Спасая честь США, японцы сделали харакири: Катастрофу F-35А свалили на летчика - «ДНР и ЛНР»
- 20:12, 11-июн-2019
- ДНР и ЛНР
- Otis
- 0
Многоцелевой истребитель F-35А японских ВВС, разбившийся у побережья на севере острова Хонсю 9 апреля, искали долго, а вот с выводами о причине авиакатастрофы явно поторопились. Ею признан пресловутый «человеческий фактор» — виноват пилот, а не техника. В результатах расследования делается однозначный вывод, что «вероятность того, что у самолета возникла какая-либо техническая неполадка, крайне незначительна». По официальной версии пилот воздушного судна потерял ориентацию в пространстве, в частности ощущение высоты и положения, в результате чего на большой скорости врезался в водную поверхность.
Носитель памяти «черного ящика» разбившегося F-35А не найден, из обломков истребителя удалось поднять обломок крыла и часть регистратора полета самолета с потерянными данными. По большому счету — ничего, что позволило бы сделать однозначные выводы о причинах падения. Выводы были сделаны на основании анализа информации с радара и записей переговоров между истребителями, которые выполняли совместный тренировочный полет вместе с самолетом, потерпевшим крушение. Эти данные показали, что пилот не пытался катапультироваться, что свидетельствует о том, что он… потерял ориентацию в пространстве.
В документе из материалов расследования катастрофы говорится о том, что пилот получил указание снизить высоту, чтобы обеспечить безопасную дистанцию с другим самолетом. Он спокойно ответил диспетчеру, что выполняет команду. При этом его самолет стал снижаться крайне резко и на скорости более тысячи километров в час врезался в поверхность океана в 135 км к востоку от базы ВВС Мисава на севере японского острова Хонсю. Достаточно странное объяснение, не всякий пилот отреагирует на команду снижения высоты почти отвесным пикированием к поверхности. Тем более, что за штурвалом F-35 был опытный 41-летний пилот майор Акинори Хосоми, который и прежде неоднократно летал на подобного типа самолетах. Командование считало его отличным пилотом со светлым будущим. К слову, останки пилота были найдены и идентифицированы, но раскрывать дополнительные подробности в ASDF (воздушные силы самообороны Японии) отказались, сославшись на конфиденциальность и пожелания семьи погибшего.
— Версия о потере ориентации в пространстве пилотом, тем более с большим опытом летной работы, весьма сомнительна, — считает военный эксперт Владислав Шурыгин. — Еще курсантов военных училищ учат летать «вслепую», как говорят — по приборам, когда летчик ничего не видит, что происходит за «фонарем», прозрачной частью пилотской кабины. При полете в тумане, облаках или темной безлунной ночью, когда земные и небесные ориентиры не видны, летчик способен управлять самолетом только по показаниям приборов. Контролирует он при «слепом пилотаже» в том числе и высоту полета. Надо полагать, что на истребителе пятого поколения F-35 имеются приборы для контроля всех параметров полета и летчик в любой момент может определить свое местоположение в воздухе и об опасном сближении с поверхностью его предупредят средства оповещение. А в этом случае создается впечатление, что пилот потерял не ориентацию, а скорее всего неожиданно потерял сознание и уже не мог контролировать ситуацию. Он ни катапультировался, ни включил автопилот, ни сообщил диспетчеру о каких-то проблемах. Человек мог просто неожиданно «отключиться» по каким-либо причинам.
Эту версию подтверждают и в самой Японии, где оппозиционные силы в парламенте озвучили свои наиболее вероятные причины падения истребителя. Там обратили внимание на тот факт, что с самолетами пятого поколения F-35, которые были поставлены в Японию, не был до конца решен вопрос по снижению уровня кислорода в системе жизнеобеспечения пилота. Парламентарии адресовали вопрос главе военного ведомства страны Такэси Ивая: «Разве в США, поставляя эти самолеты, ранее не сообщали, что нередки случаи, когда давление кислорода резко снижается, вследствие чего летчик может потерять сознание? Была ли эта система налажена перед продажей нам самолетов F-35?». Представители оппозиции считают, что в ASDF могли скрыть неполадки с системой жизнеобеспечения пилота. Именно это объясняет, почему летчик не сообщил на авиабазу о выявленных неполадках на борту.
Если подобное предположение имеет место быть, то к крушению F-35 привел не «человеческий фактор», а именно технические причины, которые всячески скрываются. По состоянию на январь 2018 года у этого самолета было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжелой травме, профессиональным заболеваниям, а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем). При этом чиновники Пентагона исправляли отчетность, занижая количество недостатков первой и второй категории нисколько не заботясь об улучшении окончательного инженерного проектирования.
