«Игра престолов» как отражение кризиса Запада - «ДНР и ЛНР»

  • 20:45, 07-июн-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Изабелла
  • 0


«Игра престолов» приобрела почти мистическую популярность. Но пока киноведы спорят о технических эффектах и сюжетных особенностях сериала, стоит обратить внимание на его социальную и экономическую природу. А он не так прост, как это кажется на первый взгляд, и скрывает немало глубокого смысла – проблем общества, которые на Западе так не хочется замечать

Только ленивый не отметил такие пороки «Игры престолов», как жестокость, распущенность, амбициозность и беспринципность большинства персонажей. Но если добавить к названным симптомам отсутствие в сериале подлинного аристократизма, куртуазности, любви и привлекательности дам (возводимых в Средние века и во многих фэнтезийных сюжетах на пьедестал), то перед нами предстает корпоративный офис, опрокинутый в мир декоративных рыцарей и драконов. В этом «офисе» кипит борьба за руководящие позиции, за право подносить боссу кофе и отвечать за наиболее важный участок работы компании. Здесь нет внутренней мотивации, а есть затертые искусственно эмоциональные проблемы индивида, ибо его существование в сути своей бессмысленно.

В сериале не ощущается разницы между благородным сословием, которому следовало бы быть носителем рыцарской этики, и простолюдинами. Это если не считать надменности. Впрочем, дело не в ней: умственное равенство «низов» и «верхов», в силу деградации последних, все более заметно в Северной Америке и Западной Европе. Нравственно «верхи» предстают разложенными до предела, а «низы» скорее выступают здесь тенями статистов. Но вся борьба в сериале – это борьба за активы, существующие только в форме словесных определений. В сути своей это явление отлично отражает верхушечную (финансолизированную и управленческую) западную экономику, во многом утратившую производство. Авторы сериала даже не знают, как нужно показать его фоном. Этот фон им не известен ни в старинной, ни в современной форме.
Отдав производство странам окраины, экономики центра капитализма обрели мнимое финансовое господство над процессами в мире. Однако в 2008 году стало понятно: развиваться и процветать будут производственные страны, а бывшие лидеры получат долги, бюджетный дефицит, раздоры и деградацию элиты, а заодно и моральный кризис «низов». Разве всего этого нет в избытке в «Игре престолов», которая начала выходить на экраны с 2011 года, когда большой кризис был уже фактом?
Матерь драконов с самого начала борется за свободу примерно так, как организаторы майданов из США и ЕС, предлагая угнетенным такое внеэкономическое «освобождение», которое лишает их прежних убогих средств к существованию и не дает новых. Разве блондинка Дейенерис не знает, что рабов полагается освобождать с землей? В последних сериях драконья хозяйка, кажется, начинает догадываться, что никакого освобождения миру не несет. Потому она и крушит все вокруг. Все ли это уловили? Сознаем ли мы, что в разрушенном огнем драконов главном городе авторы разоблачают сценарии ложного спасения и освобождения, что так часто пишутся политическими технологами Запада для других стран? Но здесь ощущается и бессилие освободительных планов, малопонятных жителям постсоветского мира. А вот американцы и граждане Еврозоны еще недавно яростно боролись за возможность левого, освободительного поворота в своих странах. Достаточно вспомнить взлет Берни Сандерса в США, Алексиса Ципраса в Греции и Жан-Люка Меланшона во Франции. Увы – будущее будут вершить совсем иные силы, совсем иные личности.

Превращение парализованного ясновидящего юноши в правителя Семи королевств и уход подлинного героя Джона Сноу за стену можно трактовать как сигнал будущего англо-саксонского мира. Править будет некто безликий, знающий все и не очень интересующийся мысленными метаниями «низов». Он не герой в рыцарском смысле. Он не освободитель. Он не разрушитель, но и не созидатель, ибо идеи созидания в «Игре престолов» совсем не ощущается. Разве его приход во власть, это не авторитарный сценарий? И вспомним еще раз, что экономики в этом мире нет. Разве не надвигается на него зима?

