«Бессарабская митрополия» активизировалась в Одесской области - «ДНР и ЛНР»
- 04:29, 18-июн-2019
- ДНР и ЛНР
- Клеопатра
- 0
В трагичном 1918 году Бессарабия была оккупирована Румынией, а Кишинёвская епархия Русской Православной Церкви была в одностороннем порядке включена в состав Румынской Православной Церкви. Протест Патриарха Тихона, выраженный будущим священномучеником в октябре 1918 года, не привёл к результатам. Однако уже в 1940 году Бессарабия вошла в состав СССР, и Кишинёвская епархия была возвращена в лоно Русской Православной Церкви. Но вскоре началась война. Румыния воевала на стороне гитлеровской Германии, с 1941 по 1944 год Бессарабия была оккупирована немецко-румынскими войсками, а Кишинёвскую епархию вновь положили под Румынскую Православную Церковь и назвали «Бессарабской митрополией». Центр её располагался в Одессе. После Великой Победы всё вернулось на круги своя: Святейший Патриарх Московский Алексий I и Блаженнейший Патриарх Румынский Никодим «подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви», пишет официальный сайт РПЦ.
Новая смута случились в начале 90-х. И в 1992 году синод Румынской Православной Церкви возродил «Бессарабскую митрополию» своим антиканоническим решением.
Действует она в основном на территории Молдавии, где это новообразование поддерживают политические силы, настроенные антироссийски и, соответственно, прорумынски. Тамошние иерархи «Бессарабской митрополии» вполне официально заявляют, что, «когда сложится благоприятное время, епархии переместятся в соответствующие украинские города». Это цитата от Петра Пэдурару, носящего титул «митрополита Бессарабского, экзарха Новых земель Румынской Православной Церкви».
Тогда же, в 90-х, начались поползновения к созданию «параллельных» приходов в приграничных с Румынией украинских сёлах с преимущественно румынским населением. В такой неблаговидной деятельности духовенство, ориентированное на «Бессарабскую митрополию», активно поддерживали румынские дипломаты. Удивительно, но Киев подобные действия иностранных граждан на своей территории и вблизи от границ угрозой не считал. С укреплением России энтузиазм румынских деятелей на канонической территории Московского Патриархата поугас было, но теперь с новой силой полыхнул.
Попытки отобрать хотя бы один приход у Одесской епархии УПЦ МП возобновились сейчас, во время противостояния канонической Церкви на Украине и раскольничьей ПЦУ, спровоцированного Фанаром. Румыны решили воспользоваться этим, увидев в безобразии, происходящем у соседей, перспективы для собственного усиления. Причём действуют представители «Бессарабской митрополии» по лекалам «ПЦУ».
Так, в селе Приозёрное Килийского района Одесской области бывший настоятель местного Свято-Параскевинского храма Михаил Стегэреску, апеллируя к национальной принадлежности большей части местных жителей, не просто агитировал их за присоединение к Румынской Церкви, но и создал настоящую инициативную группу по переводу общины (вместе с церковью, разумеется) в «Бессарабскую митрополию». Мотивировал бывший священник УПЦ свои действия тем, что Бессарабия это якобы исконно румынский регион, поэтому и храм в селе, где проживают преимущественно бессарабские румыны, должен перейти под юрисдикцию церкви соседнего государства. Члены группы, организующей переформатирование общины Приозёрного, имеют румынские паспорта. Да и восстановлению и ремонту Свято-Параскевинского храма содействовало консульство Республики Румыния в Одессе.
«Румыны нам помогли построить тут храм, отреставрировать, но при этом говорили всегда, что это безвозмездно и во славу Божию. Батюшка наш, отец Михаил, то же самое говорил всегда: это делается ради вас, ради села, никто на это не будет претендовать. Прошло время, и, к сожалению, батюшка Михаил захотел пойти в другую епархию… Мы его просили не уходить», – говорит прихожанка храма в Приозёрном, преподаватель украинского языка местной школы Ирина Григореску.
