чтобы по-человечески захоронить почти всех погибших на своей земле военных. К 1929 году то там, то здесь на кладбищах восточной Пруссии можно было увидеть одинаковые желтоватые фабричные кресты со скупыми надписями о числе похороненных в этом месте.


Воинское захоронение в Маттишкемене, 1929
Запустение и вандализм

После Великой Отечественной войны часть Восточной Пруссии перешла к СССР и стала Калининградской областью. Примерно до семидесятых годов прошлого века кресты и захоронения дотянули. Затем постепенно в большинстве мест они погибли от времени, а то и были разрушены и разбиты. Зачем? Сказать сложно. Такие типовые кресты не имеют ценности, бетон с арматурой внутри не сдашь на металл.

Часть разбили по недомыслию: местные жители не разбирались, что написано — немецкий шрифт, значит, нацисты. Старожилы, которых опрашивали волонтёры, говорят, что вообще таким не интересовались: какая разница, православный крест стоит или нет, всё одно — надписи на немецком. Сохранившимися до нашего времени в пристойном состоянии дотянули единичные захоронения.

В девяностые годы пришла новая беда — чёрные копатели, жаждущие навариться на старинных вещах. В результате большинство захоронений, находившихся не на городских и деревенских кладбищах под присмотром, были раскопаны. Волонтёры рассказывают, что частая картина — сваленные в одной стороне перекопанной братской могилы кости, а в другой — разрезанные на части остатки истлевших сапог. Солдаты часто хранили в сапогах монеты, вот их и искали копатели.


К настоящему времени в России до сих пор нет никакой государственной программы, посвящённой захоронению русских воинов, погибших на полях Первой мировой, и благоустройству существующих могил. О немецких и говорить не приходится.

Фурмановка и Подгоровка

Мне удалось посетить два захоронения, которые восстанавливают волонтёры из «Технополиса GS». Это не реклама, но не будь поддержки предприятия, вряд ли получилось бы сделать столько всего важного, чтобы увековечить память наших предков.

В Фурмановке волонтёрам повезло. Захоронение Каттенау располагалось на деревенском кладбище, и его не перекопали. Кресты разбили, да так, что не получилось собрать «паззл», а вот могилы не тронули. Два креста были с именами и фамилиями.
Как оказалось, во время войны полковой писарь или кто-то другой сделал из двух металлических крышек могильные таблички, указав — пусть и с ошибками — имена захороненных офицеров. А дальше повезло ещё больше: в архивах нашлись церковные книги, где записи об отпеваниях позволили определить имена всех 37 солдат, покоящихся в братской могиле.

Сейчас здесь аккуратные захоронения, кресты и общая могильная плита. Волонтёры приезжают, косят траву, ухаживают за могилами.

С Подгоровкой — захоронение Ширгупенен — ситуация сложнее. Это место находится в полях, на территории не существующего уже много лет посёлка. Добраться туда на легковой машине — настоящее приключение, особенно по весне или после дождей. Чёрных копателей, однако, это не остановило. Они уничтожили кресты и раскопали братскую могилу, где лежали 265 русских воинов.
Волонтёры аккуратно захоронили их останки. Но всё равно то там, то здесь можно увидеть отдельные кости — которые аккуратно подхоранивают. Энтузиасты сделали памятный знак, восстановили один из крестов, установленных немцами более ста лет назад. В ближайшее время будут облагораживать территорию.


Всего участники волонтёрского движения «Технополис GS» благоустроили восемь захоронений, ещё над двумя ведётся работа в настоящее время. Начался долгосрочный проект «Тысяча имен», в рамках которого технополис будет сотрудничать с российскими архивами и попытается восстановить максимум информации о погибших в Гумбинненском сражении. Работа идёт, бросать на полпути ребята не собираются.

Мы продирались обратно через заросли калининградского разнотравья. За машиной как почётный эскорт летели привлечённые теплом десятки оводов и слепней. А на душе было очень тяжко — за семь десятилетий у нашей страны так и не нашлось времени, чтобы отдать дань памяти солдатам, оставшимся в этой земле более ста лет назад. Может быть, ещё не поздно всё исправить?

