5 заводов Украины, которые не пережили «декоммунизацию» - «ДНР и ЛНР»
- 20:36, 09-июн-2019
- ДНР и ЛНР
- Hamphrey
- 0
Харьковский авиационный завод и «Антонов»
Ужесточение конкуренции на мировом рынке авиастроения и разрыв кооперационных связей с Россией привели к стагнации украинского авиапрома.
Особенно сложная ситуация сложилась на Харьковском авиационном заводе, который после 2014 года не получил ни одного заказа. В октябре 2014-го предприятие объявило дефолт по облигациям общей номинальной стоимостью 440 млн гривен (на тот момент около 35 млн долларов) в связи с отсутствием средств для погашения задолженностей.
По состоянию на начало 2019 года на предприятии висит 13-месячная задолженность по заработной плате в размере 180 млн гривен (около 6,5 млн долларов).
Завод продолжают покидать высококвалифицированные кадры.
На Харьковском авиационном заводе в относительно высокой степени готовности находятся один самолет Ан-74ТК-300 (заказчик неясен) и два Ан-74Т/ТК-200 (считается, что один из них строится для ВВС Египта). Однако неизвестно, способно ли предприятие осуществить их достройку без внешнего финансирования.
Ан-74ТК-300VIP - самолет Правительства Украины
Киевский авиазавод «Антонов» после 2016 года не произвел ни одного самолета. В конце 2016 года уволился и уехал работать в Азербайджан главный конструктор предприятия Дмитрий Кива.
Последним выпущенным на «Антонове» самолетом стал самолет-демонстратор Ан-132D, произведенный в 2016 году в сотрудничестве с Саудовской Аравией.
На сотрудничество с Саудовской Аравией, Азербайджаном и Индией киевские власти и руководство «Антонова» возлагали большие надежды, которые пока не оправдались. Так, заказчик из Саудовской Аравии отказался от украинских самолетов.
Разорванные кооперационные связи с Россией восстановить за счет взаимодействия с третьими странами не удалось.
Первый полет самолета Ан-132D
На сегодняшний день «Антонов» продолжает свое существование благодаря ремонту и обслуживанию ранее произведенных самолетов, а также за счет эксплуатации наибольшего в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия», выполняющего коммерческие грузоперевозки для зарубежных заказчиков.
Высококвалифицированные кадры «Антонова» тем временем переманивают к себе Россия, Китай, Азербайджан и другие. Интерес также представляет техническая документация предприятия, которую пытаются точечно скупать зарубежные игроки.
Одесский припортовый завод
Одесский припортовый завод, расположенный в городе Южный, был основан в 1974 году. Он специализируется на производстве минеральных удобрений и перевалке аммиака из России.
Золотой эпохой завода во времена независимости стали 2000-е, когда цены на удобрения и аммиак на мировых рынках находились на стабильно высоком уровне. В те времена за контроль над заводом боролись многие украинские олигархи, в том числе финансово-промышленные группы Игоря Коломойского, Дмитрия Фирташа, Константина Григоришина (до 2016 года гражданина России).
В те времена стоимость завода оценивалась в 1 млрд долларов, а в 2009 году Коломойскому даже удалось выкупить предприятие за 625 млн долларов, но результаты приватизационного конкурса были отменены правительством Юлии Тимошенко.
Одесский припортовый завод
С 2010 года начала меняться конъюнктура на мировом рынке удобрений, потому ОПЗ начал испытывать определенные финансовые проблемы.
Полноценный же производственный и финансовый кризис на предприятии начался после 2014 года, когда цены на удобрения на мировых рынках начали существенно снижаться, а цена газа на внутриукраинском рынке начала расти. С тех пор вокруг завода постоянно возникали скандалы, в которых фигурировали люди, ориентированные на Петра Порошенко и Арсения Яценюка.
По состоянию на сегодняшний день цеха по производству удобрений работают в лучшем случае несколько месяцев в году, а завод худо-бедно выживает лишь за счет перевалки аммиака.
Фонд госимущества несколько раз снижал стартовую цену завода вплоть до 150 млн долларов, но покупателей так и не нашлось. ОПЗ, помимо прочего, обременен долгами — согласно решениям Стокгольмского арбитража и украинских судебных инстанций, предприятие задолжало структурам олигарха Фирташа 251 млн долларов.
Тем временем высококвалифицированные химики из ОПЗ перебираются в различные страны мира — от России до Алжира.
Кременчугский сталелитейный завод
Завод, специализирующийся на крупном вагонном и автомобильном литье, был основан в 1962 году.
В первой половине 2000-х предприятие приватизировали, основными акционерами стали Игорь Коломойский и Сергей Тигипко. Проблемы у завода начались в 2013 году, когда последние месяцы в Киеве досиживал Виктор Янукович.
Во-первых, после Евромайдана наметился разрыв отношений с Россией — ключевым зарубежным партнером завода. Во-вторых, кризис охватил «Укрзализныцю» — монополиста железнодорожных перевозок и основного внутреннего заказчика предприятия. В конце 2014 года началась процедура банкротства, а работникам объявили о массовых сокращениях после Нового года.
Кременчугский сталелитейный завод
Два года завод простаивал. Производство возобновили лишь в конце 2016-го. Основными заказчиками стали вагоностроительные предприятия Сергея Тигипко, решившего расширять агробизнес, для чего потребовались дополнительные зерновозы, а также «Укрзализныця», улучшившая свое финансовое состояние после событий 2014–2015 годов.
Тем не менее нынешние объемы производства намного меньше, чем даже в кризисном для завода 2013 году, когда падение составило 48,4%. В 2013 году объем литья насчитывал 70 тысяч тонн, а по данным аналитиков, в текущем году этот показатель сократится в 2–3 раза. В январе-апреле 2019-го, по сравнению с январем-апрелем прошлого года, завод уменьшил выпуск продукции почти на треть (27,8%). С предприятия уволили более пятисот человек.
Мариупольский завод тяжелого машиностроения
Мариупольский завод тяжелого машиностроения, входящий в группу «Азовмаш», специализировался на производстве вагонов-цистерн, крытых вагонов, полувагонов, контейнеров-цистерн, автоцистерн, металлургического оборудования, портальных кранов.
После 2014 года предприятие вошло в состоянии кризиса. Снизился объем производства, а вместе с ним и финансовые показатели. Причинами стали утрата российского рынка, боевые действия в Донбассе, противостояние между олигархическими группами за контроль над активом, отсутствие государственных заказов.
Преодолеть последствия событий 2014–2015 года предприятие так и не сумело и в начале 2019 года, имея долги в несколько миллиардов гривен перед частными кредиторами, было объявлено Хозяйственным судом Киева банкротом.
Денис Гаевский
Комментарии (0)