«Зима близко!» – это в сериале повторяют постоянно. Но под конец выясняется, что угроза победы ее «хозяев», белых ходоков, не состоится. Все сезоны одна угроза сменялась в сериале другой, появлялись и исчезали претенденты на власть в сказочном мире, лилась кровь и сходили со сцены многие неплохие герои. Все это обещало хороший конец. Его ожидали многие, надеясь при этом, что снежный Джон женится на Дейенерис, а ее свадебный букет поймает карлик или еще кто-то обиженный судьбой. Вместо сотворения этого, вполне нормального для времен Великой депрессии 1929-1933 годов, киношного финала, создатели повели себя честно.

Авторы сериала не стали прислушиваться к голосам фанатов, а сказали им правду: хорошего конца не может быть в реальном мире и его не должно быть в сказке для взрослых. Это было во многом ожидаемо, для тех, кто понял – «Игра престолов» не просто «лучшая фэнтези», «революционная сага» и тому подобное, но антифэнтези. А это самое важное.

Жанр фэнтези расцвел и обрел массу сторонников в особых экономических условиях. Он сменил своим сказочным гипнозом кошмарные сны киберпанка 1980-х годов. Человек с бессмысленной деятельностью, но сносным заработком находил убежище в книжках, фильмах, играх и прочих фэнтезийных продуктах. Они консервировали его психику в комфортном детском состоянии, тогда как его взрослая экономическая деятельность была неинтересна, однообразна и никак не походила на подвиги рыцарей, эльфов и хоббитов. Этому сну пришел конец, так как капсула, в которой ловил сновидения западный обыватель, давно начала крошиться. Избыток долгов, удушающая петля налогов, дороговизна, безработица и неуверенность в завтрашнем дне – все это и есть зима нашего времени. Какой тут может быть хороший конец?

Великая депрессия 1930-х годов закончилась невиданным бумом потребления и производства на Западе. Зритель, денежные дела коего не были уже так плохи, оказался готов чаще принимать кино без хэппи-энда. Сейчас такой перспективы на Западе не видно, поскольку слишком многие страны подросли для того, чтобы повторить чудо капитализма Северной Америки и Западной Европы 1950-1960-х годов и окунуться в свой рай «общества потребления», не покупая западные товары, а производя свои. Конечно, обитатели новых стран-лидеров капитализма сейчас далеко не в раю. Но, по чести сказать, стоило бы снять для них отдельный финал «Игры престолов». Пусть бы он тоже не был сладеньким, но он точно был бы иным