Поскольку страсти накалялись, по требованию прихожан в конце мая было проведено собрание, на котором решался вопрос определения статуса общины Приозёрного. Как сообщает пресс-служба Одесской епархии, «в собрании приняли участие и зарегистрировались 41 член общины. Все они единогласно проголосовали за сохранение нынешнего статуса прихода и подчинённость Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Онуфрием, Митрополитом Киевским и всея Украины. Часть жителей села, присутствовавших на собрании, отказалась регистрироваться и предприняла попытки сорвать проведение собрания. Во время голосования два человека из данной группы высказались "против", пятеро – воздержались». Таким образом, сторонники «Бессарабской митрополии» оказались в абсолютном меньшинстве. Но конфликт тем не менее не исчерпан. Бывшего священника УПЦ поддерживают влиятельные жители села, а прихожане опасаются попыток силового захвата своего храма. Ушедший «под румын» батюшка держит при себе документы общины. Однако Одесская епархия может затребовать их возвращение через суд или восстановить как утерянные.
Что же это за храм, из-за которого разгорелись такие нешуточные страсти? Село Приозёрное имеет историческое название Чимашир – так его именовали до 1947 года. Находится оно на берегу озера Китай, в низовье Дуная. Местный храм был заложен в 1790 году, во время Второй Русско-турецкой войны (1787-1791 годов). Румынской Церкви тогда не было и в помине. После заключения Ясского мира 29 декабря 1791 года, территория, на которой находилось в том числе и село Чимашир, отошла к Турции. Но строительство храма не прекратилось. В соответствии с законами Османской империи здание не имело ни купола, ни внешних украшений, колокольня была такой же небольшой, как и сама церковь. Единственное, чем смогли обезопасить себя православные селяне, – входная дверь была такого размера, чтобы всадник не смог в нее проехать.
Однако вскоре подписанием Бухарестского договора завершилась еще одна Русско-турецкая война. И в 1816 году наконец было закончено строительство и состоялось освящение храма в честь преподобной Параскевы Сербской. В 1882 году при храме была открыта церковно-приходская школа, а в 1889-м – училище народного просвещения с библиотекой при нём.
Трагические события ХХ века и время наложили свой отпечаток и на состояние Свято-Параскевинского храма. Здание обветшало. Вот тогда и подсуетились румыны. Ведь селяне в Бессарабии сегодня живут, мягко говоря, бедно.
Удивляет тот факт, что столь явно сепаратистские действия румынской стороны не вызывают никакого интереса у СБУ. А ведь в этой структуре пару лет назад выдумали и успешно победили «Бессарабскую народную республику». На «Бессарабскую митрополию», решили внимания не обращать исходя из логики «только бы не РПЦ». Шоры «российской агрессии» мешают видеть реальную опасность. К тому же Румыния – член не только Евросоюза, но и НАТО. Поэтому войска в Бессарабию на «войну с Румынией» Киев двинуть не может.
Православные жители Приозёрного сейчас живут в ожидании захвата своего старинного Свято-Параскевинского храма и перенимают опыт защиты и сохранения приходов Западной Украины, ставшей ареной самой настоящей религиозной войны.
Однако для многонациональной Бессарабии такой конфликт может стать взрывоопасным. Ведь здесь бок о бок дружно на протяжении веков живут болгары, сербы, молдаване, русские и украинцы, румыны и цыгане. Их объединяет русский язык и православная вера – УПЦ МП. И румынские притязания вполне могут стать причиной гражданского конфликта.
Никого не должна смущать кажущаяся малозначительность событий вокруг храма в селе Приозёрное. Попытка Румынской Церкви с помощью «Бессарабской митрополии» отобрать приход у Одесской епархии УПЦ Московского патриархата – очень тревожный сигнал, за которым обязательно последуют другие. Если «ПЦУ» дозволено уводить православные приходы под Константинополь, почему действовать таким же образом на канонической территории РПЦ не может Румынская православная церковь, возвращая к жизни на Украине «Бессарабскую митрополию» и тем самым содействуя воплощению проекта Romania Mare.
Вера НАДЕЖДИНА
Комментарии (0)