Михаил Котов

Выстрелы Гумбинненского сражения отгремели более ста лет назад, а сотни русских солдат, отдавших жизни за победу, до сих пор не обрели достойных могил. Десятки захоронений разрушены из-за чёрных копателей, и лишь благодаря волонтёрам дело сдвинулось с мёртвой точки. Скажу честно, я оказался в этих местах абсолютно случайно. Это вообще была поездка в технополис, никак не связанная с историей. Но руководитель пресс-службы упомянула, что в компании есть волонтёрское движение, которое занимается благоустройством захоронений и поиском данных о погибших в Первой мировой войне. Я сразу ухватился за эту мысль, и уже на следующее утро оказался у заводского корпуса, где ждали куратора волонтёров Валерия Гусарова. Слишком давно и неблизко Подавляющая часть сражений Первой мировой прошла не на территории нашей страны. Возможно, именно это и стало определяющим — большинство россиян мало знают об этой войне, для них она осталась лишь парой глав из учебника. Битва при Гумбиннене — одно из самых серьёзных сражений той войны, проходивших на территории современной России. Ныне Гумбиннен — это город Гусев Калининградской области. А в те далёкие годы он был зажиточным прусским краем, в одночасье ставшим местом кровавой мясорубки. 20 августа 1914 года состоялось Гумбинненское сражение, которое завершилось победой русских войск и отходом немцев. В земле по всей территории нынешнего Нестеровского района остались лежать тысячи убитых русских и немецких солдат и офицеров. Часть из этих захоронений мне и обещали показать. Справка. Гумбинненская битва — первое серьёзное сражение Первой мировой войны на Восточном фронте. Две русские армии вели наступление на Восточную Пруссию. В попытке остановить их немцы нанесли контрудар у Гумбиннена, но после ожесточённых боёв 8-я германская армия была вынуждена отступать. Белые и пушистые Подошедший к нашей машине Валерий Гусаров начал с неожиданного вопроса: «А вы, если честно, что хотите узнать — какие мы белые и пушистые, или увидеть реальную, не сильно приятную картину?». Мы, конечно, хотели увидеть реальную картину, и куратор потащил нас в свою машину, объясняя, что «Солярис» не справится с теми местами, куда мы направляемся. Он помолчал несколько минут и начал рассказывать о нынешней ситуации с захоронениями Первой мировой. На территории современной Калиниградской области более тысячи военных захоронений русских и немецких солдат, погибших в боях Великой войны. Почти все могилы безымянные, и большая часть из них дошла до нас в ужасном состоянии. Кстати, в самом начале всё было не так уж плохо. Места боёв и захоронений с 1918 года оказались на территории Германии. Воинское захоронение в Гумбиннине, 1914-15 годы Времена для проигравшей войну страны были тяжёлые, росла инфляция, стремительно дешевеющих денег мало на что хватало. Однако даже в этих условиях немцы начали планомерную государственную кампанию по захоронению всех военных, павших во время большой войны. Создавались братские могилы, над ними ставились стандартные, судя по всему, выполненные за государственный счёт типовые кресты. И лишь надписи на немецком языке «Здесь лежит столько-то храбрых русских/немецких воинов» отличали павших друг от друга. В основании одного из таких крестов волонтёры даже нашли несколько миллиардов полностью обесценившихся бумажных марок и письмо на непонятном языке, больше похожем на арабскую вязь, который немцы даже не смогли прочитать. А вот в местном краеведческом музее Гусева нашли бабулю-немку, учившуюся в этих местах и способную разбирать шрифт Зюттерлина — готический курсив, использовавшийся тевтонами в первой половине двадцатого века. Письмо и марки лежали в назидание потомкам как память о страшной войне. Немцам понадобилось всего 11 лет, чтобы по-человечески захоронить почти всех погибших на своей земле военных. К 1929 году то там, то здесь на кладбищах восточной Пруссии можно было увидеть одинаковые желтоватые фабричные кресты со скупыми надписями о числе