Похоже, что сейчас Япония решила сделать себе харакири, возложив всю вину за разбившийся истребитель на пилота майора Акинори Хосоми, поставив таким образом под сомнение не только его профессиональные качества, но и всех остальных японских пилотов, которые, получается, не могут отличить землю (воду) от неба. «Мы усилим обучение пилотов навыкам, позволяющим в любой ситуации не терять ориентацию в пространстве», — расписался в собственной слабости министр обороны страны Такэси Ивая, отправляя эти слова в первую очередь в адрес страны-производителя F-35 — США. Раз причиной катастрофы стал «человеческий фактор», а не технические неполадки, то можно возобновить полеты этих истребителей и не отказываться от планов по их дальнейшим закупкам.
Предполагается, что ASDF приобретет у США 105 истребителей F-35 двух модификаций, сборка которых уже производится из американских компонентов на заводе компании Mitsubishi Heavy Industries. Не смотря на «дурную славу» F-35 (в самих США этот истребитель назван «худшим из всех самолетов ВВС»), Токио следует прежним договоренностям и закрывает глаза на недостатки приобретаемой военной продукции. Такая «покорность» и взятие вины на себя обусловлена еще и тем, что Токио готов купить два американских легких авианосца, а самое главное — получить разрешение от Вашингтона на переоборудование собственных вертолетоносцев в авианосцы. Япония сейчас стремительно наращивает именно наступательные вооружения в ВМС и ВВС, и ради американского «добро» на такую стратегию готова даже приобретать самолеты с явными дефектами.
Несмотря на то, что истребителей пятого поколения F-35 выпущено более 380 машин, их репутация все еще остается довольно сомнительной. Не лучшим образом повлияла на имидж самолета и недавнее крушение F-35А ВВС Японии. Ранее, в сентябре 2018 года, потерпел крушение F-35 В из состава 501-й учебной эскадрильи корпуса морской пехоты США в Южной Каролине. Пилот успел катапультироваться. Жаловались летчики авиации корпуса морской пехоты и на незащищенность самолета от попадания молнии и требовали установить на нем громоотвод. Сопутствовала эксплуатации F-35 и череда аварий, в том числе с возгоранием двигателя. Неподтвержденным остался случай с поражением и повреждением F-35 ВВС Израиля в небе Сирии в конце 2017 года, который приписывают воздействию ракеты комплекса С-200 российского производства. Израильская сторона утверждает, что это было столкновение с птицей.
Еще одним из критических недостатков F-35 является неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля и диспетчеры не получают информацию о происшествии. Еще один серьезный дефект обнаружился в системе управления вооружением — пилоты не могут подтвердить координаты наземной цели, что уменьшает эффективность и точность бомбометания. Эксперты полагают, что каждый отдельно взятый недостаток не препятствует эксплуатации самолета, однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полетов и «значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию».
По мнению военного эксперта Виктора Мураховского, F-35 — это некая попытка совместить несовместимое в одной конструкции. Это и технология невидимости, и маршевый сверхзвуковой двигатель, и вертикальный взлет, и ударные возможности, и борьба за господство в воздухе. «На одной платформе практически невозможно все реализовать эффективно — на выходе все получается достаточно средненько, плюс некоторые системы остаются недоработаны до конца. Данные самолеты плохо обеспечивают безопасность даже в мирное время, что видно и по случаю с падением F-35 в Японии», — считает эксперт.
Тем не менее, утверждается, в первую очередь американскими изданиями (например, National Interest), что F-35 является самым передовым в мире многоцелевым истребителем, а программа по его созданию признана одним из величайших технологических достижений и обеспечит мировой господство США в воздухе на десятилетия вперед. Издание Business Insider включило F-35 в список самых мощных вооружений стран НАТО. При этом именно партнеры по Североатлантическому альянсу весьма скептически относятся к навязываемой им военно-воздушной технике. Но если Германия, Франция и Великобритания могут позволить себе отказаться от навязываемого американского истребителя пятого поколения и разрабатывать собственные проекты нового боевого самолета, то более зависимая от США Япония вынуждена «глотать» F-35 не смотря на его проблемы.
Стоит вспомнить, что программа создания Lockheed Martin F-35 Lightning II стала для США самой дорогостоящей в истории производства оружия. Она обошлась в полтора триллиона долларов. Разработчики не только повысили изначально оговоренную сумму на сотни миллиардов долларов, но и ввели самолет в строй на семь лет позже, чем изначально предполагалось. Подобные затраты нужно как-то компенсировать (это ведь бизнес), в том числе за счет Японии.
Виктор Сокирко
Комментарии (0)