Устали от бредовых сюжетов современных блокбастеров? Ведь раньше как-то получалось даже фантастику делать достоверной. Секреты мастерства киношников и реального оружия — в нашей статье.Таран против марсианских треножниковКогда великий Герберт Уэллс придумал «Войну миров», Британская империя была сильнейшей державой мира. И вдруг её армия оказалась абсолютно беспомощной перед горсткой захватчиков с Марса. Как зулусы с копьями — или даже животные — против современных Уэллсу войск.
Одним из редких земных сюрпризов для пришельцев оказался таранный миноносец «Сын грома»:
«Сын грома» шёл полным ходом без выстрелов. Вероятно, благодаря этому ему и удалось подойти так близко к врагу. Марсиане не знали, как поступить с ним. Один снаряд, и они тотчас же пустили бы его ко дну тепловым лучом».
Классическая иллюстрация 1906 годаНа конец XIX века таран считался вполне эффективным приёмом морского боя — а вдруг торпеды откажут? Для таранных ударов даже строили специальные корабли. Вероятно, прототипом «Сына грома» послужил реальный британский миноносец «Полифем».
Прошло всего двадцать лет — и земная техника далеко опередила даже выдуманных марсиан. В «Войне миров» 1897 года марсиане только пытались подняться в воздух — а в 1917 году небеса покоряли тысячи боевых самолётов. И эта авиация пригодилась против следующей угрозы.
Справка. Этот самый «Полифем» действительно любопытная штука. Его построили в единственном экземпляре. Вооружался «Полифем» торпедами, лёгкими орудиями — и подводным тараном. Первоначально предполагалось, что он будет врываться во вражеские порты и хулиганить там с фатальными последствиями для обнаруженных судов.
Самая известная акция «торпедотарана» — это учения, на которых экипаж тренировался прорываться в гавань Кронштадта. Но от встречи с береговой артиллерией Кронштадта «торпедотаран» счастливо уберегся. Зато вот Уэллс бросил его в бой с марсианами. Дальше «Война миров» попала в руки переводчиков, которые решили не мудрствовать лукаво и разжаловали экзотическое чудо-оружие в обычный миноносец.
Ангелы ада против Кинг-КонгаБерём фигурку обезьяны в полметра (56 сантиметров) высотой, реальные самолёты и получаем родоначальника жанра «армия против монстров» — «Кинг-Конга» 1933 года. Обратите внимание — всего четыре древних аэроплана «вынесли» пятнадцатиметровую обезьяну.
И броня на Конге «условно не показана»Оно, конечно, снято круто, но логика-то иногда должна быть? А всё потому, что не стоит в лоб копировать удачные находки из другой эпохи.
Зато спецэффекты классического «Кинг-Конга» потрясли немало мальчишек. Включая героев следующей нашей истории.
Ганфайтер против динозавраЖил-был мальчик Рэй. И любил он динозавров. Мальчик вырос — и стал мастером спецэффектов Рэем Харрихаузеном. Учился он у создателя «Кинг-Конга» 1933 года Уиллиса О’Брайана. Другой мальчик Рэй тоже любил динозавров. И вырос в великого фантаста Рэя Бредбери.
Рэи подружились. И Харрихаузен сделал модель чудища для фильма «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» по мотивам рассказа Брэдбери «Туманная сирена».
Получилось «Чудовище с глубины 20000 морских саженей»Тысяча девятьсот пятьдесят третий год. Взрыв атомной бомбы в Заполярье разбудил огромного шестидесятиметрового динозавра. После нескольких нападений учёные догадались — монстр плывёт к месту, где миллионы лет назад жили его родичи, чьи ископаемые останки недавно откопали. То есть к Гудзону. И никто не поверил! Ведь свидетелей явлений монстра народу почти не оставалось.
А зря — динозавр вылез из океана и учинил в Нью-Йорке эпический погром. Тут-то армия, точнее Национальная гвардия, и спохватилась. Подвезли 20-мм зенитки, базуки… И почти забили зверюгу.
Зенитка против динозавраНо внезапно солдаты начали умирать. Оказалось, в крови динозавра — древняя зараза. Убить-то его можно, но в процессе заразу разнесёт дальше. Даже огонь не поможет.
И тогда учёные изобрели выход! Метко стреляем гранатой с радиоактивным изотопом — и монстр изжарится изнутри. Как раз в духе атомпанка.
Стрелять доверили лично Ли Ван Клифу. Забавно, но будущую легенду вестернов тогда никто не знал.
Японцев так поразило «Чудовище…», что они сняли свою «Годзиллу». Только с человеком внутри резиновой куклы — поскольку Харрихаузена с его талантами под рукой не оказалось. И вот уже 65 лет мы смотрим на похождения большой огнедышащей крокодилы.