Василий Колташов

«Игра престолов» приобрела почти мистическую популярность. Но пока киноведы спорят о технических эффектах и сюжетных особенностях сериала, стоит обратить внимание на его социальную и экономическую природу. А он не так прост, как это кажется на первый взгляд, и скрывает немало глубокого смысла – проблем общества, которые на Западе так не хочется замечать Только ленивый не отметил такие пороки «Игры престолов», как жестокость, распущенность, амбициозность и беспринципность большинства персонажей. Но если добавить к названным симптомам отсутствие в сериале подлинного аристократизма, куртуазности, любви и привлекательности дам (возводимых в Средние века и во многих фэнтезийных сюжетах на пьедестал), то перед нами предстает корпоративный офис, опрокинутый в мир декоративных рыцарей и драконов. В этом «офисе» кипит борьба за руководящие позиции, за право подносить боссу кофе и отвечать за наиболее важный участок работы компании. Здесь нет внутренней мотивации, а есть затертые искусственно эмоциональные проблемы индивида, ибо его существование в сути своей бессмысленно. В сериале не ощущается разницы между благородным сословием, которому следовало бы быть носителем рыцарской этики, и простолюдинами. Это если не считать надменности. Впрочем, дело не в ней: умственное равенство «низов» и «верхов», в силу деградации последних, все более заметно в Северной Америке и Западной Европе. Нравственно «верхи» предстают разложенными до предела, а «низы» скорее выступают здесь тенями статистов. Но вся борьба в сериале – это борьба за активы, существующие только в форме словесных определений. В сути своей это явление отлично отражает верхушечную (финансолизированную и управленческую) западную экономику, во многом утратившую производство. Авторы сериала даже не знают, как нужно показать его фоном. Этот фон им не известен ни в старинной, ни в современной форме. Отдав производство странам окраины, экономики центра капитализма обрели мнимое финансовое господство над процессами в мире. Однако в 2008 году стало понятно: развиваться и процветать будут производственные страны, а бывшие лидеры получат долги, бюджетный дефицит, раздоры и деградацию элиты, а заодно и моральный кризис «низов». Разве всего этого нет в избытке в «Игре престолов», которая начала выходить на экраны с 2011 года, когда большой кризис был уже фактом? Матерь драконов с самого начала борется за свободу примерно так, как организаторы майданов из США и ЕС, предлагая угнетенным такое внеэкономическое «освобождение», которое лишает их прежних убогих средств к существованию и не дает новых. Разве блондинка Дейенерис не знает, что рабов полагается освобождать с землей? В последних сериях драконья хозяйка, кажется, начинает догадываться, что никакого освобождения миру не несет. Потому она и крушит все вокруг. Все ли это уловили? Сознаем ли мы, что в разрушенном огнем драконов главном городе авторы разоблачают сценарии ложного спасения и освобождения, что так часто пишутся политическими технологами Запада для других стран? Но здесь ощущается и бессилие освободительных планов, малопонятных жителям постсоветского мира. А вот американцы и граждане Еврозоны еще недавно яростно боролись за возможность левого, освободительного поворота в своих странах. Достаточно вспомнить взлет Берни Сандерса в США, Алексиса Ципраса в Греции и Жан-Люка Меланшона во Франции. Увы – будущее будут вершить совсем иные силы, совсем иные личности. Превращение парализованного ясновидящего юноши в правителя Семи королевств и уход подлинного героя Джона Сноу за стену можно трактовать как сигнал будущего англо-саксонского мира. Править будет некто безликий, знающий все и не очень интересующийся мысленными метаниями «низов». Он не герой в рыцарском смысле. Он не освободитель. Он не разрушитель, но и не созидатель, ибо идеи созидания в «Игре престолов» совсем не ощущается. Разве его приход во власть, это не авторитарный сценарий? И вспомним еще раз, что экономики в этом мире нет. Разве не надвигается на него зима? «Зима близко!» – это в сериале повторяют постоянно. Но под конец выясняется, что угроза победы ее «хозяев», белых ходоков, не состоится. Все сезоны одна угроза сменялась в сериале другой, появлялись и исчезали претенденты на власть в сказочном мире, лилась кровь и сходили со сцены многие неплохие герои. Все это обещало хороший конец. Его ожидали многие, надеясь при этом, что снежный Джон женится на Дейенерис, а ее свадебный букет поймает карлик или еще кто-то обиженный судьбой. Вместо сотворения этого, вполне нормального для времен Великой депрессии 1929-1933 годов, киношного финала, создатели повели себя честно. Авторы сериала не стали прислушиваться к голосам фанатов, а сказали им правду: хорошего конца не может быть в реальном мире и его не должно быть в сказке для взрослых. Это было во многом ожидаемо, для тех, кто понял – «Игра престолов» не просто «лучшая фэнтези», «революционная сага» и тому подобное, но антифэнтези. А это самое важное. Жанр фэнтези расцвел и обрел массу сторонников в особых экономических условиях. Он сменил своим сказочным гипнозом кошмарные сны киберпанка 1980-х годов. Человек с бессмысленной деятельностью, но сносным заработком находил убежище в книжках, фильмах, играх и прочих фэнтезийных продуктах. Они консервировали его психику в комфортном детском состоянии, тогда как его взрослая экономическая деятельность была неинтересна, однообразна и никак не походила на подвиги рыцарей, эльфов и хоббитов. Этому сну пришел конец, так как капсула, в которой ловил сновидения западный обыватель, давно начала крошиться. Избыток долгов, удушающая петля налогов, дороговизна, безработица и неуверенность в завтрашнем дне – все это и есть зима нашего времени. Какой тут может быть хороший конец? Великая депрессия 1930-х годов закончилась невиданным бумом потребления и производства на Западе. Зритель, денежные дела коего не были уже так плохи, оказался готов чаще принимать кино без хэппи-энда. Сейчас такой перспективы на Западе не видно, поскольку слишком многие страны подросли для того, чтобы повторить чудо капитализма Северной Америки и Западной Европы 1950-1960-х годов и окунуться в свой рай «общества потребления», не покупая западные товары, а производя свои. Конечно, обитатели новых стран-лидеров капитализма сейчас далеко не в раю. Но, по чести сказать, стоило бы снять для них отдельный финал «Игры престолов». Пусть бы он тоже не был сладеньким, но он точно был бы иным Василий Колташов


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!