похороненных в этом месте. Воинское захоронение в Маттишкемене, 1929 Запустение и вандализм После Великой Отечественной войны часть Восточной Пруссии перешла к СССР и стала Калининградской областью. Примерно до семидесятых годов прошлого века кресты и захоронения дотянули. Затем постепенно в большинстве мест они погибли от времени, а то и были разрушены и разбиты. Зачем? Сказать сложно. Такие типовые кресты не имеют ценности, бетон с арматурой внутри не сдашь на металл. Часть разбили по недомыслию: местные жители не разбирались, что написано — немецкий шрифт, значит, нацисты. Старожилы, которых опрашивали волонтёры, говорят, что вообще таким не интересовались: какая разница, православный крест стоит или нет, всё одно — надписи на немецком. Сохранившимися до нашего времени в пристойном состоянии дотянули единичные захоронения. В девяностые годы пришла новая беда — чёрные копатели, жаждущие навариться на старинных вещах. В результате большинство захоронений, находившихся не на городских и деревенских кладбищах под присмотром, были раскопаны. Волонтёры рассказывают, что частая картина — сваленные в одной стороне перекопанной братской могилы кости, а в другой — разрезанные на части остатки истлевших сапог. Солдаты часто хранили в сапогах монеты, вот их и искали копатели. К настоящему времени в России до сих пор нет никакой государственной программы, посвящённой захоронению русских воинов, погибших на полях Первой мировой, и благоустройству существующих могил. О немецких и говорить не приходится. Фурмановка и Подгоровка Мне удалось посетить два захоронения, которые восстанавливают волонтёры из «Технополиса GS». Это не реклама, но не будь поддержки предприятия, вряд ли получилось бы сделать столько всего важного, чтобы увековечить память наших предков. В Фурмановке волонтёрам повезло. Захоронение Каттенау располагалось на деревенском кладбище, и его не перекопали. Кресты разбили, да так, что не получилось собрать «паззл», а вот могилы не тронули. Два креста были с именами и фамилиями. Как оказалось, во время войны полковой писарь или кто-то другой сделал из двух металлических крышек могильные таблички, указав — пусть и с ошибками — имена захороненных офицеров. А дальше повезло ещё больше: в архивах нашлись церковные книги, где записи об отпеваниях позволили определить имена всех 37 солдат, покоящихся в братской могиле. Сейчас здесь аккуратные захоронения, кресты и общая могильная плита. Волонтёры приезжают, косят траву, ухаживают за могилами. С Подгоровкой — захоронение Ширгупенен — ситуация сложнее. Это место находится в полях, на территории не существующего уже много лет посёлка. Добраться туда на легковой машине — настоящее приключение, особенно по весне или после дождей. Чёрных копателей, однако, это не остановило. Они уничтожили кресты и раскопали братскую могилу, где лежали 265 русских воинов. Волонтёры аккуратно захоронили их останки. Но всё равно то там, то здесь можно увидеть отдельные кости — которые аккуратно подхоранивают. Энтузиасты сделали памятный знак, восстановили один из крестов, установленных немцами более ста лет назад. В ближайшее время будут облагораживать территорию. Всего участники волонтёрского движения «Технополис GS» благоустроили восемь захоронений, ещё над двумя ведётся работа в настоящее время. Начался долгосрочный проект «Тысяча имен», в рамках которого технополис будет сотрудничать с российскими архивами и попытается восстановить максимум информации о погибших в Гумбинненском сражении. Работа идёт, бросать на полпути ребята не собираются. Мы продирались обратно через заросли калининградского разнотравья. За машиной как почётный эскорт летели привлечённые теплом десятки оводов и слепней. А на душе было очень тяжко — за семь десятилетий у нашей страны так и не нашлось времени, чтобы отдать дань памяти солдатам, оставшимся в этой земле более ста лет назад. Может быть, ещё не поздно всё исправить? Михаил Котов


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!