Атомной бомбой по марсианам«Война миров» (1953). Вновь сильнейшая держава мира. Вновь внезапные марсиане. Но ведь прошли уже две мировые войны — и прежние архаичные треножники земляне снесли бы в момент.
Поэтому продюсер Джордж Пэл осовременил захватчиковВесь цвет американской армии, от гаубиц до реактивных установок, столь же беспомощен против марсиан, как и англичане XIX века. От снарядов и ракет защищают силовые поля.
А если атомной бомбой — абсолютным оружием эпохи?
В кино на марсиан её сбросил YB-49 — редчайший и самый футуристичный бомбардировщик США тех лет. Поскольку оба таких самолёта к началу съёмок уже разбились, плёнку взяли с испытаний.
Но и бомба не помогла! Тем сильнее классический финал из романа.
Причём марсиане пользовались не летающими тарелками, что было бы привычно для 50-х — а пепелацами в форме ската манты. И модели пепелацев были реального размера — а не миниатюрки, как тогда предпочитали. Итог — почти абсолютная достоверность.
Фильм имел грандиозный успех. Позже звуки из него использовали в другой фантастике — вплоть до «Звёздного пути».
Огнемётчики против муравьев-мутантовВ далёкой местности пропадают колонисты. Отряд, прибывший для расследования, находит только маленькую девочку, чудом выжившую, а ещё гнездо огромных хищных тварей, похожих на насекомых, во главе с королевой. И бойцам с огнемётами приходится выжигать себе путь в темных туннелях…
Нет, это не «Чужие» Кэмерона. Это «Они!» (Them!) — на тридцать с лишним лет раньше. Заявить в 1954 году, что от атомных испытаний может быть и вред — надо было быть очень смелым.
Киношники сделали простой до гениальности ход — позвали реальных ветеранов-огнемётчиков Второй мировой.
И они зажгли на славу!Какой вывод? Чтобы снять хорошее кино, надо стараться по максимуму, а не пытаться стащить идеи из классики. Даже современному оружию можно придумать достойных противников.
Супергерои XXI века дерутся на кулачках? Вертолёты и реактивные самолёты подлетают к монстру в упор? Стреломёты то бьют по драконам с точностью зенитных ракет, то мажут десятками? «Не надо так». Ведь часто достаточно просто грамотно взять реальное оружие — и настоящих военных.
Евгений Белаш
Устали от бредовых сюжетов современных блокбастеров? Ведь раньше как-то получалось даже фантастику делать достоверной. Секреты мастерства киношников и реального оружия — в нашей статье. Таран против марсианских треножников Когда великий Герберт Уэллс придумал «Войну миров», Британская империя была сильнейшей державой мира. И вдруг её армия оказалась абсолютно беспомощной перед горсткой захватчиков с Марса. Как зулусы с копьями — или даже животные — против современных Уэллсу войск. Одним из редких земных сюрпризов для пришельцев оказался таранный миноносец «Сын грома»: «Сын грома» шёл полным ходом без выстрелов. Вероятно, благодаря этому ему и удалось подойти так близко к врагу. Марсиане не знали, как поступить с ним. Один снаряд, и они тотчас же пустили бы его ко дну тепловым лучом». Классическая иллюстрация 1906 года На конец XIX века таран считался вполне эффективным приёмом морского боя — а вдруг торпеды откажут? Для таранных ударов даже строили специальные корабли. Вероятно, прототипом «Сына грома» послужил реальный британский миноносец «Полифем». Прошло всего двадцать лет — и земная техника далеко опередила даже выдуманных марсиан. В «Войне миров» 1897 года марсиане только пытались подняться в воздух — а в 1917 году небеса покоряли тысячи боевых самолётов. И эта авиация пригодилась против следующей угрозы. Справка. Этот самый «Полифем» действительно любопытная штука. Его построили в единственном экземпляре. Вооружался «Полифем» торпедами, лёгкими орудиями — и подводным тараном. Первоначально предполагалось, что он будет врываться во вражеские порты и хулиганить там с фатальными последствиями для обнаруженных судов. Самая известная акция «торпедотарана» — это учения, на которых экипаж тренировался прорываться в гавань Кронштадта. Но от встречи с береговой артиллерией Кронштадта «торпедотаран» счастливо уберегся. Зато вот Уэллс бросил его в бой с марсианами. Дальше «Война миров» попала в руки переводчиков, которые решили не мудрствовать лукаво и разжаловали экзотическое чудо-оружие в обычный миноносец. Ангелы ада против Кинг-Конга Берём фигурку обезьяны в полметра (56 сантиметров) высотой, реальные самолёты и получаем родоначальника жанра «армия против монстров» — «Кинг-Конга» 1933 года. Обратите внимание — всего четыре древних аэроплана «вынесли» пятнадцатиметровую обезьяну. И броня на Конге «условно не показана» Оно, конечно, снято круто, но логика-то иногда должна быть? А всё потому, что не стоит в лоб копировать удачные находки из другой эпохи. Зато спецэффекты классического «Кинг-Конга» потрясли немало мальчишек. Включая героев следующей нашей истории. Ганфайтер против динозавра Жил-был мальчик Рэй. И любил он динозавров. Мальчик вырос — и стал мастером спецэффектов Рэем Харрихаузеном. Учился он у создателя «Кинг-Конга» 1933 года Уиллиса О’Брайана. Другой мальчик Рэй тоже любил динозавров. И вырос в великого фантаста Рэя Бредбери. Рэи подружились. И Харрихаузен сделал модель чудища для фильма «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» по мотивам рассказа Брэдбери «Туманная сирена». Получилось «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» Тысяча девятьсот пятьдесят третий год. Взрыв атомной бомбы в Заполярье разбудил огромного шестидесятиметрового динозавра. После нескольких нападений учёные догадались — монстр плывёт к месту, где миллионы лет назад жили его родичи, чьи ископаемые останки недавно откопали. То есть к Гудзону. И никто не поверил! Ведь свидетелей явлений монстра народу почти не оставалось. А зря — динозавр вылез из океана и учинил в Нью-Йорке эпический погром. Тут-то армия, точнее Национальная гвардия, и спохватилась. Подвезли 20-мм зенитки, базуки… И почти забили зверюгу. Зенитка против динозавра Но внезапно солдаты начали умирать. Оказалось, в крови динозавра — древняя зараза. Убить-то его можно, но в процессе заразу разнесёт дальше. Даже огонь не поможет. И тогда учёные изобрели выход! Метко стреляем гранатой с радиоактивным изотопом — и монстр изжарится изнутри. Как раз в духе атомпанка. Стрелять доверили лично Ли Ван Клифу. Забавно, но будущую легенду вестернов тогда никто не знал. Японцев так поразило «Чудовище…», что они сняли свою «Годзиллу». Только с человеком внутри резиновой куклы — поскольку Харрихаузена с его талантами под рукой не оказалось. И вот уже 65 лет мы смотрим на похождения большой огнедышащей крокодилы. Атомной бомбой по марсианам «Война миров» (1953). Вновь сильнейшая держава мира. Вновь внезапные марсиане. Но ведь прошли уже две мировые войны — и прежние архаичные треножники земляне снесли бы в момент. Поэтому продюсер Джордж Пэл осовременил захватчиков Весь цвет американской армии, от гаубиц до реактивных установок, столь же беспомощен против марсиан, как и англичане XIX века. От снарядов и ракет защищают силовые поля. А если атомной бомбой — абсолютным оружием эпохи? В кино на марсиан её сбросил YB-49 — редчайший и самый футуристичный бомбардировщик США тех лет. Поскольку оба таких самолёта к началу съёмок уже разбились, плёнку взяли с испытаний. Но и бомба не помогла! Тем сильнее классический финал из романа. Причём марсиане пользовались не летающими тарелками, что было бы привычно для 50-х — а пепелацами в форме ската манты. И модели пепелацев были реального размера — а не миниатюрки, как тогда предпочитали. Итог — почти абсолютная достоверность. Фильм имел грандиозный успех. Позже звуки из него использовали в другой фантастике — вплоть до «Звёздного пути». Огнемётчики против муравьев-мутантов В далёкой местности пропадают колонисты. Отряд, прибывший для расследования, находит только маленькую девочку, чудом выжившую, а ещё гнездо огромных хищных тварей, похожих на насекомых, во главе с королевой. И бойцам с огнемётами приходится выжигать себе путь в темных туннелях… Нет, это не «Чужие» Кэмерона. Это «Они!» (Them!) — на тридцать с лишним лет раньше. Заявить в 1954 году, что от атомных испытаний может быть и вред — надо было быть очень смелым. Киношники сделали простой до гениальности ход — позвали реальных ветеранов-огнемётчиков Второй мировой. И они зажгли на славу! Какой вывод? Чтобы снять хорошее кино, надо стараться по максимуму, а не пытаться стащить идеи из классики. Даже современному оружию можно придумать достойных противников. Супергерои XXI века дерутся на кулачках? Вертолёты и реактивные самолёты подлетают к монстру в упор? Стреломёты то бьют по драконам с точностью зенитных ракет, то мажут десятками? «Не надо так». Ведь часто достаточно просто грамотно взять реальное оружие — и настоящих военных. Евгений Белаш
Комментарии (0)